Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика современной медицинской наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Медицинская наука - комплекс медико-биологических, клинических и социально-гигиенических дисциплин. Она развивается на стыке естественно-научных, социальных и гуманитарных дисциплин. В силу особенностей объекта и предмета медицины как науки она испытывает очень большую потребность в ее философском обосновании. Философия сегодня служит ей мировоззренческой базой и методологической основой в деле интеграции весьма дифференцированных медицинских наук в единую стройную систему. Ведь вне системы нет и не может быть науки. Системность в медицине способствует совершенствованию углубляющегося и расширяющегося ее научно-понятийного аппарата. К научной медицине можно прийти только через философию. Поэтому жизненно необходимо совершенствование философского образования медиков, обогащение их сознания гуманитарными (правовыми, историческими, психологическими, морально-нравственными) знаниями. В настоящее время современная философия переходит от двухмерного (диалектического) взгляда на мир к многомерному (синергетическому). Научное мировоззрение выступает в сознании как обобщенный образ доступной человеческому познанию части Вселенной. Оно как бы рисует понятийную картину мира, которая позволяет охватить мыслью все содержание науки в целом c единой точки зрения и оценить роль и место медицинской науки в целостной картине мира. Эта картина мира является философской моделью осмысленной части Вселенной, обеспечивающей на основе выработанных учеными принципов понимания (системность, детерминизм, эволюционизм) смысла конкретного знания, включая и медицинское. Наука в принципе немыслима вне системного подхода к изучению природы вообще, и человеческой в особенности. Он целостно решает фундаментальные проблемы человека в биологии и медицине. Под его влиянием преодолевается узость натуралистического, естественно-научного изучения человека. Задача состоит в том, чтобы систематизировать все открытия, сделанные в лоне науки и связанные непосредственно с человеческой природой. Современная медицина, опираясь на биологию и физиологию человека, познает и объясняет структуру и функции всех органов уникального человеческого организма. Однако обобщенный портрет человека, сотворенный медицинской наукой, пока явно не соответствует действительности. Научный образ человека от сложения разных данных никак не складывается в целостность. Огромная эмпирия фактов, накопленная отдельными медицинскими науками, с трудом поддается целостному комплексному осознанию. Каждая медицинская наука опирается на свои специфические методы изучения человека. А синтетическое знание о нем рождается не в результате простого соединения разрозненных эмпирических достижений, а путем философской интеграции множества обыденных мнений и научных знаний о человеке. В современной медицине открывается и новый объект в исследовании человека - характер воздействия на него энергии космоса, Солнца, условий географической среды и т.д. Замечено, что они влияют как на физическое здоровье, так и творческо-созидательную активность человека. Наряду с этим медикам сегодня необходимо изучать и духовно-волевой фактор социально-культурного воздействия на человека. Еще З. Фрейд (1856-1939) упрекал ученых-медиков: «Медицинские науки приучили нас постоянно во всех явлениях болезни искать их причины в грубо анатомических изменениях в организме, объяснять их химическими или физическими причинами и подходить к ним биологически, но как раз области душевной жизни, в которой находит свое завершение деятельность нашего удивительно сложного организма, вам совершенно не приходилось касаться» (Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М., 1922. Т. 1. С. 26). Современный период в развитии научной медицины противоречив и неопределенен. Практически во всех сферах медицины происходит глубокая переоценка прежних ее идеалов и духовных ценностей. На повестку дня встала, например, непростая задача переосмысления многих медицинских проблем, особенно в ее научной части. Речь идет о революционном преобразовании мышления медиков. На этот процесс сильное воздействие оказала биоэтика, создание доказательной медицины и мн. др. ее направления. Все они сориентированы на «суверенитет комплексного человека», его биопсихосоциальную целостность, изучаемых в едином комплексе естественно-научных, политико-экономических, социально-культурных, психологических, философских знаний. Все науки о человеке опираются на диалектическое единство системно-структурного и эволюционно-генетического подходов. Эти подходы как никогда актуальны, так как человечество вступает в золотой век биотехнологии и биомедицины. Они обещают излечение от многих болезней, и даже продление активной жизни. Причем современная биомедицина, сделав первые шаги, уже достигла немалых успехов. Произошли позитивные подвижки и в профилактической медицине, и в клинической практике. Это, конечно, не может не радовать людей, но многое вызывает и беспокойство. Не гарантированы последствия биомедицинских экспериментов на животных, да и на самом человеке. Есть проблемы с трансплантацией человеческих органов, искусственным оплодотворением, проведением абортов. В мире дискутируют и по поводу якобы профессиональной обязанности медиков облегчать участь безнадежно больных, т.е. помогать наступлению у них легкой смерти (эвтаназии). Это актуализировало морально-нравственные проблемы не только в медицине, но и во всей системе здравоохранения. При этом надо учитывать, что в наши дни острый характер приобретает проблема интеллектуальной и духовной деградации части людей, роста психических расстройств из-за чрезмерной, часто негативной информации. Негативные информационно-психологические воздействия влекут серьезные последствия в духовной и социальнополитической жизни людей и всего общества. Они способны серьезно нарушить нормальное функционирование и жизнедеятельность общественных структур. Ведь здоровье человека является не только медико-биологической, но и социокультурной составляющей, зависимой как от природных условий жизни, так и от степени развитости общественных связей и отношений. И если человек получает здоровье как некий дар природы при рождении, то от состояния общества зависит - сохранится ли этот дар или истощится. Социально-культурные составляющие здоровья человека получают сегодня отражение, прежде всего, в выработанной медиками философско-социологической категории «общественное здоровье». Среди философско-методологических проблем ученых-медиков важное место занимает вопрос о соотношении исследования общественного здоровья и здоровья личности в медицинской отрасли познания. Поэтому можно сказать, что предметом научной медицины является тот аспект жизнедеятельности человека, который представлен его здоровьем и болезнью, нормой и патологией во всем многообразии и своеобразии их общественных связей и зависимостей. Все более утверждается тезис: болезнь человека - это прежде всего болезнь его образа жизни и повседневного поведения. Поэтому все большее внимание уделяется социально-экономическому и экологическому аспектам болезни и здоровья человека. К сожалению, изучению механизма здоровья, проблемам санологии пока не уделяется необходимого внимания. Медицина имеет богатый опыт борьбы с болезнями, но до сих пор не располагает таковым в отношении укрепления здоровья практически здоровых людей. Разработка научно-теоретических и философских основ медицины предполагает опору на базисные методологические и мировоззренческие принципы, адекватные специфике новой теории. Характер и направленность медицинской теории в решающей степени зависит от решения социально-биологической проблемы. От научного понимания этой проблемы во многом зависит понимание сущности здоровья и болезни человека, этиологии, патогенеза, диагностики, профилактики, реабилитации и т.п. Природа человека биологична, а его сущность социальна. Это означает, что организм человека развивается и функционирует, прежде всего, по законам биологии. Болеет организм человека также в основном в соответствии с эволюционно, филогенетически сформировавшимися типовыми патологическими процессами, такими, как воспаление, лихорадка, регенерация и т.п. Но социальный образ жизни личности модифицирует, специфицирует и усложняет проявление биопатологических закономерностей. Медицинские исследования и философское осмысление их достижений призваны, прежде всего, нацеливать медиков на самостоятельность и критичность мышления, умение своим разумом созерцать невидимое, понимать скрытые от глаз унифицированные процессы. Это позволяет вырабатывать у них самобытное искусство увязывать знания с практическим опытом врача. Поэтому врач должен не только много знать, но и хорошо уметь делать то, чему его научили, понимать смысл его профессионального вмешательства в живой организм. Н.И. Пирогов предупреждал, что «школа только тогда достигнет своего назначения, когда вышедший из нее ученик будет понимать, что такое научная истина, - когда ему будет указано, что такое истинная наука и когда он научится вырабатывать ее из себя самого, сознательно и самостоятельно» (Пирогов Н.И. Избр. педагогич. соч. М., 1953. С. 118-119). Таким образом, научно-медицинское познание как уникальный способ получения целостного знания о человеке, его организме, духовности объединяет и интегрирует различные формы исследования: теоретические и экспериментальные. Гуманный характер медицинских задач выходит далеко за пределы просто научной дисциплины, которая в значительной степени становится философской сферой научного исследования и решения человеческих проблем. Современная медицина, представляя сложную систему дисциплин, развивается во взаимодействии с естественными, техническими, гуманитарными и философскими науками. Ее объектом остается человек: в норме и патологии, здоровый и больной. Это значит, что исходным объектом медицины являются социально-биологическая, философско-нравственная, морально-этическая сферы человеческой жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.215 (0.012 с.) |