Философские основы медицины как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские основы медицины как науки



Органическая связь медицины с философией - древнейшим видом интеллектуальных общечеловеческих ценностей - всегда привлекала внимание ученых-медиков. В философии медики усматривали средоточие врачебной мудрости в виде ее жизнеутверждающих принципов организации разумной жизнедеятельности. Уже в первых медико-философских оценках человеческой жизни и деятельности осуществлен переход от космоцентристской к биоцентристской, а затем и к антропоцентристской системе мировоззрения. Отец медицины Гиппократ (ок. 460 - 377 до н.э.) именно врачебную мудрость считал средством гуманизации отношения медиков к людям, демонстрации их нравственной чистоты - уважительности друг к другу, сдержанности во всем, умеренности в еде, питье, образе жизни и т.д. Медицина самого Гиппократа была тесно связана с философским осмыслением среды обитания, прошлого, настоящего и будущего образа жизни человека.

Согласно Гиппократу философия вводит медиков в святилище общечеловеческой мудрости. А это означает, что именно она делает всех врачей истинными философами, т.е. обеспокоенными судьбой людей. Это благородное служение людям. Оно дает врачам ощущение высокой гражданской ответственности за своевременное и качественное предупреждение заболеваний. Философская мудрость нацеливает медика на постоянное стремление к овладению научными знаниями, передовыми методами, лучшими средствами избавления людей от болей: больших и малых, физических и душевных. Поэтому медику, как мудрому наставнику в обеспечении здоровья людей, требуется глубокое социально-культурное и нравственно-этическое осмысление философии медицины.

Еще в эпоху Просвещения врач и философ П.Ж. Кабанис (1757-1808) довольно точно отразил зарождающийся тогда новый статус медицины в общем культурном развитии человечества - собственно научный. «Медицина, - писал он, - охватывая, с одной стороны, науки естественные - физику, химию, с другой, науки общественные - этику и историю, должна будет объединить все отрасли человеческих знаний. Образуя закономерную систему познания законов природы, служащую усовершенствованию человеческого рода». И действительно, современные медицинские знания уже интегрируют в себе абсолютно все достижения человеческой культуры: духовной и материальной.

Позже Н.И. Пирогов (1810-1881) предупреждал своих студентов, что врач, не имеющий хорошего общего образования, не врач, а ремесленник. Выступая перед ними на тему «Быть или казаться», он подчеркивал, что нельзя сформировать мировоззрение человека на базе только естественно-научных знаний, необходимо постигать и философию. Врач, как и философ, должен открывать в самом себе - себя как личность, будучи высоко интеллектуальным и критично мыслящим специалистом. Но пока медицинские вузы готовят преимущественно узких специалистов, которые заняты только своей узкопрофессиональной областью медицинской практики. Они продолжают смотреть на человека как на живой организм, а не как на сложное личностное социальное явление.

Здоровье человека - это ведь не только хорошее состояние организма, но и его духа. Комплексный подход к здоровью позволяет выработать понятийный аппарат, способный объединить биологические, физиологические, социальные и духовные параметры в человеке. Для человека характерна неразделенность тела и духа, его волевых, ментальных и иных способностей. В сущности человек - явление социально-природное и духовное. Человек был и остается продуктом естественной природы, и не может он в своей жизнедеятельности выйти за ее пределы, т.е. жить безотносительно к своей органической телесности. Однако основой его взаимодействия со своей альма-матер - естественной природой, является его сознательная общественносозидательная жизнедеятельность. Сегодня сознание человека порой погружается в виртуальную ситуацию, вызывая у него галлюцинации.

В современной философии медицины имеется единое научнофилософское кредо осознания целостности человека. В силу этого философия медицины консолидировала медиков, объединяя их на базе рационального, гуманного, морально-этического типа мышления и действия. В истории медицины известны попытки философского осмысления самого феномена медицины как ведущей части общей системы мировой культуры и науки, как интеллектуального источника развития врачей и фармацевтов. Среди них известные ученые и оригинальные философы медицины, такие, как К. Бернар, Р. Вирхов, М.Я. Мудров, А.А. Богомолец, А.Д. Сперанский, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.В. Давыдовский, Д.С. Саркисов и мн. др. Эти медики особого, философского склада ума, критично осмысливающие достижения медицины как науки.

Будущее медико-биологических, клинических и социально-гигиенических дисциплин зависит от стыковки естественных, гуманитарных и технических наук. А также связи науки с методологическими, мировоззренческими проблемами философии. Д.С. Саркисов писал: «Должно происходить органическое слияние общемедицинского и философского образования будущих врачей, потому что плодотворное обсуждение таких центральных проблем теоретической медицины, как проблемы этиологии, патогенеза, компенсации нарушенных функций, части и целого, основ регуляции нарушенных функций, нервизма и других, в настоящее время невозможно без рассмотрения фактических материалов медицинской науки через призму основных законов материалистической диалектики, ее категорий, принципов, диалектико-материалистической теории познания и т.д.» (Саркисов Д.С. «Клиническая медицина»? 1. 1999. С. 21).

Д.С. Саркисов был не только ученым-медиком, но и страстным философом медицины. Для него философия медицины была не любительским занятием наряду с профессиональной деятельностью, а тем, что лежало в основе собственно медицинских идей. Самое важное для понимания его творческого наследия состоит в том, что научный анализ медицины он подкреплял философскими идеями. Ученый-медик обнаружил и обосновал неизвестный закон комбинационных преобразований, заключающийся в том, что свойства системы (живой и неживой природы) определяются сочетанием составляющих ее элементов и кардинально изменяются при их перестановке, перегруппировке, рекомбинации. Это философская позиция - как закон материалистической диалектики.

Сегодня отечественная медицина располагает необходимым естественно-научным и научно-гуманитарным потенциалом, позитивно воздействующим на человека и его здоровье. Она отражает и специфическое философское мировоззрение людей, отвечающее духу и смыслу интеллектуальной культуры российского общества. Медики создали свою систему рационального осмысления и оценки бытия человека. Однако для отечественной медицины не наступил еще звездный час, когда она по уровню теоретической зрелости стояла бы в одном ряду с физикой, химией, биологией и другими науками. Сегодняшняя медицинская реальность больше, чем когда-либо нуждается в постижении философской мудрости, которая призвана помогать медикам в понимании научной системно-комплексной взаимосвязи человека с окружающим его миром, осознавать детерминацию здоровья и болезни.

Современная медицина, становясь наукой, приобретает и специфические системные качества.

1) Доминанта конструирующих установок наиболее ярко проявляется в генетических технологиях, к которым относятся: создание генномодифицированных организмов и продуктов, клонирование животных, генодиагностика. Должны ли существовать пределы и границы конструирования? Должны ли принципы морали распространяться на ученого-исследователя и его научную деятельность? Это серьезный этический вопрос, от решения которого буквально зависят судьбы цивилизации. Например, генодиагностика актуализирует евгеническую проблему - проблему улучшения человеческой природы. Это проблема не только биомедицинская, но и социальная, этическая. В начале XX века генетик Н. Кольцов писал, что реализация евгенических программ возможна лишь в условиях настоящего репрессивного государства и при моральной деградации общества, отказе его от фундаментальной свободы выбора брачного партнера.

2) Коммерциализация медицинской науки проявляется в том, что ее достижения, открытия и изобретения все больше становятся товаром. Знание превращается в приносящий прибыль товар. Это особенно ярко проявляется в патентовании открываемых генетиками генов, стволовых клеток и т.д. Патент - это рыночная форма научного знания. Патент - это товар, который предлагает наука. Неудивительно, что в организационной структуре научных лабораторий и институтов появляются рыночно ориентированные структуры - патентные бюро, группы маркетинга и т.п. Одновременно возникает и одна из наиболее влиятельных сфер современного бизнеса - фармацевтическая промышленность. К сожалению, она с неизбежностью включается в систему товарно-денежных отношений со свойственной им прагматической спецификой.

Ситуации, когда болезнь человека становится источником дохода, а врач и фармацевт - заинтересованными в возрастании числа больных, противоестественны гуманным основам самой медицины. Это в значительной степени способствует укреплению тенденции выбора многими странами систем государственного управления и обеспечения высококачественной работы здравоохранения. Поэтому одним из современных критериев степени безопасности государства является то, насколько оно в состоянии (и каким образом) обеспечить охрану здоровья своих граждан. Принцип социальной справедливости в здравоохранении сегодня непосредственно связан не только с правом человека на охрану здоровья, но и с тем, как обеспечивается это право, в какой мере обеспечивается защита человека в данном обществе в области здравоохранения.

Медицина в настоящее время переживает «вторую эпидемиологическую революцию», начавшуюся где-то в середине ХХ в. Ее целевая направленность - сохранение и укрепление здоровья людей. Ее основной метод - профилактика, т.е. переход от лечения болезней к их предупреждению и на этой основе - к «конструированию» здоровья. За последние годы популяции многих цивилизованных стран мира оздоровились настолько, что из причин смертей были выбраны почти все болезни, которые поддаются почти полному излечению с помощью иммунотерапии, химиотерапии, массовых хирургических операций. Но возникли и новые виды нозологических форм, так называемые болезни цивилизации. В России, однако, таких достижений в охране и укреплении здоровья населения пока нет. Кроме политических, социально-экономических, профессиональных проблем в этом направлении не снята, прежде всего, научно-исследовательская проблема в медицине.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.007 с.)