Слово учителя (частично под запись). «капитанская дочка» - одно из последних произведений А 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово учителя (частично под запись). «капитанская дочка» - одно из последних произведений А



«Капитанская дочка» - одно из последних произведений А. С. Пушкина, крупнейшее явление его прозы. Повесть появилась 22 декабря 1836 года в четвертом номере пушкинского журнала «Современник». Уже 26 декабря Владимир Федорович Одоевский написал автору:

 

«Вы знаете всё, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, но вот критика не в художественном, но в читательском отношении: Пугачев слишком скоро, после того как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто — читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята»[149].

 

Писателя В. Ф. Одоевского поразила и лаконичность прозы Пушкина, и быстрота сюжетных поворотов, и композиционная динамичность, которая была несвойственна романтическим историческим произведениям. Но проза А. С. Пушкина уже была другой прозой — прозой реалистической. Именно поэтому новизна формы и содержания этого произведения до сих пор тревожит умы читателей и исследователей.

 

  Реалúзм (от лат. realis — вещественный) — один из творческих методов в литературе и искусстве. Реализм в искусстве — это верность изображения характеров персонажей, их психологии, психологии их среды, времени и места обитания.  

 

Во-первых, до сих пор нет устоявшейся точки зрения на жанр «Капитанской дочки»: одни говорят, что это повесть, другие утверждают, что роман. Веские аргументы приводят и те и другие, но читателям важно не это. «Капитанская дочка» — просто очень интересное произведение, не оставляющее равнодушными даже читателей.

Те исследователи, кто отстаивает жанр повести, часто указывают на небольшой объем произведения, имеющего несколько сюжетных линий, главная из которых — сюжетная линия «Пугачев — Гринев». Но при сравнительно малом объеме все сюжетные линии глубоко и полно раскрывают перед нами картину жизни России ХVIII столетия в переломный для нее период — период проверки на жизнестойкость существующей государственной системы, абсолютной монархии. У А. С. Пушкина, в последние годы жизни постоянно интересовавшегося не только историей, но и разинско-пугачевским фольклором, тема крестьянских восстаний прошлых столетий все время переплеталась с осмыслением событий, ему современных, — крестьянских волнений во многих губерниях, выступления декабристов в 1825 году, несостоявшихся реформ императора Александра I.

Лишь на втором плане произведения проходит любовная сюжетная линия «Маша Миронова — Петр Гринев», хотя название вроде бы говорит об ином. Кроме проблем нравственных и духовных, эта линия раскрывает «мысль семейную», как это позднее назвал Лев Толстой, показывает не только и не столько быт мелкопоместных дворян, сколько их миропонимание, жизненные устои, на которых и держится государство, с точки зрения автора.

Все остальные сюжетные линии лишь дополняют, как бы отсвечивают главную, чтобы полнее и ярче раскрыть авторский замысел. Отсюда и лаконизм пушкинского слога.

Идейно-художественная позиция самого А. С. Пушкина изложена довольно четко в его набросках о литературе, в частности в «Начале статьи о русской прозе»:

«Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат; стихи дело другое (впрочем, в них не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится. С воспоминаниями о протекшей юности литература наша далеко вперед не подвинется).

Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе? — Ответ: Карамзина. Это еще похвала не большая...»[150].

Однако впервые в русской литературе ХIХ столетия поднятая тема и широта охвата исторических событий впечатляют не объемом, а глубиной и оценкой исторических событий, так или иначе выводящих нас на понятие романа.

 

  Ромáн (от фр. roman — первоначально произведение на романских языках) — большая форма эпического жанра литературы Нового времени. Его наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, отсюда большой объем сравнительно с другими жанрами[151].  

 

Во-вторых, спорят и о характере взаимодействия между «Историей Пугачевского бунта» и «Капитанской дочкой»:

 

«Процесс создания,,Капитанской дочки” — поразительный пример взаимодействия образно-художественной и исследовательской мысли. Развитие художественного замысла привело на определенном этапе к историческим изучениям, из которых возникла,,История Пугачева”. Работа историка откорректировала работу художника и дала ей новое направление»[152].

 

«Накаленная общественная обстановка вызывала постоянные споры писателей пушкинского круга о путях дальнейшего развития России. Естественно, что в ходе этих непрерывных историко-философских дебатов Пушкин начинает проявлять все больший интерес к изучению и осмыслению истории России ХVIII века... Его очень занимает правление Екатерины II — ведь именно в годы ее царствования происходило восстание Пугачева, одно из наиболее мощных социальных движений второй половины ХVIII столетия. Призрак новой пугачевщины стимулировал обращение Пушкина к истории пугачевского восстания, к фигуре его вождя — Емельяна Пугачева, одного из главных действующих лиц,,Капитанской дочки”...»[153].

 

Изучение разных планов исторического романа о Пугачеве, составленных Пушкиным, показало, как менялся взгляд автора на прошедшие события:

Сначала интересовал дворянин, перешедший на сторону восставших (Шванвич); затем — Пугачев и его взаимоотношения с этим дворянином-предателем (уже Валуевым); позднее — история попавшего в плен к Пугачеву капитана Башарина, помилованного по просьбе его солдат; и лишь после написания «Истории Пугачевского бунта» — история юного Петра Гринева, не ставшего предателем и добровольно отправившегося в стан врага спасать свою невесту. Это дало возможность писателю взглянуть «глазами Гринева» на обе борющиеся стороны и показать, какую школу нравственного и общественного воспитания проходит юный представитель «хорошего» дворянского рода во время пугачевщины.

Как писал литературовед Евгений Маймин, «создавая,,Капитанскую дочку”, Пушкин испытывал любовь и к своему дворянскому герою Гриневу, и к добродушным и нравственно-высоким Мироновым, и особенным образом к Пугачеву»[154]. Итак, если верить критику, взгляд Пушкина-историка на личность Пугачева кардинально изменился после написания «Истории Пугачевского бунта». Так ли это? Давайте постепенно в этом разбираться.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении повезло и не повезло одновременно, так как на протяжении ХХ века создавалось несколько вариантов его изучения, систем работы и путей анализа[155]. Повезло в том смысле, что современный учитель имеет возможность выбрать тот путь изучения произведения, который ему кажется наиболее приемлемым в данном классе. Не повезло, потому что право выбора — самое трудное из прав, данных человеку.

Чаще всего анализировалось данное произведение как повесть.

Все пути анализа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» так или иначе упор делали на главном — эстетическом воздействии произведения на ученика. При этом чаще всего главы произведения и фрагменты из него прочитывались в классе, особый упор был сделан на первичное эмоциональное постижение читаемого на первом уроке по повести. Отсюда путь анализа «вслед за автором», т. е. по главам. Однако на такой вариант изучения необходимо не менее 10—11 часов, поэтому уже в 1950-е годы был предложен иной путь:

 

«В статье, посвященной анализу повести, М. Н. Салтыкова приходит к выводу, что, устанавливая последовательность уроков по разбору повести, надо исходить из ее художественного своеобразия.,,Это своеобразие, — пишет автор, — делает малоцелесообразным изучение «Капитанской дочки» по ходу действия благодаря наличию в повести двух сюжетных линий”»[156].

«Нельзя не согласиться с этим выводом, — утверждает А. С. Дегожская уже в 1971 году. — М. Н. Салтыкова предлагает разбирать повесть,,по циклам глав”. Такая система уроков обладает преимуществом перед распространенным анализом по главам: учащиеся на уроке охватывают более обширную «площадь» текста, что дает значительные возможности для сопоставлений, обращений к уже изученному материалу. Работа с циклами глав позволяет увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся»[157].

 

Примерно в это же время был предложен иной путь изучения пушкинского шедевра. Предлагалась следующая система занятий:

 

«1. Предварительное усвоение текста (с заранее предложенными вопросами).

2. Вступительные занятия. Историческое содержание повести и ее герои.

3. Изображение Пугачева.

4. Характеристика Гринева.

5. Второстепенные образы дворян — защитников крепостного строя. Маша Миронова, Савельич.

6. Идейное содержание и значение повести.

7. Разбор сочинений»[158].

 

В системе Г. К. Бочарова акцент сделан на анализе основных компонентов повести как исторического произведения, поэтому вполне логично на первом месте рассмотрение образа Пугачева. Такая система работы над произведением вполне подходит и для современной школы, однако занятия под № 5 необходимо и переосмыслить, и назвать иначе: здесь речь идет не только об оренбургских чиновниках и военных, но и о капитане Миронове и его инвалидной команде, до конца защищавшей не крепостной строй, а конкретную Белогорскую крепость, Веру, Царя и Отечество. Капитана Миронова нельзя назвать «второстепенным персонажем», так как он в центре сюжетных линий «Мироновы — Гриневы» и «Военные чиновники — истинные защитники Отечества».

М. А. Шнеерсон и М. Г. Качурин также предлагали рассматривать «Капитанскую дочку» как историческое произведение:

 

«1. Изображение в повести Пугачевского восстания. Образ Пугачева.

2. Изображение в повести картин быта и нравов дворян ХVIII века. Семья Мироновых. Семья Гриневых. Савельич. Образ Петра Гринева. Образ Швабрина.

3. Итоговая беседа: значение повести,,Капитанская дочка”»[159].

 

Ленинградские методисты направляли мысль учителя на создание уроков, построенных на сопоставлении, например: «Семья Мироновых и Гриневых», «Гринев и Швабрин». При этом предлагали максимально сосредоточить внимание детей на языке произведения.

Г. И. Беленький во главу анализа повести поставил образ рассказчика — Петра Гринева:

 

«Гринев показан в развитии. Решающим в его духовном созревании были месяцы крестьянского мятежа и встречи с Пугачевым. Ни один человек (кроме Маши Мироновой) не сыграл такой роли в жизни Гринева, как Пугачев»[160].

 

С этим можно поспорить, так как Гринева-младшего воспитала в первую очередь семья и среда, поэтому он не перешел на сторону восставших, за что его, кстати, и уважает предводитель этого восстания: цельность характера, верность дворянскому и христианскому долгу, своим принципам — главное в личности Петра Гринева, несмотря на юный возраст и иногда безалаберные поступки. Однако встречи и беседы с Пугачевым — ярчайшее воспоминание в жизни Гринева, школа его гражданского взросления. Именно это взросление и помогло Гриневу увидеть все сильные и слабые стороны двух противостоящих лагерей: пугачевщины и защитников империи.

Очень важно умение устанавливать границы частных картин внутри сложного художественного единства. Такой подход к произведению основан на относительной самостоятельности его компонентов и приобретает смысл в том случае, если выясняется функциональная роль выделенной части в художественном целом. Так, «определив, что главный герой,,Капитанской дочки” — Пугачев, ученики с помощью учителя намечают в повести своеобразные циклы глав (эпизодов), воссоздающих картины жизни и быта людей ХVIII века:,,До Пугачевского восстания”,,,Пугачевское восстание”,,,После Пугачевского восстания”[161]…»[162].

Исходя из современной ситуации в школе, мы можем выбрать несколько путей прочтения и анализа произведения А. С. Пушкина, но все они так или иначе будут зависеть от количества выделенного на его изучение времени. Можно пойти следующим путем:

1. А. С. Пушкин — историк и бытописатель. Изображение в повести картин быта и нравов дворян ХVIII века. Семья Мироновых. Семья Гриневых. Савельич.

2. Российское дворянство в Х V III столетии. Образ Петра Гринева. Образ Швабрина. Маша Миронова.

3. Пугачевщина. Изображение в повести Пугачевского восстания. Два лагеря — лагерь восставших и лагерь императорских войск. Образ Пугачева.

4. Характеристики образов персонажей: Пугачев, Гринев, Швабрин, Маша Миронова, Екатерина II.

5. Идейное содержание и значение повести.

 

Даже при таком раскладе, исключающем и работу с языком произведения, и анализ пушкинских пейзажей (кроме фрагмента «Буран в степи») и предполагающем поверхностное знакомство с точкой зрения автора, на изучение повести «Капитанская дочка» должно уйти 7—8 часов. При планировании уроков в расчете на 68 часов в год — 4—5 часов. Дополнительные часы можно взять либо из резерва (планирование на 68 часов в год), либо при замене изучения комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» на изучение сентиментальной повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».

Сообщения учащихся.

Сообщение 1. Историческая проза А. С. Пушкина.

 

Сообщение 2. Быт и правы российских дворян ХVIII века. Сообщения готовятся учениками самостоятельно по любому источнику, в том числе и по книгам:

1. Дегожская А. С. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении: Пособие для учителя. — Л.: Просвещение, 1971.

2. Короткова М. В. Быт и культура русского города. — М.: Дрофа, 2006.

3. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. — М.: Дрофа, 2006.

4. А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Коровина. — М.: Просвещение, 1999.

5. Пушкин в школе: Пособие для учителей / Сост. В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 1978.

6. Рябцев Ю. С. Путешествие в историю русской жизни. — М.: Русское слово, 2006.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.036 с.)