Философские аспекты морали и нравственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские аспекты морали и нравственности



Первые представления о морали как о феноменальном духовном явлении появились в результате философского осмысления, а затем и осознания общественной формы жизни и деятельности людей. Это исторически традиционный способ регулирования и управления поведением больших и малых групп людей на основе стихийно сложившихся жестких требований в виде неписаных законов конкретного сообщества к своим членам. Мораль переводится с греческого (moral, позже лат. moralis - касающийся нравов) языка как нрав и порядок. Под нравом понималась совокупность природных духовных и душевных качеств человека, а под порядком - подчинение его общепринятому порядку жизни, т.е. всему тому, что принято и как поступает большинство людей. Мораль - это зависимость частной воли от общей, это подчинение личных интересов общественным, как примата общего над частным. Главным признаком морали в философском смысле является ее всеобщность, которая отображает принципы и нормы поведения людей в общественной жизнедеятельности.

Мораль определяется как социально сформированная совокупность норм и правил общественного поведения людей на базе осознания ими целостной системы идей, принципов совместной жизни и деятельности в конкретном обществе. Они, как правило, укореняются в традиционных обычаях и привычках людей, общественном мнении, а также в религиозных и философских учениях. Каждый человек конкретного общественного образования в принципе обречен выполнять все его жесткие моральные установки и требования и ни в коем случае не может выходить за пределы дозволенных обществом норм поведения и суждения. Таким образом, мораль это как бы неписаный закон, регулирующий жизнь и деятельность людей в конкретном обществе. Это привычные обычаи и традиционные правила поведения, которым должны подчиняться все. Иначе говоря, мораль - это власть или господство общественной воли, поддерживающей определенный тип социальных отношений.

Моральные принципы, правила и отношения имеют глубокие исторические корни. Люди, стремясь определить, воплотить в жизнь и сохранить идеалы и ценности общества как необходимого фактора достойного их поведения, создали специальные институты (систему образования и воспитания, церковь, государственные учреждения и т.д.), подкрепляют их различными социокультурными установками. Государство, религия, разные общественные организации поддерживают моральный закон (кодекс), в свою очередь испытывая влияние или даже воздействие с его стороны. Восприятие основных моральных идей и нравственных ценностей, как священных или ниспосланных богом требований, а также идеологическая и правовая поддержка ключевых принципов личного и общественного поведения людей, способствуют укреплению социальной стабильности.

Отмечая всеобщность требований морали к людям, следует помнить, что критерии их социальной правоты перед лицом всеобщей справедливости не всегда однозначны. Все то, что для одних справедливо, для других - насилие или оскорбление, совершаемые во имя интересов отдельных групп людей или прогресса человечества. Говоря о некой всеобщности моральных требований к людям, невозможно пройти мимо того факта, что, опираясь на мораль, людей нередко угнетали, уродовали, калечили, уничтожали или превращали их в манкуртов. Об этом свидетельствуют исторические сюжеты: жертвоприношения людей, преследования еретиков, «охота» на ведьм, расовая борьба, идеология национального или религиозного превосходства, геноцид и т.д. Ведь все эти негативные явления имели веские моральные обоснования в общественном сознании и выполнялись они не без рвения, во всяком случае с чувством выполнения «высокого» морального долга перед членами своего сообщества.

Однако члены любого общественного объединения людей - это не только и даже не столько его структурные единицы, сколько автономные (греч. auto - сам и nomie - закон) или во многом независимые личности, обладающие неким уникальным осознанием личной ответственности за все свои поступки и действия. Можно предположить, что многие действия людей определяются сугубо личными интересами, не имеющими никакого общественного смысла и потому не относящимися к морали. Речь идет о поступках сугубо индивидуального свойства, например: или пойти в кино, или почитать книжку на досуге. Это сугубо индивидуальный выбор, не имеющий никакого отношения к интересам или потребностям других людей: плохих или хороших. Но если надо выбирать с кем все же пойти в кино, то это хотя и личный, но ответственный выбор, так как он может воздействовать на изменение судьбы другого человека.

Отсюда следует, что, с одной стороны, человек обязан следовать в своем поведении предписаниям морали как закону общественной жизни. А с другой, как свободная личность, он имеет некое право личного выбора поступать согласно своему разумению и совести, т.е. следовать внутреннему закону жизни. Свобода выбора своего поведения в конкретных общественных условиях определяет нравственность поведения. Традиционно, к сожалению, нравственность отождествляют с моралью. А это не совсем корректно, ведь человек как личность не слепо подчиняется моральным требованиям общества. Он руководствуется здравым смыслом и апеллирует к совести. Высший судья человеку он сам, т.е. его совесть - «внутренний закон во мне» (И. Кант). Но только тогда его внутренняя санкция, применяемая к самому себе, будет выражением нравственности, когда он будет судить себя с позиции им разделяемого добра и зла, т.е. с позиции общепризнанных гуманных ценностей.

Мораль господствует там, где разум, воля, совесть и поведение личности подчинены универсальным принципам функционирования общества, его традиционным стандартам развития. Каждая социальная группа и каждая личность опирается на предшествующие моральные принципы и правила поведения, которые предполагают хотя бы минимум рационального дискурса (лат. discursus - рассуждение). И нет необходимости в том, чтобы каждое поколение людей заново открывало для себя элементарные правила морального регулирования общественных отношений. Но само общество не может успешно решать свои новые проблемы, не размышляя о принципах морали. Так, ценностей, основанных на морали обычая, бывает достаточно для повседневного рутинного поведения. Но их достаточно до тех пор, пока не возникает конфликт между обязательствами перед обществом и личными ценностями, или не приходит понимание того, что старая модель морали уже не в состоянии решать новые жизненные проблемы.

Обычно с этого момента начинается этический поиск нового смысла жизни, который должен или подтвердить привычные уже моральные убеждения и действия личности, или решительно отказаться от них и создать принципиально новые, свои. Эти этические раздумья личности возникают в силу неизбежности для нее или сохранить для себя старые, или выработать качественно новые моральные требования. Выбор бывает очень мучителен, так как это есть выбор личной ответственности перед обществом и собой. Вот такой личный выбор нетрадиционных идеалов, норм, принципов и правил поведения получил название нравственности. Она возникает там и тогда, где и когда личность, будучи открыта для качественно нового общественного опыта жизни и деятельности людей, сама определяет для самой себя принципы и правила поведения. Нравственность личности поднимает мораль на более высокую ступень духовного общественного развития.

Таким образом, нравственность - это власть индивида над самим собой, которая возникает в результате индивидуального осознания себя как личности, своей особой роли и своих функций в обществе. Личность, которая понимает и принимает на себя всю полноту ответственности за все свои поступки и действия в обществе, - нравственна. Нравственность отображает внутренне глубинные (имманентные) установки совести поведению личности, ее самосознанию, мировоззрению, менталитету и т.д., которые или совпадают, или не совпадают с моральными установками общества, членом которого она является. Личность сама контролирует свои поступки и действия, опираясь на гуманные принципы и идеалы, апеллируя к своему разуму и полагаясь на свою совесть. Жить по своему уму и в согласии со своей совестью - вот главный критерий нравственности. Вне самосознания личности, вне ее самобытности и самодостаточности нравственность существовать в принципе не может.

Из сказанного можно сделать вывод, что мораль и нравственность определяются теми общественными обстоятельствами, которые позволяют людям сделать свободный выбор тех или иных действий под влиянием сложившихся условий жизни в конкретном обществе и его специфических моральных устоев. Если моральные установки общества и нравственные позиции личности совпадают, то все это свидетельствует о гуманизме общественных связей и отношений. И в современном мире люди сталкиваются с массой ситуаций, вызывающих противоречие между разными интересами и потребностями. Порой возникают противоречия между профессиональным самоутверждением и обязанностями перед своей семьей. Или возникает проблема выбора: выполнять бестолковую работу вместе со всеми или отказаться от нее. Свободный выбор той или иной деятельности или поведения затрудняется тогда, когда действия подпадают под компетенцию разных норм, а иногда и разных систем морали.

Ведь достаточно признаться самому себе, что «я поступаю именно так, потому что не могу поступить иначе в силу своих убеждений и принципов. Иначе меня замучает совесть или, иначе говоря, угрызение совести разрушит мою самобытность, ущемив нравственное самолюбие». Свободная личность отдает себе отчет в том, что она совершает нравственный поступок, если она продумано и целенаправленно делает свой выбор и берет на себя всю полноту личной ответственности за его последствия. Нравственность поведения личности оценивается высшим судьей - совестью, которая способна подняться над общественными предрассудками, консерватизмом общественного мнения и т.д. Нравственные позиции честного и свободного человека определяются уровнем его духовной культуры. Она должна быть компетентной, упорной, самолюбивой, выдержанной, мужественной и т.п., чтобы действовать от собственного имени и противостоять общепринятой морали.

Где-то за тысячу и более лет до нашей эры высоко ценилась нравственная сторона взаимодействия человека с человеком. Тогда впервые возвысились внутренние регуляторы поведения людей, такие, как совесть, долг, честь и т.п. Зарождение принципов самоконтроля духовно обогатило человека, пробудив интерес к философскому осмыслению морали как этого нового явления в общественной жизни людей. Мораль и нравственность стали предметом философии, которая разработала этику (греч. ethos - нравы, обычаи) - науку о моральных и нравственных принципах общественного поведения людей. Она напрямую затронула потребности и интересы как общества, так и личности. В этике как философской дисциплине, мораль рассматривается как поиск путей и средств достижения всеобщего счастья.

Принципы нравственности личности функционируют только тогда, когда совершение любого действия становится личной целью человеческого индивида, тем более, если он специалист. Чтобы совершить нравственный поступок, индивид должен почувствовать себя свободным от любого внешнего принуждения. Он сам осуществляет свободный моральный выбор и собственным волевым усилием воплощает свое решение в практику. Поэтому не всякая моральная доктринальность воспринимается человеком, а та ее часть, которая не противоречит интересам и потребностям профессионального специалиста. То есть, говоря «я должен сделать», специалист не выполняет чье-то требование. Он добровольно обязуется исполнять только те моральные нормы, которые совпадают с его интересами. Выдающийся американский философ-гуманист Пол Куртц справедливо замечает, что «трудно считать нравственным поведение человека, который как бессознательный автомат подчиняется моральному кодексу без какой-либо попытки дать рациональное объяснение своим поступкам» (Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М., 2002. С. 147).

Морально-нравственные учения всегда составляли практическую часть философии, в которой непосредственно вырабатывались принципы, правила поведения каждого человека как личности. Человек без моральных ориентиров, согласно Аристотелю, существо дикое и несчастное. Мнение философа как нельзя лучше говорит о том, что предметом морально-нравственной мысли является личное осознание противоборства добра со злом, поиск путей осмысленной жизни человека. Этика призвана была рационально осознать все обыденные представления о добре и зле, о смысле жизни человека и его деятельности. Если понятия добра и зла в этике представлялись как безусловные, хотя и исторически изменчивые, то поиск смысла жизни человеком становился объектом философско-этических размышлений в средствах морально-нравственного определения жизненного пути. Смысл жизни - элемент морального самосознания своей жизнедеятельности, т.е. нравственности.

Смысл жизни является высшей ценностью для личности, предельным основанием его морали. Он оказывается побудительной силой отдельных нравственных поступков. Смысл жизни оказывается состоянием сознания, в свете которого личность определяет направление своей жизни, увязывает в единое целое полотно судьбы свой жизненный путь. Тем самым, смысл жизни как некая осознанная доминанта человеческой жизнедеятельности является одновременно и морально-нравственной ценностной ориентацией и предметом философских размышлений о формировании будущего человека и человечества в целом. Так уж устроена человеческая жизнь, что она всегда нуждается в людях, которые дорожат своей честью и достоинством. Это все - элемент нравственного сознания личности и категории одного из разделов практической философии - этики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.012 с.)