Слово учителя (выборочно под запись; возможна презентация). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово учителя (выборочно под запись; возможна презентация).



 

Работа с учебником.

Чтение статьи учебника — с. 80—82. Работа с вопросами на с. 82. Беседа о прочитанном и услышанном:

— Что нового вам удалось узнать о жизни и творчестве И. А. Крылова?

— Какие произведения прославили имя Ивана Крылова? Назовите те басни, которые вам больше всего нравятся. Аргументируйте свой ответ.

— Объясните, в чем заключалось новаторство басен И. А. Крылова. Почему именно ему удалось сделать басню близкой русским читателям?

— Выберите из басен И. А. Крылова то произведение, мораль которого кажется вам созвучной нашим дням. Объясните свой выбор. (Задание выполняется устно; если в классе не получается выполнить данное задание, оно переносится на дом.)

— Составьте в классе устный рассказ на тему: «Иван Крылов — баснописец, поэт и мудрец» (вариант: «Загадки жизни и творчества И. А. Крылова»). Используйте при этом материал статьи учебника и ваши знания о Крылове, полученные на протяжении восьми лет обучения в школе. Предварительно составьте и запишите в тетрадь план рассказа.

— Как вы полагаете, какой вклад в русскую культуру внес Иван Андреевич Крылов?

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Деятельность И. А. Крылова занимает значительное место в литературном процессе последней трети ХVIII века. Его комедии, сатирические журналы и отчасти стихи демонстрируют талант своего автора и его глубоко прогрессивные, демократические и патриотические воззрения. Молодой Крылов выступал выразителем прогрессивных идей своего времени, так или иначе связанных с эпохой Просвещения в Европе и России.

Крылов-комедиограф беспощадно высмеивает пороки дворянства: невежество, галломанию и полное отсутствие национального достоинства, расточительство, чванство, разврат (трагедия «Филомела» (1786), две комические оперы: «Бешеная семья», «Американцы», две комедии-фарса: «Сочинитель в прихожей», «Проказники» (1786—1788).

Трагедия «Филомела» проникнута духом борьбы с деспотизмом и тиранией. Царь Терей выведен злодеем, а народ (за сценой) поднимается на восстание. Однако в художественном отношении эта вещь, как и ранние — комическая опера «Кофейница» и трагедия «Клеопатра», оказалась неудачной. Несмотря на множество кровавых событий, в «Филомеле» нет драматизма — действие потонуло в длинных монологах. Трагедия на сцену не попала.

Комизм четырех других произведений нарочито грубоват, а действие в них запутано, действующие лица изображены резко преувеличенными, карикатурными чертами. Однако при всех недостатках ранние комедии Крылова не уступали многим подобным пьесам современников. Проникнуть на сцену они не могли из-за необычайной резкости и прямолинейности его сатиры, иногда превращавшейся в «сатиру на лицо».

В некоторых комедиях обличаются литературные нравы, как, например, в комедии «Проказники», которая не только представляет собой литературный пасквиль[117], но заключает в себе и элементы социальной сатиры.

 

  Пáсквиль — произведение намеренно оскорбительного, клеветнического содержания, обычно анонимное, без подписи автора. Название пасквиль произошло от имени римского башмачника-острослова Паскило (или Паскино), именем которого в ХVI веке в Риме была названа одна из античных статуй: на ней писали и вывешивали сатирические стихи на злободневные темы[118].  

 

Убедившись в том, что его пьесам не проникнуть на сцену, И. А. Крылов в 1788 году оставляет сразу и службу, и драматургию ради нового поприща — журналистики.

На протяжении четырех лет (1789—1793) И. А. Крылов выступает в качестве издателя сатирических журналов. В этих изданиях двадцатилетний писатель не только воскрешал, применительно к настоящему, прогрессивные традиции Н. И. Новикóва, но и развивал их в том боевом демократическом духе, который был наиболее решительно выражен в творчестве и деятельности современника Крылова — А. Н. Радищева.

Один за другим Иван Крылов издает три журнала: «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». «Почта духов» (1789) — это не журнал в нашем понимании, а сборник очерков, объединенных общей идеей и формой, — письма к волшебнику Маликульмульку подземных, воздушных и водяных духов. В ней аллегорически рисуется тогдашняя монархическая и крепостническая Россия, остроумно обличаются представители власти. Так как журналы издавались тогда за счет подписки, «Почта духов» выдержала издание всего восьми номеров.

«Зритель» (1792) — журнал, как бы мы сегодня сказали, широкого профиля, а не сатирическое издание. В 1791 году И. А. Крылов заводит собственную типографию на дружески-договорных началах с единомышленниками — литератором А. Клушиным, актерами-писателями И. Дмитриевским и П. Плавильщиковым. Здесь они печатают новый журнал. В нем помещались повести, рассказы, стихи, публицистические статьи, театральные рецензии. Сатирический талант Ивана Крылова развернулся в «Зрителе» блестяще, но из всех произведений, опубликованных в этом журнале, художественной яркостью выделяются «Каúб» («Восточная повесть») и «Похвальная речь в память моему дедушке, говоренная его другом в присутствии приятелей за чашей пуншу». Литературоведы ХХ века отмечали, что в последнем произведении И. А. Крылов выступает как предшественник величайшего русского сатирика ХIХ столетия М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Весной 1792 года по приказу Екатерины II полиция обыскала типографию «Крылова с товарищи». Крылов вместе с Клушиным подвергся допросу. Достаточных улик в противозаконной деятельности собрано не было, но за Крыловым и его другом был установлен полицейский надзор. Издание «Зрителя», имевшего сравнительно немало подписчиков (170), в конце года пришлось прекратить.

«Санкт-Петербургский Меркурий» (1793) — последний журнал Крылова и Клушина. Он велся сдержанно и осторожно, сатира в нем занимает меньшее место и теряет прежнюю резкость. Крылов, как редактор, помещает здесь больше лирических стихов и только два фельетона.

 

  Фельетóн (от фр. feuille — листок) — особый вид газетной статьи, в которой осмеиваются нездоровые явления общественной жизни. В прошлом во Франции, где впервые возник фельетон, так назывались остроумно написанные критические статьи о театральных и литературных событиях[119].  

 

Не желая испытать участь А. Н. Радищева, сосланного в 1790 году, и Н. И. Новикова, заточенного в крепость в 1792 году, И. А. Крылов оставляет журналистику и покидает столицу. В царствование Павла I он в Петербурге не появляется и в печати не выступает. Однако на пороге ХIХ века Иван Крылов вновь «поднимает бич политической сатиры», направляя удары против царизма. Так, появляется его «шутотрагедия» «Подщипа, или Трумф» (1800), в которой видна злая карикатура на монархию вообще и прежде всего на царствование Павла I.

В 1806—1807 годы (начало войны с Наполеоном в Европе) И. А. Крылов пишет еще несколько комедий: «Модная лавка», «Урок дочкам» и оперу «Илья-богатырь». С того же 1806 года стали появляться его басни (хотя первые басни печатались анонимно еще в 1789 году в журнале И. Рахманинова «Утренние часы»), созданию которых он отдает всю последующую жизнь.

Идейно-художественные принципы, сложившиеся в процессе работы И. А. Крылова над драмой и сатирой, легли в основу его басен. Во многих баснях Крылова разрабатываются темы и сюжеты, известные по его журнальным статьям. В нравоучениях басен часто слышится дидактический тон сатирика, а аллегоризм басенных образов подготовлен ранее условностью образов сатирических. Да и сами басни, по образному определению В. Г. Белинского, построены как «маленькие комедии».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.006 с.)