Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этика - наука о морали и нравственности
Слово «этика» исторически восходит к древнегреческому слову «этос» (ethos), которое означало место (жилище) общего пребывания, совместную жизнь и правила поведения. В последующем оно стало обозначать характер общественного поведения, нрав человека, обычаи совместной жизни. В наше время этика - это философская наука, которая нужна для того, чтобы прояснять основания морали как общественного явления, принципы морального выбора, продемонстрировать личности те способы рассуждения о жизни, которые уже были осуществлены в истории человечества. Предметом этики в самом общем плане являются принципы и правила морального поведения, а также моральный выбор человеческой личности в общественной жизни. В качестве же объекта науки этики - выступает общественный человек - личность, его морально-нравственные знания и осознанное поведение. Этику, как правило, называют практической философией, и не случайно. Она является тем философским знанием, которое осмысливает проблемы морали и нравственности, образа жизни людей и прежде всего их поведения. Это фундаментальные проблемы философии, такие, как бытие, жизнь, смысл жизни, смерть, свобода и необходимость, любовь и совесть, честь и достоинство. В связи с этим этика тесно соприкасается с рядом других гуманитарных дисциплин: психологией и педагогикой, социологией и культурологией, экологией и медициной. На первый взгляд, все это кажется весьма простым делом: надо учить людей, как нужно жить и вести себя в личной и общественной жизни. Этика как учение о морали и нравственности гуманна (лат. humanus - человечный) по отношению к людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Как систематизированная научная дисциплина этика восходит к учению Аристотеля (384-322 до н.э.), его сочинениям «Никомахова этика», «Эвдемова этика» и «Большая этика». Аристотелевское учение этики имеет дело с так называемой «правильной нормой» общественного поведения человека, которая обусловлена социальными особенностями и не может претендовать на всеобщность. Эта норма способствует формированию добродетельного гражданина. В учении о добродетелях как нравственных качествах личности нашли выражение вечные вопросы этики, такие, как смысл жизни, высшее благо, свобода воли, счастье, сострадание несчастным и т.д. Аристотель называл сострадание моральным испытанием людей. В «Никомаховой этике» высшее благо определяется философом как эвдемония (греч. eudemonia - блаженство, счастье), которая достигается занятием философией.
Философы разных эпох (стоики, св. Августин, Ф. Бэкон, И. Кант и др.), сострадая людям, попавшим в беду, одновременно учили их искусству избавления от душевных страданий и физических мук. Они призывали всех людей, но особенно медиков, оказывать немощным необходимую им профессиональную и моральную помощь. Ф. Бэкон (1561-1626) обращался к врачам: «Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнями людям» (Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М., 1971-72. Т. I. С. 588). Медицина с тех пор опирается на философско-моральные учения Гиппократа, Галена, Цицерона, И. Канта о нравственном долге. Если медики не будут помнить о и долге действовать во благо человека, то медицина станет чем угодно (анатомией, физиологией, биомедициной, микробиологией), но только не медициной в современном смысле ее понимания. Медицина давно слилась с принципами морально-нравственного долга - бескорыстно служить людям. Такие нравственные требования получили закрепление в деонтологии (греч. deontos - должное и logos - учение) - специфической врачебной этике, где излагаются общественные требования ко всем медицинским работникам. Но справедливости ради надо заметить, что сам термин был предложен английским юристом И. Бентамом (1748-1832), который разработал принципы деонтологии как специальной науки о долге юристов. И она со временем стала своего рода синонимом нравственной философии медиков. Высокий гуманистический заряд деонтологии предопределяет кодекс гуманных альтруистических требований к ученым и врачам. Сегодня профессиональная медицинская этика - деонтология дифференцируются на частности, соответственно разделению труда медиков: деонтологию в хирургии, терапии, педиатрии, психиатрии, фармакологии, фармации. И. Кант, осмысливая суть морально-нравственного долга, рассматривал деонтологию в духе категорического императива как жесткого морального повеления разума воле. В то время возникли и другие этические концепты, указывающие на необходимость принесения пользы людям при выполнении своего нравственного долга. А само разнообразие этических учений свидетельствовало о возрастании морально-этической озабоченности людей за сохранение жизни на Земле. Зарождение в XX веке уже биоэтики значительно расширило этические горизонты личной свободы и ответственности личности, но прежде всего - ученых, медиков, других специалистов, имеющих отношение к сохранению жизни и здоровья. Впервые этика стала апеллировать к их совести. Она стала их внутренней потребностью ответственно относиться к сохранению здоровья. Поэтому жизнедеятельность медиков по определению всегда гуманна, нравственна.
В отечественную медицинскую науку и практику термин «деонтология» ввел в 40-е годы ХХ века Н.Н. Петров (1876-1964). Он конкретизировал морально-нравственные нормы в научной и практической деятельности медицинских кадров. Большую роль в развитии деонтологии сыграл академик Б.В. Петровский (1908-2004) - выдающийся ученый, хирург. По его инициативе разработан учебный курс по деонтологии для высших медицинских и фармацевтических учебных заведений. Медицинская деонтология с тех пор рассматривается как нравственная база врачебного дела, как морально-этическая философия врачей, других медицинских кадров, нацеливающая их на добросовестное выполнение своего гражданского и профессионального долга (Проблемы медицинской деонтологии. М., 1987). Само это обстоятельство свидетельствует о том, что на Земле нет более гуманной жизнедеятельности, чем медицинская. В результате профессионального медицинского образования и этического воспитания у медиков развивается чувство личной ответственности не только за свои профессиональные действия, но и за свое нравственное поведение с пациентами. Ведь не секрет, что благодарные врачу, медсестре, нянечке пациенты и их родственники хотят искренне и бескорыстно выразить свою признательность. Но медики должны занимать особую нравственную позицию по отношению к благодарным пациентам: им надо решительно, но интеллигентно отказываться принимать дорогие в материальном плане дары. И это сегодня, как никогда в прошлом, морально оправдано: ведь любая товарная стоимость подарка ставит под сомнение бескорыстие врача - его поистине лечебного подвига. Профессиональное достоинство врача может оказаться нравственно уязвленным. Поэтому его позиция должна быть открытой и понятной пациентам, так как хороший врач всегда высоко ценит чувство самоуважения. Морально-нравственная ответственность врача, медсестры в деле лечения и реакции на благодарность за благополучный исход имеют разный характер. Если право и мораль по отношению к медику - это сила внешнего воздействия на него, то нравственно-этическая ответственность - это его «внутренний голос» специалиста, говорящий о социокультурной воспитанности. От «карающей руки» права как закона человек иногда может уйти, то от суда собственной совести не уйдешь. Не следует, однако, умалять роль и значение врачебного (медицинского) права. Но важно при этом помнить, что закон только тогда может повысить ответственность специалиста, когда тот обогащается философско-этическим содержанием. В деятельности специалиста-медика морально-нравственные принципы гуманизма должны воплотиться в конкретные поведенческие нормы, добросовестное выполнение которых будет для него профессиональным долгом, делом его профессиональной чести.
Революционные прорывы в науке, технике, технологии требуют незамедлительно разработать качественно новые морально-нравственные принципы этики для людей науки и медицины. Эти принципы должны быть жесткими и категоричными в плане запрета любых авантюрных проектов. Этим может и должна заниматься практическая философия, т.е. этика, воздействуя на разум, чувства и совесть исследователей - ученых, технологов, медиков. Каждый ученый-творец и созидатель обязан быть и моральным философом. Он должен соотносить результаты своего научного поиска с общественным интересом. Тогда и общество будет выражать ему свое отношение: либо в виде одобрения, либо порицания, вплоть до презрения. Но наряду с нравственным саморегулированием научной деятельности, задачи регулирования нередко берут на себя органы власти и широкая общественность. Исторически всегда оказание помощи страдающему человеку, защита его от внешних и внутренних проблем было делом медицины. Это ее и моральная, и правовая задача. В настоящее время складываются весьма непростые взаимоотношения между моралью и медицинским правом, которые влияют друг на друга, помогают друг другу, но далеко не «бескорыстно». Так, мораль подготавливает общественное мнение и сознание медиков к созданию принципиально нового законодательства в сфере здравоохранения. А любое законодательное решение, тем более в медицинской и фармацевтической областях, требует провести морально-этическую экспертизу, что и определяет новую экспертную функцию этики. И в такой этике на первое место ставятся проблемы компетентного служения людям. Сегодня все эти комплексные задачи сохранения жизни вообще и укрепления здоровья людей сконцентрированы в глобальной этике, получившей название - «биоэтика». Отсюда следует вывод: чем больше ученых, врачей осознают и перейдут к отношениям служения людям во имя сохранения жизни вообще и укрепления здоровья населения страны, тем с большим основанием можно будет говорить о гуманитарной (развивающей человека) сущности медицины. А гуманная и гуманитарная медицина - это критерий и показатель здоровья всей социальной системы и прежде всего сферы здравоохранения. Биоэтическое развитие сознания любого социального организма имеет больше шансов на успех там, где эффективно используют все ресурсы - и материальные, и духовные. Одним из таких ресурсов развития системы здравоохранения является вера в людей, в их потенциальные силы и нравственность. Но главное - формирование морально-нравственной атмосферы служения народу, обусловливающей гуманное развитие современной цивилизации.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.006 с.) |