Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.



— Расскажите, кто такой А´йстис. Откуда он родом и как попал в Европу?

— Каким предстает перед читателем главный герой произведения уже в первой главе?

(Бесстрашный юный воин, верный товарищ, хороший сын, искусный мастер.)

— Для чего автор дает введение к своей повести, если в первой главе имеется экспозиция — воспоминания Айстиса о жизни в родном селении?

(Автор-рассказчик объясняет, что послужило поводом для написания этой научно-художественной книги: написать научную книгу о янтаре — иметь узкий круг читателей; создать художественное произведение — многое сочтут вымыслом; необходим был сплав науки и искусства, доступный любому читателю.)

— Что рассказывается в экспозиции повести о жизни и быте прибалтийских народов? Как дополняет художественное произведение наши исторические сведения?

— Когда происходит в произведении завязка действия?

(Айстис отправляется торговать в Европу вместе со взрослыми жемайтами.)

— Расскажите, как развивается действие в повести Р. П. Неймантаса.

(Все соплеменники Айстиса надеются вернуться назад достаточно скоро, но при подходе к городу Карнýнту, центру торговли с северными народами, часть жемайтов погибает в схватке с грабителями, другие пропадают по пути в Рим и в самом Риме, часть возвращается домой, потеряв Айстиса с Гýдрисом.

Айстис по природе своей любознателен и добр, поэтому все время попадает в какие-то невероятные ситуации и переплеты, часто его выручает старший по возрасту Гудрис. Вместе с Гудрисом Айстис помогает дакам, борющимся с Римом.

По возвращении в Карнунт жемайты узнают, что путь на север отрезан воюющими племенами; друзья отправляются к Адриатическому морю, чтобы оттуда плыть в море Балтийское. В Риме юноша теряет своего друга, так как вынужден бежать — он попадает в Египет. И здесь начинаются собственно приключения Айстиса, живущего одной мечтой вернуться домой, к родным и невесте Угне.)

— Как вы думаете, каков сюжет этого произведения?

(Приключенческий.)

— Какие еще дополнительные исторические сведения мы получаем, путешествуя с жемайтами по Европе начала новой эры?

(Географические — показать на заранее вывешенной в классе карте Европы начала новой эры, географической или исторической, путь литовцев в Карнунт, Рим, затем путь Айстиса.

Исторические — расселение балтских и германских племен, других древних жителей Европы. Завоевание Римом земель за Дунаем, на севере Европы. Трагедия умирающего Египта.

Этнографические — население различных земель — от Европы до Тибета, Монголии и Хакасии, языки и обычаи народов. Причины исчезновения того или иного народа, а также причины ассимиляции.

Религиозные — верования разных народов на различных ступенях их развития. Общность языческого мышления, появление и распространение христианства, общность христианского мышления. Культ Исиды, принесенный из древнего Египта в Европу, другие оккультные верования. Буддизм.)

— Какие вставные эпизоды встречаются в повести Неймантаса?

(Рассказы людей о своем народе, его культуре. Рассказы очевидцев тех или иных событий. Мифы и легенды древней Греции, рассказанные Айстису попутчиком на корабле. Воспоминания различных персонажей о своем прошлом в другой стране. Обучение Айстиса в различных странах, особенно в Риме: обучение грамоте, чтение и слушание книг. Таким образом расширяется мир вокруг Айстиса: пространственно-временные рамки раздвигаются и он как бы сам оказывается или в иной стране, или в далеком прошлом.)

Зачитать: рассказ о Египте и о пирамидах (глава четвертая. «В гостях у фараона», с. 215—223).

— Меняется ли главный герой на протяжении всего повествования?

(Нет, только сказано, что он вырос и возмужал.)

— Когда происходит кульминация в развитии действия произведения?

(Когда хакасский мастер Хакамдý и друг Айстиса Увáн объясняют чужеземцу, что сделанное им янтарное ожерелье — подарок девушке Асмáе — знак свадьбы, поэтому Айстису лучше уйти к своему народу: каждый должен жить по своим законам.)

— Какова развязка действия?

(Быстрая, стремительная, поэтому финал открытый: мы знаем, что Асмая передала ожерелье своим потомкам как память о любимом и несостоявшейся любви, но не знаем, вернулся ли домой сам герой.)

— Почему автору не важно, вернется герой на Балтику или нет?

(Потому что он прослеживал путь не вымышленного персонажа, а янтаря — солнечного камня, сказавшегося в селениях хакасов на отрогах Енисея в первые века от Рождества Христова.)

— Понравилось ли вам окончание повести Р. П. Неймантаса? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Какие нравственные уроки можно вынести из этого произведения?

 

Сообщения учащихся.

Сообщения готовятся восьмиклассниками самостоятельно с предварительным написанием текста и возможной презентацией для проверки учителем до проведения урока. При подготовке сообщения используется литература научная, научно-популярная, научно-художественная и энциклопедическая.

 

Сообщение 1. Расселение народов по берегам Балтийского моря на рубеже двух эр (II век до Рождества Христова — I век после Рождества Христова).

 

Сообщение 2. Янтарь — солнечный камень.

 

Сообщение 3. Верования и быт лúвов, э´стов и славян в начале новой эры.

 

Сообщение 4. Почему исчезла с лица земли страна Дáкия?

 

Сообщение 5. Хакáсия — древняя страна.

 

Творческая работа.

Мини-сочинение:

• «История в образах: сказка или фантастическая правда»;

• «Гордиться славою своих предков не только можно, но и дóлжно»;

• «Мой любимый герой приключенческой литературы на историческую тему».

8. Домашнее задание.

Для всего класса:

— к следующему уроку внеклассного чтения прочитать исторический роман Е. П. Чудиновой «Ларец»[82].

 

Для учеников-книгочеев:

— прочитать всю дилогию Е. П. Чудиновой о ХVIII веке — романы «Ларéц» и «Лилéя»[83].

 

 

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ЖАНР ЖИТИЯ

В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

«ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»

 

(2 часа)

 

УРОКИ 14—15

 

Человек угасает, тело его становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют вспомнить его

Устами тех, кто передает это в уста других.

Египетские «Тексты пирамид»

 

Цели уроков:

— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;

— повторение сведений по теме «Жанр жития в древнерусской литературе»;

— углубление представления школьников о жанровом своеобразии литературы русского Средневековья;

— развитие читательских умений учащихся;

— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.

 

Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, культурологии, географии и литературе, включающие в себя слово учителя, работу с учебником или сообщения учащихся (возможна презентация или просмотр фрагмента кинофильма «Александр Невский»), чтение произведения, беседу о прочитанном и услышанном, работу с эпиграфом к уроку.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

Слово учителя.

Литература Древней Руси. История древнерусского государства была сложна и драматична. Опустошительные набеги жителей восточных степей, нашествия воинственных западных соседей, борьба мелких русских княжеств между собой — все это осложняло развитие русской культуры и литературы.

Тем не менее сохранившиеся документы и археологические находки убедительно свидетельствуют, что Древняя Русь имела письменность задолго до принятия христианства, а после 988 года, когда образование и обучение детей стало повсеместным, письмо получило самое широкое распространение и развитие.

Длительное время существовало мнение о культурной отсталости средневековой Руси. Появилось оно в связи с утратой большого количества литературных памятников еще во время набегов кочевников и бесчисленных пожаров. Да и позже судьба не была благосклонна к нашему культурному наследию: в 1737 году пожаром были уничтожены остатки библиотеки московских царей, в 1777 году погибла в огне богатая рукописями Киевская библиотека, в 1812 году сгорели рукописные собрания известных коллекционеров Москвы. До сих пор ищут и не могут найти библиотеку Ивана Грозного, в которой, по преданию, хранилось множество «берестяных книг».

И все же благодаря усилиям историков и археологов стало известно, что русская культура не отставала в своем развитии от культур других европейских народов, а в чем-то даже опережала их. К книге и чтению на Руси относились с большим уважением. Среди важнейших достоинств человека упоминали: «Он хитер говорить книгами». Книги собирали и хранили как сокровища, включали в завещания, дарили к свадьбе. В «Слове о чтении книг» («Изборник» Святослава, 1076 год) рекомендуется не просто читать слова, а душой и умом вникать в их содержание, не торопиться переходить к новой главе, а перечитывать и пытаться понять прочитанное, вдумываясь в каждое слово.

Важнейшее свойство древнерусской литературы — существование ее в рукописном виде: произведения распространялись путем переписывания «от руки». Причем при многократном переписывании тексты не только копировались, но и перерабатывались, дополнялись по вкусу писца. Именно поэтому один и тот же текст можно встретить в составе разных рукописных сборников в различных вариантах — «редакциях». Отношение к авторским произведениям напоминало фольклорную традицию: имена создателей, как правило, не упоминались (это считалось «нескромным»), а тексты можно было свободно изменять. Кроме того, авторы охотно включали в свои произведения устные предания, легенды, песни, пословицы и поговорки, заимствовали характерные для устного народного творчества свойства и изобразительные приемы.

Мы с вами уже говорили о двух материалах, на которых писали в древности, — пергамене и бересте. В ХIV веке на смену им пришла дешевая бумага. Тогда же появились упрощенные способы письма — полуустав и скоропись. А изобретение книгопечатания в середине ХVI века еще больше облегчило труд создателей книг и способствовало быстрому развитию культуры.

Художественной литературы как таковой (в нашем понимании) в то время еще не существовало — она сливалась воедино с историей, религией и образованием. Писались книги только на самые важные темы, так как литература была не развлечением, а «поучением». Ее героями в основном выступали исторические личности. Все произведения повествовали об исторической судьбе Руси, воспевали Родину, говорили о достоинстве, долге, чести, справедливости. Их можно было бы объединить в одно эпическое повествование благодаря своеобразному единству содержания.

К сожалению, письменных свидетельств древней культуры сохранилось немного. Вот почему дошедшее до наших дней особенно ценно. Это свидетельства глубоких корней, которые связывают нас с поколениями наших предков, сражавшихся под знаменами Александра Невского, выходивших на Куликово поле, от века к веку стоявших на границе между Востоком и Западом.

 

Жанр жития в древнерусской литературе. К числу литературных произведений Древней Руси относятся летописи и летописные повести, хожения (так называли описания путешествий), послания, поучения, апóкрифы и жития´. Жития были самыми распространенными произведениями в средневековой Руси.

Жития´ — это жизнеописания людей, признанных святыми Христианской церковью.

Чаще всего это были жизнеописания известных священнослужителей и монахов, князей и героев, погибших мученической смертью.

 

  Житиé, агиогрáфия (от греч. hagios — святой, grapho — пишу) — один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на Средние века. Объект изображения жития — подвиг веры, совершаемый историческим лицом или группой лиц (мучеников веры, церковных или государственных деятелей)[84].  

 

Жития создавались по определенной схеме: предисловие составителя, биографическая часть (детство; приход к вере, или пострижение в монашество, или осознание своего предназначения в миру; подвиг или подвиги и кончина святого), похвала святому (герою). Часто в конце жития помещались тропарь и кондак святому, иногда в самом начале или в конце давалась молитва святому. Все жития по канону завершаются величанием [85].

В житиях соответствие рассказанного жизненной правде обязательным не было: факты биографии святых и героев приукрашивались, так как главной целью житийной литературы было создание образа положительного героя своего временипримера для подражания (или типа поведения). В характере такого героя подчеркивались смирение, кротость, набожность, покорность судьбе, сдержанность — основные христианские добродетели. Религиозная оценка окрашивала все повествование: происходящее с героями объяснялось вмешательством Божественных сил («На все воля Твоя, Господи!.). В итоге получалась своеобразная «словесная икона».

Вместе с тем в житиях нередко рассказывалось о других землях и народах, а авторы и переписчики книг уже обращали внимание на внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Кроме того, в житиях было много таинственного и чудесного, иногда приключенческого, не случайно этот жанр пользовался большой популярностью в Древней Руси и сыграл важную роль в нравственном воспитании детей и взрослых того времени, в формировании их любви к книге.

В дальнейшем жития стали приобретать все более «светский» (нерелигиозный) характер: в них меньше говорилось о Божественном, больше о «мирскóм» (человеческом). В результате же они стали источником для формирования всей многообразной биографической[86] и автобиографической литературы[87].

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Чéтьи минéи — «Жития´ Святы´х» — повествования о жизни и подвигах святых Православной Церкви. В конце ХVII — начале ХVIII века святитель Димитрий Ростовский собрал и объединил жития святых в многотомный труд, расположив их по порядку месяцев и дней, отчего этот труд и называется Чéтьи минéи, т. е. книги для чтения по месяцам. Хотя существуют и отдельно изданные жития святых, канонизированных Русской Православной Церковью.

 

«Канонизáция — причисление подвижника веры и благочестия к лику святых, совершаемое архиерейским или Поместным собором во главе с Патриархом на основании заключения специально создаваемой комиссии по канонизации.

Главными основаниями для канонизации являются святость жизни, дар чудотворений (явленный при жизни или по смерти) и (не всегда) нетление мощей. В честь новопрославленного святого составляется служба, пишутся его иконы и устанавливается день празднования его памяти»[88].

 

Сообщения учащихся.

Сообщение 1. Любимый жанр литературы древнерусского читателя.

Все исследователи древнерусской литературы подчеркивали, что для русского человека эпохи Средневековья литература была не развлечением, а священнодействием. Д. С. Лихачёв писал:

 

«Читатель был в каком-то отношении молящимся. Он предстоял произведению, как и иконе, испытывал чувство благоговения. Оттенок этого благоговения сохранялся даже тогда, когда произведение было светским»[89].

С. С. Наровчатов объясняет это иначе: «К чести литературы Древней Руси было то, что она с первых своих шагов заявила себя как выразительница общерусских интересов, способствовала рождению национального самосознания. <...> Поначалу, но только поначалу, в него (круг чтения. — Н. К.) вошли только церковные книги. <...> Человеку, еще вчера приносившему жертву Перуну и Велесу, они открывали мир неизмеримо более сложный и богатый, чем тот, в котором он жил»[90].

 

И здесь точка зрения поэта Наровчатова не противоречит мнению академика Лихачёва: перед новым, сложным и одновременно прекрасным человек обыкновенно робеет, даже благоговеет, особенно если это прекрасное для него еще и священное.

Во многом благодаря такому религиозно-трепетному отношению к древнерусской литературе современников многие ее жанры стали любимы читателями и породили традицию домашнего семейного чтения по вечерам за общим столом. Недаром в позднем Средневековье наибольшей популярностью пользовались сборники — «Прологи», «Патерикú», Чéтьи минéи, которые можно было читать всей семьей на протяжении длительного времени.

 

С. С. Наровчатов отмечает: «...Жития святых пользовались в Древней Руси еще большей популярностью, чем апóкрифы[91]. Житийная литература пересказывала биографии подвижников церкви, уснащая их не только чудесами и нравоучениями, но широко вводя в них бытовой, исторический и психологический материал. Многие жанры здесь представлены как бы в зерне, из которого в дальнейшем вырастал литературный колос. Иные жития напоминали новеллу, другие — повесть, в третьих были зачатки романа. Читали их охотно, это была тогдашняя серия,,Жизнь замечательных людей”[92].

<...>Переписываемые и дополняемые древнерусским книжником, они (жития святых. — Н. К.) приобретали черты современного повествования. Среди канонизированных церковью лиц были князья и рабы, воины и горожане, блудницы и монахини, епископы и чиновники, купцы и крестьяне. Все ступени общественной лестницы заполнены житийными персонажами. Их начальная мирская жизнь, обычно противопоставлявшаяся позднейшей аскетической, изобиловала драматическими коллизиями, красочными приключениями, впечатляющими эпизодами. Переписчик и составитель житий, описывая деяния святых, проходил подлинную школу литературного мастерства. Перед его глазами стояли старые византийские образцы, восходившие к еще более древним эталонам. К Тациту[93] и Плутарху[94] шла традиция жизнеописаний выдающихся людей, и древнерусский книжник приобщался к угасшей культуре Рима и Эллады, сам того не подозревая. И как эллинский кентавр преображался в славянского китовраса, так стройная композиция плутарховских биографий просвечивала сквозь ткань житийного повествования. Книжник учился искусству литературного портрета, усваивал умение типизации и обобщения, овладевал навыками сюжета и фабулы. И когда потребовалось создать жития на собственно русском материале, описать деяния своих соотечественников, вчерашний копиист-переписчик, естественно, вырос в самостоятельного писателя.

Авторы первых русских житий отчетливо представляли патриотическую задачу, стоявшую перед ними. В житиях Бориса и Глеба, Мстислава и Ольги, Феодосия Печерского создавался нравственный идеал подвижников и радетелей земли русской. Неустрашимые, честные, твердые духом, вставали они перед взглядом древнерусского читателя, вызывая его к следованию и подражанию высоким своим достоинствам»[95].

 

Сообщение 2. Князь Александр Невский — историческая личность.

Сообщение готовится учащимся по любому историческому или научно-популярному источнику.

 

Сообщение 3. «Житие Александра Невского» в древнерусской литературе.

В Древней Руси большой популярностью пользовались различные редакции «Жития Александра Невского», в которых он изображается как идеальный князь, выдающийся воин и святой, наделенный способностью посмертно творить чудеса. Русская Православная Церковь причислила Александра Невского к лику святых за его выдающиеся победы над шведами на реке Неве (1240) и над войсками Ливонского ордена на Чудском озере (1242), а также за мудрую и патриотичную политику в управлении государством. Князь Александр был отравлен в Золотой Орде, куда отправился за ярлыком на правление и для ведения мирных переговоров, и умер по пути из нее. Считается, что князь принял мученическую смерть, это также давало право на прославление в лике святых.

В ХVIII веке, при царе Петре I, на месте битвы со шведами была воздвигнута Александро-Невская лавра (1770) и прах князя был перенесен из Владимира в Петербург (1724). Изначально князь был погребен в монастыре Рождества Богородицы г. Владимира.

Образцом для церковного «Жития Александра Невского» послужило светское «Жизнеописание Даниила Романовича Галицкого», созданного в Галицко-Волынском княжестве. Автор «Жизнеописания Даниила Галицкого, называет свое произведение «хронóграфом», т. е. четко указывает на византийскую традицию. Именно поэтому и «Житие Александра Невского» выдержано в рамках этой традиции.

Как отмечал Д. С. Лихачёв, мир литературы и мир политического кругозора не были замкнуты пределами отдельного княжества в Древней Руси, поэтому рукописи переписывались и покидали пределы своей страны, своего княжества, книги дарились и продавались — они распространялись не только в пределах Православного мира, но и за его границы. Перемещение внутри этого мира также было свободным, что так или иначе обогащало культуру и Болгарии, и Сербии, и Руси, расширяло кругозор их жителей. Именно поэтому многие храмы на Руси построены итальянскими, болгарскими и греческими зодчими, а «Житие Александра Невского», составленное на северо-востоке Руси, было создано галичанином по происхождению.

Д. С. Лихачев писал, что наследование византийской традиции «облегчило автору «Жития Александра Невского» задачу создания нового типа церковного жития святого-полководца. «Житие...» было, по-видимому, составлено в том же кругу книжников, ибо «печатник» Даниила — Кирилл — стал митрополитом Кириллом, переехавшим на северо-восток и помогавшим Александру. В этом убеждает множество стилизованных и лексических совпадений. Среди образцов для «Жития Александра...» были «Александрия»[96], «Повесть о разорении Иерусалима» Иóсифа Флáвия, «Повесть о Троянском пленении», «Летописец вкратце» патриарха Никифора, «Девгéниево деяние» и многие другие. Александр Невский сравнивается в житии с Александром Македонским, Ахиллесом, Денгением Акритом, императором Веспасианом, Иосифом Прекрасным, Самсоном, Давидом, Моисеем, Иисусом Навином. Его деяния и он сам вставлены в величественную раму мировой истории. Сам Александр Невский как бы сознает свою мировую роль и, отвечая папе римскому на предложение принять его учение, говорит:

 

«Отъ Адама до потопа, от патопа до разделения языкъ, от разьмЪшениа языкъ до начяла Авраамля, от Авраама до проитиа Иисраиля сквозе море, от исхода сыновъ иисраилевъ до умертвия Давыда царя, от начала царства Соломоня до Августа и до Христова рожества, от рожества Христова до страсти и воскресения, от въскресения же его и на небеса взшествиа и до царства Константина, до перваго збора и седьмаго — сия вся добрЪ съвЪдаемь, а от вас учения не приемлем»[97].

 

Как и в «Повести о разорении Рязани Батыем», в «Житии Александра Невского» рассказывается о героизме простых ратников — о шести «храбрых и сильных мужах», которые совершали подвиги в битве на Неве.

«Заканчивается,,Житие...” описанием народного горя при известии о смерти Александра. Люди рыдали так, что,,земли потрястися”. Александр сравнивается с зашедшим солнцем.

Перед нами яркая вспышка того исторического и,,космического” монументализма, который был так характерен для домонгольской литературы»[98].

О византийской традиции в «Житии Александра Невского» писал и Н. К. Гудзий, исследователь древнерусской литературы. Так, он отмечал, что

 

«само «Житие…», видимо, создано в конце ХIII или в самом начале ХIV века,,на основе не дошедшей до нас светской биографической повести, возникшей, следует полагать, вскоре после смерти этого выдающегося князя (1263) и созданной скорее всего суздальским книжником, быть может, близким ко двору Александра. Автор первоначальной редакции жития, связанный своим источником, лишь в небольшой степени придал ему черты агиографического стиля, отчего его произведение может быть названо скорее воинской повестью, чем житием в обычном смысле слова. Наиболее близко к тексту первоначальной редакции жития стоят тексты Лаврентьевской и второй Псковской летописей, но оба они дефектны, почему для знакомства с этой редакцией пользуемся текстом позднейшим, относящимся к половине ХVI века»[99].

 

«Житие Александра Невского» в разных источниках, так же как и в древнерусских сборниках, называется по-разному: житие, повесть, слово. Это обусловлено как раз наследованием византийской традиции создания хронографов: житие и воинская повесть здесь слиты воедино. Главным в житии является не верность историческим фактам, не четкое следование хронологии, а образ князя — полководца и святого. Перед нами образцовый тип поведения мужчины-воина и тип святости, которым должны были следовать средневековые читатели и слушатели жития. С одной стороны, представлен доблестный воин, мудрый полководец, благочестивый князь, с другой защитник всей Русской земли и Православной веры. Образ князя идеален, в то же время достоверен: чувствуется, что первоначальный текст был создан человеком, близким к князю, знавшим и его самого, и его жизнь, и его соратников.

«Житие Александра Невского» переписывалось и перерабатывалось на протяжении нескольких веков, вплоть до ХVII столетия. Особенно оно подверглось переработке после Церковного собора 1547 года, созванного в целях канонизации русских святых. Влияние «Жития...» сказалось на ряде произведений, возникших в последующее время, например на летописной повести о Мамаевом побоище, а также на произведении «О житии и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича» и других поздних житиях.

 

Работа с учебником.

Чтение статей учебника «Из древнерусской литературы» и «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (с. 18—19, 19—20) и беседа о прочитанном.

— Объясните, почему в России сохранилось мало памятников древнерусской литературы.

— Расскажите, как относились к книгам и чтению в Древней Руси. Подумайте, почему относились именно так.

— Какие качества были присущи древнерусской литературе? Расскажите, как она создавалась.

— Чем древнерусская литература близка к фольклору?

— Что нового вы сегодня узнали о русском князе Александре Ярославиче, прозванном современниками Невским? Таким ли вы себе представляли реального князя Александра? Объясните, почему таким он вам представился.

— Вспомните, о каких типах поведения мы с вами говорили в 7 классе при изучении древнерусской литературы.

(Тип поведения мужчины, тип поведения женщины и тип святости.)

— Чем они были обусловлены?

(Христианским мировоззрением и авторов-составителей произведений, и читателей, а также идеологией сначала княжеств, затем нарождавшегося единого государства.)

— Приведите примеры из древнерусской литературы.

— Расскажите, где и когда возник жанр жития. Какие традиции каких литератур он наследовал? Приведите свои примеры.

— Почему исследователи «Жития Александра Невского» часто не сходятся во мнении ни о его происхождении, ни об определении самого жанра? Чем это обусловлено? Что об этом говорится в статье учебника?

— О каком новшестве литературы ХVII века говорится в статье учебника? Какие примеры приводятся?

— Расскажите, читали ли вы какие-либо произведения древнерусской литературы, помимо данных в программе. Поделитесь впечатлениями.

 

Чтение произведения.

Чтение «Повести о житии... Александра Невского» по учебнику (с. 20—26).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.069 с.)