Духовное здоровье - норма человеческой личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовное здоровье - норма человеческой личности



Наряду с телесным и душевным здоровьем, являющимся синонимом психического, возникает задача разработки, углубления и уточнения понятия духовного здоровья личности. Оно по содержанию весьма близко интеллектуальному и нравственному здоровью людей, предполагающему гуманизацию их взаимоотношений практически во всех сферах жизни и особенно в творческой деятельности. Оно олицетворяет собой вполне полнокровную, наполненную смыслом, идеалами гуманизма и взаимопомощи, пронизанную социальнооптимистическими устремлениями жизнь человека как личности. Если рассматривать взаимосвязь физического, психического и духовного здоровья, то можно сказать, что последнее является высшей ступенью социально-психического состояния личности и важнейшей предпосылкой его роли в раскрытии потенциала творческого начала в человеческой жизни и деятельности.

Психическое и духовное здоровье людей целостно, едино, однако между ними есть немалые различия. Психическое здоровье человека определяется некой интегральной характеристикой полноценности психологического функционирования и его организма, и его психики. Понимание самой природы и механизмов поддержания и восстановления психического здоровья тесно связано с общим представлением о человеке и его развитии. Духовное же здоровье отражает интеллектуальный и нравственный потенциал народа, корпорации или отдельной личности. Оно, будучи целостным явлением, носит конкретно-исторический характер, который отражает проблемы смысла жизнедеятельности людей. Для характеристики духовного здоровья в норме необходимо осмыслить в целостности такие его составляющие, как разум, воля, любовь, совесть, вера в справедливость и т.д.

Философский анализ духовности и духовного здоровья народа или личности возможен только в связи с анализом системы современных интеллектуальных, этических и психологических явлений и процессов, происходящих в обществе. Духовное здоровье проявляет себя как сила социокультурности, принципиально отличающая человека как личность в ее целостности, т.е. в реальной полноте охватываемых ею интеллектуальных и нравственных способностей, сторон, уровней, механизмов. Духовность человека является его атрибутом как субъекта культуры, а бездуховность - признак утраты личностью ее субъективных качеств, ее вырождение. В этом смысле духовность рассматривается как человеческое начало в человеке, а духовное здоровье - как его высшая самоценность.

Проблемы духовности народа и духовного здоровья личности непреходящи. Они занимали умы древних философов и будоражили сознание мыслителей различных сфер познания мира и человека в нем. Как глубокомысленно заметил А. Шопенгауэр (1788-1860), один из основоположников философии воли, отрицание души и духовности есть философия людей, которые забыли взять в расчет самих себя (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. В 2-х т. Т.2. Минск. 1999. С. 257). С момента зарождения и до настоящего времени философская и научно-медицинская мысль стремится обнаружить и выделить универсальные сущностные признаки человеческого духовного здоровья. Сегодня духовность рассматривается как основная характеристика сути общества и личности.

Одним из важнейших аспектов формирования человека как личности является его духовное начало и духовная деятельность, которые, являясь социокультурной ипостасью жизнедеятельности по ее главному смысловому содержанию, направлены на создание духовных (интеллектуальных, волевых, нравственных и иных) ценностей и усвоение их. Так, раскрывая философский смысл духовных исканий, характерных для русского менталитета и нравственности, Ф.М. Достоевский (1821-1881) писал: «Не из одного ведь тщеславия, не все ведь от одних скверных, тщеславных чувств происходят русские атлеты и иезуиты, а из более духовной, из жажды духовного, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что нигде ее и не знали» (Достоевский Ф.М. Идиот. М., 1955. С. 588). Каждый личный акт или поступок человека должен иметь социальные последствия, а все социальные акты должны являться результатами личных, индивидуальных действий.

Духовное здоровье личности зримо проявляется в обращенности ее не к личному благополучию, а социальному преображению. Этот признак духовного здоровья личности обращает внимание на то, что отношение человека к человеку предполагает его личную свободу, творческую активность, любовь, целостность, смысл жизни. Так, Н.А. Бердяев искренне считал, что «царство буржуазности, отделение от духа, стоит под знаком власти денег. Деньги и есть сила и власть мира, отделенного от духа, т.е. от свободы, от смысла, от творчества, от любви. Только духовность, т.е. свобода, т.е. любовь, т.е. смысл действительно противостоят буржуазному царству денег, царству князя мира сего» (Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 450).

Действительно духовное здоровье теснейшим образом связано с проблемой поиска смысла жизни. И этот искомый смысл не есть некий «смысл в самом себе», а это - смысл, который, по словам М.М. Бахтина, существует «для другого, т.е. существует только с ним» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 350). Смысл жизни человека - это нравственный регулятор, присущий всякой ценностно-мировоззренческой системе, который определяет свойственные ей моральные ценности и показывает, во имя чего необходима предписываемая ими жизнедеятельность. Это некая устремленность в будущее, придающее смысл человеческой жизни на индивидуальном и на социальном уровне. Таким образом, смысл жизни заключен в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в ходе которого укрепляется его духовное здоровье.

Человечество развивается в сложном, противоречивом, но в принципе весьма осмысленном мире. Люди все больше сознают, что огромная масса объективных проблем и субъективных факторов угрожает целостности внутреннего мира человека, смыслу его жизни, который с трудом приобретается индивидом. Но только внутренний мир, осмысленный личностью свидетельствует о ее духовном здоровье. Его можно понимать как определенную защищенность сознания личности от агрессивного внешнего воздействия, способного против ее желания и воли менять психическое состояние и поведение. Диалектика процесса поиска смысла жизни заключается в том, что, с одной стороны, само существование человека требует постоянного его развития и раскрытия духовных качеств и интеллектуальных способностей, с другой - под влиянием разных обстоятельств и условий люди открывают именно то, что во многом заложено в них от рождения.

Эрих Фромм с болью писал: «Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся». «Быть эгоистом - значит, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими; что я должен стать жадным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, тем больше имею, что я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать». «Жажда обладания», стремление «иметь больше» это «в глобальном масштабе - война между народами. Алчность и мир исключают друг друга» (Фромм Э. Иметь или быть? 2-е изд. М., 1990. С. 11, 14-15).

В России, в ее вековых исторических традициях постоянно присутствовала ориентация человека, большинства людей на приоритетность духовных, нравственно-ценностных начал бытия. В жизни славянских, среднеазиатских, кавказских народов упор всегда делался именно на духовность, а не на потребительство, не на материальное, обывательское обогащение и насыщение. Поэтому для укрепления духовно-нравственного здоровья людей человек сегодня нуждается в качественно новой этике человеческой жизнедеятельности, общественных связей и отношений между людьми и отношения человека к природе. Это извечные принципы жизни людей и народов. Однако в настоящее время «впервые в истории физическое выживание человеческого рода зависит от радикального изменения человеческого сердца», - настаивал Э. Фромм (там же. С. 18).

С философской точки зрения для укрепления духовного здоровья необходимы не только интеллектуально осознанная и нравственно осмысленная жизнь человеческой личности, не только ее свобода и воля, но и ее искренняя любовь. Ведь только любовь - непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого выступает человек. Не случайно одну из самых значительных проблем по философии человека мыслители исторически всегда называли любовь, утверждая, что только в любви и через любовь человек становится человеком. В любви наиболее глубоко раскрывается внутренний, духовный мир личности. Любовь - это особая сфера раскрытия творческого начала в человеке и одновременно стимул, побудитель его к творчеству и созиданию. Любовь - это весьма сложное, противоречивое пересечение биофизиологического, психосоциального, культурного, личностного и общественно значимого.

Именно в подлинной любви интегрируются, по сути, все виды и формы проявления духовности человека, и сам он оказывается духовно здоровым. В связи с этим уместно здесь процитировать Г. Гегеля (1770-1831), который писал, что в эпоху рыцарства любовь была одухотворенной именно потому, что «субъект в этом одухотворенном природном отношении растворяет свое внутреннее содержание, свою внутреннюю бесконечность. Потеря своего сознания в другом, видимость бескорыстия и отсутствие эгоизма, благодаря чему субъект впервые снова находит себя и приобретает начало самостоятельности; самозабвение, когда любящий живет не для себя и заботится не о себе, находит корни своего существования в другом и все же в этом другом всецело наслаждается самим собою, это и составляет бесконечность любви» (Гегель Г. Эстетика. В 2-х т. Т. 2. М., Искусство. 1969. С. 275).

В этом своем качестве любовь - важнейшее средство преодоления одиночества и бездуховного бытия, готовность жертвенного служения другому. Она по своей глубинной сути выражает устремление к духовному совершенству, к вечному, к абсолютному. А поскольку она представляет собой содержание духовной жизни, в этом ее практическое жизненное предназначение для человека. Становление человеческой любви как «бытия для других» (Ж.П. Сартр), как переход телесного эроса до возвышенной духовности резко меняет сознание и самосознание людей, их нравственность, всю систему представлений о добре, счастье, всю систему их ценностей. Становление истинной, бескорыстной любви и есть укрепление духовного здоровья личности, поскольку она - есть чувство и «влечение одушевленного существа» (Вл. Соловьев).

В сохранении и укреплении духовного здоровья людей немаловажная роль принадлежит и медицине. Сегодня ученые-медики большое внимание уделяют проблемам не только физического, психического, но и - духовного здоровья. Его они, как правило, связывают со здоровым образом жизни людей, развивающим в них активные творческие позывы, в основе которых лежат осознанные интеллектуально-нравственные начала. Именно они обусловливают смысл жизнедеятельности для удовлетворения материальных потребностей и духовных интересов личности. Таким образом, духовное здоровье людей свидетельствует о наличии у них стратегической линии в творческой и созидательной жизнедеятельности. Оно рассматривается и в медицинской сфере как уникальная норма истинно человеческого бытия. Поэтому врачи и фармацевты не могут не заботиться об укреплении духовного здоровья человека наряду с изучением патологических ситуаций в обществе и в различных жизненных условиях.

Норма и патология

При философском осмыслении этой проблемы необходимо исходить из того, что норма, здоровье и болезнь в медицине рассматриваются несколько иначе, чем в обыденной или социально-культурной среде. Ведь в живой природе нормально все то, что живет само по себе, не взирая ни на что. И люди перед лицом живой природы во всех отношениях тоже равны. Но в силу уникальных особенностей человеческого тела и феноменальных интеллектуально-нравственных форм чисто человеческой жизни они и здоровы, и больны по-разному. И речь идет не столько о том, что человек помогает и лечит другого человека, сколько о качественно иных ресурсах его самоорганизации на уровне земной экосистемы, общества и отдельной личности. В наше время необходима теоретическая проработка прямой зависимости здоровья и болезни людей от патологического состояния различных самоорганизующихся систем, элементами которых являются все люди.

Понятие «патология» (греч. pathos - страдание, genesis - учение) - центральное в системе медицинского познания. Оно применяется минимум в трех основных смыслах: болезнь отдельного человека; один из видов его болезни (нозологическая единица) и отражение одного из ненормальных биосоциальных процессов. Медицина была и остается патологоцентричной, так как ее основные исследовательские и практические интересы врачей концентрируются на болезни. Ориентация на здорового человека, на раскрытие потенциала его здоровья пока находится на уровне теоретических разработок. А в практике клиницисты и патологи ищут пути решения проблем общей патологии. Ими сформулированы принципы достижения, например, гомеостаза (греч. homoios - подобный и stasis - неподвижность), феноменов здоровой и нарушенной жизни. Но главное, - они все же стремятся обосновывать понимание болезни в единстве со здоровьем.

Патология - вариант жизни, скорее выживания на основе видовой программы приспособления. В чем же тогда различие и одновременно единство феноменов здоровья и болезни? Прежде всего в том, что человеческий организм многофункционален. Каждый человек в своем бытии как бы очень по-своему нацелен на выполнение двух жизненно важных программ: достижения своего бессмертия в результате продолжения своего рода и социально-культурного созидания, которое позволяет дать людям нечто для них ценное. В естественной нормальной жизнедеятельности и в экстремальных условиях возможны, конечно, отказы типа минимизации психофизиологических функций, что объективно, а порой и субъективно проявляется в неком дискомфорте, т.е. в состояниях, которые сам индивид может причислить к категории патологии или болезни.

В теоретическом и практическом отношении основные разногласия состоят в вопросе: представляет ли собой болезнь нарушение нормальной жизни организма или же это явно закономерное явление, как бы инвариант его жизненных отправлений? В религиозных учениях, например, высказывались представления о болезни как результате внедрения в тело и душу человека бесов, демонических сил или ниспосланной свыше особой болезненной сущности. Впоследствии такое религиозное понимание болезни было отвергнуто медицинской наукой, но влияние подобного рода понимания болезни и поныне выступает, но уже в более или менее утонченных формах. Специфика болезни зависит от влияния негативных условий, но в большей степени от предрасположенного к болезни организма с патогенным раздражителем.

Любое состояние внешней среды при наличии предрасположенности к заболеванию может стать патогенным и, наоборот, при отсутствии таковых, потенциальный патогенный фактор может стать почти безвредным. Выдающиеся отечественные медики (М.Я. Мудров, С.П. Боткин, А.А. Богомолец и др.) выдвинули предположение, согласно которому патологический процесс на различных стадиях своего движения нельзя рассматривать как односторонне зависимый от характера внешних сил. Они указывали на само состояние организма, особенности функционально-физиологических взаимосвязей тканей, органов и систем организма. Процесс углубления болезни в значительной мере определяется внутренним состоянием организма.

Сложная причинно-следственная взаимосвязь, причинно-следственные взаимные превращения и переходы в развитии патологического процесса обусловливаются тем, что различные органы в системе организма находятся в постоянной функциональной взаимосвязи.

Однако бывают случаи, когда опасные болезни до определенной поры не сопровождаются болезненными ощущениями. Но именно они-то и являются важным приобретением эволюции живого мира, особенно человека. Первые болезненные ощущения как бы предупреждают о возникновении нарушения нормального функционирования внутренних органов. Оценивая специфические особенности болезни, уже Гиппократ увидел в них два момента - pathos (патологическое) и ponos (борьба организма с нарушением здоровья).

Если внутренняя суть болезни характеризуется борьбой указанных начал и тенденций, то своими корнями она уходит все же в неблагоприятные воздействия среды. Болезнь, по мнению Гиппократа, это наглядное или скрытое проявление нарушения естественного равновесия между организмом и окружающей его средой. В книге «Эпилепсия» он писал, что «каждая болезнь имеет свою собственную природу и причинами ее являются внешние условия: холод, солнце и изменяющиеся ветры». Опираясь на некоторые высказывания Гиппократа о болезни, Гален рассматривал ее уже как необычное состояние организма, нарушающее его нормальные функциональные отправления. Гален был далек от понимания болезни, зависящей только от особенностей болезнетворного воздействия среды, так как состояние организма человека определяется сложным взаимодействием внешних условий и внутренних факторов. Вне заболевшего организма существуют лишь причины болезни, но не сама болезнь как таковая.

Поэтому, несмотря на мировоззренческую непоследовательность, Гален первым отверг религиозное понимание болезни как внедрившиеся извне потусторонние негативные силы. С возникновения и вплоть до XIX века в медицине преобладали эти натурфилософские воззрения на болезнь человека. Преобладание натурфилософии в сознании и мышлении врачей зависело от их мировоззрения и от господствовавшей тогда идеологии. Эволюция теоретического познания в медицине - это прежде всего расширение идей нозологии (греч. nosos - болезнь, logos - учение) от органопатологических представлений о болезни к понятиям целостности здорового и больного человека, саногенности и патогенности внешней среды.

Переход от одного типа медицинской теории к другому (общей патологии) сопряжен не только с концептуальными изменениями, но больше всего с изменением понимания самой сути нормы, здоровья и болезни. В связи с этим в настоящее время общая патология стала фундаментом для построения научно обоснованной системы не только лечения болезней, но и их профилактики. Из правильного представления, что болезнь легче предупредить, чем лечить, не следует, что сама профилактика как система действий врача проще лечения. Научная профилактика требует столь же точных данных об этиологии и патогенезе болезней человека. Иными словами, научная профилактика, так же как и лечение, должна стать как этиологической, так и патогенетической, т.е. основанной на научных положениях общей патологии.

А из этого следует, что задача ее, как полагал И.В. Давыдовский, полностью сливаться с задачами теоретической медицины. Прогресс в формировании основных теоретических положений общей патологии определяется правильным решением двух главных проблем медицины. Во-первых, проблемы специализации ученого-медика. А вовторых, проблемы выбора философско-методологической системы, на базе которой предполагается диалектическая сборка в единое целое ключевых понятий медицины - нормы, здоровья и болезни. Вот в этом аспекте диалектического единения медицинских понятий и теоретизации медицины философская система, которой придерживается исследователь, играет определяющую роль. Взгляд, когда болезнь признается как нарушение нормы, есть исходный принцип научного понимания сущности болезни.

В то же время врачи-ученые постоянно убеждались в том, что четко выраженной границы между нормой и патологией, здоровьем и болезнью зачастую невозможно выявить. Значительный шаг вперед сделал И.П. Павлов. Он заметил, что болезнь - это не просто повреждение органов и организма. Болезнетворное воздействие внешних факторов на человеческий организм не ограничивается нарушением только функции и структуры какого-либо органа или организма. Наряду со всеми этими нарушениями при заболевании возникает целый комплекс новых явлений, которые нельзя приписывать только нарушению работы поврежденного органа и организма в целом. Определение болезни, предложенное Павловым, до сих пор не утратило философско-методологического характера.

Однако некоторые моменты нуждаются уже в уточнениях. Так, причинами болезни, т.е. «чрезвычайными раздражителями», могут быть не только внешние факторы. В процессе естественной работы органов, связанных со сложнейшими превращениями химических веществ, с сотнями различных химических реакций, особенно при наличии неблагоприятной наследственности, в организме могут образоваться вещества, вредные для него. Такие нарушения химических превращений в организме приводят, в частности, к появлению особых белковых соединений - антигенов, в ответ на присутствие которых в организме могут вырабатываться антитела. Болезнь - это ведь конкретный процесс в организме, вызванный воздействием на него ряда негативных раздражителей (механических, химических, физических или биологических), приводящий к нарушению меры здоровья и физиологической нормы.

Болезнь ведет к нарушению гармонии взаимосвязи организма и условий жизни, к нарушению приспособленности организма к новой обстановке. Для человека критерием болезни является понижение, а нередко и утрата способности выполнять специфически человеческие функции. Оценивая болезнь как реальный процесс, приводящий к нарушению нормы и пуску в ход неких защитных и компенсаторных систем, следует помнить, что сама болезнь не является результатом чисто количественных изменений физиологических функций организма. Велика роль в происхождении и развитии болезни патогенных, да и стрессогенных эмоций. Они, безусловно, не являются только количественным изменением свойств органов человека.

В норме, например, защитительные приборы «молчат», нет особых процессов, с которыми связаны компенсаторные функции и т.д. Другими словами, в случае болезни жизнедеятельность продолжается, но в особых, «стесненных условиях», и эта способность жить в особых условиях болезни выработалась и закрепилась в процессе эволюции. В этом и только в этом смысле можно считать болезнь качественно особым состоянием по сравнению со здоровьем. «Что такое болезнь, - говорил К. Маркс, - как не стесненная в своей свободе жизнь» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 64). Для решения этой проблемы необходимо глубокое знание соответствующего аспекта болезни. Каждый из видов клинической деятельности сопряжен со специфическим углом зрения на болезнь. Для врача болезнь - это отклонение от нормы. Для пациента - это то, что мешает ему вести длительную счастливую жизнь.

Одним из важнейших в методологическом и практическом отношении является вопрос о социальном критерии болезни. Долгое время в отечественной медицине критерием болезни считали нарушение личной трудоспособности и снижение общественно полезной деятельности. При таком подходе критерий болезни представал в несколько зауженном, ограниченном рамками своего охвата виде. Трудовая индивидуальная и общественная деятельность не исчерпывает всех сторон многогранной жизнедеятельности человека. Поэтому критерием болезни целесообразнее считать ее способность ограничивать, а иногда и парализовывать все проявления свободной жизнедеятельности. Снижение или утрата любого личностно-функционального проявления жизнедеятельности и выступает критерием болезни.

В последнее время сформировалась концепция под названием антинозологизма. Она отрицает общее, типовое, повторяющееся, закономерное в единичных проявлениях того или иного вида заболевания. Нозологическая единица изображается результатом семантического творчества, условного согласия медиков, а не как отражение объективного общего (онтологического), присущего единичным, но родственного вида болезням. В духе номинализма и позитивизма общее, присущее нозологической единице, низводится до уровня знака, метки, слова. Гносеологически корни антинозологизма заключены в переоценке, гипертрофии индивидуальных особенностей болезней у различных людей. Переоценка индивидуального, специфического приводит к отрицанию общего, типового, составляющего онтологическую основу нозологической единицы.

Итак, болезнь - это объективный и закономерный процесс в жизнедеятельности человека. Это конкретная и специфическая, качественно своеобразная форма ответа внутреннего состояния организма и психики личности на агрессивные воздействия как природного, так и социального характера. При этом однозначное отнесение болезни человека к чисто социальным или биологическим условиям и факторам нецелесообразно. Это сложное и противоречивое социально-биологическое явление с преобладанием той или иной стороны в каждом конкретном случае. Патогенез болезни человека изначально биологичен, но и он в той или иной степени (и немалой) зависит от влияния социума. В силу этого патогенез и симптоматика болезней человека не могут быть адекватно воспроизведены в условиях эксперимента на животных.

Научно-техническое, медико-технологическое и социокультурное состояние науки не только сегодня меняют характер взаимоотношения человека с окружающей средой, но и оказывают решающее воздействие на сущность, причины болезней, принципиально новые тенденции ее распространения. Если в прошлом заболеваемость населения в основном зависела от воздействия патогенных, болезнетворных природных влияний, то в настоящее время она обусловливается главным образом воздействиями, идущими от преобразованной самим человеком естественной природы. На протяжении многовековой природной эволюции важнейшие системы жизнеобеспечения человеческого организма формировались под воздействием таких условий, как постоянный тяжелый физический труд, общее и специфическое недоедание. А что изменилось сегодня?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.025 с.)