Этика - наука о морали и нравственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика - наука о морали и нравственности



Слово «этика» исторически восходит к древнегреческому слову «этос» (ethos), которое означало место (жилище) общего пребывания, совместную жизнь и правила поведения. В последующем оно стало обозначать характер общественного поведения, нрав человека, обычаи совместной жизни. В наше время этика - это философская наука, которая нужна для того, чтобы прояснять основания морали как общественного явления, принципы морального выбора, продемонстрировать личности те способы рассуждения о жизни, которые уже были осуществлены в истории человечества. Предметом этики в самом общем плане являются принципы и правила морального поведения, а также моральный выбор человеческой личности в общественной жизни. В качестве же объекта науки этики - выступает общественный человек - личность, его морально-нравственные знания и осознанное поведение.

Этику, как правило, называют практической философией, и не случайно. Она является тем философским знанием, которое осмысливает проблемы морали и нравственности, образа жизни людей и прежде всего их поведения. Это фундаментальные проблемы философии, такие, как бытие, жизнь, смысл жизни, смерть, свобода и необходимость, любовь и совесть, честь и достоинство. В связи с этим этика тесно соприкасается с рядом других гуманитарных дисциплин: психологией и педагогикой, социологией и культурологией, экологией и медициной. На первый взгляд, все это кажется весьма простым делом: надо учить людей, как нужно жить и вести себя в личной и общественной жизни. Этика как учение о морали и нравственности гуманна (лат.  humanus - человечный) по отношению к людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Как систематизированная научная дисциплина этика восходит к учению Аристотеля (384-322 до н.э.), его сочинениям «Никомахова этика», «Эвдемова этика» и «Большая этика». Аристотелевское учение этики имеет дело с так называемой «правильной нормой» общественного поведения человека, которая обусловлена социальными особенностями и не может претендовать на всеобщность. Эта норма способствует формированию добродетельного гражданина. В учении о добродетелях как нравственных качествах личности нашли выражение вечные вопросы этики, такие, как смысл жизни, высшее благо, свобода воли, счастье, сострадание несчастным и т.д. Аристотель называл сострадание моральным испытанием людей. В «Никомаховой этике» высшее благо определяется философом как эвдемония (греч. eudemonia - блаженство, счастье), которая достигается занятием философией.

Философы разных эпох (стоики, св. Августин, Ф. Бэкон, И. Кант и др.), сострадая людям, попавшим в беду, одновременно учили их искусству избавления от душевных страданий и физических мук. Они призывали всех людей, но особенно медиков, оказывать немощным необходимую им профессиональную и моральную помощь. Ф. Бэкон (1561-1626) обращался к врачам: «Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнями людям» (Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М., 1971-72. Т. I. С. 588). Медицина с тех пор опирается на философско-моральные учения Гиппократа, Галена, Цицерона, И. Канта о нравственном долге. Если медики не будут помнить о и долге действовать во благо человека, то медицина станет чем угодно (анатомией, физиологией, биомедициной, микробиологией), но только не медициной в современном смысле ее понимания.

Медицина давно слилась с принципами морально-нравственного долга - бескорыстно служить людям. Такие нравственные требования получили закрепление в деонтологии (греч. deontos - должное и logos - учение) - специфической врачебной этике, где излагаются общественные требования ко всем медицинским работникам. Но справедливости ради надо заметить, что сам термин был предложен английским юристом И. Бентамом (1748-1832), который разработал принципы деонтологии как специальной науки о долге юристов. И она со временем стала своего рода синонимом нравственной философии медиков. Высокий гуманистический заряд деонтологии предопределяет кодекс гуманных альтруистических требований к ученым и врачам. Сегодня профессиональная медицинская этика - деонтология дифференцируются на частности, соответственно разделению труда медиков: деонтологию в хирургии, терапии, педиатрии, психиатрии, фармакологии, фармации.

И. Кант, осмысливая суть морально-нравственного долга, рассматривал деонтологию в духе категорического императива как жесткого морального повеления разума воле. В то время возникли и другие этические концепты, указывающие на необходимость принесения пользы людям при выполнении своего нравственного долга. А само разнообразие этических учений свидетельствовало о возрастании морально-этической озабоченности людей за сохранение жизни на Земле. Зарождение в XX веке уже биоэтики значительно расширило этические горизонты личной свободы и ответственности личности, но прежде всего - ученых, медиков, других специалистов, имеющих отношение к сохранению жизни и здоровья. Впервые этика стала апеллировать к их совести. Она стала их внутренней потребностью ответственно относиться к сохранению здоровья. Поэтому жизнедеятельность медиков по определению всегда гуманна, нравственна.

В отечественную медицинскую науку и практику термин «деонтология» ввел в 40-е годы ХХ века Н.Н. Петров (1876-1964). Он конкретизировал морально-нравственные нормы в научной и практической деятельности медицинских кадров. Большую роль в развитии деонтологии сыграл академик Б.В. Петровский (1908-2004) - выдающийся ученый, хирург. По его инициативе разработан учебный курс по деонтологии для высших медицинских и фармацевтических учебных заведений. Медицинская деонтология с тех пор рассматривается как нравственная база врачебного дела, как морально-этическая философия врачей, других медицинских кадров, нацеливающая их на добросовестное выполнение своего гражданского и профессионального долга (Проблемы медицинской деонтологии. М., 1987). Само это обстоятельство свидетельствует о том, что на Земле нет более гуманной жизнедеятельности, чем медицинская.

В результате профессионального медицинского образования и этического воспитания у медиков развивается чувство личной ответственности не только за свои профессиональные действия, но и за свое нравственное поведение с пациентами. Ведь не секрет, что благодарные врачу, медсестре, нянечке пациенты и их родственники хотят искренне и бескорыстно выразить свою признательность. Но медики должны занимать особую нравственную позицию по отношению к благодарным пациентам: им надо решительно, но интеллигентно отказываться принимать дорогие в материальном плане дары. И это сегодня, как никогда в прошлом, морально оправдано: ведь любая товарная стоимость подарка ставит под сомнение бескорыстие врача - его поистине лечебного подвига. Профессиональное достоинство врача может оказаться нравственно уязвленным. Поэтому его позиция должна быть открытой и понятной пациентам, так как хороший врач всегда высоко ценит чувство самоуважения.

Морально-нравственная ответственность врача, медсестры в деле лечения и реакции на благодарность за благополучный исход имеют разный характер. Если право и мораль по отношению к медику - это сила внешнего воздействия на него, то нравственно-этическая ответственность - это его «внутренний голос» специалиста, говорящий о социокультурной воспитанности. От «карающей руки» права как закона человек иногда может уйти, то от суда собственной совести не уйдешь. Не следует, однако, умалять роль и значение врачебного (медицинского) права. Но важно при этом помнить, что закон только тогда может повысить ответственность специалиста, когда тот обогащается философско-этическим содержанием. В деятельности специалиста-медика морально-нравственные принципы гуманизма должны воплотиться в конкретные поведенческие нормы, добросовестное выполнение которых будет для него профессиональным долгом, делом его профессиональной чести.

Революционные прорывы в науке, технике, технологии требуют незамедлительно разработать качественно новые морально-нравственные принципы этики для людей науки и медицины. Эти принципы должны быть жесткими и категоричными в плане запрета любых авантюрных проектов. Этим может и должна заниматься практическая философия, т.е. этика, воздействуя на разум, чувства и совесть исследователей - ученых, технологов, медиков. Каждый ученый-творец и созидатель обязан быть и моральным философом. Он должен соотносить результаты своего научного поиска с общественным интересом. Тогда и общество будет выражать ему свое отношение: либо в виде одобрения, либо порицания, вплоть до презрения. Но наряду с нравственным саморегулированием научной деятельности, задачи регулирования нередко берут на себя органы власти и широкая общественность.

Исторически всегда оказание помощи страдающему человеку, защита его от внешних и внутренних проблем было делом медицины. Это ее и моральная, и правовая задача. В настоящее время складываются весьма непростые взаимоотношения между моралью и медицинским правом, которые влияют друг на друга, помогают друг другу, но далеко не «бескорыстно». Так, мораль подготавливает общественное мнение и сознание медиков к созданию принципиально нового законодательства в сфере здравоохранения. А любое законодательное решение, тем более в медицинской и фармацевтической областях, требует провести морально-этическую экспертизу, что и определяет новую экспертную функцию этики. И в такой этике на первое место ставятся проблемы компетентного служения людям. Сегодня все эти комплексные задачи сохранения жизни вообще и укрепления здоровья людей сконцентрированы в глобальной этике, получившей название - «биоэтика».

Отсюда следует вывод: чем больше ученых, врачей осознают и перейдут к отношениям служения людям во имя сохранения жизни вообще и укрепления здоровья населения страны, тем с большим основанием можно будет говорить о гуманитарной (развивающей человека) сущности медицины. А гуманная и гуманитарная медицина - это критерий и показатель здоровья всей социальной системы и прежде всего сферы здравоохранения. Биоэтическое развитие сознания любого социального организма имеет больше шансов на успех там, где эффективно используют все ресурсы - и материальные, и духовные. Одним из таких ресурсов развития системы здравоохранения является вера в людей, в их потенциальные силы и нравственность. Но главное - формирование морально-нравственной атмосферы служения народу, обусловливающей гуманное развитие современной цивилизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.006 с.)