Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обобщение после отчета групп о выполнении заданий.⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
5. Домашнее задание. Для всего класса: — перечитать главы ХI—ХIII; — прочитать статью В. И. Коровина «Исторический труд А. С. Пушкина» (с. 212—215 учебника); — ответить на вопросы и выполнить задания 1—2 на с. 215.
Индивидуальные задания: — подобрать цитаты для характеристики Пугачева, Швабрина, Екатерины II.
А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ
(1—2 часа)
УРОКИ 35—36
…Правильная художественно-нравственная мера. Аполлон Григорьев [172]
Цели уроков: — развитие читательских умений учеников; — развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны. Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя чтение и анализ произведения, групповую работу (cooperative learning).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Проверка домашнего задания (для всего класса).
2. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. — Расскажите о встрече Петра Гринева и Маши Мироновой в Белогорской крепости. — Опишите несчастную сироту. На что сразу же обращает наше внимание автор? («...На полу, в крестьянском оборванном платье, сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, Накрытый ломтем хлеба...») — Какие черты характера проявились у Маши Мироновой во время заточения в доме Швабрина? Можем ли мы сказать, что характер ее изменился или она выросла, стала немного иной? В чем именно? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста. — Как ведет себя Пугачев по отношению к Маше Мироновой? Почему? (По христианским законам обидеть сироту — смертный грех. По нравственным законам Швабрин заслужил наказание и за ложь начальству, и за незаконное пленение человека цивильного, не врага, и за насилие над личностью. Хорошо, что он не опустился до уровня большинства пугачевцев, убивавших и насиловавших женщин, девиц и даже детей в захваченных городках и крепостях.) — Какие чувства испытывает Гринев по отношению к Швабрину? Можно ли утверждать, что духовно Петр Гринев возмужал? Зачитайте то место в тексте, где об этом четко говорит рассказчик. («…В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева...») — Расскажите, как расстаются Петр Гринев и Пугачев. За что они друг другу благодарны?
(Гринев за спасение жизни — своей, Маши Мироновой и Савельича, Пугачев — за человечное отношение, за возможность быть рядом с Гриневым самим собой — не играть роль, не бояться опростоволоситься, проявлять доброту и природное благородство.) — Итак, перед нами реалистическое историческое произведение. О каких чертах реализма мы можем говорить применительно к персонажам повести? • Психологизм изображения характеров. • Динамика развития характеров Петра Гринева и Маши Мироновой: та Маша, что показана в самом начале повести, никогда бы не отправилась в Петербург спасать своего жениха; только пройдя через все испытания и унижения, возмужав, она поняла, что за жизнь близкого человека надо бороться до конца. • Передача мыслей, чувств персонажей, изменения их настроений и хода мыслей. • Живая разговорная речь, соответствующая социальному статусу, возрасту, полу и образованию персонажа.
Групповая работа (cooperative learning). Класс разбивается на 4 группы, каждая группа получает задание по работе с текстом повести, после выполнения которого представитель(и) группы озвучивает(ют) и задание, и текст, предложенный для анализа, и анализ прочитанного (групповая работа с уже прочитанным текстом — вторичное прочтение).
ЗАДАНИЕ 1 1. Охарактеризуйте поведение Петра Гринева в ХI главе. Что вы можете сказать о его отношении к Савельичу, Пугачеву и пугачевщине? 2. Изменяет ли Савельич своим нравственным принципам? Докажите это, опираясь на текст. 3. Подумайте и объясните, служит Савельич Гриневым верой и правдой потому, что он в душе раб, или потому, что считает своих бар близкими людьми. Обоснуйте свой ответ.
ЗАДАНИЕ 2 1. Опишите сцену встречи Гринева и Пугачева в Бердской слободе. Как воспринял появление юноши атаман мятежников? 2. Подумайте и ответьте, изменился ли Петр Гринев за последние перед этой встречей месяцы. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста. 3. Перескажите сказку о вороне и орле. Каков ее аллегорический смысл?
ЗАДАНИЕ 3 1. Опишите поведение Швабрина при приезде Пугачева в Белогорскую крепость. Какая черта характера Швабрина сразу бросается в глаза Гриневу? О чем это говорит? 2. Как проявляет себя Пугачев во время «суда» над Швабриным? По какому праву или закону он выносит приговор? 3. Можем ли мы определить авторское отношение к Пугачеву? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры или цитаты из текста.
ЗАДАНИЕ 4 1. Расскажите, как показан Пугачев в роли полководца. 2. Каково отношение народа к Пугачеву? 3. Охарактеризуйте речь Пугачева. Найдите цитаты, говорящие о его умении «живописно выражаться» (А. С. Пушкин). 4. Найдите в тексте повести эпизод, в котором ясно видно, что Пугачев не умеет читать. Откуда тогда у него такой гладкий слог, образные выражения, меткие и красочные эпитеты? Обоснуйте свой ответ.
Самостоятельная работа. Составление характеристики персонажа по вариантам. В конце урока в тетрадях все заполняют общую таблицу:
Характеристика образа |
|||||||||
Пугачев | Екатерина II | |||||||||
1. Портрет, возраст | 1. Портрет, возраст | |||||||||
2. Происхождение | 2. Происхождение | |||||||||
3. Воспитание и образ жизни | 3. Воспитание и образ жизни | |||||||||
Черты сходства | ||||||||||
4. Ум, проницательность, знание жизни и людей | 4. Ум, проницательность, знание жизни и людей | |||||||||
5. Любовь к власти | 5. Любовь к власти | |||||||||
6. Желание общаться с людьми ниже по званию и проявлять к ним свою благосклонность (гордыня). Пугачев — «устроитель человеческого счастья» Петра Гринева и Маши Мироновой, но он ничего не требует взамен | 6. Желание общаться с людьми ниже по званию и проявлять к ним свою благосклонность (гордыня). Екатерина II — также «устроительница человеческого счастья» Петра Гринева и Махни Мироновой, за что их потомки будут служить верой и правдой всем российским императорам | |||||||||
Черты различия
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.01 с.) |