Рассказ учащегося о прочитанной книге. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказ учащегося о прочитанной книге.



Свободный рассказ с элементами отзыва о книге Ю.П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять морей»[14].

Возможно собственное иллюстрирование учеником прочитанного или его же компьютерная презентация.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Историческая тема издавна присутствовала как на уроках в начальной и средней школе, так и в круге детского чтения. Более того, отечественная воспитательная литература Средневековья возникла на основе литературы житийной, которая «положила начало первым историческим биографиям,  художественным биографиям выдающихся людей на Руси и в России»[15]. Учебные пособия ХV—ХVII веков включали в себя отрывки из летописей, пересказы древнерусских сказаний и рассказы об историческом прошлом Руси. Авторы таких пособий справедливо считали, что основы патриотизма необходимо закладывать в раннем детстве.

 

Как отмечал в свое время профессор Ф.И. Сетин, «дети в Древней Руси воспитывались не только на Поучениях и Житиях. В круг их интересов входили исторические легенды о необыкновенных событиях прошлого, которые чаще всего передавались устно из поколения в поколение. Детям доступны были также краткие переложения Хронографов и отрывки из них, книги исторического содержания. Уже в первой печатной книге для детей — в Азбуке Ивана Федорова, в ее изданиях 1578 г. и др., помещено произведение исторического содержания, так называемое «Сказание Черноризца Храбра», в котором рассказывается о происхождении славянской письменности, о ее создателях Кирилле и Мефодии. Подобные статьи встречались и в рукописных книгах.

В ХV веке чаще других встречается статья, которая представляла собой начало,,Повести временных лет”. Ее читали дети и болеё поздних эпох»[16].

 

Уже в Средние века на Руси книги для детей, включавшие в себя произведения на историческую тему, преследовали две цели — расширение кругозора читателей, знакомство их с всемирной и отечественной историей и углубленное изучение родной истории, воспитание чувства любви к Родине, ее прошлому и настоящему, воспитание уважения к деяниям и верованиям предков[17]. Безусловно, детским книгам, посвященным русской история, отводилась главенствующая роль.

Характер исторической литературы для детей в Х веке значительно изменился по сравнению с литературой Древней Руси и ХVII—ХVII веков. Во многом этому способствовала Отечественная война 1812 года. Историческая литература для детей и юношества стала разнообразной по своей направленности, родам и жанрам, охвату материала, тематике и проблематике. Кроме переводной литературы для старших подростков и юношества, появилась оригинальная художественная литература для детей на историческую тему, исторические и биографические книги, популярная литература. В первой половине ХIХ столетия стал формироваться жанр исторической повести, одним из родоначальников которого считается Сергей Глинка, издавший «Русские исторические и нравоучительные повести» в трех частях (1810—1820). В 1817 году им же была издана «Русская история в пользу воспитания» в восьми частях, переизданная в 1823—1825 годах уже в четырнадцати частях.

«История государства Российского» (1816—1818), созданная Н.М. Карамзиным, не только породила моду на «историческое чтение», но и пробудила интерес к историческим корням русского народа, его духовности, его победам. Все это не могло не отразиться и на детской литературе. Так, в 1838 году издается книга «Живописный Карамзин» (в 3 частях), а ряд писателей создает свои произведения для детей, беря за основу капитальный труд Карамзина.

В.Г. Белинский, пристально следивший за развитием детской литературы начала ХIX века часто рецензировавший произведения и журналы для детей, ценил как научно-художественную литературу, так и всю познавательную литературу в целом, выделяя в ней литературу историческую, считая ее школой гражданского воспитания.

Здесь необходимо отметить, что литература для детей, посвященная истории и историческим деятелям прошлого, и в ХIХ, и в ХХ веке находилась как бы на стыке литературы художественной и познавательной. Однако зародившаяся в начале ХIХ столетия историческая повесть дала толчок к развитию исторической прозы во всей отечественной художественной литературе как для детей, так и для взрослых.

Историческая повесть в большинстве своем органично вошла в состав научно-художественной литературы, которую высоко ценил В.Г. Белинский. Профессор Ф.И. Сетин заметил, что, «всемерно ратуя за знакомство детей с землей и ее минеральными богатствами, с растительным и животным миром, первое место среди научно-художественных книг критик отводил книгам о человеке, о путешествиях или просто ярким картинным описаниям земель и народов всего земного шара»[18] их истории и мировосприятию.

Историческая литература, особенно литература о возникновении и становлении русской нации, государства Российского и о победах русского народа в битвах за Родину, в большинстве своем способствует формированию нравственного отношения к миру и людям, дает примеры героического поведения, развивает любознательность юного читателя, приучает его к чтению как таковому.

Пересказ прочитанного.

Краткий пересказ нескольких эпизодов произведения Ю. П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять морей» (с целью заинтересовать тех учеников, кто еще книгу не читал, — данная задача поставлена перед пересказывающими):

1-й эпизод — «Пленение Кукши».

2-й эпизод — «Жизнь Кукши в Скандинавских странах, у мурмáнов»[19];

3-й эпизод — «Поход викингов на Рим»;

4-й эпизод — «Кукша в Царьграде»;

5-й эпизод — «Кукша в Киеве».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.004 с.)