Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.



— Итак, перед вами два рода презентации книг: обзорная презентация вышедшей сравнительно недавно литературы (5—10 лет) и презентация одной книги, заинтересовавшей ваших одноклассников. Какая из презентаций вам больше понравилась и почему?

— Одинаковы ли цели этих презентаций книг? Аргументируйте свой ответ.

— Как вы считаете, необходимо ля во время представления книг использовать компьютерную презентацию? Всегда ли она уместна? Каковы цели компьютерной презентации?

Цель компьютерной презентации — дать общее представление о чем-либо с «картинкой», вывести на экран термин или какие-то цифровые данные, которые на слух плохо воспринимаются и которые необходимо записать.

Именно поэтому компьютерную презентацию хорошо использовать при обзорном представлении книг: можно показать те книги, которых нет на стенде, дать портреты их авторов, вывести дополнительные сведения. При представлении одной книги компьютерная презентация возможна, если учеником или учителем дается биография писателя, рассказывается о его творческом пути. В рассказе о самой книге должно присутствовать живое восприятие читавшего, хотя он сам, по своему желанию, также может сделать компьютерную презентацию о прочитанном — с подобранным видеорядом и музыкой.

— Расскажите, что вы узнали о Кукше — отроке 10—11 лет из словенского племени, жившего на реке Тихвине?

— Кого напоминает нам храбрый мальчик?

(Героев древнерусских преданий и легенд. Героев повести Ю.П. Вронского «Юрьевская прорубь» и т.д.)

— Что рассказывается в экспозиции романа о расселении славянских и угро-финских племен на Русском Севере? Как дополняет художественное произведение наши исторические сведения? Покажите на карте территорию расселения славянских и угро-финских племен. (Карта географическая или историческая.)

— Когда происходит завязка действия сюжета произведения?

(Приход варягов за данью в деревню Домóвичи, борьба Кукши с варягами.)

— Как вы думаете, каков сюжет этого произведения Юрия Вронского?

(Приключенческий.)

— Какие еще дополнительные исторические сведения мы получаем, путешествуя с варягами и Кукшей от Тихвины до Скандинавии?

(Географические сведения — показать на заранее вывешенной в классе карте IХ—ХII веков, географической или исторической, расположение городов Ладоги и будущего Новграда. Расселение германских и угро-финских племен по берегам Балтийского (Варяжского) и Северного морей. Территория, занимаемая славянскими племенами в Х веке.

Исторические сведения — расселение угро-финских племен, по-славянски — чýди на запад — эсты, на восток — племена чудь и весь, частичная ассимиляция со славянами. Завоевание варягами прибрежных народов, набеги на Гардáрику — «страну городов», т. е. Русь.

Этнографические сведения — население этих земель, их языки и обычаи. Причины исчезновения того или иного народа, а также причины ассимиляции.

Религиозные сведения — верования разных народов на различных ступенях их развития. Общность языческого мышления, появление и распространение христианства, общность христианского мышления.)

— Тот, кто уже прочитал исторический роман Ю. П. Вронского, может ответить: изменяется ли характер отрока Кукши во время его странствий? Можем ли мы сказать, что характер дан в динамике?

(Частично — да, так как автор показывает и физическое, и духовное взросление героя, его мысли и переживания. Более того, во второй части уже появляется несобственно-прямая речь, когда трудно понять, где внутренняя речь персонажа плавно перетекла в размышления автора произведения. Так показано духовное возмужание Кукши, приведшее его к крещению в Византии и заставившее вернуться домой: от сытой и спокойной жизни в цивилизованном городе — Царьграде — к тяжелой жизни в деревеньке в северных лесах.)

— Расскажите, как развивается сюжет романа.

— Опишите встречу. Кукши с Андреем Блаженным. Говорит ли писатель, что перед нами Андрей Первозванный? Почему?

— Или, может быть, перед нами собирательный образ юродивого во славу Божию? Обоснуйте свой ответ.

Можно зачитать главу шестую из второй части романа.

— Что мы узнаем о жизни Рима и Царьграда в Х веке? Как научно-художественные сведения дополняют наши познания? Какая картина мира предстает перед нашим мысленным взором?

(Образная, красочная, яркая и интересная.)

— Как меняется главный герой с принятием крещения? Какие слова сразу же он принял как заповедь?

(«Нет бóльшей любви, чем душу свою положить за други своя´».)

— Когда происходит кульминация в развитии сюжета?

(Часть четвертая — «Возвращение в Домóвичи»: в Киеве заложили первые христианские храмы, братья Константин и Мефодий крестили народ, Кукша-Георгий решает возвратиться на родину и крестить своих соплеменников.)

— Почему в романе такая длительная развязка действия?

(Это соответствует исторической и географической правде — путь из Киева сначала на реку Вóлхов, затем на Неву, а потом уж и на Тúхвину далек, долог и труден, к тому же попутно автор рассказывает нам историю волжских булгар, говорит о расселении тюркских, славянских и угро-финских народов на восток.)

— Понравилось ли вам окончание романа Юрия Петровича Вронского? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Какие нравственные уроки можно вынести из этого произведения?

 

Сообщения учащихся.

Сообщения готовятся восьмиклассниками самостоятельно с предварительным написанием текста и подготовкой возможной презентации для проверки учителем до проведения урока. При подготовке сообщения используется литература научная, научно-популярная, научно-художественная и энциклопедическая.

Сообщение 1. Народы Русского Севера в Х—ХII вв.

Сообщение 2. Верования и быт восточных славян до Крещения Руси.

 

Сообщение 3. Кто такие варяги и как они пришли на Русскую землю.

 

Сообщение 4. Крещение Руси солунскими братьями — чернецом Мефодием и священником Константином.

 

Творческая работа.

Мини-сочинение:

«Чему учит нас история?»;

«...Надобно знать, чтó любишь; а чтобы знать на стоящее, дóлжно иметь сведение о прошедшем» (Н. М. Карамзин);

«Моя любимая книга об истории Отечества».

 

9. Домашнее задание.

Для всего класса:

— к следующему, уроку внеклассного чтения прочитать повесть Р. П. Неймантаса «По следам солнечного камня».

 

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

В МИРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

(1—2 часа)

УРОКИ 4—5

Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры,

Не можете ли, ветры, горы раскачати?

Гусли мои, гусли, звончатые гусли,

Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?

 

Цели уроков:

— знакомство учащихся с понятиями фольклорная лирическая песня, обрядовая поэзия;

— раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей русского фольклора;

— закрепление знаний учащихся об этнографических и художественных отличиях русского фольклора;

— продолжение формирования навыка осмысленного выразительного чтения;

— воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству.

Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе, а также со словом учителя, с беседой о прочитанном и услышанном, работой по группам.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.009 с.)