XV. Гносеологические проблемы медицины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XV. Гносеологические проблемы медицины



XI. МЕДИЦИНА КАК НАУКА

 

 

XV. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ

 

 

XVIII. ПРОБЛЕМА НОРМЫ, ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ

 

 

XX. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МЕДИЦИНЕ

 

===\\

 

 

Философия науки и медицины: учебник. - Хрусталёв, Ю.М. 2009. - 784 с.

http://vmede.org/sait/?page=23&id=Filosofija_u4_xrustalev_2009&menu=Filosofija_u4_xrustalev_2009

Оглавление

 ВВЕДЕНИЕ

 РАЗДЕЛ I ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 I. ЕДИНСТВО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 II. НАУКА В ГЛОБАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 III. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ

 IV. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

 V. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ЗНАНИЯ

 VI. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

 VII. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

 VIII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ

 IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 РАЗДЕЛ II СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ

 X. ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ - РЕФЛЕКСИЯ НА ЗДОРОВЫЕ СБЕРЕЖЕНИЕ

 XI. МЕДИЦИНА КАК НАУКА

 XII. ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ МЕДИЦИНЫ

 XIII. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНЕ

 XIV. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ

 XV. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ

 XVI. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 XVII. ФИЛОСОФИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

 XVIII. ПРОБЛЕМА НОРМЫ, ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ

 XIX. РАЦИОНАЛИЗМ И НАУЧНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ

 XX. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МЕДИЦИНЕ

 ИМЕНА ЗНАМЕНИТЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ, ОСТАВИВШИХ ЗАМЕТНЫЙ СЛЕД В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

 ЛИТЕРАТУРА ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ И МЕДИЦИНЫ

 

===\\

 

МЕДИЦИНА КАК НАУКА.

...полезнейшая роду человеческому наука - медицина.

М.В. Ломоносов

Интересы медицины как науки постоянно сталкиваются с интересами человека. В.В. Вересаев

Философия связывается с наукой и мыслит в атмосфере всех конкретных наук.

К. Ясперс

Медицина как наука - это некое целостное единство познавательных, лечебных и ценностных форм. В ней аккумулируются знания о болезнях и здоровье человека, лечении и профилактике, норме и патологии, о патогенном и саногенном влиянии на него природных и социокультурных условий и факторов. Современная медицинская наука претерпевает процесс глубоких научно-технических и технологических преобразований. Она оснащается новой техникой, овладевает прогрессивными технологиями, становится все более чувствительной к философско-методологическим и этическим проблемам врачевания. Ведущими тенденциями в развитии современной медицины стали и такие факторы, как: ее социологизация, гуманизация, экологизация, технологизация и т.д. Современные врачи и фармацевты наряду с овладением профессиональными медицинскими знаниями и навыками постигают и мудрость философского отношения к своей гуманистической жизнедеятельности.

Современная медицина как молодая наука ориентирована на поиск в мире Жизни, Истины, постижение Красоты, делание Добра. И все это во имя обеспечения физического и духовного Здоровья людей. В специфическом познании и медицинском деянии ключевая роль принадлежит философии медицины. Именно она определяет предельные основания научной медицины: постижение всеобщей идеи, создание концептов и принципов, которые являются стержневыми не только в области современной медицинской и фармацевтической проблематики, но и в жизнедеятельности человечества в целом, да и каждого отдельного человека. Философия медицины становится и аксиологической основой лечебных процедур, основой веры больного в свое выздоровление, т.е. становится сама своего рода элементом терапевтического воздействия (см. Философия медицины. Под редакцией академика РАМН Ю.Л. Шевченко. М., 2004).

Истоки научной медицины.

Современная эпоха характеризуется ускоренным развитием всех областей культуры человечества, которые быстро наполняются научно-техническими достижениями. В связи с этим возрастет потребность медиков в обогащении своего сознания новейшими научными знаниями. При этом необходимой частью научной образованности становится основательная общекультурная подготовка медиков. Ведь только высоко образованный и философски мыслящий врач, хорошо знающий исторический путь развития медицины как уникального искусства лечения людей и научного вида познания будет готов к кардинальным переменам, которые уже ждут медицину. Постижение исторического пути развития медицины позволяет врачам и фармацевтам понять и оценить суть и смысл интеллектуального развития человека. Кстати, именно с фармацевтическо-врачебной деятельности началось движение передовых людей того времени к интеллектуально-культурному совершенствованию общества.

Исторической науке трудно достоверно судить о ранних способах врачевания ввиду скудности сохранившихся свидетельств. Но современные этнографические наблюдения над жизнью племен отдаленных уголков Австралии, Азии, Африки, островов Океании позволили заключить, что уже тогда лечение велось с активным использованием натуральных средств, основанных на эмпирическом опыте. Это было характерно для древних Египта, Вавилона, Китая, Индии и др. стран. При всей ценности и важности достижений медицины этих стран, только в древней Греции произошел качественный скачок. В античной Греции врачи не просто накапливали ценные знания и навыки, как это происходило у других народов, но произвели в лечебной сфере нечто особенное. Они заложили первые рациональные основания для последующего развития мировой медицинской науки и практики.

Началом новой эпохи в медицине следует считать VII-VI век до новой эры, когда заболевание стало рассматриваться как явление естественного порядка, требующее принятия каких-то естественных мер. Тогда на смену отмирающей теологической медицине пришла медицина метафизическая (натурфилософская), одновременно с которой все с большей настойчивостью стала пробиваться сильная научно-рационалистическая мысль. Это была блестящая эпоха медицины, начавшаяся во времена Перикла (V в. до н.э.) и продержавшаяся около 800 лет. Огромное влияние на всю последующую науку оказали не только врачи, но и великие философы древности. По некоторым вопросам к ним обращались даже охотнее, чем к врачам. Среди интеллектуальных шедевров античной культуры труды ученых и врачей, поэтов и художников, но преимущественно труды философов.

В медицине преуспели философы Демокрит (460-371 до н.э.) и Эмпедокл (ок. 490-430 до н.э.), врачи Гиппократ (ок. 460 - ок. 377 до н.э.), Гален (131-201), многие врачеватели Египта, Китая, Тибета, увлекающиеся как научным познанием, так и философией. Под влиянием натурфилософских учений врачи античности создали новую картину мира и вполне научные представления о месте человека в этом мире. Дух той эпохи нашел яркое отображение в самом характере научного постижения мира и в философском осмыслении роли и места человека, его созидательной деятельности и здорового образа жизни и творчества. Именно человек раньше чем кто-либо стал предметом медицинского, философского, а позже и научного исследования. Есть версия, что интерес к познанию человека появился десятки и даже сотни тысяч лет назад у прамедиков.

Так, И.П. Павлов (1849-1936) предполагал, что сама «медицинская деятельность - ровесница первого человека» (Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 2. Кн. 1. М., 1951. С. 246). Археологи убедительно подтверждают существование примитивных зачатков врачевания в начале антропогенеза. О медицинской деятельности и первых врачевателях, например, в древних Ассирии, Вавилоне, Египте, Месопотамии, Шумере, Китае, Индии, Тибете и др. свидетельствуют многочисленные археологические, исторические, письменные и иные документы. Первым источником (III тыс. лет до н.э.), содержащим прописи изготовления лекарств, считают клинописную табличку лечения, обнаруженную в Нипуре (Месопотамия). А уже в 1550 году до н.э. в Египте была составлена «Книга изготовления лекарств для всех частей тела», или «Папирусы Эберса».

Медицина и фармация в древних цивилизациях были слиты воедино. Они занимались предупреждением, а затем лечением болезней. Так, в Древнем Китае в «Трактате о внутреннем» указывалось, что «мудрый лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучает жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой; разве это не слишком поздно?» Восточные врачи и фармацевты вместе искали более совершенные, оптимальные лекарства, используя при этом философские представления о строении мира в целом и осознании зависимости здоровья и болезни человека от состояния природной среды. По их мнению, человек всегда представляет собой особый целостный мир - косм, который надо постоянно исследовать, чтобы сохранять его и умело беречь его здоровье.

Медицинское познание человека началось задолго до философского осознания мира. Но только с зарождением философии медицина получила основание стать первой научной дисциплиной о человеке. Ни одна медицинская школа не могла развиваться как наука, не взаимодействуя с философией, ибо они на разных уровнях познавали человека, его сущность во имя сохранения и укрепления здоровья. Согласно натурфилософии организм человека состоит из бесчисленного числа атомов, находящихся между ними каналов, обладающих некой чувствительностью. Но, разумеется, было бы неправомерно считать атомистическое учение единственной причиной развития натурфилософского направления в медицине. Атомизм был лишь одним из множества философских учений, которое способствовало единению натурфилософского мировоззрения и практической медицины.

Разработка научного концепта медицины и фармации стала своеобразной революцией в человеческой культуре. Она фактически началась с зарождения философского осмысления всех знаний о мире, обществе и человеке, ибо без общих понятий и представлений о них невозможно было разработать научный концепт лечения. Так, например, египетские врачи преуспели в лечении отдельных болезней, но довольно развитая египетская медицина не смогла тогда приобрести статус научной. Впервые античные греки (ионийцы), сотворив философию, нацеленную на осмысление законов природы и жизни людей, смогли создать и теоретическую парадигму медицины, которая стала примером, образцом для научного исследования человека, сохранения его здоровья и осмысленного лечения болезней. В древних Китае и Индии учения о человеке и медицина формировались в единстве, целостно.

Что касается развития научной медицины в античной Греции, то это происходило противоречиво. Согласно Гиппократу, она долгое время оставалась врачебным искусством. Медицина не могла стать научной, пока не произошло ее соединение с натурфилософией.

Фактически взаимодействие натурфилософской мысли и медицинской практики в виде искусства началось под влиянием знаменитых пифагорейских кружков, но главным образом под воздействием хорошо известного тогда кротонского мыслителя-врача Алкмеона (ок. 500 до н.э). Историки утверждают, что он был молод, когда Пифагор уже был стариком и Алкмеон учился у Пифагора мудрости жить и творить, культуре врачевания людей. У пифагорейцев философия здоровья рассматривалась как гигиеническое содержание души и тела. В центре же научно-познавательного интереса Алкмеона было человеческое тело. Он первым ввел в научный оборот такие понятия, как «эмбриология», «физиология», «теория ощущений».

В развитии научности медицины шаг вперед по сравнению с пифагорейцами сделал врач и философ Эмпедокл (ок. 490 -430 до н.э.). Он был основателем медицинской научной школы. Эмпедокл философски осмыслил (также и в интересах медицины) четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю. Человек и среда обитания, по его учению, состоят из одних и тех же элементов, которые наиболее равномерно смешаны в крови. Большой интерес для научной медицины представляли и биологические воззрения Эмпедокла. На первой стадии, считал он, возникли не животные, а их одночленные органы. Затем в эволюционном порядке появились цельно некие природные существа, позже - растения и животные, состоящие из простейших элементов, но возникающие уже друг от друга путем размножения. Движущей силой жизни он назвал противоборство между любовью и враждой, преобладание того или иного вида этого противоборства определяло цикличность в развитии мира.

Но по-настоящему научно-философский подвиг в медицине совершил великий врач и мыслитель античности Гиппократ (460-377 до н.э.). Он, по сути, выделил из натурфилософии медицину как самостоятельную дисциплину. Характеризуя ее в античном духе, указывал, прежде всего, на профессиональные умения врачей, на их уникальное искусство возвращать человеческому телу здоровье и красоту, утраченные вследствие болезни. Ученый первым в истории медицины придал ей и статус науки, что означало создание принципиально нового рода занятий врачей - исследования человека и причин его заболевания. Они стали активно использовать точные (научные) методы опознания болезней. Он требовал от коллег, чтобы те устанавливали причины конкретного заболевания. Высоко ценя роль и значение опытности врача в лечебном деле, ученый придерживался имманентной (интуитивной) и одновременно трансцендентно-метафизической этиологии болезни.

Человек представлялся врачу-ученому органично вплетенным в контекст природы, образующей сферу его естественной жизнедеятельности. Это означало, что врач должен был в профилактической работе, но особенно при лечении своего пациента учитывать абсолютно все: и время года, и атмосферные потоки, типичные для разных регионов. Врачу надо было оценивать также характеристики местностей и их богатств и, прежде всего, уклад и образ жизни людей, их характер и социальное положение. Конкретная оценка каждого отдельного случая болезни индивида зависела от целостного видения всех этих координат жизни. Врач, чтобы лечить больного, должен хорошо знать обо всех этих и других условиях и факторах укорененности человека в природе и обществе, т.е. понимать отдельные части через знание и понимание целого, которому эта часть принадлежит.

При философском осмыслении человека как целостного (телеснодуховного) во имя понимания функционирования его частей (органов) Гиппократ указывал на необходимость изучения человека вообще. Врач должен всегда задаваться вопросом о том, что представляет собой именно данный пациент как конкретное физическое и духовное существо. Но при этом надо знать, в частности, и внешние условия, и внутренние факторы, воздействующие на личность больного. «Мне кажется, - писал он, - что всякому врачу необходимо знать все о природе человека и приложить все свое внимание, чтобы узнать, если только он намерен выполнить свой долг: что представляет собой человек по отношению к пище и питью, а также и ко всему прочему и что от каждого может случиться с каждым» (Гиппократ. Избр. книги. М., 1994. С. 163). Именно поэтому он медицину рассматривал как совокупное знание о мире вообще, конкретном обществе и пациенте.

Согласно Гиппократу, медицина делает всех врачей истинными философами, т.е. обеспокоенными судьбой людей. Это - благородное служение людям. Оно дает врачам ощущение высокой гуманитарной ответственности за качественное предупреждение или лечение заболеваний. А посему философская мудрость нацеливает медика на постоянное стремление к овладению научными знаниями, передовыми методами, лучшими средствами избавления людей от болей: больших и малых, физических и душевных. Поэтому медику, как мудрому человеку, укрепляющему здоровый дух людей, требуется глубокое специальное и социально-культурное осознание медицины как естественно-научной и гуманитарной науки.

Гиппократ считал фундаментом научной медицины философско-гуморальное (лат. humor - связанный жидкостью) направление, созданное античными философами: Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом и др. в VI-V веке до н.э. Плодотворная идея представителей милетской школы о первооснове жизни, свидетельствовала о стихийно-материалистическом выражении мысли о целостности окружающего мира. Она фактически явилась основой для материалистического понимания Гиппократом целостности человека и природы, а также причин его заболеваний. Он писал, что практически все болезненные причины, даже так называемые божественные, естественны и каждая болезнь имеет свою собственную причину, т.е. некий источник, нарушающий целостность нормального течения жизни.

Врачи видели в медицине три взаимосвязанные, но относительно самостоятельные ипостаси: сохранение здоровья правильным образом жизни; лечение с помощью лекарств и при необходимости лечение хирургическими методами. Они впервые указали на важную роль моральной составляющей в жизнедеятельности медика. Труд врачей и фармацевтов виделся как нравственное долженствование, побуждающее их действовать в строго моральном поле. Гиппократ говорил о единстве медицины и гуманной философии - этики. Он считал, что «должно, собравши все сказанное в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ - подобен богу» (там же. С. 111). Последователь врачебной идеологии Гиппократа Гален (ок. 130 - ок. 201) в «Истории философии», написанной для студентов-медиков, не уставал повторять, «что лучший медик должен быть истинным философом».

Гален считал необходимым беречь гуманный образ античного врача и фармацевта. Для него профессиональным и нравственным примером, живой парадигмой был Гиппократ. Медикам своего времени, отвернувшимся от учения и морали Гиппократа, Гален предъявил три обвинения: в невежестве, коррупции и абсурдной разобщенности. В первом - он говорил об устранении врачей от научного познания человека. Утратив его, медицина перестает быть врачеванием и превращается в «ползучую эмпирическую практику». Второе обвинение состояло в том, что медики забывают об гиппократовой этике, предаваясь лени и праздности духа, небрежно относясь к своим обязательствам, стремясь к наживе, и т.п. Третье обвинение сводилось к тому, что медицина переживала идейный раскол. В среде врачей и фармацевтов появились догматики, которые в лечении полагались на разум и эмпирики, опирающиеся только на свой опыт. Гален, отвергая эти крайности, предлагал соотносить практический опыт с логикой его теоретического обоснования.

Заслуга Галена состоит и в том, что он научно обобщил анатомические данные собственных опытов на обезьянах и на этой основе оценивал аристотелевские постулаты в биологии и зоологии. С научных позиций своего времени он заново прокомментировал учение Гиппократа об элементах, качествах и жидкостях, создав свою, качественно новую теорию темпераментов, ставшую впоследствии классической. Осевым моментом научной теории медицины стало его учение о естественных способностях. Любой организм рождается, развивается, согласно Галену, в соответствии со специфической активностью или способностью. Их, считал он, множество: это кровеносная способность вен; переваривающая способность желудка; пульсирующая способность сердца и т.д. Научная систематизация медицинских и фармацевтических знаний, теоретическое обоснование лечения болезней, а также высокая личная нравственность снискали Галену неувядаемую славу на долгие годы.

Самокритичное осмысление истории и философии медицины как науки содействует воплощению в жизнь важнейшей задачи профессионального медицинского образования - формирования научного мировоззрения, развитого самосознания и совершенствование клинического мышления у врачей и фармацевтов. Изучение истории и теории развития медицины как специальной области сохранения жизни людей и укрепления их здоровья становится насущной задачей формирования у медиков профессионального менталитета и морально-нравственного сознания. Современная философия медицины нацеливает медиков на поиск путей развития научного, доказательного врачевания, формирования медицинского профессионализма, т.е. улучшения медицинской деятельности врачей в неразрывной связи с философией, достижениями естествознания, социальных и гуманитарных дисциплин.

Если общетеоретические разделы медицины непосредственно связаны с философией, то специальные ее разделы находятся с ней в более отдаленной и опосредованной связи. Философия медицины не стремится подменить конкретные медицинские науки и конкретное изучение фактов и явлений в природе и обществе. Она не занимается изучением болезней, конкретных причин и условий их возникновения. Ее важнейшее назначение состоит в том, чтобы мировоззренчески и методологически влиять на ход медицинских исследований. Во всякий момент, указывал И.П. Павлов, требуется известное общее представление о предмете для того, чтобы было на что цеплять факты, для того, чтобы было, что предполагать для будущих научных изысканий.

Норма и патология

При философском осмыслении этой проблемы необходимо исходить из того, что норма, здоровье и болезнь в медицине рассматриваются несколько иначе, чем в обыденной или социально-культурной среде. Ведь в живой природе нормально все то, что живет само по себе, не взирая ни на что. И люди перед лицом живой природы во всех отношениях тоже равны. Но в силу уникальных особенностей человеческого тела и феноменальных интеллектуально-нравственных форм чисто человеческой жизни они и здоровы, и больны по-разному. И речь идет не столько о том, что человек помогает и лечит другого человека, сколько о качественно иных ресурсах его самоорганизации на уровне земной экосистемы, общества и отдельной личности. В наше время необходима теоретическая проработка прямой зависимости здоровья и болезни людей от патологического состояния различных самоорганизующихся систем, элементами которых являются все люди.

Понятие «патология» (греч. pathos - страдание, genesis - учение) - центральное в системе медицинского познания. Оно применяется минимум в трех основных смыслах: болезнь отдельного человека; один из видов его болезни (нозологическая единица) и отражение одного из ненормальных биосоциальных процессов. Медицина была и остается патологоцентричной, так как ее основные исследовательские и практические интересы врачей концентрируются на болезни. Ориентация на здорового человека, на раскрытие потенциала его здоровья пока находится на уровне теоретических разработок. А в практике клиницисты и патологи ищут пути решения проблем общей патологии. Ими сформулированы принципы достижения, например, гомеостаза (греч. homoios - подобный и stasis - неподвижность), феноменов здоровой и нарушенной жизни. Но главное, - они все же стремятся обосновывать понимание болезни в единстве со здоровьем.

Патология - вариант жизни, скорее выживания на основе видовой программы приспособления. В чем же тогда различие и одновременно единство феноменов здоровья и болезни? Прежде всего в том, что человеческий организм многофункционален. Каждый человек в своем бытии как бы очень по-своему нацелен на выполнение двух жизненно важных программ: достижения своего бессмертия в результате продолжения своего рода и социально-культурного созидания, которое позволяет дать людям нечто для них ценное. В естественной нормальной жизнедеятельности и в экстремальных условиях возможны, конечно, отказы типа минимизации психофизиологических функций, что объективно, а порой и субъективно проявляется в неком дискомфорте, т.е. в состояниях, которые сам индивид может причислить к категории патологии или болезни.

В теоретическом и практическом отношении основные разногласия состоят в вопросе: представляет ли собой болезнь нарушение нормальной жизни организма или же это явно закономерное явление, как бы инвариант его жизненных отправлений? В религиозных учениях, например, высказывались представления о болезни как результате внедрения в тело и душу человека бесов, демонических сил или ниспосланной свыше особой болезненной сущности. Впоследствии такое религиозное понимание болезни было отвергнуто медицинской наукой, но влияние подобного рода понимания болезни и поныне выступает, но уже в более или менее утонченных формах. Специфика болезни зависит от влияния негативных условий, но в большей степени от предрасположенного к болезни организма с патогенным раздражителем.

Любое состояние внешней среды при наличии предрасположенности к заболеванию может стать патогенным и, наоборот, при отсутствии таковых, потенциальный патогенный фактор может стать почти безвредным. Выдающиеся отечественные медики (М.Я. Мудров, С.П. Боткин, А.А. Богомолец и др.) выдвинули предположение, согласно которому патологический процесс на различных стадиях своего движения нельзя рассматривать как односторонне зависимый от характера внешних сил. Они указывали на само состояние организма, особенности функционально-физиологических взаимосвязей тканей, органов и систем организма. Процесс углубления болезни в значительной мере определяется внутренним состоянием организма.

Сложная причинно-следственная взаимосвязь, причинно-следственные взаимные превращения и переходы в развитии патологического процесса обусловливаются тем, что различные органы в системе организма находятся в постоянной функциональной взаимосвязи.

Однако бывают случаи, когда опасные болезни до определенной поры не сопровождаются болезненными ощущениями. Но именно они-то и являются важным приобретением эволюции живого мира, особенно человека. Первые болезненные ощущения как бы предупреждают о возникновении нарушения нормального функционирования внутренних органов. Оценивая специфические особенности болезни, уже Гиппократ увидел в них два момента - pathos (патологическое) и ponos (борьба организма с нарушением здоровья).

Если внутренняя суть болезни характеризуется борьбой указанных начал и тенденций, то своими корнями она уходит все же в неблагоприятные воздействия среды. Болезнь, по мнению Гиппократа, это наглядное или скрытое проявление нарушения естественного равновесия между организмом и окружающей его средой. В книге «Эпилепсия» он писал, что «каждая болезнь имеет свою собственную природу и причинами ее являются внешние условия: холод, солнце и изменяющиеся ветры». Опираясь на некоторые высказывания Гиппократа о болезни, Гален рассматривал ее уже как необычное состояние организма, нарушающее его нормальные функциональные отправления. Гален был далек от понимания болезни, зависящей только от особенностей болезнетворного воздействия среды, так как состояние организма человека определяется сложным взаимодействием внешних условий и внутренних факторов. Вне заболевшего организма существуют лишь причины болезни, но не сама болезнь как таковая.

Поэтому, несмотря на мировоззренческую непоследовательность, Гален первым отверг религиозное понимание болезни как внедрившиеся извне потусторонние негативные силы. С возникновения и вплоть до XIX века в медицине преобладали эти натурфилософские воззрения на болезнь человека. Преобладание натурфилософии в сознании и мышлении врачей зависело от их мировоззрения и от господствовавшей тогда идеологии. Эволюция теоретического познания в медицине - это прежде всего расширение идей нозологии (греч. nosos - болезнь, logos - учение) от органопатологических представлений о болезни к понятиям целостности здорового и больного человека, саногенности и патогенности внешней среды.

Переход от одного типа медицинской теории к другому (общей патологии) сопряжен не только с концептуальными изменениями, но больше всего с изменением понимания самой сути нормы, здоровья и болезни. В связи с этим в настоящее время общая патология стала фундаментом для построения научно обоснованной системы не только лечения болезней, но и их профилактики. Из правильного представления, что болезнь легче предупредить, чем лечить, не следует, что сама профилактика как система действий врача проще лечения. Научная профилактика требует столь же точных данных об этиологии и патогенезе болезней человека. Иными словами, научная профилактика, так же как и лечение, должна стать как этиологической, так и патогенетической, т.е. основанной на научных положениях общей патологии.

А из этого следует, что задача ее, как полагал И.В. Давыдовский, полностью сливаться с задачами теоретической медицины. Прогресс в формировании основных теоретических положений общей патологии определяется правильным решением двух главных проблем медицины. Во-первых, проблемы специализации ученого-медика. А вовторых, проблемы выбора философско-методологической системы, на базе которой предполагается диалектическая сборка в единое целое ключевых понятий медицины - нормы, здоровья и болезни. Вот в этом аспекте диалектического единения медицинских понятий и теоретизации медицины философская система, которой придерживается исследователь, играет определяющую роль. Взгляд, когда болезнь признается как нарушение нормы, есть исходный принцип научного понимания сущности болезни.

В то же время врачи-ученые постоянно убеждались в том, что четко выраженной границы между нормой и патологией, здоровьем и болезнью зачастую невозможно выявить. Значительный шаг вперед сделал И.П. Павлов. Он заметил, что болезнь - это не просто повреждение органов и организма. Болезнетворное воздействие внешних факторов на человеческий организм не ограничивается нарушением только функции и структуры какого-либо органа или организма. Наряду со всеми этими нарушениями при заболевании возникает целый комплекс новых явлений, которые нельзя приписывать только нарушению работы поврежденного органа и организма в целом. Определение болезни, предложенное Павловым, до сих пор не утратило философско-методологического характера.

Однако некоторые моменты нуждаются уже в уточнениях. Так, причинами болезни, т.е. «чрезвычайными раздражителями», могут быть не только внешние факторы. В процессе естественной работы органов, связанных со сложнейшими превращениями химических веществ, с сотнями различных химических реакций, особенно при наличии неблагоприятной наследственности, в организме могут образоваться вещества, вредные для него. Такие нарушения химических превращений в организме приводят, в частности, к появлению особых белковых соединений - антигенов, в ответ на присутствие которых в организме могут вырабатываться антитела. Болезнь - это ведь конкретный процесс в организме, вызванный воздействием на него ряда негативных раздражителей (механических, химических, физических или биологических), приводящий к нарушению меры здоровья и физиологической нормы.

Болезнь ведет к нарушению гармонии взаимосвязи организма и условий жизни, к нарушению приспособленности организма к новой обстановке. Для человека критерием болезни является понижение, а нередко и утрата способности выполнять специфически человеческие функции. Оценивая болезнь как реальный процесс, приводящий к нарушению нормы и пуску в ход неких защитных и компенсаторных систем, следует помнить, что сама болезнь не является результатом чисто количественных изменений физиологических функций организма. Велика роль в происхождении и развитии болезни патогенных, да и стрессогенных эмоций. Они, безусловно, не являются только количественным изменением свойств органов человека.

В норме, например, защитительные приборы «молчат», нет особых процессов, с которыми связаны компенсаторные функции и т.д. Другими словами, в случае болезни жизнедеятельность продолжается, но в особых, «стесненных условиях», и эта способность жить в особых условиях болезни выработалась и закрепилась в процессе эволюции. В этом и только в этом смысле можно считать болезнь качественно особым состоянием по сравнению со здоровьем. «Что такое болезнь, - говорил К. Маркс, - как не стесненная в своей свободе жизнь» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 64). Для решения этой проблемы необходимо глубокое знание соответствующего аспекта болезни. Каждый из видов клинической деятельности сопряжен со специфическим углом зрения на болезнь. Для врача болезнь - это отклонение от нормы. Для пациента - это то, что мешает ему вести длительную счастливую жизнь.

Одним из важнейших в методологическом и практическом отношении является вопрос о социальном критерии болезни. Долгое время в отечественной медицине критерием болезни считали нарушение личной трудоспособности и снижение общественно полезной деятельности. При таком подходе критерий болезни представал в несколько зауженном, ограниченном рамками своего охвата виде. Трудовая индивидуальная и общественная деятельность не исчерпывает всех сторон многогранной жизнедеятельности человека. Поэтому критерием болезни целесообразнее считать ее способность ограничивать, а иногда и парализовывать все проявления свободной жизнедеятельности. Снижение или утрата любого личностно-функционального проявления жизнедеятельности и выступает критерием болезни.

В последнее время сформировалась концепция под названием антинозологизма. Она отрицает общее, типовое, повторяющееся, закономерное в единичных проявлениях того или иного вида заболевания. Нозологическая единица изображается результатом семантического творчества, условного согласия медиков, а не как отражение объективного общего (онтологического), присущего единичным, но родственного вида болезням. В духе номинализма и позитивизма общее, присущее нозологической единице, низводится до уровня знака, метки, слова. Гносеологически корни антинозологизма заключены в переоценке, гипертрофии индивидуальных особенностей болезней у различных людей. Переоценка индивидуального, специфического приводит к отрицанию общего, типового, составляющего онтологическую основу нозологической единицы.

Итак, болезнь - это объективный и закономерный процесс в жизнедеятельности человека. Это конкретная и специфическая, качественно своеобразная форма ответа внутреннего состояния организма и психики личности на агрессивные воздействия как природного, так и социального характера. При этом однозначное отнесение болезни человека к чисто социальным или биологическим условиям и факторам нецелесообразно. Это сложное и противоречивое социально-биологическое явление с преобладанием той или иной стороны в каждом конкретном случае. Патогенез болезни человека изначально биологичен, но и он в той или иной степени (и немалой) зависит от влияния социума. В силу этого патогенез и симптоматика болезней человека не могут быть адекватно воспроизведены в условиях эксперимента на животных.

Научно-техническое, медико-технологическое и социокультурное состояние науки не только сегодня меняют характер взаимоотношения человека с окружающей средой, но и оказывают решающее воздействие на сущность, причины болезней, принципиально новые тенденции ее распространения. Если в прошлом заболеваемость населения в основном зависела от воздействия патогенных, болезнетворных природных влияний, то в настоящее время она обусловливается главным образом воздействиями, идущими от преобразованной самим человеком естественной природы. На протяжении многовековой природной эволюции важнейшие системы жизнеобеспечения человеческого организма формировались под воздействием таких условий, как постоянный тяжелый физический труд, общее и специфическое недоедание. А что изменилось сегодня?

XI. МЕДИЦИНА КАК НАУКА

 

 

XV. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.052 с.)