Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.



— Расскажите, понравилась ли вам дума Кондратия Федоровича Рылеева «Смерть Ермака». Обоснуйте свой ответ.

— Мы с вами уже знакомы с личностью Ермака и по учебникам истории, и по историческим песням и преданиям русского народа. Подумайте и ответьте, чем разнятся трактовки данной личности и ее деяний в фольклоре и летописи, в научной и художественной литературе.

— Как авторская оценка событий проявляется в художественном произведении? Как она проявилась в думе К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака»?

По мнению Рылеева, Ермак — тоже герой-избранник, противостоящий тирании царя Ивана Грозного (отношение к царю — «Тяжелый панцирь — дар царя / Стал гибели его виною»), злому року («Но роковой его удел / Уже сидел с героем рядом...»). Как истинный герой-избранник и патриот Ермак мысленно произносит:

 

Кто жизни не щадил своей

В разбоях, злато добывая,

Тот думать будет ли о ней,

За Русь святую погибая?

 

Смысл жизни данного персонажа заключается в служении Отечеству, так же как считал его смыслом своего существования сам поэт:

 

Нам смерть не может быть страшна;

Свое мы дело совершили:

Сибирь царю покорена,

И мы — не праздно в мире жили!

 

— Какие чувства или мысли вызвали у вас эти строки? Объясните, почему.

— Созвучны ли мысли поэта ХIХ столетия мыслям ваших ровесников? Чем это можно объяснить. Аргументируйте свой ответ.

— Каким настроением пронизано все произведение? Какое настроение оно исподволь формирует у читателя?

— Вспомните, что такое пафос произведения. Каков пафос думы К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака»?

 

  Пáфос (от греч. pathos — чувство, страсть) — страстное воодушевление. Пафос произведения — захватившая писателя идея, большое чувство, пронизывающее все произведение. В. Г. Белинский предлагал при разборе и изучении художественного произведения прежде всего определять его пафос.  

 

 

Пафосная, патетическая речь — речь, полная страсти, возбужденного чувства[126].  

 

Патриотический пафос — прославление мужества героев-патриотов. Из контекста думы вытекает, что Ермак с дружиной по собственной воле и инициативе отправился на покорение восставшего хана Кучума ради целостности своего государства, защиты его рубежей.

Тема Родины — главная тема всех дум К. Ф. Рылеева. Защита страны от внешних врагов, расширение границ государства за счет присоединения вновь открытых земель и территорий народов, добровольно изъявивших желание войти в состав империи, борьба с внутренними врагами — вот что привлекает внимание поэта-гражданина. Его собственные размышления — «думы» — красной нитью проходят через все произведения цикла.

Строй, ритм произведения, возвышенная лексика («мрак», «Русь святая», «вражья кровь», «ратники», «не праздно жили» — все работает на создание торжественного настроения, восхищения перед героем думы — Ермаком, а также его соратниками.

Мажорное восприятие думы не снижается даже ее концовкой — гибелью главного героя. Жизнь Ермака не была бесцельной, свои разбойничьи злодеяния он смыл кровью врагов во славу Родины.

— Что, по вашему мнению, помогает создать возвышенно-торжественное настроение?

(Ритм, лексика произведения, рефрен.)

 

 

  Рефрéн (от франц. refrain — припев) — композиционный прием повторения стиха или ряда стихов в конце строфы (куплета). В песенных куплетах рефрен часто называют припевом. Нередко бывает, что рефрен является самостоятельной строфой со своим ритмическим рисунком[127].  

 

Рефрен думы «Смерть Ермака»:

 

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии летали...

 

Буря всегда символизирует борьбу внешних и внутренних сил, здесь она «ревела», т. е. борьба героя с окружающим миром в стадии обострения, в накале. Дождь не льет или моросит, он шумит, как шумят обычно докучные окружающие, стремящиеся противостоять герою. Ночь не просто черна, героя окружает мрак: он один на один противостоит и миру, и стихии. Причем слово мрак взято из высокой лексики, что придает рефрену патетическое звучание.

Гром гремел беспрерывно, как пушки на поле боя, ветры при этом не шумели, а «в дебрях бушевали», т. е. безумствовали, неистовствовали.

Антитеза этой картине — спящий стан казаков:

 

Товарищи его трудов,

Побед и громозвучной славы,

Среди раскинутых шатров

Беспечно спали близ дубравы...

 

Такое противопоставление уже само по себе, если забыть название произведения, готовит читателя или слушателя к трагическим событиям. В то же время речь героя, звучащая как панегирик[128] самому себе и своим друзьям-соратникам, настраивает на торжественное восприятие смерти, смерти как логического завершения праведных дел и высоких дум.

— Как вы полагаете, почему в думе К. Ф. Рылеева герой гибнет в реке Иртыш, а не в реке Вагай, как говорится в летописях и документах той эпохи?

(Иртыш — большая полноводная река, на которой была ставка хана Кучума, поэтому автор произведения переносит место гибели Ермака с малоизвестной речки на всем известную по истории и географии реку.

Иртыш подобен Волге по своей ширине и мощи, отсюда строки думы:

 

Иртыш кипел в крутых брегах,

Вздымалися седые волны,

И рассыпались с ревом в прах,

Вия о брег, козачьи челны.

 

Представить образ мощной реки проще и доступнее, если ты видел ее на карте, читал о ней в книгах или учебнике. Малоизвестная река чаще воспринимается как речка, т. е. что-то небольшое, мелководное, нестрашное. В думе же образ Иртыша страшен и воинствен: сама природа, казалось бы, восстала против непрошеных гостей.)

— Каким предстает в думе хан Кучум? Соотнесите его художественный образ с историческим. Таков ли был реально существовавший хан — царь Сибири, планировавший войну с Московией? Для чего К. Ф. Рылеев принижает его образ?

— С кем сравнивается Кучум и по каким признакам?

 

Страшась вступить с героем в бой,

Кучум к шатрам, как тать презренный,

Прокрался тайною тропой,

Татар толпами окруженный.

 

— Почему войско казаков поэт называет дружиной? Почему автор ни разу не вспомнил, что войско Ермака — это войско казаков-разбойников?

— Что говорит поэт о дружине Ермака? Чувствуется ли здесь авторское отношение к происходящему? Обоснуйте свой ответ.

— Почему Ермак «стремится в волны»? Чем мотивирован такой поступок?

— Какие чувства вызвала у вас гибель Ермака Тимофеевича, войскового казачьего атамана? Почему?

— Ответьте на вопросы 7—8 учебника (с. 93).

— Подготовьте выразительное чтение думы К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака».

 

6. Домашнее задание.

Для всего класса:

— подготовить выразительное чтение думы К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака»;

— подготовить выразительное чтение любой понравившейся думы К. Ф. Рылеева и письменный аргументированный ответ на вопрос: «Актуальны ли для современного читателя думы К. Ф. Рылеева?»

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

К. Ф. РЫЛЕЕВ. «ИВАН СУСАНИН»[129]

 

(1 час)

 

УРОК 27

 

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.175.159 (0.016 с.)