Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слово учителя (выборочно под запись; возможна презентация).
Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) родился в семье капитана в отставке, ставшего помещиком средней руки. Детство его прошло в поволжской деревне Михайловке недалеко от Симбирска. Мальчик рос одиноко, без друзей и ровесников, поэтому с ранних лет увлекался чтением: сначала переводных книг на русском языке, затем книг французских, в оригинале, т. е. на языке французском. Первым учителем Николая Карамзина был сельский дьячок, познакомивший будущего писателя с грамотой и любимыми им баснями Эзопа. Книга басен Эзопа стала первой выученной Карамзиным наизусть. В отрочестве любовь Николая Карамзина к нравоучительной литературе вылилась в чтение переводных героико-нравоучительных романов. А в зрелом возрасте писатель создал три сказки, в которых попытался обучить подрастающее поколение добрым правам, т. е. нравоучить читателей. Из этих сказок две были прозаические — «Прекрасная Царевна и счастливый Карла» (1792), «Дремучий лес» (1795), а одна стихотворная — «Илья Муромец» (1795). О забытых людьми добрых правах говорится и в его повести «Бедная Лиза» (1792). Уехав из деревни, Н. М. Карамзин сначала обучался в частном пансионе в Симбирске, затем в Москве в пансионе Шадена, где преподавали профессора Московского университета. Обучение и воспитание велось здесь в религиозно-нравственном и патриотическом духе. В пятнадцать лет Николай Карамзин оставил пансион и поступил на военную службу, на которой пробыл два года. Служа то в Петербурге, то в Москве, Карамзин начинает заниматься литературными переводами и печатать свои первые произведения. Поручиком в отставке он вернулся в Симбирск, где занялся исключительно литературной деятельностью. Здесь он твердо решает стать писателем-профессионалом, чтобы всеми силами содействовать развитию отечественной литературы. Настоящей литературной школой для Н. М. Карамзина стало сотрудничество с журналом «Детское чтение для сердца и разума», в котором он впоследствии стал редактором. Для этого журнала Карамзин перевел много произведений европейских авторов ХVIII столетия и сам написал повесть «Евгений и Юлия», этюд «Прогулка». После закрытия властями журнала «Детское чтение для сердца и разума» писатель предпринял путешествие за границу. Пропутешествовав почти два года (как он сам говорил, «для самообразования»), Николай Михайлович Карамзин вернулся в 1790 году в Россию и стал издавать «Московский журнал», параллельно занимаясь собственным творчеством. В 1802 году писатель открыл двухнедельный «Вестник Европы» — новый, большой и разноплановый журнал, в котором печатались и художественные, и исторические произведения, и критические статьи по литературе, и публицистика.
В 1803 году Н. М. Карамзин отходит от поэзии и художественной литературы вообще и на долгие годы посвящает себя работе над «Историей государства Российского». Царь присваивает Карамзину официальное звание историографа с правом пользоваться архивами, и в 1818 году, почти сразу после окончания Отечественной войны 1812 года и похода русских войск на Европу, Н. М. Карамзин публикует первые восемь томов «Истории государства Российского». В момент всеобщего патриотического подъема успех издания был неслыханным: все три тысячи экземпляров каждого тома разошлись за 25 дней. При жизни Н. М. Карамзин успел издать еще три тома своей «Истории...». Теряя сначала зрение, а потом и здоровье вообще, он пытался успеть дописать «труд своей жизни». Не закончив 12-го тома, писатель умер. Литературная деятельность Н. М. Карамзина протекала всего 12 лет, однако за это время он приобрел заслуженную славу крупного писателя: Карамзин издавал стихи и прозу, поразив читателей своими «Крестьянскими повестями» и повестями историческими; он реформировал литературный язык, приблизив его к живой разговорной речи. Именно о нем известный критик Виссарион Григорьевич Белинский сказал, что «Карамзин первый на Руси заменил мертвый язык книги живым языком общества». Большим успехом у совсем юных читателей ХIХ века пользовались стихи и сказки Н. М. Карамзина, «История государства Российского», а у барышень и юношей постарше — «Письма русского путешественника». Всему творчеству Н. М. Карамзина были присущи человеколюбие, сердечность, сочувствие судьбе человека из народа. Он предпочитал в своих произведениях описывать русскую природу, трогательную любовь, тонкие оттенки человеческих чувств и настроений — не случайно Н. М. Карамзин стал одним из первых русских писателей, обратившихся к художественному методу сентиментализма[108].
Произведения Николая Михайловича Карамзина еще при его жизни читались не только в России, но и на Западе, так как были переведены на многие европейские языки (английский, немецкий, французский, польский, голландский и др.).
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Работая над «Историей государства Российского», Н. М. Карамзин пишет и исторические повести, и свои, как он их называл, «рассуждения», помещенные потом в «Вестнике Европы» (1802). Проникнутые патриотическим чувством, они интересны до сих пор: «О любви к отечеству и народной гордости», «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художества» и др. Углубившись в прошлое России, Н. М. Карамзин дважды пытался воздействовать на ее политическую жизнь в настоящем. Так, в 1811 году он подал царю «Записку о древней и новой России», характерную для общественных взглядов писателя. Она проникнута глубоко консервативным и националистическим духом, так как писатель и историк был убежден, что историческое развитие страны должно идти только постепенно, поступательно, без кардинальных реформ и перехода к чуждым социальным системам, поэтому он и осуждает реформы царя Петра I. Карамзин считал, что император Петр своими новшествами и подражанием Западу «унижал россиян в собственном их сердце». В современной ему жизни Н. М. Карамзин осуждал либеральные реформы, намеченные Александром I и выполнявшиеся под руководством Сперанского. Особенно ревностно Карамзин отстаивал необходимость для России неограниченной монархии. «Россия основалась единоначалием, — писал он, — гибла от разновластия и спасалась самодержавием». Не менее горячо писатель доказывал и законность крепостного права. Царь, увлеченный либеральными реформами, должного внимания запискам Карамзина не уделил. В 1819 году Н. М. Карамзин выступил в роли государственного деятеля с «Мнением русского гражданина» против готовившихся реформ в Польше[109]. В идейно-политической борьбе начала ХIХ века Карамзин стремился занять независимую позицию по отношению к царю и найти какую-то «среднюю линию» между «аристократами и демократами, либералистами и сервилистами[110]». Полностью отдавшись литературе, Н. М. Карамзин создает сентиментальные повести, эксплуатируя свой излюбленный жанр. Здесь ярче всего сказалось литературное новаторство писателя и обозначились основные черты его стиля. Условно все повести Н. М. Карамзина можно разделить на три группы: «крестьянские», исторические и романтические. К «крестьянским» повестям относятся «Фрол Силин» и «Бедная Лиза». К историческим — «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница», наиболее содержательная из всех сентиментальных повестей писателя. В исторических повестях Карамзин положил начало русской исторической беллетристике, хотя сам он и не добился художественно-правдивого воспроизведения родной старины. Некоторые произведения Н. М. Карамзина имеют признаки раннего романтизма. «Трогательное» и «чувствительное» переходит здесь в «страшное» и «ужасное». Одним из наиболее характерных произведений в этом роде является «Остров Борнгольм» (1793).
Литературные взгляды Н. М. Карамзина сформулированы им в статье «Что нужно автору?» (1793): «Говорят, что автору нужны таланты и знания, острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей». Так характеризует Карамзин тип писателя-сентименталиста. Иначе говоря, он утверждал личное, субъективное отношение писателя к действительности.
«Содержанием творчества Карамзина явилась личность, в частности авторская личность. Но Карамзин интересуется не всеми сторонами и отношениями личности, а только ее,,чувствительностью”, притом лишь в,,приятных”, “кротких” переживаниях. Поэтому сентиментализм Карамзина вел не только к расширению содержания литературы, но и к новому его ограничению, препятствуя успешному развитию реалистических элементов. 1) Карамзин отказался от торжественно-героического содержания “классических” од, поэм и трагедий. Он обратился к содержанию. Тем самым содержание литературы расширялось, так как перед ней открывался неизвестный классицизму мир. Но вместе с тем мир этот сам по себе был чрезвычайно узким, так как одним,,трогательным” жизнь не исчерпывается: в ней есть величественное и низкое, пошлое и смешное и т. п. 2) Карамзин отказался от аристократических,,героев” классицизма (царей, вельмож, полководцев) и стал писать о,,среднем человеке” (о самом себе, о,,бедной Лизе”, о,,поселянине” Фроле Силине и т. п.). В этом было начало демократизации литературы. Но, открыв истину, что,,и крестьянки чувствовать умеют”, Карамзин на этом остановился… Да и сам автор стремился писать,,для одних только чувствительных душ”. 3) Карамзин не стал продолжать и ту линию в русской литературе ХVIII века, которая была развитием реалистических тенденций классицизма. Свойственный сатирической журналистике и комедиям Сумарокова и Фонвизина обличительный и поучительный пафос был совершенно чужд Карамзину, склонному примирять классовые противоречия...»[111].
За свою короткую литературную деятельность Карамзин успел заслужить славу крупного писателя, оказавшего влияние на развитие русской литературы и русского языка. При этом Н. М. Карамзин окончательно расстался с классицизмом как творческим методом и явился в России представителем нового литературного направления — сентиментализма[112].
Сентиментализм возник и развился в странах Западной Европы во второй половине ХVIII века. Он возник в период кризиса феодального общества и интенсивного развития капиталистических отношений, для которых главным был успех и материальное благосостояние, а не человек с его переживаниями.
«Сентименталисты скептически относятся к просветительским теориям об определяющей роли разума в историческом процессе. Они видят, что жизнь не подтвердила прогноза теоретиков Просвещения о разумном ходе истории <...> Их идеалом является человек труда, живущий по законам сердца, сохранивший в общении с природой чистоту нравов и физическое здоровье, не подвластный разлагающему влиянию капиталистического города. <...> Сентиментализм ознаменовался дальнейшей демократизацией искусства»[113].
Литературовед Н. А. Гуляев писал, что «сентименталисты — проповедники человечности, однако они не поднимают голоса протеста против крепостного права, ограничиваясь призывами к милосердию помещиков»[114].
Работа с учебником. Самостоятельно прочитать статью учебника «Николай Михайлович Карамзин» (с. 36) и ответить на вопросы. — Расскажите, используя рассказ учителя и материал статьи учебника, о жизни и творчестве русского писателя Николая Михайловича Карамзина. — Какие из произведений Н. М. Карамзина были адресованы детям или вошли в круг детского чтения? — Читали ли вы фрагменты из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина? Если читали, расскажите, что вам больше всего понравилось. — Каков язык этого произведения? Можно ли утверждать, что «История государства Российского» — чисто научный труд? Или же это научно-популярное издание? Обоснуйте свой ответ. — Какие элементы художественного стиля речи присутствуют в «Истории государства Российского»? — Писатель часто говорил о необходимости «нравственного образования». Подумайте, что он при этом мог иметь в виду. — Используете ли вы в своей речи слово сентиментальный? Что оно означает, с вашей точки зрения? Найдите его в словаре и выпишите значение термина в тетрадь. Попробуйте объяснить, как между собой связаны понятия сентиментальный и сентиментализм. — Что вы узнали из статьи учебника о повести «Наталья, боярская дочь»? Захотелось ли вам прочитать это произведение? Объясните свой ответ.
3. Чтение фрагмента(-ов) произведения. Чтение повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» по учебнику[115]: 1-й фрагмент — с. 37—45 (до второго абзаца); 2-й фрагмент — с. 51—52 (до начала нового абзаца); 3-й фрагмент — с. 55 (первый абзац и до конца) — 57.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.016 с.) |