Инновационные процессы в науке и медицине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные процессы в науке и медицине



Объективная потребность в философском осмыслении моральноэтических проблем научно-технического прогресса в медицинской науке и практике лечения людей обусловлена особым значением инноваций (фр. innovation - нововведение) в здравоохранении. Здесь инновация стала результатом научно-предметной и интеллектуально-духовной жизни людей. У общественности возникло осознание, что наряду с достижением позитивных результатов наука создает и опасности для жизни человека. В связи со стремлением ученых качественно изменить растения и животных, а в будущем и человека, у людей возникло настороженное отношение к тем перспективам, которые дадут новые биотехнологии в деле «улучшения и совершенствования всего живого на Земле». На повестку дня вновь выдвинулась извечная философская проблема выбора пути человеком, ведущего его к добру или к злу. Разрешить эту новую ситуацию можно только через инновацию человеческого разума и морали.

Осознав, что любое слово и дело могут обернуться против самого человека, что вообще мир наполнен борьбой светлых и темных сил, специалист, особенно медик, будучи, по сути, совестливым человеком, вырабатывает в себе чувство личной ответственности и за слова, и за дела. Отсюда понятно, что свобода ответственного выбора специалиста предполагает соотношение у него разума и нравственности. Г. Гегель (1770-1831) пророчески размышлял: «Если я хочу разумного, то я поступаю не как обособленный индивидуум, а согласно понятиям нравственности вообще; в нравственном поступке выдвигаю я не самого себя, а суть. Разумное - это большая дорога, по которой проходит каждый, но на которой никто не выдается» (Гегель Г. Философия права. Соч., Т. VII. 1934. С. 45). Современные философы, ученые и врачи рассматривают разум и нравственность человека как целостный социально-культурный феномен их здорового образа жизни.

Здоровье - это способность организма адаптироваться или приспосабливаться к изменениям в природе или обществе. Это умение личности сохранять при этом хорошее самочувствие, настрой на саморазвитие, самосовершенствование. Болезнь ведет к угасанию, увяданию организма или даже к его смерти. Оснований для таких выводов у ученых, особенно медиков, исследующих процессы, протекающие в живом существе, предостаточно. Сегодня, как никогда прежде, негативно меняются на планете условия обитания всех организмов. Поэтому особо актуализировался вопрос о сохранении и даже спасении жизни. Потребовались новые «испытания на прочность» существующих организмов и научное изучение возможностей их естественного преобразования. Не зря же всех ученых, работающих на поприще естествознания, называют естествоиспытателями.

В вечном поиске новых, более эффективных путей и средств лечения ученые и врачи стремятся соблюдать гуманистическую ориентацию на различных этапах исследовательского процесса: от осознания и постановки проблемы до практического ее решения. Прогресс в области изучения генома человека поставил перед исследователями и перед практическими врачами множество проблем этического свойства, касающихся допустимости применения в отношении человека тех или иных биомедицинских технологий, границ информации, которая должна или только может быть сообщена пациенту, его родным. Это, кстати, частично происходит уже сегодня в рамках выработки единых биоэтических принципов, которые приобретают с каждым днем все более широкое международное признание.

Российские ученые, философы, врачи, фармацевты поддерживают позицию ЮНЕСКО, выраженную в проекте Декларации о всеобщих нормах биоэтики (Париж, 2004), о том, что все «государства должны всячески способствовать развитию биоэтического знания, образованию, обучению и преподаванию этики и биоэтики на всех уровнях, равно как поощрять программы по распространению информации в области биоэтики» и призывают Правительство Российской Федерации подписать «Конвенцию о правах человека в биомедицине» (Совет Европы, 1997). Дело в том, что в биоэтике появились такие новые направления, как моральные проблемы клеточной терапии, клонирования, генетического трансфера, генной фармакологии, проблемы лекарственной терапии, этические проблемы организации здравоохранения.

В наше время каждому ученому, каждому медику, который планирует биомедицинские исследования, необходимо помнить об обоснованности, методологической корректности, технической реализуемости и этической инновационности его теорий. Тем самым те задачи и ценности, которые обусловливают взаимосвязи науки, медицины и общества, уже не остаются чем-то неизменным по отношению к жизни человека, которая превращается в специфическую область научно-технологического воздействия ученых-медиков. Нельзя считать случайным то, что возникновение и развитие биоэтики связано с радикальными изменениями в биомедицине, медицинских науках да и в практическом здравоохранении. Они получают сегодня широкое распространение и в связи с успехами генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии и т.д.

Современные научные и технологические подвижки принципиально по-новому ставят вопросы об инновации и в сфере морали биомедицинской науки и технологии биомедицины. До недавнего времени считалось, что смысл этики науки состоит в соблюдении основных норм-условий по достижению достоверности знаний: беспристрастности, добросовестности ученых в научно-теоретических изысканиях, высокого профессионализма и скрупулезной чистоты при проведении экспериментов. Считалось даже, что результаты, полученные при соблюдении всех этих условий, непременно приносят людям пользу. В настоящее время стало очевидным, что следование только традиционным этическим принципам в научной деятельности не всегда дает позитивные результаты. Это означает, что все традиционные этические регуляторы науки и медицины сами нуждаются в инновационности.

Но на первый план оценки научного исследования живого выдвинулась биоэтика как фактор гуманизации и гармонизации отношений между учеными и общественностью. Инновационная суть биоэтики состоит в сопоставлении идеалов и принципов науки с более широкой моральной сферой - этикой науки и медицины, позволяющей привлекать внимание ученых и медиков к тем сферам научной и практической их деятельности, которые претендуют на радикальное изменение самой природы человека. Биоэтика ориентирует внимание на два момента. Первое - медицинское, которое нацеливает на формирование гуманных отношений между врачом и пациентом. Второе - это экологическое направление, ориентирующее на необходимость сохранения природных экосистем.

Проблемы биоэтики сегодня занимают важное место в системе профессиональной подготовки и переподготовки врачей и фармацевтов, в философско-этическом образовании аспирантов и докторантов. Она все больше проникает и в деятельность организаторов здравоохранения разного уровня. Дело в том, что биоэтика интегрирует нравственность и право и становится фактически сердцевиной гуманитарного образования и воспитания всех медицинских кадров. Целью биоэтического образования и воспитания медиков является повышение их нравственно-правовой культуры как неотъемлемой части профессионализма врачей и фармацевтов. Биоэтика ориентирует медиков на повышение морально-правового значения профессии, вырабатывает убеждение, что медик любого направления деятельности является представителем интеллигенции, несущим в массы просветительские идеи и гуманные ценности своей профессии, организатором современного здравоохранения и, конечно, гуманной личностью - образцом для подражания.

Осмысливая становление нового, биоэтического мышления и морально-этического поведения ученых-медиков и практических врачей, фармацевтов, следует помнить об особой уникальности любой научно-исследовательской деятельности в медицинской сфере, ее социокультурной значимости. В медицине происходит формирование принципиально иных прав и обязанностей во взаимоотношениях между врачами, медсестрами, фармацевтами и пациентами. Это влияет на становление качественно новой биомедицинской ментальности. Правда, в становлении биоэтической ментальности и мышления во всем медицинском сообществе (и у ученых-медиков, и у практических врачей) встречается немало трудностей и даже проблем. Одна из них - грубая подмена гуманных идеалов биоэтики обычными правовыми нормами и обыденными требованиями. Но ведь они не заменяют врачебную совесть как проявление высокой нравственной чистоты медицинского действа.

И еще одна принципиальная проблема, связанная с биоэтикой. Она состоит в том, что современные этические нормы и правовые требования оказываются в процессе дальнейшего расширения прав человека применительно к медицине своеобразным тормозом, способным сдерживать прогресс. Ведь основной поток ведущихся медицинских исследований, наиболее полно совпадающий со стандартными требованиями, ориентирован на «стандартного» пациента. Это взрослый доброволец, способный осознано и компетентно самоопределиться в отношении предложенного лечения с экспериментированием и дать информированное добровольное согласие на него. Однако на практике встречается немало отклоняющихся от нормы случаев работы со «стандартным» пациентом. Это касается неординарных ситуаций, когда пациенты расцениваются как особо уязвимые. Не подлежат экспериментированию в медицине дети, беременные женщины, люди с психическими отклонениями и т.д.

Особенно это касается инновационных правовых требований к современным науке и медицине. Здесь никак нельзя забывать, что они только тогда будут эффективны, когда будут нравственно оправданы и философски осмыслены. Разумеется, что никогда и никакие правовые санкции не заменят личной нравственности ученого и медика. Это особенно касается новых областей научного исследования на живом организме вообще. Так, все последние десятилетия характеризуются появлением принципиально новых научных дисциплин, исследующих природу жизни молекулярной биологии, биомедицины и др. Ученые-медики стремятся подвести эмпирическую базу для теоретического осознания роли наследственности в лечении тяжело больных пациентов. Они проникают в глубь клетки, продвигаясь далеко вперед в понимании сложнейших химикофизиологических процессов жизнедеятельности и таинственного генетического кода.

Радикальные инновационные акции в науке и в практической медицине ставят сегодня философско-этические проблемы. Актуализируются вопросы, связанные с определением начала и конца жизни. Осмысливается с морально-этических позиций приемлемость новых и разных критериев человеческой смерти, в частности критериев полной мозговой смерти и смерти мозга при продолжающейся жизнедеятельности систем дыхания и кровообращения. Теперь, когда люди перестали воспринимать смерть просто как страшный факт прекращения жизни и начали философски размышлять над проблемой сути и смысла жизни, ученые стали искать ответ на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности. А открываемые наукой и медициной возможности отодвинуть смерть (пересадка органов, генная инженерия и т.д. и т.п.) способствуют изменению отношения к естественной смерти.

 

 

===\\

===\\

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.007 с.)