Обобщение после отчета групп о выполнении заданий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщение после отчета групп о выполнении заданий.



5. Домашнее задание.

Для всего класса:

— перечитать главы ХI—ХIII;

— прочитать статью В. И. Коровина «Исторический труд А. С. Пушкина» (с. 212—215 учебника);

— ответить на вопросы и выполнить задания 1—2 на с. 215.

 

Индивидуальные задания:

— подобрать цитаты для характеристики Пугачева, Швабрина, Екатерины II.

 

А. С. ПУШКИН.

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ

 

(1—2 часа)

 

УРОКИ 35—36

 

…Правильная художественно-нравственная мера.

Аполлон Григорьев [172]

 

Цели уроков:

— развитие читательских умений учеников;

— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны.

Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя чтение и анализ произведения, групповую работу (cooperative learning).

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

 

1. Проверка домашнего задания (для всего класса).

 

2. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите о встрече Петра Гринева и Маши Мироновой в Белогорской крепости.

— Опишите несчастную сироту. На что сразу же обращает наше внимание автор?

(«...На полу, в крестьянском оборванном платье, сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, Накрытый ломтем хлеба...»)

— Какие черты характера проявились у Маши Мироновой во время заточения в доме Швабрина? Можем ли мы сказать, что характер ее изменился или она выросла, стала немного иной? В чем именно? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

— Как ведет себя Пугачев по отношению к Маше Мироновой? Почему?

(По христианским законам обидеть сироту — смертный грех. По нравственным законам Швабрин заслужил наказание и за ложь начальству, и за незаконное пленение человека цивильного, не врага, и за насилие над личностью. Хорошо, что он не опустился до уровня большинства пугачевцев, убивавших и насиловавших женщин, девиц и даже детей в захваченных городках и крепостях.)

— Какие чувства испытывает Гринев по отношению к Швабрину? Можно ли утверждать, что духовно Петр Гринев возмужал? Зачитайте то место в тексте, где об этом четко говорит рассказчик.

(«…В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева...»)

— Расскажите, как расстаются Петр Гринев и Пугачев. За что они друг другу благодарны?

(Гринев за спасение жизни — своей, Маши Мироновой и Савельича, Пугачев — за человечное отношение, за возможность быть рядом с Гриневым самим собой — не играть роль, не бояться опростоволоситься, проявлять доброту и природное благородство.)

— Итак, перед нами реалистическое историческое произведение. О каких чертах реализма мы можем говорить применительно к персонажам повести?

• Психологизм изображения характеров.

• Динамика развития характеров Петра Гринева и Маши Мироновой: та Маша, что показана в самом начале повести, никогда бы не отправилась в Петербург спасать своего жениха; только пройдя через все испытания и унижения, возмужав, она поняла, что за жизнь близкого человека надо бороться до конца.

• Передача мыслей, чувств персонажей, изменения их настроений и хода мыслей.

• Живая разговорная речь, соответствующая социальному статусу, возрасту, полу и образованию персонажа.

 

Групповая работа (cooperative learning).

Класс разбивается на 4 группы, каждая группа получает задание по работе с текстом повести, после выполнения которого представитель(и) группы озвучивает(ют) и задание, и текст, предложенный для анализа, и анализ прочитанного (групповая работа с уже прочитанным текстом — вторичное прочтение).

 

ЗАДАНИЕ 1

1. Охарактеризуйте поведение Петра Гринева в ХI главе. Что вы можете сказать о его отношении к Савельичу, Пугачеву и пугачевщине?

2. Изменяет ли Савельич своим нравственным принципам? Докажите это, опираясь на текст.

3. Подумайте и объясните, служит Савельич Гриневым верой и правдой потому, что он в душе раб, или потому, что считает своих бар близкими людьми. Обоснуйте свой ответ.

 

ЗАДАНИЕ 2

1. Опишите сцену встречи Гринева и Пугачева в Бердской слободе. Как воспринял появление юноши атаман мятежников?

2. Подумайте и ответьте, изменился ли Петр Гринев за последние перед этой встречей месяцы. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

3. Перескажите сказку о вороне и орле. Каков ее аллегорический смысл?

 

  Аллегόрия (от греч. all ē goria — иносказание) — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа.  

 

ЗАДАНИЕ 3

1. Опишите поведение Швабрина при приезде Пугачева в Белогорскую крепость. Какая черта характера Швабрина сразу бросается в глаза Гриневу? О чем это говорит?

2. Как проявляет себя Пугачев во время «суда» над Швабриным? По какому праву или закону он выносит приговор?

3. Можем ли мы определить авторское отношение к Пугачеву? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры или цитаты из текста.

 

ЗАДАНИЕ 4

1. Расскажите, как показан Пугачев в роли полководца.

2. Каково отношение народа к Пугачеву?

3. Охарактеризуйте речь Пугачева. Найдите цитаты, говорящие о его умении «живописно выражаться» (А. С. Пушкин).

4. Найдите в тексте повести эпизод, в котором ясно видно, что Пугачев не умеет читать. Откуда тогда у него такой гладкий слог, образные выражения, меткие и красочные эпитеты? Обоснуйте свой ответ.

 

Самостоятельная работа.

Составление характеристики персонажа по вариантам.

В конце урока в тетрадях все заполняют общую таблицу:

 

I вариант II вариант

Характеристика образа

Пугачев Екатерина II
1. Портрет, возраст 1. Портрет, возраст
2. Происхождение 2. Происхождение
3. Воспитание и образ жизни 3. Воспитание и образ жизни

Черты сходства

4. Ум, проницательность, знание жизни и людей 4. Ум, проницательность, знание жизни и людей
5. Любовь к власти 5. Любовь к власти
6. Желание общаться с людьми ниже по званию и проявлять к ним свою благосклонность (гордыня). Пугачев — «устроитель человеческого счастья» Петра Гринева и Маши Мироновой, но он ничего не требует взамен 6. Желание общаться с людьми ниже по званию и проявлять к ним свою благосклонность (гордыня). Екатерина II — также «устроительница человеческого счастья» Петра Гринева и Махни Мироновой, за что их потомки будут служить верой и правдой всем российским императорам

Черты различия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.01 с.)