Слово учителя (выборочно под запись). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово учителя (выборочно под запись).



История становления и развития устного народного творчества уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества. На самых ранних этапах его развития, более тысячи лет назад, наши предки не только воевали, пахали и строили, но также пытливо вглядывались в окружающий мир, пытались понять его, научиться жить в ладу с собой и природой. А еще они любовались красотой этого мира, удивляясь его тайнам, отражая свои впечатления в легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах и поговорках, считалках и заговорах... Так формировалась древнеславянская художественная культура.

Письменности в то время еще не было. Она возникла значительно позже, а когда появилась, навыками письма сперва овладели немногие. Да и материал, на котором приходилось писать, стоил очень дорого. Пергáмен (особым образом выделанная телячья кожа) был очень ценен, и им владели, его хранили только обеспеченные люди. Правда, через некоторое время появился материал для письма попроще, доступный всем, — береста. Но долог ли срок хранения берестяной грамотки? Вспыхнул огонь — и нет ее.

Не случайно простой народ столетиями учился обходиться без письма — создавал фольклор.

Слово фольклор пришло в русский язык из английского в ХIХ веке, и означает оно в дословном переводе «народная мудрость» (folk — народ, lore — мудрость, знание). Однако в русском языке словом фольклор стали обозначать не только всю народную культуру, народное творчество, но и часть народной культуры, ее словесные формы — устное народное творчество, народную словесность.

Устное народное творчество (фольклор) — это множество произведений, созданных народом в древние времена и в недавнем прошлом, передающихся из уст в уста, из поколения в поколение, это искусство звучащего слова. К нему относятся сказки и былины, легенды и предания, песни и обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки и другие жанры.

Несмотря на то что произведения фольклора отличаются необычайным разнообразием форм, сюжетов, тем, всем им присущи общие черты:

устность существования (передача из поколения в поколение в устной форме);

традиционность изобразительно-выразительных средств языка (необходимость запоминать большой и разнообразный материал привела к появлению так называемых «словесных формул» — зачúнов, концóвок, прúсказок, рефрéнов, постоянных эпитетов и т. п.);

многовариантность, изменчивость текста (один и тот же сюжет может пересказываться по-своему разными сказителями; в одной и той же песне может быть разное количество куплетов, может отличаться припев, могут заменяться некоторые слова или имена и т. п.);

• коллективность создания и распространения текста (невозможно назвать одного определенного автора произведения; каждый пересказывает услышанное на свой лад, а любой слушатель легко может стать рассказчиком; в разных местностях песни изменялись или дополнялись исходя из местных реалий — особенностей быта, обычаев, верований).

Кроме того, произведения устного народного творчества предназначались для определенных слушателей: они создавались народом и для народа. Именно поэтому в большинстве произведений фольклора, например, прославляется трудолюбие и осуждается лень (разве мог человек из народа позволить себе ничего не делать?). Совокупность нравственных принципов, которые воспеваются в произведениях фольклора, получила название общенародного идеала. Он является общим для всех произведений устного народного творчества.

Необходимо вспомнить, что все произведения устного народного творчества предполагали непосредственный контакт исполнителя (творца) и слушатели, возможность включения элементов театрального действа, пения, музицирования. Все это способствовало формированию особой поэтики, где много значат ритм, рифма, выразительность живой разговорной речи.

Фольклор пережил века. Менялось русское государственное устройство, приходили и уходили правители, а бесхитростные на первый взгляд произведения продолжали рассказывать, петь, заучивать наизусть. Это не случайно, ибо фольклор — духовная история народа, его нравственная и эстетическая традиция, жизненный уклад. В произведениях устного народного творчества нашли отражение самые сокровенные мысли и чаяния простых людей, - их понимание мира, их верования, представления о жизни, труде, о месте человека на Земле. Вот почему можно утверждать, что фольклор — важнейшая часть национальной художественной культуры, позволяющая воссоздать образ жизни и мировоззрение народа-создателя.

 

Работа по группам.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Класс делится на 3—6 групп, каждой из которых выдается карточка с заданиями: группы формируются по принципу однородности, т. е. примерно одного уровня развития, общей и читательской подготовки, а также знания русского языка.

Другой вариант — карточки вытягивают (как билеты на экзамене) командиры групп, избранные учащимися, — когда класс примерно одного уровня подготовки. В карточках звездочками* отмечены задания повышенной трудности.

При этом каждому члену группы при подведении итогов выдается определенное количество фишек (карточек, бонусов) разной «стоимости» за работу в группе, которые можно «активировать» как на данном уроке, так и по накопительной системе — через несколько уроков.

После подготовительной работы (15—20 мин) группы отчитываются и весь класс обсуждает выполненные задания.

 

КАРТОЧКА 1 КАРТОЧКА 2 Облегченный вариант анализа фрагмента текста, задания на повторение и закрепление ранее изученного в 5—7 классах
КАРТОЧКА 3 КАРТОЧКА 4 Усложнение анализа художественного текста осуществляется за счет: 1 — увеличения объема анализируемого материала; 2 — вопросов и заданий творческого или эвристического характера
КАРТОЧКА 5 КАРТОЧКА 6 Самостоятельный анализ текста и ответы на проблемные вопросы

 

КАРТОЧКА 1

1. Прочитайте фрагмент текста главы «Фольклор» из книги поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение» [20]. Подготовьте его выразительное чтение вслух.

 

«Фольклор — устное творчество народа... В первобытном синкретическом искусстве были объединены танец и музыка, пение и мимика. Важнейшим материалом этого искусства явилась мифология, отражавшая в причудливой форме взгляды человека на природу, на общество, на самого себя. Из синкретического искусства постепенно стало выделяться собственно словесное. Оно предполагало уже достаточно богатый и развитый язык, посредством которого можно было выражать сложные мысли и чувства»[21].

 

2. Вспомните, что вы узнали о фольклоре на уроках литературы в 5—7 классах. Какие жанры устного народного творчества мы изучали в этих классах?

3. Как вы понимаете слово синкретизм? Дайте ему собственное толкование. Если не получается объяснение своими словами, найдите разъяснение иного термина в одном из предложенных словарей (должно быть предложено не менее двух словарей, в одном из которых данного термина нет, — закрепление умения работать со словарями и словарными статьями).

4. Автор данной книги считает, что «важнейшим материалом этого искусства (фольклора. — Н.К.) явилась мифология». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

*5 Можно ли согласиться с С. С. Наровчатовым в том, что в мифологии отразились «в причудливой форме взгляды человека на природу, на общество, на самого себя»? Какова ваша точка зрения?

*6 Почему, по вашему мнению, поэт Сергей Сергеевич Наровчатов в книге по литературоведению вспоминает фольклор? Обоснуйте свой ответ.

 

Мифолóгия (от греч. mythos — повествование, сказание) — это своеобразное отражение действительности в сознании людей, сочетающее в себе реальные вещи, явления природы и события с фантастическими образами, выдумкой и домысла ми тех, кто создает миф.

 

КАРТОЧКА 2

1. Прочитайте фрагмент текста главы «Фольклор» из книги поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение». Подготовьте его выразительное чтение вслух.

 

«Фольклор разных народов развивался в сходных формах песни, сказки, эпического сказания. Но эти формы каждый раз варьировались в зависимости от содержания. А содержание, в свою очередь, определялось географическими, бытовыми, общественными, историческими условиями жизни того или иного народа. Альба — песня утренней зари — могла возникнуть лишь под теплым небом Прованса[22], где любовники, не боясь простуды, могли вволю изливать свои восторги после тайных ночных свиданий. Якуту или эвенку[23] в подобных обстоятельствах заморозила бы дыхание пятидесятиградусная стужа. И лирические песни северян носили другой характер и укладывались в иные формы. Реальный смысл свадебного обряда у русских и турок был одинаков — закрепление замужества и женитьбы. Но быт этих народов настолько разнился, что их свадебные обряды, как и песни, сопровождавшие их, мало напоминали друг друга»[24].

 

2. Расскажите, какие мысли и воспоминания вызвал у вас данный фрагмент из книги поэта Сергея Сергеевича Наровчатова. Какие жанры русского фольклора вы знаете? Приведите примеры.

Расскажите о жанрах фольклора своего народа, или этноса[25]. Если это возможно, переведите на русский язык в качестве примера названия фольклорных песен или обрядов своего народа.

3. Чем определяется содержание фольклорных жанров? Что об этом говорит С. С. Наровчатов? Обоснуйте свой ответ.

4. Как вы полагаете, почему у разных народов в разные времена возник один и тот же жанр фольклора — лирическая песня? О чем обычно поется лирической песне?

*5. Расскажите, где и когда исполнялись русские лирические песни.

 

ФОЛЬКЛОР

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА  
СКАЗОЧНЫЙ: Волшебные сказки Сказки о животных Социально-бытовые (новеллистические) сказки

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

 

Несказочный:

Былины

Предания

Легенды

Бывальщины

Былички

МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ (ЖАНРЫ):

 

Поэзия пестования (колыбельные, пéстушки, потéшки, прибаýтки и др.)

 

Бытовой фольклор (песни, заклúчки, приговóрки, дразнилки, страшилки и др.)

ИГРЫ  
НАРОДНАЯ ДРАМА  

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

ПЕСНИ:  
Лирическая песня  

Историческая песня

 

 

КАРТОЧКА 3

1. Прочитайте фрагмент текста главы «Фольклор» из книги поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение». Подготовьте его по дробный пересказ.

 

«Фольклор — коллективное, но не безличное творчество. Если песню сочинял даже не один, а одновременно два, три, пять человек, то и тогда это были вполне определенные люди с именами и прозвищами. А чаще всего песня, сказка, плач носят отпечаток сильной и яркой индивидуальности одного вполне конкретного человека, сложившего их первоначально. Коллективность фольклора надо видеть в другом. Произведения народного творчества, переходя из уст в уста, получали долгую жизнь в силу определенных условий. Удерживались в памяти лишь как яркие и характерные образы, сюжеты, история, а случайные и бледные импровизации забывались. Этот бессознательный отбор сопровождался сознательным исправлением и дополнением запомнившихся произведений. Они приноравливались к вкусам и потребностям уже не десяти или пятидесяти человек, которые были их первослушателями, а к взглядам и морали всего племени, общества, народа. Ростовские, муромские, черниговские витязи становились святорусскими богатырями, и соответственно вырастало их значение. Сказка об Иванушке-дурачке, представлявшая вначале серию комических чудесных эпизодов, в конце концов осмыслилась народом как торжество бедного над богатым, слабого над сильным, духовной силы над грубой.

В окончательном виде произведения фольклора приобретали весьма прочную устойчивость. «Из песни слова не выкинешь» — так характеризовал народ эту устойчивость. Особенно это касалось стихотворных произведений: ритм, мотив, мелодия держали слово в песне и былине»[26].

 

2. Расскажите, как понимал поэт Сергей Сергеевич Наровчатов коллективность фольклорного творчества. Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ.

3. Почему некоторые произведения устного народного творчества с течением времени утратились или видоизменялась? Приведите свои примеры.

4. Приведите примеры народных песен, которые поются и сегодня. Объясните, почему, на ваш взгляд, они сохранились в памяти народной.

*5. Исполните одно фольклорное произведение вашего народа — пропойте или произнесите речитативом от начала и до конца. Когда вы его впервые услышали? Почему вам запомнилось это произведение? Что в нем для вас является главным — содержание или форма, ритм и мелодия?

 

КАРТОЧКА 4

Прочитайте фрагмент текста главы «Фольклор» из книги поэта Сергея Наровчатова «Необычайное литературоведение». Подготовьте его свободный пересказ.

 

«...Разговор о фольклоре мы начнем как раз с обрядовой поэзии, ибо в ней запечатлелись самые древние черты народного творчества, восходящие к языческой старине. Что представляли собой эти обряды?

...Языческие праздники лета и зимы, весны и осени была тесно связаны с крестьянским трудом. Еще в зимние морозы, в лютую стужу и метель крестьянин думал о будущем урожае. Повсеместно был распространен новогодний обычай осыпать друг друга зерном, овсом и хмелем. При этом приговаривали:,,Чтобы рожь родúлась, сама в гумно свалилась”. Многие зимние игры и гадания вызывались заботой об изобилии хлеба, живности, лесных даров. Существовала общая примата: если под Новый год небо будет звездное, летом случится большой урожай ягод и грибов. В старой Пензенской губернии гадание носило характер торжественного действа и приближалось к обряду. Двенадцать стариков, по числу месяцев в году, избранные обществом за примерную жизнь, шли к церковной паперти и ставили на ней снопы ржи, пшеницы, овса, гречи, проса, льна и меры картофеля. Наутро Нового года те же двенадцать стариков снова приходили в церковную ограду и отмечали: на каком из снопов больше инея, тот злак и будет урожайным в наступившем году.

Здесь любопытно слияние двух мотивов: языческого (двенадцать месяцев, олицетворенных в двенадцати стариках, сам процесс гадания) и христианского (церковная паперть, к которой шли гадать). Такое слияние очень характерно для русского обряда. Древние верования приспосабливались к церковным.

И соответственно древние обряды и сопровождавшие их песни стали группироваться вокруг новых, христианских праздников, слившихся с прежними, языческими.

Календарная обрядовая поэзия была связана с такими праздниками православного календаря: Рождества Христова (25 декабря), Васильева дня (Новогодний день), Крещения (6 января), Масленицы, Пасхи, Фоминой недели, Троицы, а также дней Георгия Победоносца (23 апреля), Николы-Чудотворца (9 мая), Иоанна Крестителя (24 июня), Ильи-Пророка (20 июля), Покрова Богородицы (1 октября), Косьмы и Дамиана (1 ноября) [27] (Все да ты здесь даны по старому стилю.)

В ночь под Рождество дети и подростки, парни и девушки шли колядовать...

Святки считались в крестьянском быту самым большим, шумным и веселым праздником. Длились они целый месяц — с Николина дня (6 декабря) до Крещенья (6 января по старому стилю). Хлеб обмолочен, все осенние работы покончены, можно отдохнуть и повеселиться. Больше всех веселилась, разумеется, молодежь. Песня, игры, гаданья, ряженье составляли ее времяпрепровождение. Из крестьянского обихода Святки переходили в усадебный и городской быт и были подлинно общенародным русским празднеством»[28].

 

2. Расскажите, как возникла обрядовая поэзия и какое мировосприятие она отражала.

3. Можно ли на основании текста С. С. Наровчатова понять, как сочетались на Руси языческие и православные празднества? Почему? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры обрядовой поэзии из жизни своего народа (в классах полиэтнического состава).

4. Как вы думаете, почему практически все обряды сопровождались песнями? Приведите примеры.

*5. Расскажите об одном из обрядов, сопровождающих празднование любого из перечисленных Сергеем Наровчатовым знаковых дней церковного календаря. Какие песни поются во время этого обряда?

 

КАРТОЧКА 5

1. Прочитайте фрагмент текста главы «Фольклор» из книги поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение». Подготовьте выразительное чтение вслух той его части, которую считаете главной — передающей основную мысль фрагмента.

 

«Весенние праздники начинались с Благовещения, длились Пасху и первую после нее неделю, называвшуюся Фоминой. Воскресенье Фоминой недели звалось Красной горкой, понедельник — Рáдуницей, вторник — Новым днем. Наименования, как нетрудно заметить, языческие. Эти праздники сопровождались многими обрядами, суть которых сводилась к,,заклятию весны” — ускорению и закреплению ее прихода. Еще 9 марта (по старому стилю), когда на полях лежал снег, пекли из теста фигурки жаворонков. Прилетят жаворонки, придет весна — таков древний ход мысли, который мы уже характеризовали в формуле - подобное вызывается подобным (здесь и далее выделено нами. — Н.К.). И 25 марта — в Благовещение — девушки выходили в поле с песней «Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам, принесите весну красную».

И на Красную горку, и в Радуницу, и во всю Фомину неделю парня к девушки водили хороводы. Танец и песня сливались в них воедино. Знаменитая песня «А мы просо сеяли, сеяли...», которую до сих пор исполняют наши самодеятельные и государственные ансамбли, не распевалась, а представлялась: девушки играли одну роль, а парни другую, это было своеобразное действо.

— А мы просо сеяли, сеяли, —

Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли!

— А мы просо вытопчем, вытопчем!

Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем!

Песня, сохранившаяся в народе с незапамятных времен («дид-ладо» — языческое воспоминание), отличается богатой фантазией и поэтичностью сюжета. Обычно цитируются из нее лишь первые строки, мы приведем ее следующие строки, до конца, опустив припев.

— А чем же вам вытоптать, вытоптать?

— А мы коней выпустим, выпустим.

— А мы коней переймем, переймем.

— А чем же вам перенять, перенять?

— А шелковым поводом, поводом,

— И мы коней выкупим, выкупим.

 

— А чем же вам выкупать, выкупать?

— А мы дадим сто рублей, сто рублей.

— Нам не надо тысячи, тысячи.

— А что же вам надобно, надобно?

— Нам-то надо девицу, девицу.

— А нашего полку убыло, убыло.

— А нашего полку прибыло, прибыло.

Как и во многих весенних песнях, здесь звучит мотив выбора невесты»[29].

 

2. О каком свойстве фольклора говорит поэт С. С. Наровчатов?

(О синкретизме)

3. Прочитайте выразительно песню «А мы просо сеяли…» (или инсценируйте ее) Как вы думаете, почему эта песня сохранилась на протяжении многих веков? Найдите аналог этой песни в русском фольклоре, инсценируйте его.

(«Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли…»)

4 Как вы понимаете формулу «подобное вызывается подобным»? Приведите примеры из фольклора разных народов

*5 Объясните, к какому обряду можно отнести известную песню «Во поле березонька стояла».

(Обряды так называемого семикá — седьмой недели после Пасхи, называемой в народе русальной: летняя пора — подготовка к жатве, в начале недели завивали березу; русальная неделя заканчивалась христианским праздником Троицы, на который березу развивали, а девушки в этот день гадали «на жениха». По языческим поверьям, в березах жили души предков, переселившиеся в деревья после смерти, эти души и открывали девушкам их будущее.)

 

«Песни, распевавшиеся в семик и Троицу, были очень популярны. Их пели не только в эти дни, а — без всяких сопровождающих обрядов — на зимних посиделках и в летнем поле, всюду и везде. Вмешался этот мотив даже в знаменитую бурлацкую песню, где и остался навсегда, хотя и без видимой связи с остальным текстом:

Разовьем мы березу, разовьем мы кудряву,

Ай-да да ай-да...

Календарная обрядовая поэзия очень полно отразила трудовую жизнь русской деревни. Но отражение это было праздничным и ярким, крестьянин любил свой труд и уважал плоды его, доставшиеся нелегко. Все работы были связаны землей, а земля не могла плодоносить без солнца и дождя, без туч, ветров. И в песнях, хороводах, обрядах звенела серебряным дождем, сияла ласковым солнышком, гремела живительным громом, веяла влажными ветрами вся русская природа. Забылись и Перун, и Стрибог, олицетворявшие когда-то ее силы, но по-прежнему жила вера в могущество стихий, управлявших урожаями и недородами. И крестьянин, как прежде, одушевлял стихии и разговаривал с ними на языке песни и обряда, чтобы привлечь их к себе в союзники»[30].

 

КАРТОЧКА 6

1. Прочитайте фрагмент текста главы «Фольклор» из книги поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение». Подготовьте его выразительное чтение вслух.

 

«Русская песня — явление удивительное и необъяснимое. Подчеркиваю последнее слово, ибо ни в одно из объяснений, сколько бы их ни было, песню уложить нельзя. Как ни членить ее по разделам, выделяя те или иные отличительные признаки, как ни объединять ее в характерные группы по сходству бытовых или социальных мотивов, все равно нельзя охватить ее многообразия, всех ее бесконечных оттенков и переливов.

В бытовой песне вспыхнут вдруг искры того пожара, что освещал мятежную вольницу Разина и Пугачева. В мятежной и бунтующей песне вдруг зазвучат ноты тихой радости и щемящей печали.

В песне высказалась вся щедрая душа русского народа со всеми ее грозы и прекрасными крайностями. Широкая и размашистая, она вобрала в себя все лучшие черты народного характера — великодушие и вольнолюбие, дерзостную отвагу, победоносное терпение. Вместе с тем передала она и самые тонкие из тонких чувств привязанности и нежности, влюбленной робости и сердечного трепета. Иные переливы этих чувств были бы попросту неизъяснимы, если б не существовала песня.

Верной подругой и честной спутницей была она русскому человеку на тысячелетнем пути его исторического существования. В черной избе при свете лучины выпевала она жалобы бедной женщины на горькую свою долю. А на речном откосе в Жигулях, вглядываясь в пламень разбойничьего костра, запевал ее сын страшную и гордую песню:

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне, добру молодцу, думу думати!..

Нет никакой возможности перебрать все песенное богатство России. Нам бы пришлось отдельно говорить о колыбельных и отроческих, о девичьих и семейных, о сиротских и вдовьих, о бурлацких и тюремных, о разбойничьих и солдатских песнях. Такой рассказ потребовал бы отдельной книги. Мы скажем лишь, что песня прошла об руку с народом сквозь всю его историю, и, когда Россия перепоясалась рельсами и задымила фабричными трубами, в первый ряд выдвинулись песни рабочие и революционные. С ними отцы и деды на баррикады Красной Пресни, с ними штурмовали Зимний, боролись и побеждали в Гражданской войне. Прямая их преемница — советская песня»[31].

 

2. Как вы считаете, прав ли был поэт Сергей Сергеевич Наровчатов, утверждая, что «русская песня — явление удивительное и необъяснимое»? Аргументируйте свой ответ.

3. Какова основная мысль данного фрагмента текста? В каких предложениях она выражена?

(Основная мысль: в песне русский человек выражал свои мысли и чувства, воспоминания и переживания, хранил память предков и мечтал о будущем, заклинал древних богов и силы природы, воодушевлял себя и других на борьбу: «Верной подругой и честной спутницей была она русскому человеку на тысячелетнем пути его исторического существования».)

4. Почему, на ваш взгляд, С. С. Наровчатов вспоминает революцию и Гражданскую войну? Создавались ли в эти грозные годы новые народные песни? Почему? Обоснуйте свой ответ.

*5 Какие жанровые разновидности народной песни выделяет С. С. Наровчатов? Можно ли их каким-либо образом сгруппировать? Нарисуйте схему или таблицу «Жанровые разновидности народной песни».

*6. В каком художественном произведении звучит русская народная песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка»?

(В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.)

 

Работа с аудиозаписью.

Учитель может использовать на уроке аудиозапись любой народной песни, но желательно — «Уж ты, ночка, ты, ноченька темная...» и «Вдоль по улице метелица метет...», тексты которых даны в учебнике для 8 класса (с. 9—10).

— Узнали ли вы эти песни? Где и когда вы их слушали раньше?

— Как вы думаете, к какой жанровой разновидности их можно отвести? Почему?

— О чем рассказывается в песне «Уж ты, ночка, ты, ноченька темная…»?

(Песня о несчастной любви — поет покинутая девушка-сирота.)

— Как вы считаете, это сиротская песня или песня о любви? Каким общим понятием можно объединить эти песни?

(Лирическая песня.)

Отличается ли сюжет песни «Вдоль по улице метелица метет...» от сюжета предыдущего произведения? Чем именно?

(Лирическая песня о счастливой любви: «мой миленький идет», «красавица моя», «радость».)

 

4. Домашнее задание.

Для всего класса:

— подготовить пересказ статьи учебника «Русские народные песни» (с. 6—8).

 

Индивидуальные задания:

— подготовить сообщение о русской народной песне (вариант — по книге С. С. Наровчатова «Необычное литературоведение», с. 85—115);

— подготовить сообщения об исторической песне;

— инсценировать 1—2 обрядовые песни (можно дать задание по тем же группам, что и в классе);

— подготовить вокальное выступление (по желанию);

— проиллюстрировать любимую русскую народную песню (по желанию).

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ

РУССКОГО НАРОДА

(1—2 часа)

УРОК 6

На заре то было, братцы, на утренней,

На восходе красного солнышка,

На закате светлого месяца,

Не сокол летал по поднебесью —

Есаул гулял по-на садику...

 

Цели урока:

— Знакомство учащихся с понятием «историческая песня», раскрытие ее специфики и художественных особенностей;

— закрепление знаний школьников об этнографических и художественных отличиях русского фольклора;

— формирование представления подростков о взаимосвязи истории и культуры каждого народа;

— воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному народному творчеству.

Форма урока: синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе. Возможна работа с аудиозаписью произведений и/или презентация.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Сообщения учащихся (примерный вариант и объем сообщения 1).

Сообщение 1. Возникновение и развитие жанра исторической песни в русском фольклоре.

 

«ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной передаче. Первые записи исторических песен были сделаны Киршей Даниловым в 18 в. Много труда по отысканию, записям и изданию исторических песен было положено П. Киреевским, П. Рыбниковым, А. Гильфердингом и другими исследователями 19 в., — читаем мы в,,Школьном поэтическом словаре” под редакцией А. П. Квятковского. — Полный сборник исторических песен московского периода (16—17 вв.) был подготовлен В. Миллером и издан Академией наук в Петрограде (1915). Наибольшее количество исторических песен написано на Севере России — в Архангельской и Олонецкой губерниях. Большинство исторических песен сложено о царе Иване Грозном, далее идут песни завоевателе Сибири Ермаке Тимофеевиче, о народном вожде Степане Разине, о стрелецком бунте, о тéрских казаках[32] и пр.»[33].

 

Многие ученые и собиратели фольклора считают, жанр исторической песни возник в русском поэтическом творчестве в более позднюю эпоху, чем былины, однако связь с былинной традицией здесь налицо: в основу каждой исторической песни положено реальное событие или ее героем является определенное историческое лицо, о котором мы знаем либо из летописи, либо из книг, либо из переписки реально живших в ту или иную эпоху людей. От былин исторические песни отличает меньшая приверженность «к излюбленным приемам повторов и преувеличений, бóльшая реалистичность описаний, наконец, сравнительная краткость и сжатость»[34].

Считается, что возникла русская историческая песня в ХVI—ХVII веках, так как наиболее древние ее тексты повествуют о главных событиях именно этой эпохи: завоевании Казани войсками русского царя, великой Смуте на Руси после смерти царя Ивана IV Грозного, восстании Степана Разина. В силу того что здесь явно преобладает эпическое начало, а каждое произведение пронизывает патриотический пафос, историческая песня признана прямой наследницей былинного героического эпоса.

Более того, в каждой исторической песне четко обозначен народный взгляд на события, дана явно или косвенно народная оценка описываемого, будь то историческая личность или реальное событие, правящий государь или разбойник, преданный Церковью анáфеме[35] Часто народная точка зрения отличается от официальной — государственной или религиозной. Например, «разбойник и злодей» Степан Разин в исторической песне оценивается положительно, потому что, с народной позиции, защищал народ и свою «казацкую правду». В то же время царь Иван Грозный осуждается за страстность своей натуры, сластолюбие и многоженство, а также за женитьбу на Марье Темрюковне (русский народ в это время был уже православным народом, поэтому осуждал поступки, не соответствующие православной этике).

Сергей Наровчатов писал:

 

«Степан Разин и Иван Грозный — два полюса исторической песни, между которыми располагается ее событийное пространство. Почти абсолютная свобода и почти абсолютная власть нашли в этих образах завешенное воплощение.

Мы говорим “почти”, ибо народ соотносит их деяния и поступки со своими нравственными установлениями и заставляет того и другого считаться с ними. Патологическая жестокость подлинного Иоанна IV преображается песней либо в необходимую, либо в оправданную жестокость. В первом случае — следование установленному закону. В последнем — она возникает в приступе царского гнева и позже вызывает горькое раскаяние (песни:,,Гнев Ивана Грозного о сыне”,,,Иван Грозный молится о сыне”). Жестокость песенного Разина даже и не нуждается в оправдании.

С великого раскату воеводу долой сбросил,

Его маленьких деток он всех за ноги повесил.

Так оканчивается песня «Разин и воевода», и никаких комментариев дальше не следует. Беспощадный закон крестьянского восстания:,,все семя воеводское истребить” — нашел здесь буквальное выражение. Историческая правда, почувствованная народом, заключалась в том, что царь следовал своему закону, а казак — своему. При столкновении их — а этому посвящены десятки песен — каждая сторона стояла накрепко на своей позиции. И поразительное дело, песня словно любуется и добрым молодцем, что смело ответ держит за свои лихие дела, и грозным царем, что за такие дела его на плаху посылает…»[36].

 

Целая эпоха отделяла жанр исторической песни от былинного эпоса — мифологическое сознание уже уступило место реалистическому мышлению, что не могло не сказаться и на характере исторической песни, и на ее содержании. Образы исторической песни реалистичны и совершенно не напоминают собирательные былинные образы, например, богатырей святорусских или Владимира Красное Солнышко. Так, известно, что в былинном образе князя Владимира слились воедино и образ реального Владимира Святого, и черты характера и поступки Владимира Мономаха, и даже образ Ярослава Мудрого, при котором произошел политический и культурный расцвет Руси, а также воспоминания о деяниях — положительных и отрицательных — других русских князей. Иными словами, былинный Владимир Красное Солнышко — образ собирательный. В то время как песенный Иван Грозный исторически реален, жизнеподобен, его никогда не спутаешь ни с Б. Годуновым, ни с Федором Иоанновичем. И все события, связанные с деятельностью царя Ивана Грозного, происходили только в его царствование и только при его участии.

 

«Взятие Казани Грозным не преобразуется во взятие Астрахани Разиным, татары не смешиваются с поляками, а поляки с турками — внешние неприятели той поры четко разграничиваются. Действие прикрепляется к определенной местности — это уже не просто степь половецкая, не обобщенный стольный град, но известные по историческим событиям места: Азов и Саратов, Яик и Дон, Соловецкий монастырь и Черкасский городок»[37].

 

В то же время в исторической песне явно присутствует лирическое начало: все произведение, как правило, пронизало авторским чувством — мы воспринимаем и авторскую оценку описываемого, и отношение автора к герою или героям повествования, и его жизненную позицию. С. Наровчатов писал:

 

«Чрезвычайно самостоятельна и особна в своих оценках людей и событий историческая песня! Невероятной силой воздействия обладала в старину религия, и авафема, возглашавшаяся с церковных амвонов мятежному казаку, должна, казалось бы, навек отвратить народ от его имени. Но не анафематствовали, а славили песни Стеньку Разина, величали его уважительно Степаном Тимофеевичем, восхищались его силой и удалью, хвалили его великодушие и справедливость. И не мутной струей горечи, которую могла бы вызвать конечная неудача знаменитого атамана, а чистым потоком величавой печали была омыта весть о конце народного любимца»[38].

 

Именно поэтому некоторые фольклористы относят жанр исторической песни к эпическому роду, а другие — к лирическому роду фольклора. Скорее всего, правы и те и другие: историческая песня — лиро-эпический жанр фольклора, недаром А. П. Квятковский дает ей второе название — поэма.

Сообщение 2. Образ царя Ивана Грозного в русском фольклоре.

Сообщение готовится учеником самостоятельно по любому источнику, в том числе и по книге В. Путилова «Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди»[39].



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.12 с.)