Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чтение произведения и беседа о прочитанном.
Чтение исторической песни о Ермаке (по выбору учителя и учащихся).
5. Домашнее задание. Для всего класса: — читать исторические песни об Емельяне Пугачеве по учебнику (с. 10—11); — письменно ответить на вопрос: «Каким предстает предводитель восстания Емельян Пугачев в исторических песнях русского народа?»
«МЛАДШАЯ СЕСТРЕНКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ»: ЖАНР ЧАСТУШКИ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ (1—2 часа) УРОК 7 Рубь [50] за сено, два за воз, Полтора за перевоз, Чечевика [51] с викою [52], А я сижу чирикую [53]. Частушка
Цели урока: — знакомство учащихся с понятием «частушка», раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей данного фольклорного жанра; — закрепление знаний школьников об этнографических и художественных отличиях русского фольклора; — формирование умения вдумчиво воспринимать незнакомую информацию, слушать текст большого объема; — формирование представления подростков о взаимосвязи истории и культуры каждого народа; — воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному народному творчеству.
Форма урока: синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе. Возможна работа с аудиозаписью произведений и/или презентация. Аудирование: обучение учащихся слушанию больших фрагментов текста и работе по нему.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА 1. Аудирование: прослушивание текста с последующими заданиями.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Восприятие устной речи современной молодежью в последнее время (5—7 лет) становится настоящей проблемой, которая так или иначе затрагивает все сферы жизнедеятельности индивида. Во-первых, у подростков и юношества налицо проблема общения, во многом возникшая из-за неумения слушать или из-за неэффективного слушания. Информационная перегруженность большинства современных российских школьников и несформированные вовремя коммуникативные умения влияют как на интеллектуальные способности детей и подростков, так и на их желание общаться с окружающими, вернее, порождают нежелание общаться в реальном мире — проще и интереснее общаться в мире виртуальном. Так компьютер и новые технологии из средства помощи человеку превращаются в средство и форму его общения, тормозя развитие уже имеющихся умений слушать, говорить, общаться.
Во-вторых, налицо проблема обучения. Чтобы частично разрешить возникшие проблемы, для работы в классе (на уроках русского языка, развития речи и литературы) можно взять, как в методике обучения иностранным языкам, адаптированные тексты из оригинальных источников в качестве материала для аудирования (слушания и говорения). Перед учащимися в таком случае ставится задача научиться понимать основное содержание сначала коротких и несложных текстов, затем объемных текстов (1—3 с.) и/или более сложных текстов и выделять значимую информацию. Систематическая и постепенная работа по аудированию, ведущаяся по определенному алгоритму, способна быстро ликвидировать пробелы в умении учащихся воспринимать текст на слух, определять его тему, идею и поднятые в нем проблемы, работать с текстом по памяти. Все упражнения при такой работе подразделяются на две группы: А) Упражнения, подготавливающие к восприятию текста. Цель данных упражнений — мотивировать учащихся на аудирование, снять трудности лингвистического и психологического плана. Одной из основных задач является сообщение ученикам значения незнакомых слов и выражений, важных для понимания содержания. К этой группе относятся задания: 1 — прослушать аудиозапись или зачитанный учителем текст; 2 — повторить прослушанное за актером или учителем (текст, часть текста, слова или выражения); 3 — подобрать свои слова для пересказа прослушанного текста (эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.).
Б) Упражнения, базирующиеся на прослушанном тексте. Упражнения второй группы направлены на развитие у школьников умения анализировать и интерпретировать информацию текста: 4 — прослушать текст или аудиозапись еще раз, выбрать предложение, в котором сформулирована основная мысль текста; 5 — выбрать правильные ответы на вопросы; 6 — закончить данные предложения; 7 — выполнить тест на понимание прослушанного; 8 — высказать собственное мнение по проблеме, ответив на вопросы, относящиеся к данной группе упражнений.
Итак, на уроках литературы мы имеем дело с текстами, следовательно, первой функцией слушания здесь будет прием и осмысление информации (в 8—9 классах, при подготовке к выпускному экзамену в формате ЕГЭ за курс неполной средней школы, — новой информации). Именно поэтому необходимо подобрать такие тексты для слушания, которые, во-первых, будут интересны учащимся, информативны (независимо от того, будут это тексты литературы художественной или научно-познавательной), во-вторых, помогут концентрировать внимание слушателей во время чтения всего текста, в-третьих, сначала будут иметь небольшой объем, возможно, будут являться адаптированными или представлять собой фрагменты текста. В 8 классе объем и содержание текста зависят от контингента учащихся, от уровня сформированности общеучебных, речевых и читательских умений. В рамках данного урока в качестве материала для активного слушания можно также предложить фрагмент главы «Фольклор» из книги С. С. Наровчатова «Необычное литературоведение»[54]. При этом вопросы и задания к тексту можно предложить как до самого процесса слушания, так и после него. — Расскажите, о чем повествует только что прослушанный вами текст. — Повторите ту часть текста, в которой, по вашему мнению, выражена основная его мысль. (Первый и второй абзацы.) — Почему задание вызвало затруднение? Самостоятельно проанализируйте возникшие трудности. (Начало текста уже частично забылось, более того — ученики отвлеклись от теоретического материала, слушая сами частушки. Здесь смех оказался не подспорьем в работе, а помехой: отвлек от главного — целостного восприятия текста. Вывод: при активном слушании нельзя отвлекаться, отключать внимание.) — Прослушайте еще раз данный фрагмент текста. При этом постарайтесь запомнить те предложения, в которых выражена его основная мысль. Запишите эти предложения по памяти после того, как прослушаете весь фрагмент. После вторичного прослушивания: — Перескажите теоретическую часть данного фрагмента. На что необходимо обратить внимание? (На определение понятия «частушка».) Помимо уже записанного определения, данного С. С. Наровчатовым, ученикам для записи в тетрадях можно предложить определение, предложенное А. П. Квятковским:
Один ученик пересказывает, остальные выполняют задания: — Запишите определение понятия частушка по памяти. Совпало ли записанное вами определение с тем, что дал нам рассказчик? Почему? Кто и в чем ошибся? — Какие недочеты в пересказе мы можем отметить? О чем они говорят? (Либо о неумении слушать, либо о неумении четко и связно говорить. Если недочетов нет, ученик получает дополнительный бонус, который засчитывается при выведении оценки за урок или за уроки по развитию речи.)
— Поэт Сергей Сергеевич Наровчатов написал свою книгу в конце 1960-х годов, издал в начале 1970-х, поэтому оценка исторических событий в данном фрагменте полностью отражает его идеологические воззрения. Однако для нас важно другое: оценка влияния исторических событий на психологию народа. Расскажите, что об этом написал С. Наровчатов. — Согласны ли вы с автором в том, что «душевный переворот» благотворно сказался на русской женщине? Аргументируйте свой ответ. — Что приемлет поэт и что отрицает в характере и поведении своих современниц? Приведите примеры из прослушанного текста. — Как вы думаете, почему Сергей Наровчатов сделал акцент на том, что частушку чаще всего сочиняют и исполняют женщины? Приведите примеры из реальной действительности. — Что так восхитило поэта Владимира Маяковского в приведенной в тексте частушке? Обоснуйте точку зрения поэта. — Вспомните, что мы называем звýкописью. Какова звукопись в данной частушке? (Ассонанс.) — Какая из приведенных С. С. Наровчатовым частушек вам более всего запомнилась? Почему? Можно ли по содержанию данной частушки примерно определить характер ее сочинителя? Каков он?
После проведенной работы восьмиклассникам можно предложить для аудирования продолжение текста, в хорошо подготовленных классах текст лучше не разбивать.
Другой вариант: раздать распечатанный текст для работы в парах. — О чем повествует данный фрагмент текста? — Перескажите наиболее подробно данный фрагмент. — Какова его главная мысль? (Частушка живо и своевременно откликается на события окружающей действительности: «По частушкам можно воссоздать историю народа с начала нашего века до недавних времен».) — Можем ли мы определить отношение поэта Сергея Наровчатова к частушке на основании данного текста? Каким образом? Приведите примеры.
— Как вы думаете, почему С. С. Наровчатов в своем тексте приводит цитату из высказываний другого поэта-современника — Виктора Бóкова? Для чего это нужно было автору книги? Аргументируйте свой ответ. — Какими словами текста можно назвать фрагмент о частушке? Обоснуйте свой вариант. («Гимн младшей сестре песни».) — Напишите мини-сочинение «Мое знакомство с частушкой».
Творческая работа. Мини-сочинение «Мое знакомство с частушкой.
3. Домашнее задание. Для всего класса: — прочитать статью учебника «Частушки» (с. 11—12); — ответить на вопросы и выполнить задания на с. 12—13.
Индивидуальные задания: — написать исследовательскую работу «Художественные особенности русской народной песни», «Современный отечественный фольклор», «Частушка — душа русского народа» (срок выполнения — 1—2 месяца); — проиллюстрировать понравившиеся на уроке или запомнившиеся когда-то частушки (создать «сборник иллюстраций» к жанру частушки) — по желанию.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ВАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ СЕРЕДИНЫ — КОНЦА ХХ ВЕКА
(2 часа) УРОКИ 8—9 Омыты перроны слезами дождей и прощаний, Штормовки пропитаны дымом костров. И вновь поезда вопреки расписанью Идут с опозданьем на много часов. И нервы, и струны натянуты туго, И поезд подолгу на станциях ждет, Пока мы пропустим гитару по кругу И каждый о будущей встрече споет. Ю. Зыков. «Гитара по кругу» Цели уроков: — знакомство учащихся с городским фольклором середины — конца ХХ века — бардовской (авторской) песней; — повторение и закрепление знаний восьмиклассников о фольклоре русского народа, его жанрах; — углубление представления школьников о жанровом своеобразии современного русского фольклора; — развитие эмоционального восприятия подростками прочитанного и услышанного; — воспитание уважительного отношения к культуре русского народа. Форма уроков: синтетические уроки с межпредметными связями, включающие в себя слово учителя, сообщения учащихся (возможна презентация), чтение и/или вокальное исполнение произведений, беседу о прочитанном и услышанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.025 с.) |