Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Расскажите, какие мысли и чувства у вас возникали во время чтения данного фрагмента. Кому вы сочувствовали? Почему? Обоснуйте свой ответ. — Каким в «Повести о Шемякином суде» представлен бедный крестьянин? Сходен ли его образ с образом крестьянина-бедняка в социально-бытовых сказках? Почему? — Почему сложно посочувствовать убогому в этом произведении? (Этот крестьянин, в отличие от своего брата, ленив, не трудолюбив, не хозяйственен и абсолютно не ценит ни братскую помощь, ни людей, ни зверей, ни вещи. Перед нами отрицательный тип поведения в обществе, который так или иначе осмеивается в древнерусской литературе. Такие люди, если их отторгало «общество» — крестьянская община, сбившись в «стаи», или «воровские отряды», становились разбойниками и грабителями, в начале ХХ века они массово шли в революцию, во время и после Гражданской войны в России для них наступила полная вольница под девизом «грабь награбленное», т. е. трудом и потом доставшееся другим. Народ и в Средние века хорошо понимал, к чему ведет потакание низменным страстям таких людей, поэтому-то и богатый брат осуждается: нельзя вешать себе на шею дееспособного нахлебника — это, по православному пониманию, страшный грех.) — Как вы полагаете, почему священнослужитель и богатый крестьянин не пригласили бедного к столу? Из-за несоответствия социального статуса? Из жадности? (Нет, по другой причине — вполне объяснимой: убогий нанес материальный вред своему брату, при этом постоянно наносил и моральный вред: «Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог». Именно поэтому ответчика к столу и не приглашают: раз отправился в дорогу, рассчитывай только на самого себя; поп — приятель брата, а не убогого. Кто же захочет кормить явного нахлебника, да еще и обидчика приятеля?!) — Расскажите, что произошло в городе. Почему убогий решился броситься в ров? Как это его характеризует? (Убогий — безответственный человек, к тому же и трус. Зная, что придется отвечать за свои поступки, он даже готов себя убить, лишь бы этого избежать. В этом эпизоде явно сквозит народная ирония: бросаясь с моста, убогий не убился, а «удавил до смерти» пожилого человека. Иными словами, от ответственности не уйдешь, только еще больше и за большее отвечать придется.
Перед нами чисто православная трактовка событий: православный человек никогда не решится на самоубийство — это смертный грех: на все Воля Господа! Значит, убогий — лентяй и безответственный человек, к тому же и безбожник. Суд Шемяки потому и неправедный, что полностью оправдывает безбожника и тунеядца, нахлебника и лжеца.) — Расскажите, кто как вел себя в суде. — Как вы думаете, на что рассчитывали богатый крестьянин, поп и горожанин, придя в суд и подав иск на убогого? — Оправдываются ли их надежды? Почему? — Почему всем истцам пришлось еще и откупаться от ответчика? В чем был ужас судебной системы? (Любое решение суда неукоснительно исполнялось, даже абсурдное.) — Как изображается судья? Почему? — В чем особенность сатирического изображения в этом произведении? (Сатира явно не выражена — внешне как бы беспристрастное повествование. Гипербола сначала не воспринимается как гипербола: упал — задавил ребенка в люльке, кинулся с моста — задавил старика. Гротеск неискушенным читателем тоже сначала не осознается.)
— Итак, перед нами определение термина гротеск. Перечитайте его еще раз внимательно и вернитесь к тексту произведения: перечитайте данный в учебнике фрагмент и отметьте в нем приемы гротеска. — Где мы встречаемся с сочетанием жизнеподобного изображения, так похожего на реальную действительность, с фантастическим? Зачитайте эти фрагменты. (Хвост лошади вместо хомута. Свороченная подворотня — лошадь здесь как мифическое существо невероятной силы. Живая-здоровая лошадь с вырванным с мясом хвостом. Убиение младенца. Убиение старца. В последних двух эпизодах слились комическое и трагическое, реалистическое с фантастическим, гипербола с гротеском.) — Где «звучит» безобидный юмор? (В сцене суда, когда убогий показывает судье камень, завернутый в платок, а судья думает об обещанной взятке.)
— Найдите явный сарказм в этом произведении. (Объяснение истцов с ответчиком после суда. Самый конец фрагмента: «Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь».) — Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему судья так радуется? — Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом? — Согласны ли вы с авторской оценкой героев и их поступков? Почему? Аргументируйте свой ответ.
Работа с эпиграфом к уроку. — Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как, на ваш взгляд, он отражает и содержание урока, и его идейную направленность? — Как вы понимаете слова: «Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердце тех, кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина»? — Придумайте и запишите свой эпиграф к уроку. Если задание вызывает трудности, попытайтесь вспомнить какие-либо изречение и цитату, отражающие тему и идею сегодняшнего урока.
7. Домашнее задание. для всего класса: — работать с разделом учебника «Развивайте дар слова» (с. 36); — читать повесть Е. П. Чудиновой «Ларец»[103] (по желанию: вторую часть дилогии — «Лилея»[104]) или произведение современной литературы на историческую тему для подростков и юношества — по выбору учителя и учащихся.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Е. П. ЧУДИНОВА. «ЛАРЕЦ», «ЛИЛЕЯ»
(2 часа)
УРОКИ 18—19
Минувший век притягивает нас — Сегодняшнего давнее начало! Его огонь далекий не погас, Мелодия его не отзвучала. Ал. Городницкий. «Минувший век...»
Цели уроков: — продолжение знакомства учащихся с современной исторической прозой; — раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей исторической прозы Е. П. Чудиновой; — закрепление знаний учащихся по истории Отечества; — развитие читательских умений школьников; — формирование потребности в чтении литературных произведений.
Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии, географии, русскому языку и литературе, а также словом учителя или сообщениями учащихся, пересказом и чтением фрагмента(-ов) произведения, беседой о прочитанном и услышанном, работой по группам.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ Слово учителя. Сегодня мы снова окунемся в прошлое, о котором многие из вас узнали не из учебников по истории, а из книг на историческую тему, в частности из книг современной писательницы Елены Петровны Чудиновой. Проблемы сегодняшнего дня часто имеют свое начало в близком или далеком прошлом, поэтому понять прошлое означает разобраться в настоящем. Минувшее притягивает не только потому, что оно скрыто за покровом времени, но и потому, что помогает ответить на многие вопросы современности. При этом понять и принять прошлое таким, каково оно действительно было, легче и часто безболезненнее при чтении художественной литературы, раскрывающей как бы несуществующий мир вымышленных персонажей, но на самом деле говорящей о нас самих и о нашем прошлом, настоящем и будущем. Романы Елены Чудиновой «Ларец» и «Лилея», написанные в начале ХХI века, повествуют о ХVIII столетии и его проблемах: социальных, политических, нравственных и духовных. Созданные по канонам приключенческого романа ХIХ—ХХ веков, но с элементами фэнтези, они переносят нас то в царствование Ивана Грозного, то во времена правления Петра I, то в екатерининскую эпоху.
Показывая известные исторические события и факты или с точки зрения обыкновенных людей, современников тех событий, или с точки зрения самих участников исторического действия — исторических персонажей высокого ранга, писательница не допускает вольностей с историей: доскональное знание истории, первоисточников, переписки реальных исторических персонажей, мемуарной литературы — отличительная черта Чудиновой-прозаика. Писатель использует хорошо известный литературный прием: во многом такие различные взгляды на одно и то же явление способствуют возникновению у читателя потребности самому поразмышлять над фактом, узнать иную точку зрения из другой литературы — учебной, научной, научно-популярной. Ну и, конечно же, дочитать роман до конца, чтобы узнать, как сложилась судьба того или иного героя. На наш взгляд, очень точно высказалась о романе «Ларец» Ольга Голосова: «...автор пользуется русской историей как канвой, по которой вышивает свою картину»[105]. Отмечая это достоинство романа, О. Голосова подчеркивает:
«…Именно глубокое знание русской истории, любовь к ней позволяют автору так свободно и увлекательно плести живую ткань своего повествования. Главные героини этой книги, живя в православной России ХVIII века, меньше всего знают именно о Православии. И в этом тоже знамение нашего времени. Много ли знает о Боге среднестатистический российский подросток из семьи неверующих родителей? А вот о гороскопах, демонах и магии он весьма наслышан. Девочка Нелли, обладая странными способностями — умением видеть в драгоценных камнях прошлое, развлекает себя волшебными историями, как поступил бы любой ребенок на ее месте. Она даже не задумывается о том, хорошо это или плохо, как, не задумываясь, многие взрослые балуются куда более опасными игрушками. Именно эти необычные способности и вовлекают Нелли Сабурову в опасную борьбу с господином Венедиктовым — древним финикийским демоном Хоммутабáлом. И тогда все становится на свои места. Зло, нарядившись в самые заманчивые и соблазнительные одежды, оказывается злом, а необычные способности нужны героям, чтобы преодолеть его, хотя, к удивлению героинь, главными оказываются все-таки человеческие качества: мужество, верность, преданность»[106].
Роман Е. Чудиновой «Лилея» повествует о приключениях уже подросших героинь — дворянки Нелли Сабуровой, в замужестве Елены Кирилловны Роскóвой, супруги французского изгнанника Филиппа де Роскóф, ее верной подруги-горничной Параши и цыганки Кати. Через десять лет подруги оказываются снова в водовороте событий, их приключения становятся все более опасными, «так как теперь против них не только демонические силы, но и целое государство, охваченное кровавым безумием, — революционная Франция»[107]. Давайте сегодня с вами проанализируем первый роман дилогии — роман Е. Чудиновой «Ларец», при этом остановимся и на идейно-художественных особенностях приключенческой литературы, и на специфике художественной литературы на историческую тему, а также на проблеме ответственности человека за свои поступки. Здесь можно затронуть также тему взаимоотношений человека и государства, подробно остановиться на теме выбора жизненного пути и жизненных приоритетов героями произведения.
Работа с эпиграфом. — Прочитайте еще раз эпиграф к сегодняшнему уроку. — Как вы понимаете слова Александра Городницкого? Согласны ли вы с поэтом? — Что значит «Его огонь далекий не погас»? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры из современной действительности или художественной литературы. — О какой мелодии поется в этой бардовской песне («Мелодия его не отзвучала»)? Приведите свои примеры. — Встречаем ли мы в романе «Ларец» такую мелодию? Расскажите об этом. — Какие впечатления оставил у вас после прочтения роман Е. П. Чудиновой «Ларец»? — Кто из вас прочитал всю дилогию? Расскажите, как сложилась дальнейшая судьба героинь первой части дилогии — Нелли, Параши и Кати. Случайно ли им выпали такие испытания при переходе во взрослую жизнь?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.026 с.) |