Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.



— Расскажите, что вы узнали о жизни мелкопоместных дворян в середине ХVIII столетия.

— Кого напоминает нам юная дворянка Нелли Сабурова?

(Героев приключенческих повестей.)

— Опишите юных героинь данного повествования. В чем их сходство и каково различие?

— Что рассказывается в экспозиции романа о роде Сабуровых? Как дополняет художественное произведение наши исторические сведения?

— Когда происходит завязка действия произведения?

(При исчезновении ларца с фамильными драгоценностями.)

— Как вы думаете, каков сюжет этого произведения Елены Чудиновой?

(Приключенческий.)

— Расскажите, как развивается сюжет романа в первой книге.

— Расскажите, как развивается действие романа во второй книге. Почему, на ваш взгляд, так трудно оторваться от чтения этой части?

— Какие еще дополнительные сведения мы получаем, путешествуя с тремя девочками по провинциальной России ХVIII века?

(Географические — роман расширяет и углубляет наши представления о России, о географических реалиях: Среднерусская возвышенность, Урал, Зауралье, Сибирь, Тверь, Санкт-Петербург и его окрестности, путь из новой столицы в старую, Москва и ее пригороды; многие местности предстают образно, ярко и выпукло, как в художественном фильме.

Ботанические — рассказывается о флоре тех мест, по которым проезжают Нелли и Катя под видом юного дворянина Романа и его слуги Платона. Нелли любит природу, поэтому особенно внимательно изучает и окружающий пейзаж, и растения, больше те, которых раньше не видела. Обладая даром понимать камни — «мертвую природу», она в то же время стремится понять природу живую.

Параша изучает мир растений с практической точки зрения: бабка передала ей дар ведуньи, умеющей врачевать травами, поэтому девочка познает окружающий мир именно с целью узнать что-то новое для своей «незаконной профессии».

Исторические — расселение угро-финских и славянских племен на восток во времена Древней Руси: Параша явно угро-финского происхождения, и языческие знания, переданные умирающей бабкой, указывают на связь местного населения с язычеством еще в ХVIII столетии. Писательница тонко показывает, как, с одной стороны, в крестьянской среде спокойно уживаются языческие верования и образ жизни с христианским укладом, с другой стороны, как они уже вступают в конфликт между собой и во всем крестьянском мире, и в душе отдельных людей. Например, в душе двенадцатилетней полуязычницы Параши, посвященной в ведьмы, но стремящейся быть хорошей христианкой. Или в душе полуцыганки Кати, выбирающей, кем быть — крепостной русской крестьянкой или вольной цыганкой, живущей по цыганским законам, часто вступающим в конфликт с Православием. Даже в душе юной дворяночки Нелли Сабуровой постепенно начинается разлад: воспитанная в «свободе нравов» века Просвещения, она, сталкиваясь со Злом — человеческим и абсолютным, впервые осознает, что ей не хватает Веры и Силы, которые даются только Православием. Ступив на путь Веры, Нелли побеждает зло и в своей душе, и в окружающем ее мире.

Как вставные эпизоды даны видения Нелли при ее ворожбе с камнями — рассказы о русской истории, о роде Сабуровых, о Соломонии Сабуровой и ее сыне Георгии — наследнике престола, о восстании крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, — рассказы тех людей, кому принадлежали камни, т. е. непосредственных участников событий.

Оказавшись за Уралом, в непризнанной республике потомков Соломонии Сабуровой и ее родичей, Нелли с подругами узнает много нового об истории и этого полудикого края, и своей Родины — России. Выясняется, что в учебниках по истории не всю правду пишут!..

История, переданная устами грамотных потомственных дворян, перемежается преданиями и легендами крестьян разных местностей, что создает картину не полуфантастическую, а вполне реальную, только образную и яркую, — картину России Х—ХVIII столетий.

Этнографические — показано население разных земель, их язык и обычаи. Рассказывается о причинах исчезновения того или иного народа, а также причины ассимиляции.

Религиозные — показана борьба высшего добра с абсолютным Злом в реальном мире, в душах людей; подробно раскрывается сущность как оккультизма, язычества и разных древних верований, так и христианства, в частности Православия. Общность христианского мышления — русских, французов, крещеных угро-финнов и тюркских племен.)

— Тот, кто уже прочитал исторические романы Е. Чудиновой, может ответить, изменяется ли характер главной героини дилогии — Нелли Сабуровой — во время ее странствий. Можем ли мы сказать, что характер дан в динамике?

(Частично — да, так как автор показывает и физическое, и духовное взросление героини, ее мысли и переживания. Более того, меняются и девочки-крестьянки: сначала Параша, жившая в православном монастыре под именем Нелли, начинает думать и постепенно исключать из своей жизни то, что связывает ее с ведовством, оставляя только умение врачевать, данное ей, как она теперь считает, для того, чтобы помогать людям во славу Божию. Затем Катерина: взрослея, она все больше убеждается в том, что жаждет вольной жизни, а не размеренного уклада крестьянского быта, поэтому дает весть настоящему отцу о своем решении. В конце романа каждая героиня выбирает то, что ей ближе: Нелли возвращается в любимый дом родителей — продолжать род Сабуровых, Параша также с радостью едет на родину — в милые края, «в свой язык», а Катя уходит «в цыгане». Символично, что ее барыня — Нелли — этому не препятствует: сказывается просвещенческое воспитание, при котором человек свободен в личном выборе. И православный взгляд повзрослевшей Елены Кирилловны: каждый должен реализовывать свои таланты, не зарывать их в землю.)

— Когда происходит кульминация в развитии действия сюжета?

(Вторая победа над господином Венедиктовым — демоном в обличии человеческом, изгнание его за пределы России. «Не стоило б давать ему уйти», — говорит Нелли. Однако Зло должно существовать в мире, чтобы добро могло себя проверить, умеет ли оно противостоять Злу... Отец Модест отвечает Нелли при расставании: «...Не принимай ничего готового, маленькая Нелли. Думай своей головою. Во всем, до той границы, где бедный наш разум отступает и начинается вера... Не наделяй зло большим могуществом, чем оно имеет...»)

— Какова развязка действия в сюжете первого романа?

— Понравилось ли вам окончание романа Елены Петровны Чудиновой? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Какие нравственные уроки можно вынести из этого произведения?

— Поднимается ли в этом произведении проблема ответственности человека за свои поступки? Приведите примеры.

(Самый первый пример — жизнь и гибель брата Ореста, Аристарха Сабурова. Алеша Ивелин — друг Филиппа де Роскоф. Гамаюнова. Индриков и др.)

— Затронута ли в романе «Ларец» также тема взаимоотношений человека и государства? Как именно?

(Политика государства не может не отражаться на жизни людей: социальной, духовной и религиозной. Обезьянье заимствование чуждой культуры, отказ от национальных традиций и верований ведет сначала к духовному обнищанию людей, затем к краху всего государства.)

— Объясните на примерах различных произведений Елены Чудиновой, каковы особенности исторической прозы. В чем своеобразие современной исторической прозы?

 

Сообщения учащихся.

Сообщения готовятся восьмиклассниками самостоятельно с предварительным написанием текста и возможной презентацией для проверки учителем до проведения урока. При подготовке сообщения используется литература научная, научно-популярная, научно-художественная и энциклопедическая.

 

Сообщение 1. Исторические факты, легенды и предания о Соломонии Сабуровой.

 

Сообщение 2. Жизнь и быт провинциального дворянства в России ХVIII века.

 

7. Самостоятельная работа.

Ответить письменно на вопрос: Как вы понимаете слова отца Модеста:,,...Не принимай ничего готового, маленькая Нелли. Думай своей головою. Во всем, до той границы, где бедный наш разум отступает и начинается вера...“?» Приведите свои примеры (из книги Е. П. Чудиновой, из иных произведений или кинофильмов, из собственной жизни или жизни других людей), подтверждающие вашу точку зрения.

 

8. Домашнее задание.

Для всего класса:

— прочитать до конца роман Е. П. Чудиновой «Ларец».

 

Для самостоятельного чтения:

— читать роман Е. П. Чудиновой «Лилея».

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ Х V III ВЕКА

 

Н. М. КАРАМЗИН.

«НАТАЛЬЯ, БОЯРСКАЯ ДОЧЬ»

 

(2 часа)

 

УРОКИ 20—21

 

Карамзин первый на Руси заменил

мертвый язык книги

живым языком общества.

В. Г. Белинский

 

Цели уроков:

— знакомство учащихся с Карамзиным-прозаиком;

— раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей исторической прозы Н. М. Карамзина;

— закрепление знаний учащихся по истории Отечества;

— развитие читательских умений школьников;

— продолжение формирования навыка осмысленного выразительного чтения;

— воспитание любви к культурному наследию русского народа.

Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии и литературе, а также словом учителя, работой с учебником (и/или сообщениями учащихся), чтением фрагмента(-ов) произведения, беседой о прочитанном и услышанном, работой по группам.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.018 с.)