Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.



— Расскажите, какие мысли и чувства у вас возникали во время чтения данного фрагмента. Кому вы сочувствовали? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Каким в «Повести о Шемякином суде» представлен бедный крестьянин? Сходен ли его образ с образом крестьянина-бедняка в социально-бытовых сказках? Почему?

— Почему сложно посочувствовать убогому в этом произведении?

(Этот крестьянин, в отличие от своего брата, ленив, не трудолюбив, не хозяйственен и абсолютно не ценит ни братскую помощь, ни людей, ни зверей, ни вещи. Перед нами отрицательный тип поведения в обществе, который так или иначе осмеивается в древнерусской литературе. Такие люди, если их отторгало «общество» — крестьянская община, сбившись в «стаи», или «воровские отряды», становились разбойниками и грабителями, в начале ХХ века они массово шли в революцию, во время и после Гражданской войны в России для них наступила полная вольница под девизом «грабь награбленное», т. е. трудом и потом доставшееся другим.

Народ и в Средние века хорошо понимал, к чему ведет потакание низменным страстям таких людей, поэтому-то и богатый брат осуждается: нельзя вешать себе на шею дееспособного нахлебника — это, по православному пониманию, страшный грех.)

— Как вы полагаете, почему священнослужитель и богатый крестьянин не пригласили бедного к столу? Из-за несоответствия социального статуса? Из жадности?

(Нет, по другой причине — вполне объяснимой: убогий нанес материальный вред своему брату, при этом постоянно наносил и моральный вред: «Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог». Именно поэтому ответчика к столу и не приглашают: раз отправился в дорогу, рассчитывай только на самого себя; поп — приятель брата, а не убогого. Кто же захочет кормить явного нахлебника, да еще и обидчика приятеля?!)

— Расскажите, что произошло в городе. Почему убогий решился броситься в ров? Как это его характеризует?

(Убогий — безответственный человек, к тому же и трус. Зная, что придется отвечать за свои поступки, он даже готов себя убить, лишь бы этого избежать. В этом эпизоде явно сквозит народная ирония: бросаясь с моста, убогий не убился, а «удавил до смерти» пожилого человека. Иными словами, от ответственности не уйдешь, только еще больше и за большее отвечать придется.

Перед нами чисто православная трактовка событий: православный человек никогда не решится на самоубийство — это смертный грех: на все Воля Господа! Значит, убогий — лентяй и безответственный человек, к тому же и безбожник. Суд Шемяки потому и неправедный, что полностью оправдывает безбожника и тунеядца, нахлебника и лжеца.)

— Расскажите, кто как вел себя в суде.

— Как вы думаете, на что рассчитывали богатый крестьянин, поп и горожанин, придя в суд и подав иск на убогого?

— Оправдываются ли их надежды? Почему?

— Почему всем истцам пришлось еще и откупаться от ответчика? В чем был ужас судебной системы?

(Любое решение суда неукоснительно исполнялось, даже абсурдное.)

— Как изображается судья? Почему?

— В чем особенность сатирического изображения в этом произведении?

(Сатира явно не выражена — внешне как бы беспристрастное повествование. Гипербола сначала не воспринимается как гипербола: упал — задавил ребенка в люльке, кинулся с моста — задавил старика. Гротеск неискушенным читателем тоже сначала не осознается.)

 

 

  Гротéск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta — грот) — своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов — реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора[102].  

 

— Итак, перед нами определение термина гротеск. Перечитайте его еще раз внимательно и вернитесь к тексту произведения: перечитайте данный в учебнике фрагмент и отметьте в нем приемы гротеска.

— Где мы встречаемся с сочетанием жизнеподобного изображения, так похожего на реальную действительность, с фантастическим? Зачитайте эти фрагменты.

(Хвост лошади вместо хомута. Свороченная подворотня — лошадь здесь как мифическое существо невероятной силы. Живая-здоровая лошадь с вырванным с мясом хвостом. Убиение младенца. Убиение старца.

В последних двух эпизодах слились комическое и трагическое, реалистическое с фантастическим, гипербола с гротеском.)

— Где «звучит» безобидный юмор?

(В сцене суда, когда убогий показывает судье камень, завернутый в платок, а судья думает об обещанной взятке.)

— Найдите явный сарказм в этом произведении.

(Объяснение истцов с ответчиком после суда. Самый конец фрагмента: «Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь».)

— Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему судья так радуется?

— Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?

— Согласны ли вы с авторской оценкой героев и их поступков? Почему? Аргументируйте свой ответ.

 

Работа с эпиграфом к уроку.

— Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как, на ваш взгляд, он отражает и содержание урока, и его идейную направленность?

— Как вы понимаете слова: «Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердце тех, кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина»?

— Придумайте и запишите свой эпиграф к уроку. Если задание вызывает трудности, попытайтесь вспомнить какие-либо изречение и цитату, отражающие тему и идею сегодняшнего урока.

 

7. Домашнее задание.

для всего класса:

— работать с разделом учебника «Развивайте дар слова» (с. 36);

— читать повесть Е. П. Чудиновой «Ларец»[103] (по желанию: вторую часть дилогии — «Лилея»[104]) или произведение современной литературы на историческую тему для подростков и юношества — по выбору учителя и учащихся.

 

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

 

Е. П. ЧУДИНОВА. «ЛАРЕЦ», «ЛИЛЕЯ»

 

(2 часа)

 

УРОКИ 18—19

 

Минувший век притягивает нас —

Сегодняшнего давнее начало!

Его огонь далекий не погас,

Мелодия его не отзвучала.

Ал. Городницкий. «Минувший век...»

 

Цели уроков:

— продолжение знакомства учащихся с современной исторической прозой;

— раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей исторической прозы Е. П. Чудиновой;

— закрепление знаний учащихся по истории Отечества;

— развитие читательских умений школьников;

— формирование потребности в чтении литературных произведений.

 

Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии, географии, русскому языку и литературе, а также словом учителя или сообщениями учащихся, пересказом и чтением фрагмента(-ов) произведения, беседой о прочитанном и услышанном, работой по группам.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

Слово учителя.

Сегодня мы снова окунемся в прошлое, о котором многие из вас узнали не из учебников по истории, а из книг на историческую тему, в частности из книг современной писательницы Елены Петровны Чудиновой.

Проблемы сегодняшнего дня часто имеют свое начало в близком или далеком прошлом, поэтому понять прошлое означает разобраться в настоящем. Минувшее притягивает не только потому, что оно скрыто за покровом времени, но и потому, что помогает ответить на многие вопросы современности. При этом понять и принять прошлое таким, каково оно действительно было, легче и часто безболезненнее при чтении художественной литературы, раскрывающей как бы несуществующий мир вымышленных персонажей, но на самом деле говорящей о нас самих и о нашем прошлом, настоящем и будущем.

Романы Елены Чудиновой «Ларец» и «Лилея», написанные в начале ХХI века, повествуют о ХVIII столетии и его проблемах: социальных, политических, нравственных и духовных. Созданные по канонам приключенческого романа ХIХ—ХХ веков, но с элементами фэнтези, они переносят нас то в царствование Ивана Грозного, то во времена правления Петра I, то в екатерининскую эпоху.

Показывая известные исторические события и факты или с точки зрения обыкновенных людей, современников тех событий, или с точки зрения самих участников исторического действия — исторических персонажей высокого ранга, писательница не допускает вольностей с историей: доскональное знание истории, первоисточников, переписки реальных исторических персонажей, мемуарной литературы — отличительная черта Чудиновой-прозаика. Писатель использует хорошо известный литературный прием: во многом такие различные взгляды на одно и то же явление способствуют возникновению у читателя потребности самому поразмышлять над фактом, узнать иную точку зрения из другой литературы — учебной, научной, научно-популярной. Ну и, конечно же, дочитать роман до конца, чтобы узнать, как сложилась судьба того или иного героя.

На наш взгляд, очень точно высказалась о романе «Ларец» Ольга Голосова: «...автор пользуется русской историей как канвой, по которой вышивает свою картину»[105]. Отмечая это достоинство романа, О. Голосова подчеркивает:

 

«…Именно глубокое знание русской истории, любовь к ней позволяют автору так свободно и увлекательно плести живую ткань своего повествования. Главные героини этой книги, живя в православной России ХVIII века, меньше всего знают именно о Православии. И в этом тоже знамение нашего времени. Много ли знает о Боге среднестатистический российский подросток из семьи неверующих родителей? А вот о гороскопах, демонах и магии он весьма наслышан. Девочка Нелли, обладая странными способностями — умением видеть в драгоценных камнях прошлое, развлекает себя волшебными историями, как поступил бы любой ребенок на ее месте. Она даже не задумывается о том, хорошо это или плохо, как, не задумываясь, многие взрослые балуются куда более опасными игрушками. Именно эти необычные способности и вовлекают Нелли Сабурову в опасную борьбу с господином Венедиктовым — древним финикийским демоном Хоммутабáлом. И тогда все становится на свои места. Зло, нарядившись в самые заманчивые и соблазнительные одежды, оказывается злом, а необычные способности нужны героям, чтобы преодолеть его, хотя, к удивлению героинь, главными оказываются все-таки человеческие качества: мужество, верность, преданность»[106].

 

Роман Е. Чудиновой «Лилея» повествует о приключениях уже подросших героинь — дворянки Нелли Сабуровой, в замужестве Елены Кирилловны Роскóвой, супруги французского изгнанника Филиппа де Роскóф, ее верной подруги-горничной Параши и цыганки Кати. Через десять лет подруги оказываются снова в водовороте событий, их приключения становятся все более опасными, «так как теперь против них не только демонические силы, но и целое государство, охваченное кровавым безумием, — революционная Франция»[107].

Давайте сегодня с вами проанализируем первый роман дилогии — роман Е. Чудиновой «Ларец», при этом остановимся и на идейно-художественных особенностях приключенческой литературы, и на специфике художественной литературы на историческую тему, а также на проблеме ответственности человека за свои поступки. Здесь можно затронуть также тему взаимоотношений человека и государства, подробно остановиться на теме выбора жизненного пути и жизненных приоритетов героями произведения.

 

Работа с эпиграфом.

— Прочитайте еще раз эпиграф к сегодняшнему уроку.

— Как вы понимаете слова Александра Городницкого? Согласны ли вы с поэтом?

— Что значит «Его огонь далекий не погас»? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры из современной действительности или художественной литературы.

— О какой мелодии поется в этой бардовской песне («Мелодия его не отзвучала»)? Приведите свои примеры.

— Встречаем ли мы в романе «Ларец» такую мелодию? Расскажите об этом.

— Какие впечатления оставил у вас после прочтения роман Е. П. Чудиновой «Ларец»?

— Кто из вас прочитал всю дилогию? Расскажите, как сложилась дальнейшая судьба героинь первой части дилогии — Нелли, Параши и Кати. Случайно ли им выпали такие испытания при переходе во взрослую жизнь?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.026 с.)