Работа с названием урока и эпиграфом к нему. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с названием урока и эпиграфом к нему.



— Давайте прочитаем еще раз название данного урока. Какова его основная мысль?

— Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны в качестве названия?

— Объясните, как вы понимаете слова «духовно руководить народом».

— Приведите свои примеры в доказательство данных слов Ф.И. Буслаева.

— Почему «поэт в России больше, чем поэт» (Е. Евтушенко)? Иными словами: почему литература на Руси и в России всегда была учительством? Откуда пошла такая традиция?

— Можно ли соотнести название данного урока с жизнью и деятельностью Федора Ивановича Буслаева? Как именно?

— Как, на ваш взгляд, соотносятся название сегодняшнего урока и эпиграф к нему? Аргументируйте свой ответ.

 

5. Домашнее задание.

Для слабо подготовленных учеников:

— прочитать по учебнику вступительную статью к курсу литературы 8 класса «Русская литература и история» (с. 3—4), подготовить ее выразительное чтение;

— поработать с вопросами и заданиями 1—3, данными в учебнике после этого текста (с. 5).

Для всего класса:

Прочитать и подготовить пересказ вступительной статьи к курсу литературы 8 класса «Русская литература и история»(с. 3—4), выполнить задания № 2—3 (с. 5).

По выбору:

— подготовить рассказ о Ф. И. Буслаеве;

— подготовить подробный рассказ о традициях воспитания и образования наследников Российского престола;

— проиллюстрировать словесно любой эпизод сегодняшнего урока или фрагмент рассказов о Ф. И. Буслаеве.

Индивидуальные задания — проекты (в хорошо подготовленном классе):

«Русская словесность служит выражением духовных интересов народа (на материале древнерусской литературы)»;

«Литература призвала духовно руководить народом в его историческом пути (на материале русской литературы ХIХ века)»;

«Литература духовно путеводительствует нации (на материале отечественной литературы середины ХХ столетия)»;

«Традиции и новаторство в преподавании русской словесности (на материале жизни и деятельности отечественных писателей, литературных критиков, ученых)».

Каждым проектом могут заниматься 2—3 ученика. Срок защиты проекта определяется учителем, но не ранее чем через 2—2,5 месяца после выбора темы проекта.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Ю.П. Вронский. «СТРАНСТВИЕ

КУКШИ ЗА ТРИДЕВЯТЬ МОРЕЙ»

(2 часа)

УРОКИ 2—3

...Надобно знать, чтó любишь;

а чтобы знать настоящее,

дóлжно иметь сведение о прошедшем.

Н.М. Карамзин

 

Цели уроков:

— знакомство учащихся с современным произведением на историческую тему;

— раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей исторической прозы ХХI века;

— закрепление знаний учащихся по истории Отечества;

— развитие читательских умений школьников;

— пробуждение интереса к изучению географии, истории, этнографии, культурологии и литературы.

Форма уроков: интегрированные уроки (сведения по истории, культурологии, этнографии, географии, русскому языку), включающие в себя работу с эпиграфом к уроку, слово учителя и сообщения учащихся, работу с текстом, творческую работу школьников.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

Слово учителя (кратко).

Сегодня мы с вами непосредственно переходим к изучению литературы родного Отечества и частично зарубежной литературы. Тема всего курса 8 класса — «Русская литература и история», поэтому в рамках этой темы мы с вами проведем несколько уроков по современной литературе для подростков и юношества. Подготовлен сегодняшний урок вашими одноклассниками. В течение учебного года ряд произведений на историческую тему вы должны будете прочитать самостоятельно, в соответствии со списком литературы для самостоятельного чтения.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Интегрированные уроки отличаются от традиционных уроков с использованием межпредметных связей тем, что последние предусматривают лишь эпизодическое включение определенного курса материала других предметов. Как считает И.П. Подласый, «интегрированный урок (от латинского полный, целостный) — это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения»[8]. «В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной цели»[9], именно поэтому чрезвычайно важно изначально определить главную цель интегрированного урока, как правило, она обозначена либо темой (названием) данного урока, либо эпиграфом к нему, либо и тем и другим. Существует два подхода к интеграции знаний на уроках литературы:

1) погружение в эпоху, умение ее воспринимать глазами историка;

2) умение воспринимать эпоху глазами современников через диалог времени, с привлечением при этом сведений из разных областей науки и жизни.

Мы предлагаем для рассмотрения варианты интегрированных уроков в рамках цикла уроков внеклассного чтения по литературе. Данные уроки посвящены единой теме — историческому прошлому народов, населяющих нашу страну. Тема эта широко и интересно представлена в исторической прозе середины — конца ХХ столетия, а также начала нового, ХХI столетия. Часто в произведениях на историческую тему совмещаются жанровые особенности приключенческой и научно-художественной литературы, литературы детективной и художественной — повести о детстве и юности героя, школьной повести, семейной хроники и т. п.

Воспитание человека имеет несколько важных сторон. Прежде всего оно предполагает обучение, накопление знаний, а также широкое просвещение населения во всех сферах и областях социальной жизни, научного знания. Однако этим воспитание не ограничивается. Получение знаний должно соединяться с выработкой научного мировоззрения, стойких идеалов и глубоких убеждений, высоких нравственных принципов[10].

Стремясь формировать у школьников на уроках литературы эстетическое отношение к миру, нельзя забывать, что эстетическое воспитание есть воспитание эстетического чувства, формирование эстетических идеалов, вкусов, понятий, мировоззрения, и базируется это чувство на эмоциональной отзывчивости индивида на явления окружающего мира.

«Формируя эмоциональную отзывчивость к красоте мира следует обращаться не только к разуму, но и к чувству человека»[11], — отмечалось еще педагогами-практиками и психологами середины прошлого столетия.

Во многом формированию эстетического отношения к миру способствуют интегрированные уроки, представляющие собой комплекс сведений из разных наук и искусств, необходимый для восприятия учащимися предмета в целом. На интегрированных уроках более активно, чем в рамках традиционных предметных программ, развиваются способности детей к критическому мышлению и повышается мотивация обучения, совершенствуется эстетический вкус, формируются нравственные оценки и убеждения[12].

Технология интегрированного урока заключает в себе различные виды человеческой деятельности: мыслительную, речевую, коммуникативную, «деятельности научного и художественно-эстетического характера»[13], что позволяет создать единое целое окружающего пространства. Такое постижение включает в себя и личностное видение мира, и личностное понимание мира, и личностное отношение к нему. Это, в свою очередь, способствует формированию социально активной личности учащихся и преследует основную цель — прививая любовь к родной литературе, к истории своей Родины и родного края, воспитать гражданина своего Отечества.

 

Работа с эпиграфом.

— Давайте прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку. Подумайте, почему писатель Н.М. Карамзин сказал такие слова: «...Надобно знать, чтó любишь; а чтобы знать настоящее, дóлжно иметь сведение о прошедшем»? К кому он обращался?

— Для чего, по вашему мнению, «надобно знать, что любишь»? А может быть, и не надо? Может быть, проще ни о чем не задумываться? Аргументируйте свой ответ.

— Почему не только один Карамзин утверждал, что «без прошлого нет настоящего» и будущего? Что имеется в виду? Приведите свои примеры.

— Понравился ли вам эпиграф к сегодняшнему уроку? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Как соотносится данный эпиграф, с вашей точки зрения, с содержанием и идеей урока?

 

3. Презентация книг современных авторов на историческую тему.

Подготовленный рассказ 3—6 учащихся о книгах современных авторов на историческую тему — из списка внеклассного чтения или помимо него. Возможна компьютерная презентация, подготовленная совместно всеми выступающими и учителем.

Обязательно нужно подготовить выставку книг с аннотациями к ним; два варианта:

I вариант — общая выставка из всех представленных книг;

II вариант — выставка, подготовленная каждым из выступающих самостоятельно, — к концу урока выстроится несколько стендов с книгами, которые школьники могут посмотреть после урока. Дублирующие друг друга произведения на равных стендах будут говорить и о степени их популярности, и о том, что их можно купить в свободной про даже, и также о том, что выступающие не сговариваясь выделили эти книги из списка современных произведений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.009 с.)