Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказ учащегося о прочитанной книге.
Свободный рассказ с элементами отзыва о книге Ю.П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять морей»[14]. Возможно собственное иллюстрирование учеником прочитанного или его же компьютерная презентация. МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Историческая тема издавна присутствовала как на уроках в начальной и средней школе, так и в круге детского чтения. Более того, отечественная воспитательная литература Средневековья возникла на основе литературы житийной, которая «положила начало первым историческим биографиям, художественным биографиям выдающихся людей на Руси и в России»[15]. Учебные пособия ХV—ХVII веков включали в себя отрывки из летописей, пересказы древнерусских сказаний и рассказы об историческом прошлом Руси. Авторы таких пособий справедливо считали, что основы патриотизма необходимо закладывать в раннем детстве.
Как отмечал в свое время профессор Ф.И. Сетин, «дети в Древней Руси воспитывались не только на Поучениях и Житиях. В круг их интересов входили исторические легенды о необыкновенных событиях прошлого, которые чаще всего передавались устно из поколения в поколение. Детям доступны были также краткие переложения Хронографов и отрывки из них, книги исторического содержания. Уже в первой печатной книге для детей — в Азбуке Ивана Федорова, в ее изданиях 1578 г. и др., помещено произведение исторического содержания, так называемое «Сказание Черноризца Храбра», в котором рассказывается о происхождении славянской письменности, о ее создателях Кирилле и Мефодии. Подобные статьи встречались и в рукописных книгах. В ХV веке чаще других встречается статья, которая представляла собой начало,,Повести временных лет”. Ее читали дети и болеё поздних эпох»[16].
Уже в Средние века на Руси книги для детей, включавшие в себя произведения на историческую тему, преследовали две цели — расширение кругозора читателей, знакомство их с всемирной и отечественной историей и углубленное изучение родной истории, воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому и настоящему, воспитание уважения к деяниям и верованиям предков[17]. Безусловно, детским книгам, посвященным русской история, отводилась главенствующая роль. Характер исторической литературы для детей в Х веке значительно изменился по сравнению с литературой Древней Руси и ХVII—ХVII веков. Во многом этому способствовала Отечественная война 1812 года. Историческая литература для детей и юношества стала разнообразной по своей направленности, родам и жанрам, охвату материала, тематике и проблематике. Кроме переводной литературы для старших подростков и юношества, появилась оригинальная художественная литература для детей на историческую тему, исторические и биографические книги, популярная литература. В первой половине ХIХ столетия стал формироваться жанр исторической повести, одним из родоначальников которого считается Сергей Глинка, издавший «Русские исторические и нравоучительные повести» в трех частях (1810—1820). В 1817 году им же была издана «Русская история в пользу воспитания» в восьми частях, переизданная в 1823—1825 годах уже в четырнадцати частях.
«История государства Российского» (1816—1818), созданная Н.М. Карамзиным, не только породила моду на «историческое чтение», но и пробудила интерес к историческим корням русского народа, его духовности, его победам. Все это не могло не отразиться и на детской литературе. Так, в 1838 году издается книга «Живописный Карамзин» (в 3 частях), а ряд писателей создает свои произведения для детей, беря за основу капитальный труд Карамзина. В.Г. Белинский, пристально следивший за развитием детской литературы начала ХIX века часто рецензировавший произведения и журналы для детей, ценил как научно-художественную литературу, так и всю познавательную литературу в целом, выделяя в ней литературу историческую, считая ее школой гражданского воспитания. Здесь необходимо отметить, что литература для детей, посвященная истории и историческим деятелям прошлого, и в ХIХ, и в ХХ веке находилась как бы на стыке литературы художественной и познавательной. Однако зародившаяся в начале ХIХ столетия историческая повесть дала толчок к развитию исторической прозы во всей отечественной художественной литературе как для детей, так и для взрослых. Историческая повесть в большинстве своем органично вошла в состав научно-художественной литературы, которую высоко ценил В.Г. Белинский. Профессор Ф.И. Сетин заметил, что, «всемерно ратуя за знакомство детей с землей и ее минеральными богатствами, с растительным и животным миром, первое место среди научно-художественных книг критик отводил книгам о человеке, о путешествиях или просто ярким картинным описаниям земель и народов всего земного шара»[18] их истории и мировосприятию.
Историческая литература, особенно литература о возникновении и становлении русской нации, государства Российского и о победах русского народа в битвах за Родину, в большинстве своем способствует формированию нравственного отношения к миру и людям, дает примеры героического поведения, развивает любознательность юного читателя, приучает его к чтению как таковому. Пересказ прочитанного. Краткий пересказ нескольких эпизодов произведения Ю. П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять морей» (с целью заинтересовать тех учеников, кто еще книгу не читал, — данная задача поставлена перед пересказывающими): 1-й эпизод — «Пленение Кукши». 2-й эпизод — «Жизнь Кукши в Скандинавских странах, у мурмáнов»[19]; 3-й эпизод — «Поход викингов на Рим»; 4-й эпизод — «Кукша в Царьграде»; 5-й эпизод — «Кукша в Киеве».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.004 с.) |