Работа по группам (cooperative learning). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа по группам (cooperative learning).



Класс разбивается на 4—5 групп, каждая группа получает задание на карточке, после выполнения которого представитель(и) группы озвучивает(ют) и само задание, и текст, предложенный для анализа, и сам анализ прочитанного (групповая работа с незнакомыми текстами — художественными и научно-популярными). За выполнение или невыполнение заданий каждая группа и каждый член группы получают очки (баллы, карточки разного цвета или разной «стоимости»), бонусы. Побеждает та команда, которая набрала больше всего очков (баллов, карточек) плюс определенное количество бонусов, при этом каждый ученик решает для себя сам: «активировать» свои очки и бонусы на этом уроке или, по накопительной системе, чуть позже.

Содержание карточек, а также вопросы и задания примерно одинаковые, так как здесь главным являются два момента:

1) приобщение всех учащихся к работе с незнакомым текстом, интеллектуальный и читательский индивидуальный рост каждого ученика;

2) показ точки зрения А. С. Пушкина на историю и современность, цели и задачи исторической прозы.

 

КАРТОЧКА 1

Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

 

«В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании. Вальтер Скотт увлек за собою целую толпу подражателей. Но как они все далеки от шотландского чародея!.. В век, в который хотят они перенести читателя, перебираются они сами с тяжелым запасом домашних привычек, предрассудков и дневных впечатлений. Под беретом, осененным перьями, узнаете вы голову, причесанную вашим парикмахером; сквозь кружевную фразу á la Henri IV[134] проглядывает накрахмаленный галстук нынешнего dandy. Готические героини воспитаны у Madame Campan, а государственные люди ХVI-го столетия читают Times[135] и Journal des débats[136]. Сколько несообразностей, ненужных мелочей, важных упущений! сколько изысканности! а сверх всего, как мало жизни! Однако ж сии бледные произведения читаются в Европе. Потому ли, что люди, как утверждала Madame de Staёl, знают только историю своего времени и, следовательно, не в состоянии заметить нелепости романтических анахронизмов[137]? потому ли, что изображение старины, даже слабое и неверное, имеет неизъяснимую прелесть для воображения, притупленного однообразной пестротою настоящего, ежедневного?

Спешим заметить, что упреки сии вовсе не касаются,,Юрия Милославского”. Г-н Загоскин точно переносит нас в 1612 год. Добрый наш народ, бояре, козаки, монахи, буйные шиши — все это угадано, все это действует, чувствует, как должно было действовать, чувствовать в смутные времена Минина и Авраамия Палицына. Как живы, как занимательны сцены старинной русской жизни! сколько истины и добродушной веселости в изображении характеров...»

А. С. Пушкин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» [138].

 

2. Один ученик подготовит выразительное чтение этого фрагмента текста.

3. Расскажите, какой видел историческую прозу А. С. Пушкин. Что он считал недопустимым в художественном произведении на историческую тему? Что высмеивал Пушкин-историк в современной ему европейской исторической прозе? Почему?

*4. Как вы полагаете, почему А. С. Пушкин называет Вальтера Скотта чародеем? Если вы читали произведения В. Скотта, обоснуйте свой ответ, опираясь на прочитанное, приводя цитаты.

5. Согласны ли вы с точкой зрения писателя-историка?

 

КАРТОЧКА 2

1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

 

«Главная прелесть романов Walter Scott состоит в том, что мы знакомимся с прошедшим временем, не с enflure[139] французских трагедий, — не с чопорностью чувствительных романов — не с dignite[140] истории, но современно, но домашним образом — Ce qui me dégoûte c’est ce que[141] — Тут наоборот ce qui nous voyons — Sh<akespeare>, Гете, Walter Scott[142] не имеют холопского пристрастия к королям и героям. — Они не походят (как герои французские) на холопей, передразнивающих la dignité et la nobllesse — Ils sont familiers dans les circonstances ordinaries de la vie, leur parole n’a rien d’affecté, de théâtral meme dans les circonstances solennelles — car les grandes circonstances leur sont familiéres…[143]»

А. С. Пушкин. «О романах Вальтера Скотта»[144]

 

*2. Подготовьте выразительное чтение данного фрагмента из заметок А. С. Пушкина, заменив французские слова и фразы комментариями по-русски.

3. Как вы думаете, почему часть чернового текста А. С. Пушкина написана на французском языке? Почему, как правило, в беловом варианте французский текст заменялся писателем на русский? Как это характеризует автора заметок о литературе? Обоснуйте свой ответ.

4. В чем А. С. Пушкин видит достоинство романов Вальтера Скотта? Для чего противопоставляет их истории, т. е. историческим хроникам, летописям, исторической науке в целом?

*5. Для чего, по мнению Пушкина, необходимо читать исторические романы?

6. Согласны ли вы с точкой зрения писателя-историка?

 

КАРТОЧКА 3

1. Прочитайте фрагмент текста. Определите его основную мысль.

 

«...Приношу искреннюю мою благодарность <...> за утешительное ободрение моему историческому отрывку. Его побранивают и поделом: я писал его для себя, не думая, чтобы мог напечатать, и старался только об одном ясном изложении происшествий, довольно запутанных. Читатели любят анекдоты, черты местности и пр.; а я все это отбросил в примечания. Что касается до тех мыслителей, которые негодуют на меня за то, что Пугачев представлен у меня Емелькою Пугачевым, а не Байроновым Ларою, то охотно отсылаю их к г. Полевому, который, вероятно, за сходную цену, возьмется идеализировать это лицо по самому последнему фасону. <…>»

Пушкин — Дмитриеву. 1835. 26 апреля [145]

 

2. Подготовьте выразительное чтение данного фрагмента.

3. Объясните, почему А. С. Пушкин называет предводителя крестьянского восстания не Пугачевым, а «Емелькой Пугачевым». Как в этом выражается авторское отношение и к самому историческому персонажу, и к восстанию как таковому? Аргументируйте свой ответ.

4. Почему, на ваш взгляд, Пушкин иронизирует и по поводу вкусов современников-читателей, и по поводу исторической прозы Николая Полевого? Что не устраивало писателя-историка во взглядах его современников на историческую прозу?

*5 О каких анекдотах упоминает А. С. Пушкин в этом письме?

 

  Анекдόт (от греч. anekdotos — неопубликованный) — занимательный рассказ о незначительном, но характерном происшествии, особенно из жизни исторических лиц. «Anecdota» назывался тайный исторический труд византийского писателя Прокопия Кесарийского (ок. 550), направленный против Юстиниана и содержавший подробное описание нравов и обычаев[146].  

 

 

КАРТОЧКА 4

1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

 

«...Я думал некогда написать исторический роман, относящийся ко времени Пугачева, но, нашел множество материалов, я оставил вымысел и написал,,Историю Пугачевщины”. <...>

<...> Не знаю, можно ли мне будет ее напечатать, по крайней мере я по совести исполнил долг историка: изыскивал истину с усердием и излагал ее без криводушия, не стараясь льстить ни силе, ни модному образу мыслей.

Пушкин — Бенкендорфу. 1833. 6 декабря [147]

 

2. Подготовьте выразительное чтение данного фрагмента из заметок А. С. Пушкина.

3. Объясните, как понимал А. С. Пушкин долг историка. Чем, по его мнению, исторический труд отличается от исторической прозы?

4. Согласны ли вы с точкой зрения поэта?

5. Как соотносится это высказывание с текстом произведения А. С. Пушкина «История Пугачевского бунта»? Аргументируйте свой ответ.

 

КАРТОЧКА 5

1. Прочитайте выразительно текст:

Тебе, певцу, тебе, герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне.

Наездник смирного Пегаса;

Носил я старого Парнаса

Из моды вышедший мундир:

Но и по этой службе трудной,

И тут, о мой наездник чудный,

Ты мой отец и командир.

Вот мой Пугач: при первом взгляде

Он виден — плут, казак прямой!

В передовом твоем отряде

Урядник был бы он лихой.

Пушкин — Давыдову при посылке

«Истории Пугачевского бунта». 1836

 

2. Вспомните, кто такой Денис Васильевич Давыдов. Почему А. С. Пушкин называет его и певцом, и героем?

3. Какая антитеза присутствует в данном тексте? (Противопоставление войны и мира, ратного труда и труда литературного: «гром пушечный» — Отечественная война 1812 года, героем которой был Денис Давыдов — поэт-партизан; «наездник смирного Пегаса» — человек, занятый поэтическим творчеством; Парнас гора, на которой, по древнегреческой мифологии, обитали музы.)

4. Каков жанр данного стихотворения?

(Жанр послания.)

*5. Что говорит А. С. Пушкин в своем стихотворном письме об «Истории Пугачевского бунта»? Выражает ли он при этом свое отношение к Пугачеву? Аргументируйте свой ответ.

 

Обобщение.

— Расскажите, что нравилось А. С. Пушкину в романах Вальтера Скотта и М. Н. Загоскина. Почему роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» приятно порадовал серьезного критика — А. С. Пушкина?

— Какие особенности исторической прозы Вальтера Скотта подчеркивает А. С. Пушкин? Почему он противопоставляет прозу Скотта французским героическим трагедиям?

— Как А. С. Пушкин объясняет увлечение своих современников чтением низкопробных «исторических» романов? Существует ли сегодня такого рода «историческая» проза? Приведите примеры.

— Итак, А. С. Пушкин, собран обширный исторический материал, сначала решил создать труд исторический, а лишь затем художественный. Как вы полагаете, для чего понадобилось такое разделение материала? Каковы были цели и задачи каждого из этих произведений — «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки»?

 

9. Домашнее задание.

Для всего класса:

— читать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

 

А. С. ПУШКИН — ИСТОРИК И БЫТОПИСАТЕЛЬ.

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

 

(2 часа)

 

УРОКИ 29—30

 

...Имя девицы Мироновой вымышлено.

Романмой основан на предании,

некогда слышанном мною...

Пушкин — Корсакову. 1836. 25 октября [148]

 

Цели уроков:

— знакомство с вершинным произведением прозы А. С. Пушкина — повестью «Капитанская дочка»;

— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;

— формирование умения анализировать читаемое произведение (пообразный и проблемный анализ текста);

— развитие читательских умений учеников;

— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны.

 

Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, включающие в себя слово учителя и/или работу с учебником, сообщения учащихся (возможна презентация или показ фрагментов кинофильма), чтение фрагментов произведения, беседу о прочитанном и услышанном.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.019 с.)