Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слово учителя с элементами беседы (выборочно под запись; возможна общая Для всех выступлений презентация — одна на весь урок).Стр 1 из 29Следующая ⇒
Сегодня мы начнем изучение курса литературы в 8 классе нетрадиционно: не со знакомства с новым учебником — с ним мы будем знакомиться постепенно, поступательно; не с чтения мудрых слов известных людей о пользе чтения для школяров и о пользе литературы для развития всего общества; мы познакомимся с человеком, жившим в далеком XIX столетии и внешне имевшим весьма отдаленное отношение к литературе и школе. Имя этого человека — Федор Иванович Буслаев (1818—1897). Простое русское имя. Простая православная семья, жившая в далекой провинции — в г. Керенске (сейчас г. Вáдинск Пензенской губернии, как раз посередине исконных русских земель. Небольшой достаток отца — мелкого чиновника, казалось бы, не позволял давать детям хорошее по тому времени образование, но семья пошла на многие лишения, чтобы умный, одаренный Федор поступил в пензенскую гимназию. Главным в семье считалась жизнь духовная, которая предполагает, что все таланты, данные человеку Богом, необходимо реализовывать — развивать в жизни земной. Таланты Федора были налицо, поэтому как-то сразу определилось, что будет он не чиновником, а человеком ученым. В 1833 году Федор Буслаев окончил пензенскую гимназию и поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. Так уж случилось (хотя в мире ничего не бывает случайного), что в гимназии уроки словесности вел известный литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский, позднее прозванный «неистовым Виссарионом»: «неистовым» потому, что до боли в сердце любил он русскую литературу — как современную ему литературу ХIХ века, так и литературу ХVIII века; «неистовым», ибо за свои убеждения мог пойти на смерть, и его ученики это хорошо чувствовали. Такой учитель, преподававший, естественно, нетрадиционно, знавший много и имевший на все свою точку зрения, воспитывал и учеников под стать себе — начитанных, самостоятельных в выборе круга чтения и в своих решениях, жаждущих активной деятельности на избранном поприще. Ранняя встреча с В.Г. Белинским — известным в свое время критиком, революционно-демократическим деятелем и педагогом, несомненно, наложила свой отпечаток и на личность Федора Буслаева, хотя ни писателем, ни литературным критиком он не стал. Белинский не любил поверхностность в образовании — знания «всего по чуть-чуть и обо всем», он требовал от своих учеников досконального изучения предмета, чтения литературного произведения от начала и до конца, негодовал, если кто-то судил о произведении, не прочитав его. В те времена это считалось непозволительным, такие поступки называли неинтеллигентными.
Ф.И. Буслаев усвоил уроки учителя: еще в студенческие годы он стал по-настоящему эрудированным человеком и полиглотом — овладел несколькими языками: немецким, французским, итальянским, испанским, польским, болгарским, а также «мертвыми» языками: санскритом и древнееврейским. Для чего это ему было нужно? Чтобы читать на этих языках рукописи, чтобы понять историю развития того или иного народа. Главной темой научной деятельности Ф И. Буслаева была тема связи истории языка с историей страны. Именно поэтому Буслаев изучал диалекты русского языка середины ХIХ века, именно поэтому он подверг научному анализу древнерусскую литературу: ученый считал, что язык — носитель культурной, духовной памяти народа, а литература — духовный его руководитель. В своем словаре диалектных говоров Ф.И. Буслаев во вступлении (т.е. внешне не акцентируя на этом внимание читателей и коллег-ученых, а на самом деле стараясь обратить их внимание на главное!) дает законченную картину образования общерусского литературного языка на Московской земле, где встретились, сплелись и отлились в прекрасные формы все наречия и словесные богатства Русской земли. «Одновременно с историей языка Буслаев занимался изучением русской народной поэзии и древнерусского искусства. Одним из внешних стимулов к этим занятиям послужило полученное им в конце 1859 года от графа С.Т. Строганова приглашение прочесть Наследнику престола Николаю Александровичу курс ,,Истории русской словесности, в том ее значении, как она служит выражением духовных интересов народа”. А кто сегодня из правителей и их,,наследников” думает о духовных интересах народа? В Петербурге он работал и над составлением обширного сборника статей и монографий, озаглавленного ,,Исторические очерки русской народной словесности и искусства” (два больших тома, СПб., 1861). В них помещены исследования о народной поэзии: о поэзии в связи с языком и народным бытом; об изучении славянской поэзии сравнительно с поэзией других народов (германской, скандинавской); о национальной поэзии славянских племен вообще и, наконец, о русской поэзии. Во втором томе рассказывается о народных элементах древнерусской литературы и искусства.
В это время в императорской семье произошла трагедия: 12 апреля 1865 года в Ницце, на вилле Вермóн, умер от туберкулезного менингита Наследник Престола Николай Александрович. Наследником Престола стал его брат Александр. У Александра Александровича, после принесения 20 июня 1865 года присяги в качестве Наследника Престола, было множество обязанностей. В частности, Император приглашал сына на доклады министров. Мало того, он был объявлен Атаманом всех казачьих войск, шефом многих полков. Свободного времени не оставалось. Тем не менее Цесаревич основательно засел за учебу: занимался русской историей с Сергеем Михайловичем Соловьевым[5], государственным правом — с Константином Петровичем Победоносцевым[6]; лекции по филологии ему, как и старшему брату, продолжал читать Федор Иванович Буслаев. Неудивительно, что с такими наставниками Александр III вырос в великого Императора — государственника и патриота, осознающего духовную силу России, ее место в мире, укрепившего в годы правления мощь державы!»[7] А самого Буслаева еще при его жизни стали называть «наставником и хранителем»: наставником двух наследников престола Российского и своих многочисленных учеников, затем наставником читателей и последователей его дела; хранителем истории русского народа, русского языка, устного народного творчества и литературы. — Поделитесь своими впечатлениями: заинтересовал ли вас рассказ о выдающейся личности Федора Ивановича Буслаева, его деятельности и, главное, его жизненных установках? Почему? Аргументируйте свой ответ. — Как вы думаете, почему первый урок литературы в этом году мы начали с рассказа об этом человеке? — Слышали ли вы прежде имя Виссариона Григорьевича Белинского? Если да, то в каком контексте? Понравились ли вам его учительские принципы? Почему? — Можно ли считать Ф. И. Буслаева наследником учительских принципов Белинского? Докажите это. — Вспомните, как назывался курс литературы, который Ф. И. Буслаев читал наследникам Российского престола. Случайно ли такое название? — Можете ли вы объяснить, почему выбор императора и графа С.Т. Строганова пал именно на Ф. И. Буслаева? Чем приглянулся им этот профессор? — Как вы думаете, такой была традиция воспитания и образования наследников престола? Обоснуйте свой ответ. — Почему все наследники Российского престола изучали словесность, в первую очередь — русскую словесность, начиная с устного народного творчества и до современности? — Что дает человеку чтение и изучение литературы?
2. Сообщения учащихся (возможна презентация, созданная учителем совместно с учениками) — частично под запись. Сообщение 1. Федор Иванович Буслаев — замечательный русский языковед, фольклорист, историк искусства и основатель методики преподавания русского языка и литературы в школе. Сообщение 2. Ф.И. Буслаев — ученый-лингвист. Небольшое сообщение учащегося по любому источнику (можно по энциклопедии «Русский язык»).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.007 с.) |