Слово учителя (частично под запись). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово учителя (частично под запись).



Жанр современной отечественной песни настолько многолик и многообразен, что только перечислению различных направлений внутри этого жанра можно уделить большое внимание. Однако в середине ХХ века даже не посвященный в тонкости современного для него искусства человек сразу мог выделить два направления музыкальной культуры — официальное и неофициальное, существовавшие параллельно на протяжении нескольких десятилетий.

У людей, родившихся в 1920—1940-е годы, жанр современной песни чаще всего ассоциировался с произведениями поэтов-песенников, творивших на протяжении многих лет для эстрады и массового исполнения «народные» песни-стилизации. Между тем история новой песни, органически связанной с прежними фольклорными формами, развивалась и развивается по нескольким, иногда не пересекающимся направлениям. Например, творчество Демьяна Бедного, Михаила Исаковского, Михаила Светлова и их последователей, близкое сознанию крестьянских и пролетарских масс начала и середины ХХ столетия, служило официальной политике государства. Будучи в свое время популярными, песни этих поэтов часто не находят живого отклика в душах слушателей, особенно молодых, в ХХI веке. Это объясняется тем, что в них не стало естественного и полного слияния мыслей и чувств лирического героя с мироощущением большинства людей, которое является одной из основ песенной традиции.

В песнях «подпольного» рока 1970-х годов сохранялась данная основа песенной традиции, только лирический герой рока был более политизирован, нежели его предшественники. Рок, с одной стороны, своими корнями уходит в недра отечественного и западного фольклора, с другой — в своих формах и по своей стилистике и мелодике представляет совершенно иной виток развития культуры как таковой.

Можно сказать, что процесс развития фольклорных традиций в песенном творчестве далеко не исчерпал себя и интенсивно протекает и в наши дни. Примером такого развития в ХХ веке может служить движение бардовской песни, возникшее в отечественной культуре на рубеже 1950—1960-х годов.

 

«Сегодняшний интерес к авторской песне, — считал в конце ХХ века Булат Окуджава, — вызван тем, что, как выяснилось, наше общество в прошлом несколько деградировало, потеряло духовность, а авторская песня, серьезные стихи — признак духовности. Наконец-то стало ясно — для того чтобы противостоять массовой культуре, нужно нечто серьезное, личностное. Тогда и,,вспомнили” об авторской песне, увидели, что она сильна, может противостоять чистой развлекательности не в смысле спора — пусть существует и то и другое, — а в качестве противовеса»[57].

 

Фольклор — синтетический вид искусства, а бардовская песня 1960—1990-х годов — новый исторический жанр отечественного фольклора. Все три признака, характеризующие любой жанр устного народного творчества: общность бытового назначения, поэтической системы и характера исполнения — налицо в данном виде искусства. К тому же расчет в бардовской песне на эмоциональное воздействие на окружающих также является признаком жанра народно-песенного творчества, где сама жанровая принадлежность определяется той целью, которую ставит перед собой автор-исполнитель.

Духовность и личностное начало, присущие всему фольклору, несмотря на коллективность создания произведений на протяжении целых исторических периодов, народное мировосприятие и эстетика в сочетании с традициями классической русской литературы дали нашей культуре поистине новый и самобытный жанр, являющийся и актуальным, и вне- временным одновременно. Выделяя несколько тематических линий в жанре бардовской (авторской) песни, следует оговориться, что деление это во многом условно, так как, например, песни философские чаще всего одновременно являются песнями о любви, и, следовательно, их с полным правом можно отнести к любовной лирике современных бардов. Песни с политическим или гражданским звучанием в то же время философичны по своей сути, а пейзажная лирика в большинстве своем связана с туристической тематикой самодеятельной песни. Облегчал задачу анализа преемственности традиций литературы в данном жанре фольклора благодаря общепринятому делению лирики на философскую, любовную, дружескую и пейзажную, мы с вами сможем проследить связи того или иного произведения и с художественной литературой, и с устным народно-поэтическим творчеством, одновременно выделяя самобытные, отличительные черты творчества разных авторов.

В середине ХХ века песенную традицию большинства регионов Советского Союза определяли лирические песни и частушки, однако постепенно они стали частью только деревенского фольклора, в то же время эпоха городского романса также канула в Лету. Новая эпоха — сначала «оттепель» (так называют период конца 1950 — начала 1960-х годов, когда наступило «потепление» в политическом климате страны), а затем время «застоя» (период до середины 1980-х годов) — породила песни нового типа, с самобытным содержанием и иной формой, что и вызвало спор о том, принадлежат они фольклору или литературе.

 

«Авторская песня — это определенная форма устной поэзии. Иногда говорят: новая. Вообще говоря, новая, потому что забытая. Гомер называл себя певцом. Беранже писал песни в самом современном смысле слова, для Пушкина,,поэт” и,,певец” — понятия почти равнозначные, — писал Михаил Анчаров. — Почему сейчас многие берутся за сочинение песен? Да потому, что в песню просится жизнь»[58].

 

Как уже говорилось ранее, потребность в духовном общении, в жанре, который бы стал связующим звеном между людьми разных поколений и профессий, но мыслящих одинаково, и возродила такую форму коммуникации, как самодеятельная авторская песня. Общность поэтической системы бардовской песни с народно-песенной и бытовое назначение, заключающееся как раз в стремлении рассказать о себе и мире единомышленникам, берущие свое начало в творчестве русских певцов — дружинников и гусляров, украинских лирников и кельтских бардов, обусловили ее жизненность и актуальность на протяжении более тридцати лет.

Выделяя эстетическую направленность всех песенных жанров, без труда находим в авторской песне и стремление заполнить эмоциональный вакуум, возникший в послевоенное время, и желание осмыслить происходящее и воспеть любовь к Родине и человеку.

Жизнь — кумиров сокрушенье,

И прощанье, и прощенье,

И к истокам возвращенье

Своего пути.

Что б судьба ни обещала,

Только путь тот от начала

До последнего причала

Дважды не пройти.

От начала — дважды не пройти... —

выражал общее настроение в «Новогодней песне» Валерий Бóков. Сейчас многие студенты считают эту песню своей, не задумываясь над тем, кто ее автор. Это объясняется простотой и правдивостью слов, часто отличных от текстов песен, звучавших по радио в 1960-е годы, ее искренностью и вниманием к душевному миру человека, приятной мелодией и... расчетом на пение в среде единомышленников, ровесников.

Жанр авторской песни пришел на смену утраченным жанрам отечественного фольклора, таким, например, как календарная обрядовая поэзия, хотя уже в конце ХХ века последнюю хотели возродить. Новый жанр существовал параллельно со старинными жанрами, которые по-своему трансформировались на протяжении веков. Так, русская народная песня, издавна получившая признание во всем мире, благодаря своим высоким эстетическим качествам осталась современной и в начале ХХI века. Безусловно, в наше время она претерпела сильные изменения, сказавшиеся прежде всего в ее функциональном назначении.

Два различных жанра отечественного устного народного творчества — лирическая народная песня и бардовская (авторская) песня — являются в первую очередь искусством слова, относятся к жанрам словесного фольклора, в истоках своих связанного с архаическими формами искусства и бытующего преимущественно в устной передаче.

 

«Лучшие из наших песен те, — считал Юлий Ким, — в которых найдено своеобразное неразложимое целое. Напечатанные в виде стихов, наши песни многое теряют, они непременно должны звучать. И тем не менее мы имеем дело с поэзией, потому что и сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат прежде всего выявлению смысла. Однако это особая, песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный. Вот почему я говорю о неразложимом целом. Оно и есть наше выразительное средство»[59].

 

Именно такое «неразложимое целое» свойственно всем поэтическим жанрам русского фольклора, включающего в себя как лирические песни, так и песни исторические, а также былины и баллады, которые мы больше привыкли воспринимать в напечатанном виде, нежели в музыкально-поэтическом исполнении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.006 с.)