Чтение произведения и беседа о прочитанном. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение произведения и беседа о прочитанном.



Чтение исторической песни о Ермаке (по выбору учителя и учащихся).

 

5. Домашнее задание.

Для всего класса:

— читать исторические песни об Емельяне Пугачеве по учебнику (с. 10—11);

— письменно ответить на вопрос: «Каким предстает предводитель восстания Емельян Пугачев в исторических песнях русского народа?»

 

«МЛАДШАЯ СЕСТРЕНКА ЛИРИЧЕСКОЙ

ПЕСНИ»: ЖАНР ЧАСТУШКИ

В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

(1—2 часа)

УРОК 7

Рубь [50] за сено, два за воз,

Полтора за перевоз,

Чечевика [51] с викою [52],

А я сижу чирикую [53].

Частушка

 

Цели урока:

— знакомство учащихся с понятием «частушка», раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей данного фольклорного жанра;

— закрепление знаний школьников об этнографических и художественных отличиях русского фольклора;

— формирование умения вдумчиво воспринимать незнакомую информацию, слушать текст большого объема;

— формирование представления подростков о взаимосвязи истории и культуры каждого народа;

— воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному народному творчеству.

 

Форма урока: синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе. Возможна работа с аудиозаписью произведений и/или презентация. Аудирование: обучение учащихся слушанию больших фрагментов текста и работе по нему.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Аудирование: прослушивание текста с последующими заданиями.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Восприятие устной речи современной молодежью в последнее время (5—7 лет) становится настоящей проблемой, которая так или иначе затрагивает все сферы жизнедеятельности индивида.

Во-первых, у подростков и юношества налицо проблема общения, во многом возникшая из-за неумения слушать или из-за неэффективного слушания. Информационная перегруженность большинства современных российских школьников и несформированные вовремя коммуникативные умения влияют как на интеллектуальные способности детей и подростков, так и на их желание общаться с окружающими, вернее, порождают нежелание общаться в реальном мире — проще и интереснее общаться в мире виртуальном. Так компьютер и новые технологии из средства помощи человеку превращаются в средство и форму его общения, тормозя развитие уже имеющихся умений слушать, говорить, общаться.

Во-вторых, налицо проблема обучения.

Чтобы частично разрешить возникшие проблемы, для работы в классе (на уроках русского языка, развития речи и литературы) можно взять, как в методике обучения иностранным языкам, адаптированные тексты из оригинальных источников в качестве материала для аудирования (слушания и говорения). Перед учащимися в таком случае ставится задача научиться понимать основное содержание сначала коротких и несложных текстов, затем объемных текстов (1—3 с.) и/или более сложных текстов и выделять значимую информацию. Систематическая и постепенная работа по аудированию, ведущаяся по определенному алгоритму, способна быстро ликвидировать пробелы в умении учащихся воспринимать текст на слух, определять его тему, идею и поднятые в нем проблемы, работать с текстом по памяти.

Все упражнения при такой работе подразделяются на две группы:

А) Упражнения, подготавливающие к восприятию текста.

Цель данных упражнений — мотивировать учащихся на аудирование, снять трудности лингвистического и психологического плана. Одной из основных задач является сообщение ученикам значения незнакомых слов и выражений, важных для понимания содержания. К этой группе относятся задания:

1 — прослушать аудиозапись или зачитанный учителем текст;

2 — повторить прослушанное за актером или учителем (текст, часть текста, слова или выражения);

3 — подобрать свои слова для пересказа прослушанного текста (эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.).

 

Б) Упражнения, базирующиеся на прослушанном тексте.

Упражнения второй группы направлены на развитие у школьников умения анализировать и интерпретировать информацию текста:

4 — прослушать текст или аудиозапись еще раз, выбрать предложение, в котором сформулирована основная мысль текста;

5 — выбрать правильные ответы на вопросы;

6 — закончить данные предложения;

7 — выполнить тест на понимание прослушанного;

8 — высказать собственное мнение по проблеме, ответив на вопросы, относящиеся к данной группе упражнений.

 

Итак, на уроках литературы мы имеем дело с текстами, следовательно, первой функцией слушания здесь будет прием и осмысление информации (в 8—9 классах, при подготовке к выпускному экзамену в формате ЕГЭ за курс неполной средней школы, — новой информации). Именно поэтому необходимо подобрать такие тексты для слушания, которые, во-первых, будут интересны учащимся, информативны (независимо от того, будут это тексты литературы художественной или научно-познавательной), во-вторых, помогут концентрировать внимание слушателей во время чтения всего текста, в-третьих, сначала будут иметь небольшой объем, возможно, будут являться адаптированными или представлять собой фрагменты текста. В 8 классе объем и содержание текста зависят от контингента учащихся, от уровня сформированности общеучебных, речевых и читательских умений.

В рамках данного урока в качестве материала для активного слушания можно также предложить фрагмент главы «Фольклор» из книги С. С. Наровчатова «Необычное литературоведение»[54]. При этом вопросы и задания к тексту можно предложить как до самого процесса слушания, так и после него.

— Расскажите, о чем повествует только что прослушанный вами текст.

— Повторите ту часть текста, в которой, по вашему мнению, выражена основная его мысль.

(Первый и второй абзацы.)

— Почему задание вызвало затруднение? Самостоятельно проанализируйте возникшие трудности.

(Начало текста уже частично забылось, более того — ученики отвлеклись от теоретического материала, слушая сами частушки. Здесь смех оказался не подспорьем в работе, а помехой: отвлек от главного — целостного восприятия текста. Вывод: при активном слушании нельзя отвлекаться, отключать внимание.)

— Прослушайте еще раз данный фрагмент текста. При этом постарайтесь запомнить те предложения, в которых выражена его основная мысль. Запишите эти предложения по памяти после того, как прослушаете весь фрагмент.

После вторичного прослушивания:

— Перескажите теоретическую часть данного фрагмента. На что необходимо обратить внимание?

(На определение понятия «частушка».)

Помимо уже записанного определения, данного С. С. Наровчатовым, ученикам для записи в тетрадях можно предложить определение, предложенное А. П. Квятковским:

 

  Частýшка (каротéлька, коротýшка, пригýдка, припéвка, набирýшка, ихахóшка, вертýшка, топтýшка и пр.) — фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, у скоморохов. Это народная поэтическая миниатюра, тематика которой охватывает самые разнообразные области жизни — общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр., отсюда частушки политические, бытовые, сатирические, юмористические, эпиграмматические, шуточные, плясовые и т. д.[55]  

 

Один ученик пересказывает, остальные выполняют задания:

— Запишите определение понятия частушка по памяти. Совпало ли записанное вами определение с тем, что дал нам рассказчик? Почему? Кто и в чем ошибся?

— Какие недочеты в пересказе мы можем отметить? О чем они говорят?

(Либо о неумении слушать, либо о неумении четко и связно говорить. Если недочетов нет, ученик получает дополнительный бонус, который засчитывается при выведении оценки за урок или за уроки по развитию речи.)

— Поэт Сергей Сергеевич Наровчатов написал свою книгу в конце 1960-х годов, издал в начале 1970-х, поэтому оценка исторических событий в данном фрагменте полностью отражает его идеологические воззрения. Однако для нас важно другое: оценка влияния исторических событий на психологию народа. Расскажите, что об этом написал С. Наровчатов.

— Согласны ли вы с автором в том, что «душевный переворот» благотворно сказался на русской женщине? Аргументируйте свой ответ.

— Что приемлет поэт и что отрицает в характере и поведении своих современниц? Приведите примеры из прослушанного текста.

— Как вы думаете, почему Сергей Наровчатов сделал акцент на том, что частушку чаще всего сочиняют и исполняют женщины? Приведите примеры из реальной действительности.

— Что так восхитило поэта Владимира Маяковского в приведенной в тексте частушке? Обоснуйте точку зрения поэта.

— Вспомните, что мы называем звýкописью. Какова звукопись в данной частушке?

(Ассонанс.)

— Какая из приведенных С. С. Наровчатовым частушек вам более всего запомнилась? Почему? Можно ли по содержанию данной частушки примерно определить характер ее сочинителя? Каков он?

 

  Ассонáнс (от франц. assonance — созвучие) — распространенная в романской поэзии неполная рифма, в которой совпадают лишь ударные гласные звуки. В русской же поэтике ассонансом принято называть неточную рифму, в которой совпадают ударные слоги, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны. Ассонансные рифмы как стилистический прием благозвучия существуют в русской народной поэзии давно... Ассонансом пересыпаны русские народные стихи — песни, частушки, пословицы и поговорки: Девушка спесива — Не дала спасибо, Дружком не назвала[56].

 

После проведенной работы восьмиклассникам можно предложить для аудирования продолжение текста, в хорошо подготовленных классах текст лучше не разбивать.

 

Другой вариант: раздать распечатанный текст для работы в парах.

— О чем повествует данный фрагмент текста?

— Перескажите наиболее подробно данный фрагмент.

— Какова его главная мысль?

(Частушка живо и своевременно откликается на события окружающей действительности: «По частушкам можно воссоздать историю народа с начала нашего века до недавних времен».)

— Можем ли мы определить отношение поэта Сергея Наровчатова к частушке на основании данного текста? Каким образом? Приведите примеры.

— Как вы думаете, почему С. С. Наровчатов в своем тексте приводит цитату из высказываний другого поэта-современника — Виктора Бóкова? Для чего это нужно было автору книги? Аргументируйте свой ответ.

— Какими словами текста можно назвать фрагмент о частушке? Обоснуйте свой вариант.

(«Гимн младшей сестре песни».)

— Напишите мини-сочинение «Мое знакомство с частушкой».

 

Творческая работа.

Мини-сочинение «Мое знакомство с частушкой.

 

3. Домашнее задание.

Для всего класса:

— прочитать статью учебника «Частушки» (с. 11—12);

— ответить на вопросы и выполнить задания на с. 12—13.

 

Индивидуальные задания:

— написать исследовательскую работу «Художественные особенности русской народной песни», «Современный отечественный фольклор», «Частушка — душа русского народа» (срок выполнения — 1—2 месяца);

— проиллюстрировать понравившиеся на уроке или запомнившиеся когда-то частушки (создать «сборник иллюстраций» к жанру частушки) — по желанию.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

ВАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ СЕРЕДИНЫ —

КОНЦА ХХ ВЕКА

 

(2 часа)

УРОКИ 8—9

Омыты перроны слезами дождей и прощаний,

Штормовки пропитаны дымом костров.

И вновь поезда вопреки расписанью

Идут с опозданьем на много часов.

И нервы, и струны натянуты туго,

И поезд подолгу на станциях ждет,

Пока мы пропустим гитару по кругу

И каждый о будущей встрече споет.

Ю. Зыков. «Гитара по кругу»

Цели уроков:

— знакомство учащихся с городским фольклором середины — конца ХХ века — бардовской (авторской) песней;

— повторение и закрепление знаний восьмиклассников о фольклоре русского народа, его жанрах;

— углубление представления школьников о жанровом своеобразии современного русского фольклора;

— развитие эмоционального восприятия подростками прочитанного и услышанного;

— воспитание уважительного отношения к культуре русского народа.

Форма уроков: синтетические уроки с межпредметными связями, включающие в себя слово учителя, сообщения учащихся (возможна презентация), чтение и/или вокальное исполнение произведений, беседу о прочитанном и услышанном.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.025 с.)