Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слово учителя (частично под запись).
Жанр современной отечественной песни настолько многолик и многообразен, что только перечислению различных направлений внутри этого жанра можно уделить большое внимание. Однако в середине ХХ века даже не посвященный в тонкости современного для него искусства человек сразу мог выделить два направления музыкальной культуры — официальное и неофициальное, существовавшие параллельно на протяжении нескольких десятилетий. У людей, родившихся в 1920—1940-е годы, жанр современной песни чаще всего ассоциировался с произведениями поэтов-песенников, творивших на протяжении многих лет для эстрады и массового исполнения «народные» песни-стилизации. Между тем история новой песни, органически связанной с прежними фольклорными формами, развивалась и развивается по нескольким, иногда не пересекающимся направлениям. Например, творчество Демьяна Бедного, Михаила Исаковского, Михаила Светлова и их последователей, близкое сознанию крестьянских и пролетарских масс начала и середины ХХ столетия, служило официальной политике государства. Будучи в свое время популярными, песни этих поэтов часто не находят живого отклика в душах слушателей, особенно молодых, в ХХI веке. Это объясняется тем, что в них не стало естественного и полного слияния мыслей и чувств лирического героя с мироощущением большинства людей, которое является одной из основ песенной традиции. В песнях «подпольного» рока 1970-х годов сохранялась данная основа песенной традиции, только лирический герой рока был более политизирован, нежели его предшественники. Рок, с одной стороны, своими корнями уходит в недра отечественного и западного фольклора, с другой — в своих формах и по своей стилистике и мелодике представляет совершенно иной виток развития культуры как таковой. Можно сказать, что процесс развития фольклорных традиций в песенном творчестве далеко не исчерпал себя и интенсивно протекает и в наши дни. Примером такого развития в ХХ веке может служить движение бардовской песни, возникшее в отечественной культуре на рубеже 1950—1960-х годов.
«Сегодняшний интерес к авторской песне, — считал в конце ХХ века Булат Окуджава, — вызван тем, что, как выяснилось, наше общество в прошлом несколько деградировало, потеряло духовность, а авторская песня, серьезные стихи — признак духовности. Наконец-то стало ясно — для того чтобы противостоять массовой культуре, нужно нечто серьезное, личностное. Тогда и,,вспомнили” об авторской песне, увидели, что она сильна, может противостоять чистой развлекательности не в смысле спора — пусть существует и то и другое, — а в качестве противовеса»[57].
Фольклор — синтетический вид искусства, а бардовская песня 1960—1990-х годов — новый исторический жанр отечественного фольклора. Все три признака, характеризующие любой жанр устного народного творчества: общность бытового назначения, поэтической системы и характера исполнения — налицо в данном виде искусства. К тому же расчет в бардовской песне на эмоциональное воздействие на окружающих также является признаком жанра народно-песенного творчества, где сама жанровая принадлежность определяется той целью, которую ставит перед собой автор-исполнитель. Духовность и личностное начало, присущие всему фольклору, несмотря на коллективность создания произведений на протяжении целых исторических периодов, народное мировосприятие и эстетика в сочетании с традициями классической русской литературы дали нашей культуре поистине новый и самобытный жанр, являющийся и актуальным, и вне- временным одновременно. Выделяя несколько тематических линий в жанре бардовской (авторской) песни, следует оговориться, что деление это во многом условно, так как, например, песни философские чаще всего одновременно являются песнями о любви, и, следовательно, их с полным правом можно отнести к любовной лирике современных бардов. Песни с политическим или гражданским звучанием в то же время философичны по своей сути, а пейзажная лирика в большинстве своем связана с туристической тематикой самодеятельной песни. Облегчал задачу анализа преемственности традиций литературы в данном жанре фольклора благодаря общепринятому делению лирики на философскую, любовную, дружескую и пейзажную, мы с вами сможем проследить связи того или иного произведения и с художественной литературой, и с устным народно-поэтическим творчеством, одновременно выделяя самобытные, отличительные черты творчества разных авторов.
В середине ХХ века песенную традицию большинства регионов Советского Союза определяли лирические песни и частушки, однако постепенно они стали частью только деревенского фольклора, в то же время эпоха городского романса также канула в Лету. Новая эпоха — сначала «оттепель» (так называют период конца 1950 — начала 1960-х годов, когда наступило «потепление» в политическом климате страны), а затем время «застоя» (период до середины 1980-х годов) — породила песни нового типа, с самобытным содержанием и иной формой, что и вызвало спор о том, принадлежат они фольклору или литературе.
«Авторская песня — это определенная форма устной поэзии. Иногда говорят: новая. Вообще говоря, новая, потому что забытая. Гомер называл себя певцом. Беранже писал песни в самом современном смысле слова, для Пушкина,,поэт” и,,певец” — понятия почти равнозначные, — писал Михаил Анчаров. — Почему сейчас многие берутся за сочинение песен? Да потому, что в песню просится жизнь»[58].
Как уже говорилось ранее, потребность в духовном общении, в жанре, который бы стал связующим звеном между людьми разных поколений и профессий, но мыслящих одинаково, и возродила такую форму коммуникации, как самодеятельная авторская песня. Общность поэтической системы бардовской песни с народно-песенной и бытовое назначение, заключающееся как раз в стремлении рассказать о себе и мире единомышленникам, берущие свое начало в творчестве русских певцов — дружинников и гусляров, украинских лирников и кельтских бардов, обусловили ее жизненность и актуальность на протяжении более тридцати лет. Выделяя эстетическую направленность всех песенных жанров, без труда находим в авторской песне и стремление заполнить эмоциональный вакуум, возникший в послевоенное время, и желание осмыслить происходящее и воспеть любовь к Родине и человеку. Жизнь — кумиров сокрушенье, И прощанье, и прощенье, И к истокам возвращенье Своего пути. Что б судьба ни обещала, Только путь тот от начала До последнего причала Дважды не пройти. От начала — дважды не пройти... — выражал общее настроение в «Новогодней песне» Валерий Бóков. Сейчас многие студенты считают эту песню своей, не задумываясь над тем, кто ее автор. Это объясняется простотой и правдивостью слов, часто отличных от текстов песен, звучавших по радио в 1960-е годы, ее искренностью и вниманием к душевному миру человека, приятной мелодией и... расчетом на пение в среде единомышленников, ровесников. Жанр авторской песни пришел на смену утраченным жанрам отечественного фольклора, таким, например, как календарная обрядовая поэзия, хотя уже в конце ХХ века последнюю хотели возродить. Новый жанр существовал параллельно со старинными жанрами, которые по-своему трансформировались на протяжении веков. Так, русская народная песня, издавна получившая признание во всем мире, благодаря своим высоким эстетическим качествам осталась современной и в начале ХХI века. Безусловно, в наше время она претерпела сильные изменения, сказавшиеся прежде всего в ее функциональном назначении. Два различных жанра отечественного устного народного творчества — лирическая народная песня и бардовская (авторская) песня — являются в первую очередь искусством слова, относятся к жанрам словесного фольклора, в истоках своих связанного с архаическими формами искусства и бытующего преимущественно в устной передаче.
«Лучшие из наших песен те, — считал Юлий Ким, — в которых найдено своеобразное неразложимое целое. Напечатанные в виде стихов, наши песни многое теряют, они непременно должны звучать. И тем не менее мы имеем дело с поэзией, потому что и сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат прежде всего выявлению смысла. Однако это особая, песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный. Вот почему я говорю о неразложимом целом. Оно и есть наше выразительное средство»[59].
Именно такое «неразложимое целое» свойственно всем поэтическим жанрам русского фольклора, включающего в себя как лирические песни, так и песни исторические, а также былины и баллады, которые мы больше привыкли воспринимать в напечатанном виде, нежели в музыкально-поэтическом исполнении.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.006 с.) |