Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слово учителя (выборочно под запись; возможна презентация).
Работа с учебником. Чтение статьи учебника — с. 80—82. Работа с вопросами на с. 82. Беседа о прочитанном и услышанном: — Что нового вам удалось узнать о жизни и творчестве И. А. Крылова? — Какие произведения прославили имя Ивана Крылова? Назовите те басни, которые вам больше всего нравятся. Аргументируйте свой ответ. — Объясните, в чем заключалось новаторство басен И. А. Крылова. Почему именно ему удалось сделать басню близкой русским читателям? — Выберите из басен И. А. Крылова то произведение, мораль которого кажется вам созвучной нашим дням. Объясните свой выбор. (Задание выполняется устно; если в классе не получается выполнить данное задание, оно переносится на дом.) — Составьте в классе устный рассказ на тему: «Иван Крылов — баснописец, поэт и мудрец» (вариант: «Загадки жизни и творчества И. А. Крылова»). Используйте при этом материал статьи учебника и ваши знания о Крылове, полученные на протяжении восьми лет обучения в школе. Предварительно составьте и запишите в тетрадь план рассказа. — Как вы полагаете, какой вклад в русскую культуру внес Иван Андреевич Крылов?
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Деятельность И. А. Крылова занимает значительное место в литературном процессе последней трети ХVIII века. Его комедии, сатирические журналы и отчасти стихи демонстрируют талант своего автора и его глубоко прогрессивные, демократические и патриотические воззрения. Молодой Крылов выступал выразителем прогрессивных идей своего времени, так или иначе связанных с эпохой Просвещения в Европе и России. Крылов-комедиограф беспощадно высмеивает пороки дворянства: невежество, галломанию и полное отсутствие национального достоинства, расточительство, чванство, разврат (трагедия «Филомела» (1786), две комические оперы: «Бешеная семья», «Американцы», две комедии-фарса: «Сочинитель в прихожей», «Проказники» (1786—1788). Трагедия «Филомела» проникнута духом борьбы с деспотизмом и тиранией. Царь Терей выведен злодеем, а народ (за сценой) поднимается на восстание. Однако в художественном отношении эта вещь, как и ранние — комическая опера «Кофейница» и трагедия «Клеопатра», оказалась неудачной. Несмотря на множество кровавых событий, в «Филомеле» нет драматизма — действие потонуло в длинных монологах. Трагедия на сцену не попала.
Комизм четырех других произведений нарочито грубоват, а действие в них запутано, действующие лица изображены резко преувеличенными, карикатурными чертами. Однако при всех недостатках ранние комедии Крылова не уступали многим подобным пьесам современников. Проникнуть на сцену они не могли из-за необычайной резкости и прямолинейности его сатиры, иногда превращавшейся в «сатиру на лицо». В некоторых комедиях обличаются литературные нравы, как, например, в комедии «Проказники», которая не только представляет собой литературный пасквиль[117], но заключает в себе и элементы социальной сатиры.
Убедившись в том, что его пьесам не проникнуть на сцену, И. А. Крылов в 1788 году оставляет сразу и службу, и драматургию ради нового поприща — журналистики. На протяжении четырех лет (1789—1793) И. А. Крылов выступает в качестве издателя сатирических журналов. В этих изданиях двадцатилетний писатель не только воскрешал, применительно к настоящему, прогрессивные традиции Н. И. Новикóва, но и развивал их в том боевом демократическом духе, который был наиболее решительно выражен в творчестве и деятельности современника Крылова — А. Н. Радищева. Один за другим Иван Крылов издает три журнала: «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». «Почта духов» (1789) — это не журнал в нашем понимании, а сборник очерков, объединенных общей идеей и формой, — письма к волшебнику Маликульмульку подземных, воздушных и водяных духов. В ней аллегорически рисуется тогдашняя монархическая и крепостническая Россия, остроумно обличаются представители власти. Так как журналы издавались тогда за счет подписки, «Почта духов» выдержала издание всего восьми номеров.
«Зритель» (1792) — журнал, как бы мы сегодня сказали, широкого профиля, а не сатирическое издание. В 1791 году И. А. Крылов заводит собственную типографию на дружески-договорных началах с единомышленниками — литератором А. Клушиным, актерами-писателями И. Дмитриевским и П. Плавильщиковым. Здесь они печатают новый журнал. В нем помещались повести, рассказы, стихи, публицистические статьи, театральные рецензии. Сатирический талант Ивана Крылова развернулся в «Зрителе» блестяще, но из всех произведений, опубликованных в этом журнале, художественной яркостью выделяются «Каúб» («Восточная повесть») и «Похвальная речь в память моему дедушке, говоренная его другом в присутствии приятелей за чашей пуншу». Литературоведы ХХ века отмечали, что в последнем произведении И. А. Крылов выступает как предшественник величайшего русского сатирика ХIХ столетия М. Е. Салтыкова-Щедрина. Весной 1792 года по приказу Екатерины II полиция обыскала типографию «Крылова с товарищи». Крылов вместе с Клушиным подвергся допросу. Достаточных улик в противозаконной деятельности собрано не было, но за Крыловым и его другом был установлен полицейский надзор. Издание «Зрителя», имевшего сравнительно немало подписчиков (170), в конце года пришлось прекратить. «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793) — последний журнал Крылова и Клушина. Он велся сдержанно и осторожно, сатира в нем занимает меньшее место и теряет прежнюю резкость. Крылов, как редактор, помещает здесь больше лирических стихов и только два фельетона.
Не желая испытать участь А. Н. Радищева, сосланного в 1790 году, и Н. И. Новикова, заточенного в крепость в 1792 году, И. А. Крылов оставляет журналистику и покидает столицу. В царствование Павла I он в Петербурге не появляется и в печати не выступает. Однако на пороге ХIХ века Иван Крылов вновь «поднимает бич политической сатиры», направляя удары против царизма. Так, появляется его «шутотрагедия» «Подщипа, или Трумф» (1800), в которой видна злая карикатура на монархию вообще и прежде всего на царствование Павла I. В 1806—1807 годы (начало войны с Наполеоном в Европе) И. А. Крылов пишет еще несколько комедий: «Модная лавка», «Урок дочкам» и оперу «Илья-богатырь». С того же 1806 года стали появляться его басни (хотя первые басни печатались анонимно еще в 1789 году в журнале И. Рахманинова «Утренние часы»), созданию которых он отдает всю последующую жизнь. Идейно-художественные принципы, сложившиеся в процессе работы И. А. Крылова над драмой и сатирой, легли в основу его басен. Во многих баснях Крылова разрабатываются темы и сюжеты, известные по его журнальным статьям. В нравоучениях басен часто слышится дидактический тон сатирика, а аллегоризм басенных образов подготовлен ранее условностью образов сатирических. Да и сами басни, по образному определению В. Г. Белинского, построены как «маленькие комедии».
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.006 с.) |