Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские основы медицины как науки
Органическая связь медицины с философией - древнейшим видом интеллектуальных общечеловеческих ценностей - всегда привлекала внимание ученых-медиков. В философии медики усматривали средоточие врачебной мудрости в виде ее жизнеутверждающих принципов организации разумной жизнедеятельности. Уже в первых медико-философских оценках человеческой жизни и деятельности осуществлен переход от космоцентристской к биоцентристской, а затем и к антропоцентристской системе мировоззрения. Отец медицины Гиппократ (ок. 460 - 377 до н.э.) именно врачебную мудрость считал средством гуманизации отношения медиков к людям, демонстрации их нравственной чистоты - уважительности друг к другу, сдержанности во всем, умеренности в еде, питье, образе жизни и т.д. Медицина самого Гиппократа была тесно связана с философским осмыслением среды обитания, прошлого, настоящего и будущего образа жизни человека. Согласно Гиппократу философия вводит медиков в святилище общечеловеческой мудрости. А это означает, что именно она делает всех врачей истинными философами, т.е. обеспокоенными судьбой людей. Это благородное служение людям. Оно дает врачам ощущение высокой гражданской ответственности за своевременное и качественное предупреждение заболеваний. Философская мудрость нацеливает медика на постоянное стремление к овладению научными знаниями, передовыми методами, лучшими средствами избавления людей от болей: больших и малых, физических и душевных. Поэтому медику, как мудрому наставнику в обеспечении здоровья людей, требуется глубокое социально-культурное и нравственно-этическое осмысление философии медицины. Еще в эпоху Просвещения врач и философ П.Ж. Кабанис (1757-1808) довольно точно отразил зарождающийся тогда новый статус медицины в общем культурном развитии человечества - собственно научный. «Медицина, - писал он, - охватывая, с одной стороны, науки естественные - физику, химию, с другой, науки общественные - этику и историю, должна будет объединить все отрасли человеческих знаний. Образуя закономерную систему познания законов природы, служащую усовершенствованию человеческого рода». И действительно, современные медицинские знания уже интегрируют в себе абсолютно все достижения человеческой культуры: духовной и материальной.
Позже Н.И. Пирогов (1810-1881) предупреждал своих студентов, что врач, не имеющий хорошего общего образования, не врач, а ремесленник. Выступая перед ними на тему «Быть или казаться», он подчеркивал, что нельзя сформировать мировоззрение человека на базе только естественно-научных знаний, необходимо постигать и философию. Врач, как и философ, должен открывать в самом себе - себя как личность, будучи высоко интеллектуальным и критично мыслящим специалистом. Но пока медицинские вузы готовят преимущественно узких специалистов, которые заняты только своей узкопрофессиональной областью медицинской практики. Они продолжают смотреть на человека как на живой организм, а не как на сложное личностное социальное явление. Здоровье человека - это ведь не только хорошее состояние организма, но и его духа. Комплексный подход к здоровью позволяет выработать понятийный аппарат, способный объединить биологические, физиологические, социальные и духовные параметры в человеке. Для человека характерна неразделенность тела и духа, его волевых, ментальных и иных способностей. В сущности человек - явление социально-природное и духовное. Человек был и остается продуктом естественной природы, и не может он в своей жизнедеятельности выйти за ее пределы, т.е. жить безотносительно к своей органической телесности. Однако основой его взаимодействия со своей альма-матер - естественной природой, является его сознательная общественносозидательная жизнедеятельность. Сегодня сознание человека порой погружается в виртуальную ситуацию, вызывая у него галлюцинации. В современной философии медицины имеется единое научнофилософское кредо осознания целостности человека. В силу этого философия медицины консолидировала медиков, объединяя их на базе рационального, гуманного, морально-этического типа мышления и действия. В истории медицины известны попытки философского осмысления самого феномена медицины как ведущей части общей системы мировой культуры и науки, как интеллектуального источника развития врачей и фармацевтов. Среди них известные ученые и оригинальные философы медицины, такие, как К. Бернар, Р. Вирхов, М.Я. Мудров, А.А. Богомолец, А.Д. Сперанский, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.В. Давыдовский, Д.С. Саркисов и мн. др. Эти медики особого, философского склада ума, критично осмысливающие достижения медицины как науки.
Будущее медико-биологических, клинических и социально-гигиенических дисциплин зависит от стыковки естественных, гуманитарных и технических наук. А также связи науки с методологическими, мировоззренческими проблемами философии. Д.С. Саркисов писал: «Должно происходить органическое слияние общемедицинского и философского образования будущих врачей, потому что плодотворное обсуждение таких центральных проблем теоретической медицины, как проблемы этиологии, патогенеза, компенсации нарушенных функций, части и целого, основ регуляции нарушенных функций, нервизма и других, в настоящее время невозможно без рассмотрения фактических материалов медицинской науки через призму основных законов материалистической диалектики, ее категорий, принципов, диалектико-материалистической теории познания и т.д.» (Саркисов Д.С. «Клиническая медицина»? 1. 1999. С. 21). Д.С. Саркисов был не только ученым-медиком, но и страстным философом медицины. Для него философия медицины была не любительским занятием наряду с профессиональной деятельностью, а тем, что лежало в основе собственно медицинских идей. Самое важное для понимания его творческого наследия состоит в том, что научный анализ медицины он подкреплял философскими идеями. Ученый-медик обнаружил и обосновал неизвестный закон комбинационных преобразований, заключающийся в том, что свойства системы (живой и неживой природы) определяются сочетанием составляющих ее элементов и кардинально изменяются при их перестановке, перегруппировке, рекомбинации. Это философская позиция - как закон материалистической диалектики. Сегодня отечественная медицина располагает необходимым естественно-научным и научно-гуманитарным потенциалом, позитивно воздействующим на человека и его здоровье. Она отражает и специфическое философское мировоззрение людей, отвечающее духу и смыслу интеллектуальной культуры российского общества. Медики создали свою систему рационального осмысления и оценки бытия человека. Однако для отечественной медицины не наступил еще звездный час, когда она по уровню теоретической зрелости стояла бы в одном ряду с физикой, химией, биологией и другими науками. Сегодняшняя медицинская реальность больше, чем когда-либо нуждается в постижении философской мудрости, которая призвана помогать медикам в понимании научной системно-комплексной взаимосвязи человека с окружающим его миром, осознавать детерминацию здоровья и болезни. Современная медицина, становясь наукой, приобретает и специфические системные качества. 1) Доминанта конструирующих установок наиболее ярко проявляется в генетических технологиях, к которым относятся: создание генномодифицированных организмов и продуктов, клонирование животных, генодиагностика. Должны ли существовать пределы и границы конструирования? Должны ли принципы морали распространяться на ученого-исследователя и его научную деятельность? Это серьезный этический вопрос, от решения которого буквально зависят судьбы цивилизации. Например, генодиагностика актуализирует евгеническую проблему - проблему улучшения человеческой природы. Это проблема не только биомедицинская, но и социальная, этическая. В начале XX века генетик Н. Кольцов писал, что реализация евгенических программ возможна лишь в условиях настоящего репрессивного государства и при моральной деградации общества, отказе его от фундаментальной свободы выбора брачного партнера.
2) Коммерциализация медицинской науки проявляется в том, что ее достижения, открытия и изобретения все больше становятся товаром. Знание превращается в приносящий прибыль товар. Это особенно ярко проявляется в патентовании открываемых генетиками генов, стволовых клеток и т.д. Патент - это рыночная форма научного знания. Патент - это товар, который предлагает наука. Неудивительно, что в организационной структуре научных лабораторий и институтов появляются рыночно ориентированные структуры - патентные бюро, группы маркетинга и т.п. Одновременно возникает и одна из наиболее влиятельных сфер современного бизнеса - фармацевтическая промышленность. К сожалению, она с неизбежностью включается в систему товарно-денежных отношений со свойственной им прагматической спецификой. Ситуации, когда болезнь человека становится источником дохода, а врач и фармацевт - заинтересованными в возрастании числа больных, противоестественны гуманным основам самой медицины. Это в значительной степени способствует укреплению тенденции выбора многими странами систем государственного управления и обеспечения высококачественной работы здравоохранения. Поэтому одним из современных критериев степени безопасности государства является то, насколько оно в состоянии (и каким образом) обеспечить охрану здоровья своих граждан. Принцип социальной справедливости в здравоохранении сегодня непосредственно связан не только с правом человека на охрану здоровья, но и с тем, как обеспечивается это право, в какой мере обеспечивается защита человека в данном обществе в области здравоохранения. Медицина в настоящее время переживает «вторую эпидемиологическую революцию», начавшуюся где-то в середине ХХ в. Ее целевая направленность - сохранение и укрепление здоровья людей. Ее основной метод - профилактика, т.е. переход от лечения болезней к их предупреждению и на этой основе - к «конструированию» здоровья. За последние годы популяции многих цивилизованных стран мира оздоровились настолько, что из причин смертей были выбраны почти все болезни, которые поддаются почти полному излечению с помощью иммунотерапии, химиотерапии, массовых хирургических операций. Но возникли и новые виды нозологических форм, так называемые болезни цивилизации. В России, однако, таких достижений в охране и укреплении здоровья населения пока нет. Кроме политических, социально-экономических, профессиональных проблем в этом направлении не снята, прежде всего, научно-исследовательская проблема в медицине.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.007 с.) |