К. Ф. Рылеев. «Иван Сусанин» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К. Ф. Рылеев. «Иван Сусанин»



 

Цели урока:

— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;

— закрепление знаний восьмиклассников по истории России;

— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны;

— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.

 

Форма урока: синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, включающий в себя сообщения учащихся (возможна презентация, а также прослушивание аудиозаписи оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» или народной песни «Иван Сусанин» на слова К. Ф. Рылеева либо показ фрагментов кинофильма), чтение произведения, беседу о прочитанном и услышанном.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

Сообщения учащихся.

Сообщение 1. Историческая основа думы К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин».

 

Сообщение 2. Подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, запечатленный в различных видах искусства.

1-й вариант — подготовка сообщения по любым источникам;

2-й вариант — рассказ учащегося о своих впечатлениях от различных произведений искусства (с презентацией или видеорядом), в основу которых лег сюжет о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина (можно заслушать музыкальные фрагменты: песня-дума «Иван Сусанин» на слова К. Ф. Рылеева и опера «Жизнь за царя» М. И. Глинки).

На основе услышанного и увиденного необходимо сделать вывод о том, почему поступок крестьянина ХVII века вдохновил на создание произведений искусства людей разных эпох и социального положения.

3-й вариант — чтение и анализ учеником статьи Виктора Николаевича Тростникова «Он умер, чтобы мы с вами жили»[130], после этого дискуссия (в таком случае данное сообщение делается только после чтения самой думы «Иван Сусанин» и должно завершать урок).

 

Чтение произведения.

Чтение думы К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин» (1822): авторское вступление читает учитель, по два шестистишия — ученики.

 

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите, понравилась ли вам дума «Иван Сусанин».

Какой момент повествования запомнился наиболее ярко? Перескажите его.

— Что-нибудь удивило или было непонятным в этом лироэпическом произведении?

— Какой образ главного персонажа возник перед вами во время чтения думы? Симпатичен ли вам этот герой?

— Попытайтесь создать обобщенный словесный портрет костромского крестьянина начала ХVII века.

— Как на основе этого обобщенного портрета создать образ Ивана Сусанина — патриота своего Отечества? Какие черты и краски вы бы добавили в этот портрет?

— Вы познакомились с думой К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», которая стала народной песней. Как вы думаете, чем затронуло это произведение простых людей?

— Почему многие художники и музыканты ХIХ—ХХ веков описывали подвиг Ивана Сусанина? Что их заставляло возвращаться к этому факту русской истории, столько раз уже художественно интерпретированному?

— Перечитайте текст думы. Попробуйте поразмышлять над особенностями национального характера русских людей на основе данного текста.

— Определите тему и идею думы К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Какими словами текста можно выразить ее основную мысль?

— Каким приемом пользуется автор, описывая поляков и русских?

— Какова роль пейзажа в этом произведении? Реалистичен он или фантастичен? Отражает ли общее настроение произведения?

— Правдоподобна ли сама ситуация для России ХVII века? А для России начала ХХI столетия?

 

Чтение и анализ публицистического произведения (в читающем и хорошо подготовленном классе).

 

ОН УМЕР, ЧТОБЫ МЫ С ВАМИ ЖИЛИ:

Лет подвигу Ивана Сусанина

Апреля, 1613 год

Сначала о нем ходили легенды, постепенно историки разыскивали документированные сведения об этом человеке и о его поступке, и сегодня главное уже известно, хотя некоторые детали безвозвратно утеряны. Вот что мы знаем твердо: крестьянин Иван Сусанин был уроженцем деревни Домнино Костромского уезда, принадлежавшей боярам Романовым. Зимой 1613 года в Домнине вместе со своей матерью обретался юный Михаил Федорович, которого по общему согласию после изгнания из Москвы поляков ополчением Минина и Пожарского решили избрать Царем. В это время в окрестностях появился польский отряд, который узнал о местонахождении народного избранника, решил захватить его в плен, а может быть, и убить. Точного адреса Михаила они не знали, поэтому нуждались в проводнике. Местные жители сказали им, что путь лучше всех может указать Иван Сусанин, оказавшийся в этот момент там же, где стоял отряд. Паны вызвали его и предложили за солидное вознаграждение провести их ближайшим путем к боярину. Тот сделал вид, что согласился стать новым Иудой, а сам тайно послал в Домнино своего зятя Богдана Собинина, чтобы тот посоветовал Михаилу Федоровичу укрыться в Ипатьевском монастыре Костромы. А сам повел поляков в непроходимые болота. Когда они поняли, что крестьянин их перехитрил, он был убит, но время было упущено и план их был сорван.

В 1619 году деревня Домнино была подарена наследникам Ивана Сусанина в награду за его подвиг — это был щедрый жест, подарок спасенного им Царя, что подтверждала соответствующая грамота. Заметим для точности, что Сусанин спасал еще не Царя, а кандидата в Цари — Михаил Федорович по просьбе Земского собора согласился стать Самодержцем Руси только 11 июня 1613 года.

Это внешняя канва произошедшего. Но много важнее понять его духовную подоплеку, проникнуть во внутреннюю мотивацию Сусанина и ответить на вопрос: смогут ли нынешние русские люди повторить его подвиг, если окажутся перед аналогичным выбором? Постараемся разобраться прежде всего в том, за что отдал свою жизнь Иван Сусанин.

Как известно, одна из самых гениальных русских опер, а может быть, и первая русская опера мирового уровня посвящена именно Ивану Сусанину. Ее автор Михаил Глинка дал ей название «Жизнь за Царя». Ясно, что пришедшие в октябре 1917 года к власти большевики не могли примириться с таким наименованием, поскольку одной из главных составляющих их идеологии был антимонархизм. Но отказываться от такого выдающегося произведения национальной культуры они тоже не хотели, поэтому опера была переименована в «Ивана Сусанина», а в ее финале вместо «Славься, славься, наш русский Царь!» приказали петь «Славься, славься, родная страна!». Для людей, которые хорошо знали подлинный текст и привыкли к нему, это было неприятно. Однако сегодня, когда революционные и контрреволюционные страсти давно улеглись, с удивлением обнаруживаешь, что советская редактура ничуть не ухудшила оперу, а, может быть, даже улучшила, раскрыв ее глубокий смысл. Именно: не лично за Михаила Федоровича, своего помещика, отдал жизнь Сусанин, а за родную страну, которая и прославляется торжественным хоровым пением в советской версии.

Он пожертвовал собой даже не ради будущего царя Михаила Романова, а ради восстановления на Руси самого института царской единоличной власти. Не конкретного монарха он заслонил собой, а монархическое жизнеустроение, без которого, по его разумению, не могла существовать Россия. Следовательно, большевики, сами того не сознавая, уточнили ситуацию: подвиг Сусанина был проявлением не верноподданнических, а патриотических чувств. Другое дело, что эти чувства по определенным историческим причинам были у русского человека того времени персонифицироваиы — любовь к родной стране находила свое выражение в любви к ее верховному управителю, к Божиему помазаннику, который был ее символом.

Каковы эти причины? Их исследование поможет понять некоторые существенные особенности нашего народного сознания, а значит, и специфику русской православной цивилизации. Их пытался выявить когда-то Константин Аксаков, который после долгих размышлений на эту тему пришел к следующему выводу: «Русский народ государствовать не хочет... Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт — жизнь мирного духа».

Лучше не скажешь! Здесь выражена самая суть нашего национального характера, и выражена очень точно. Как ни странно, слова «русский народ государствовать не хочет, означают то, что он является самым государственным народом в мире — государственным в том смысле, что остро нуждается в государстве и готов принести любые жертвы и перенести любые страдания, чтобы только жить в сильном централизованном государстве. Ведь только в этом случае он будет избавлен от необходимости отвлекаться от мирной внутренней жизни духа на проблемы наведения административного и правового порядка и осуществлять свое заветное желание, выраженное в ектении: «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

<...> Строго говоря, он «Иван Сусанин» не был каким-то выдающимся героем, просто для него, как и для всего народа, спасти Царя означало спасти Россию, а Россия была для русских людей святыней, ибо отождествлялась с Православной верой и Христовой истиной. Говоря научным языком, в русском патриотизме сублимируется не материальная заинтересованность в богатствах нашей земли, а глубокое религиозное чувство православного народа, не всегда находящее адекватное богословское выражение.

Это чувство не покинуло нас и после отказа от царизма. Для прижатых к Волге осенью 1942 года солдат 62-й армии лозунг «За Родину, за Сталина» был в своей метафизической глубине лозунгом «За Веру, за Царя». Этого нашего секрета «не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный», и время от времени Запад будет впадать в иллюзию, будто Россия уже не та и ее можно взять голыми руками. Тогда снова будут вставать и стоять насмерть Иваны Сусанины, генералы Чуйковы и сержанты Павловы, в очередной раз доказывая всему миру, что воевать с русскими — чистейшее безумие.

Виктор Николаевич Тростников

 

— Понравилась ли вам статья нашего современника — литературоведа Виктора Николаевича Тростникова? Объясните почему.

— Все ли было понятно в этой статье и в ее комментировании вашим одноклассником?

— Чем заголовок публицистического произведения отличается от названия художественного произведения? Чем это обусловлено?

— Выражаются ли в названии статьи идея и проблематика текста?

— Какова главная мысль статьи В. Н. Тростникова? Отличается ли она от идеи думы К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин»? Докажите это.

— Как вы поняли рассуждения автора статьи на тему «русский народ государствовать не хочет»? Что имели в виду К. Аксаков и В. Тростников? Неужели всем нам совсем не нужно государство?

— Прослушайте еще раз последние два абзаца статьи. Не вызывают ли сомнения слова ее автора? Может быть, с чем-то хочется поспорить или не согласиться?

— Так кто же такой костромской крестьянин Иван Сусанин — патриот и гражданин или верный слуга своего боярина? Обоснуйте свою точку зрения.

 

6. Домашнее задание.

Для всего класса:

— читать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

 

 

А. С. ПУШКИН — «ЛЕТОПИСЕЦ СВОЕГО

ВРЕМЕНИ» И ВРЕМЕН МИНУВШИХ.

«ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА»

 

(1—2 часа)

 

УРОК 28

 

Пугачев... Рев адской вьюги...

Как в глуши забытых мест

Веры, долга мирны слуги

Шли с семьянами на крест...

Н. Чаев. Священной памяти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.02 с.)