Слово учителя (выборочно под запись; возможна презентация). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово учителя (выборочно под запись; возможна презентация).



Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) родился в семье капитана в отставке, ставшего помещиком средней руки. Детство его прошло в поволжской деревне Михайловке недалеко от Симбирска. Мальчик рос одиноко, без друзей и ровесников, поэтому с ранних лет увлекался чтением: сначала переводных книг на русском языке, затем книг французских, в оригинале, т. е. на языке французском.

Первым учителем Николая Карамзина был сельский дьячок, познакомивший будущего писателя с грамотой и любимыми им баснями Эзопа. Книга басен Эзопа стала первой выученной Карамзиным наизусть. В отрочестве любовь Николая Карамзина к нравоучительной литературе вылилась в чтение переводных героико-нравоучительных романов. А в зрелом возрасте писатель создал три сказки, в которых попытался обучить подрастающее поколение добрым правам, т. е. нравоучить читателей. Из этих сказок две были прозаические — «Прекрасная Царевна и счастливый Карла» (1792), «Дремучий лес» (1795), а одна стихотворная — «Илья Муромец» (1795). О забытых людьми добрых правах говорится и в его повести «Бедная Лиза» (1792).

Уехав из деревни, Н. М. Карамзин сначала обучался в частном пансионе в Симбирске, затем в Москве в пансионе Шадена, где преподавали профессора Московского университета. Обучение и воспитание велось здесь в религиозно-нравственном и патриотическом духе.

В пятнадцать лет Николай Карамзин оставил пансион и поступил на военную службу, на которой пробыл два года. Служа то в Петербурге, то в Москве, Карамзин начинает заниматься литературными переводами и печатать свои первые произведения. Поручиком в отставке он вернулся в Симбирск, где занялся исключительно литературной деятельностью. Здесь он твердо решает стать писателем-профессионалом, чтобы всеми силами содействовать развитию отечественной литературы. Настоящей литературной школой для Н. М. Карамзина стало сотрудничество с журналом «Детское чтение для сердца и разума», в котором он впоследствии стал редактором. Для этого журнала Карамзин перевел много произведений европейских авторов ХVIII столетия и сам написал повесть «Евгений и Юлия», этюд «Прогулка».

После закрытия властями журнала «Детское чтение для сердца и разума» писатель предпринял путешествие за границу. Пропутешествовав почти два года (как он сам говорил, «для самообразования»), Николай Михайлович Карамзин вернулся в 1790 году в Россию и стал издавать «Московский журнал», параллельно занимаясь собственным творчеством. В 1802 году писатель открыл двухнедельный «Вестник Европы» — новый, большой и разноплановый журнал, в котором печатались и художественные, и исторические произведения, и критические статьи по литературе, и публицистика.

В 1803 году Н. М. Карамзин отходит от поэзии и художественной литературы вообще и на долгие годы посвящает себя работе над «Историей государства Российского». Царь присваивает Карамзину официальное звание историографа с правом пользоваться архивами, и в 1818 году, почти сразу после окончания Отечественной войны 1812 года и похода русских войск на Европу, Н. М. Карамзин публикует первые восемь томов «Истории государства Российского».

В момент всеобщего патриотического подъема успех издания был неслыханным: все три тысячи экземпляров каждого тома разошлись за 25 дней. При жизни Н. М. Карамзин успел издать еще три тома своей «Истории...». Теряя сначала зрение, а потом и здоровье вообще, он пытался успеть дописать «труд своей жизни». Не закончив 12-го тома, писатель умер.

Литературная деятельность Н. М. Карамзина протекала всего 12 лет, однако за это время он приобрел заслуженную славу крупного писателя: Карамзин издавал стихи и прозу, поразив читателей своими «Крестьянскими повестями» и повестями историческими; он реформировал литературный язык, приблизив его к живой разговорной речи. Именно о нем известный критик Виссарион Григорьевич Белинский сказал, что «Карамзин первый на Руси заменил мертвый язык книги живым языком общества».

Большим успехом у совсем юных читателей ХIХ века пользовались стихи и сказки Н. М. Карамзина, «История государства Российского», а у барышень и юношей постарше — «Письма русского путешественника».

Всему творчеству Н. М. Карамзина были присущи человеколюбие, сердечность, сочувствие судьбе человека из народа. Он предпочитал в своих произведениях описывать русскую природу, трогательную любовь, тонкие оттенки человеческих чувств и настроений — не случайно Н. М. Карамзин стал одним из первых русских писателей, обратившихся к художественному методу сентиментализма[108].

Произведения Николая Михайловича Карамзина еще при его жизни читались не только в России, но и на Западе, так как были переведены на многие европейские языки (английский, немецкий, французский, польский, голландский и др.).

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Работая над «Историей государства Российского», Н. М. Карамзин пишет и исторические повести, и свои, как он их называл, «рассуждения», помещенные потом в «Вестнике Европы» (1802). Проникнутые патриотическим чувством, они интересны до сих пор: «О любви к отечеству и народной гордости», «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художества» и др.

Углубившись в прошлое России, Н. М. Карамзин дважды пытался воздействовать на ее политическую жизнь в настоящем. Так, в 1811 году он подал царю «Записку о древней и новой России», характерную для общественных взглядов писателя. Она проникнута глубоко консервативным и националистическим духом, так как писатель и историк был убежден, что историческое развитие страны должно идти только постепенно, поступательно, без кардинальных реформ и перехода к чуждым социальным системам, поэтому он и осуждает реформы царя Петра I. Карамзин считал, что император Петр своими новшествами и подражанием Западу «унижал россиян в собственном их сердце».

В современной ему жизни Н. М. Карамзин осуждал либеральные реформы, намеченные Александром I и выполнявшиеся под руководством Сперанского. Особенно ревностно Карамзин отстаивал необходимость для России неограниченной монархии. «Россия основалась единоначалием, — писал он, — гибла от разновластия и спасалась самодержавием». Не менее горячо писатель доказывал и законность крепостного права. Царь, увлеченный либеральными реформами, должного внимания запискам Карамзина не уделил.

В 1819 году Н. М. Карамзин выступил в роли государственного деятеля с «Мнением русского гражданина» против готовившихся реформ в Польше[109].

В идейно-политической борьбе начала ХIХ века Карамзин стремился занять независимую позицию по отношению к царю и найти какую-то «среднюю линию» между «аристократами и демократами, либералистами и сервилистами[110]».

Полностью отдавшись литературе, Н. М. Карамзин создает сентиментальные повести, эксплуатируя свой излюбленный жанр. Здесь ярче всего сказалось литературное новаторство писателя и обозначились основные черты его стиля.

Условно все повести Н. М. Карамзина можно разделить на три группы: «крестьянские», исторические и романтические. К «крестьянским» повестям относятся «Фрол Силин» и «Бедная Лиза». К историческим — «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница», наиболее содержательная из всех сентиментальных повестей писателя. В исторических повестях Карамзин положил начало русской исторической беллетристике, хотя сам он и не добился художественно-правдивого воспроизведения родной старины.

Некоторые произведения Н. М. Карамзина имеют признаки раннего романтизма. «Трогательное» и «чувствительное» переходит здесь в «страшное» и «ужасное». Одним из наиболее характерных произведений в этом роде является «Остров Борнгольм» (1793).

Литературные взгляды Н. М. Карамзина сформулированы им в статье «Что нужно автору?» (1793):

«Говорят, что автору нужны таланты и знания, острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей».

Так характеризует Карамзин тип писателя-сентименталиста. Иначе говоря, он утверждал личное, субъективное отношение писателя к действительности.

 

«Содержанием творчества Карамзина явилась личность, в частности авторская личность. Но Карамзин интересуется не всеми сторонами и отношениями личности, а только ее,,чувствительностью”, притом лишь в,,приятных”, “кротких” переживаниях. Поэтому сентиментализм Карамзина вел не только к расширению содержания литературы, но и к новому его ограничению, препятствуя успешному развитию реалистических элементов.

1) Карамзин отказался от торжественно-героического содержания “классических” од, поэм и трагедий. Он обратился к содержанию. Тем самым содержание литературы расширялось, так как перед ней открывался неизвестный классицизму мир. Но вместе с тем мир этот сам по себе был чрезвычайно узким, так как одним,,трогательным” жизнь не исчерпывается: в ней есть величественное и низкое, пошлое и смешное и т. п.

2) Карамзин отказался от аристократических,,героев” классицизма (царей, вельмож, полководцев) и стал писать о,,среднем человеке” (о самом себе, о,,бедной Лизе”, о,,поселянине” Фроле Силине и т. п.). В этом было начало демократизации литературы. Но, открыв истину, что,,и крестьянки чувствовать умеют”, Карамзин на этом остановился… Да и сам автор стремился писать,,для одних только чувствительных душ”.

3) Карамзин не стал продолжать и ту линию в русской литературе ХVIII века, которая была развитием реалистических тенденций классицизма. Свойственный сатирической журналистике и комедиям Сумарокова и Фонвизина обличительный и поучительный пафос был совершенно чужд Карамзину, склонному примирять классовые противоречия...»[111].

 

За свою короткую литературную деятельность Карамзин успел заслужить славу крупного писателя, оказавшего влияние на развитие русской литературы и русского языка. При этом Н. М. Карамзин окончательно расстался с классицизмом как творческим методом и явился в России представителем нового литературного направления — сентиментализма[112].

 

Сентаменталúзм (от франц. sentiment — чувство, чувствительность) — направление в искусстве, главным в котором является стремление представить личность в движениях души, мыслях, чувствах, переживаниях. Отсюда культ чувства и культ природы, естественности: человек — дитя природы, поэтому должен быть прост и естествен, как природа, таким, каким его создал Бог. В сентиментализме подчеркивается субъективный подход к миру, а также утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. В основе эстетики — подражание природе, как и в классицизме.

 

Сентиментализм возник и развился в странах Западной Европы во второй половине ХVIII века. Он возник в период кризиса феодального общества и интенсивного развития капиталистических отношений, для которых главным был успех и материальное благосостояние, а не человек с его переживаниями.

 

«Сентименталисты скептически относятся к просветительским теориям об определяющей роли разума в историческом процессе. Они видят, что жизнь не подтвердила прогноза теоретиков Просвещения о разумном ходе истории <...> Их идеалом является человек труда, живущий по законам сердца, сохранивший в общении с природой чистоту нравов и физическое здоровье, не подвластный разлагающему влиянию капиталистического города.

<...> Сентиментализм ознаменовался дальнейшей демократизацией искусства»[113].

 

Литературовед Н. А. Гуляев писал, что «сентименталисты — проповедники человечности, однако они не поднимают голоса протеста против крепостного права, ограничиваясь призывами к милосердию помещиков»[114].

 

Работа с учебником.

Самостоятельно прочитать статью учебника «Николай Михайлович Карамзин» (с. 36) и ответить на вопросы.

— Расскажите, используя рассказ учителя и материал статьи учебника, о жизни и творчестве русского писателя Николая Михайловича Карамзина.

— Какие из произведений Н. М. Карамзина были адресованы детям или вошли в круг детского чтения?

— Читали ли вы фрагменты из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина? Если читали, расскажите, что вам больше всего понравилось.

— Каков язык этого произведения? Можно ли утверждать, что «История государства Российского» — чисто научный труд? Или же это научно-популярное издание? Обоснуйте свой ответ.

— Какие элементы художественного стиля речи присутствуют в «Истории государства Российского»?

— Писатель часто говорил о необходимости «нравственного образования». Подумайте, что он при этом мог иметь в виду.

— Используете ли вы в своей речи слово сентиментальный? Что оно означает, с вашей точки зрения? Найдите его в словаре и выпишите значение термина в тетрадь. Попробуйте объяснить, как между собой связаны понятия сентиментальный и сентиментализм.

— Что вы узнали из статьи учебника о повести «Наталья, боярская дочь»? Захотелось ли вам прочитать это произведение? Объясните свой ответ.

 

3. Чтение фрагмента(-ов) произведения.

Чтение повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» по учебнику[115]:

1-й фрагмент — с. 37—45 (до второго абзаца);

2-й фрагмент — с. 51—52 (до начала нового абзаца);

3-й фрагмент — с. 55 (первый абзац и до конца) — 57.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.016 с.)