Проблема познания в гносеологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема познания в гносеологии



В настоящее время сам факт познания изучается философией науки, но не только. Проблема познания как источника человеческого знания исследуется когнитивной (лат. kognition - познание) психологией, логикой, методологией, историей науки, науковедением, социологией знания и т.д. Все эти науки вносят свой ценный вклад в познание природы познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно в принципе квалифицированное или успешное исследование сути и смысла познания. Однако сущность познавательного отношения человека к миру является предметом философского осмысления. Проблемы познания - это пути достижения истины, соотношение научного и вненаучного знания, познание и переживание, т.е. широкий круг вопросов, касающихся познавательной реальности, изучается гносеологией - философской дисциплиной.

Фактически философско-методологическая разработка теории познания началась с научных исследований ученых XVII-XVIII веков. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант сделали гносеологические проблемы душой философских учений. У Ф. Бэкона (1561-1626) в центре внимания оказался чувственный опыт как источник истинного знания. Чувственное познание стало именоваться эмпиризмом (греч. empeiria - опыт). А вот философско-методологические рассуждения Р. Декарта (1596-1650) по поводу познания коснулись потенциальной возможности человеческого разума. Такого рода познание получило название рационализма (лат. racio - разум). Декарт сформулировал метод вопрошания и метод сомнения.

Философско-методологический анализ смысла познания в различных сферах мира природы и общества жизненно необходим для развития всех теоретических разделов любой науки (включая медицинские). Одновременно он нужен и для научного прогресса самой философской мысли как методологического основания общей теории познания. В современной философии ведутся острые споры о характере познания. Так, К. Поппер (1902-1994) считает, что хотя наука прилагает все возможные усилия, чтобы обнаружить истину, мы понимаем - нельзя быть до конца уверенным, что мы нашли ее. Вместе с тем человечество выработало средства, чтобы преодолеть подобную неопределенность. Оно научилось со значительной долей уверенности выбирать из двух теорий лучшую. Следовательно, мы прогрессируем, и именно это знание для большинства из нас компенсирует потерю иллюзии окончательности и достоверности наших суждений.

Важнейшим в гносеологии является вопрос: что такое знание, каково его строение и как оно возникает? Знание ведь давно рассматривается как высшая форма отражения действительности, а последнее, в свою очередь, как особое фундаментальное свойство материи. Для философии (гносеологии) эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности познания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные проблемы сознания (мышления) человека. Сознание выделяет человека, прежде всего, как своеобразную реальность мира, как носителя особых способов взаимодействия с окружающей природной и культурной средой, включая управление ею. Сознание не только отражает в идеальных формах мир, но и творит знание о нем, и преобразует его самого.

Понятия «сознание» и «познание» имеют общий корень - «знание». Однако явления, обозначаемые этими словами, хотя внутренне и связаны между собой, но они далеко не тождественны и тем более неоднозначны. Познание обозначает процесс движения мысли к знанию, а сознание - это некое состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира в его жизнедеятельности. Всякая философская концепция сознания выражает собой содержание, получаемое в результате этого процесса постижения предметов, явлений и процессов, происходящих в природе и обществе. Сознание – это некое состоявшееся переживание и понимание чего-либо. В философии это способ человеческого бытия. Что касается познания, то оно всегда было и есть духовный акт, в котором нечто постигается в виде знания о нем.

В сфере культурного развития человечества гносеология сложилась как некая сфера исследования врожденного человеческого свойства познания мира задолго до появления современной науки. Философско-познавательное истолкование сути и смысла научного исследования началось много позже, а именно там и тогда, где и когда теоретические конструкции (научные взгляды, идеи, знания) стали интерпретироваться с точки зрения их соответствия реальному бытию, т.е. истинности знания или возможности приписать ему статус собственного реального существования. Это стало возможным, когда философская или гносеологическая интерпретация новых идей, с одной стороны, выглядела уже как приложение некоторых общих принципов теории познания к анализу специальных случаев, а с другой, - как своеобразная ассимиляция новых научных результатов. А иногда и пересмотра некоторых общих гносеологических постулатов проблем познания.

Познание возможно в результате синергетической (греч. synergeia - совместное действие) работы чувств, разума, волевой устремленности человека к раскрытию тайн мира. Познавательная синергетика развилась задолго до появления самой науки познания и практического освоения действительности. В любом виде познания преследуется цель получения зна ния о природе и обществе и о взаимосвязях между ними. Такие цели в познании мира и общества, а также самобытного объяснения их бытия выполняют наряду с философией религия, искусство, но прежде всего - наука как особая творческая деятельность постижения мира. Вл. Соловьев (1853-1900), размышляя о сути познания, высказал мысль, что «человечество знает гораздо больше, чем до сих пор успело высказать в своей науке и в своем искусстве» (цит. по кн.: Бердяев Н. Русская идея. М., 1990. С. 188).

В настоящее время познание рассматривается гносеологией как общественно-исторический целенаправленный процесс приобретения знания, обоснования его истинности и полезности. Оно постоянно углубляет, расширяет, совершенствует и воспроизводит новое знание. Познание можно представить как сознательное исследование самого мира и многообразия его объектов, как целенаправленную мыслительную деятельность человека по раскрытию и объяснению секретов мира, общества и его самого. Познание - это результат активного взаимодействия исследователя с природой и обществом. Это делает познание преднамеренным, осознанным мыслительным актом по творческому «конструированию знаний» (И. Кант) о мире. Виды и формы познания многообразны и специфичны. Они отвечают потребностям и интересам человечества и зависят от его возможностей и средств получения достоверных знаний о мире вещей и предметов, явлений и процессов, связей и отношений между ними.

К основным видам познания гносеология относит: а) обыденное познание, которое основывается на повседневном опыте людей и на его здравом смысле; б) художественное познание, базирующееся на чувственно-образном восприятии действительности; в) мистико-религиозное познание, для которого характерно фантастическое представление о мире людей и мире ином - трансцендентальном. Все эти виды познания схожи приемам кладоискателей, которые всегда что-то ищут. Но есть целенаправленный вид познания мира, постигающий истину или точное знание. Это - научное познание. Особенностью этого вида познания является его системность и доказательность, наличие точных методов постижения мира, общества, человека. Конечно, есть и другие виды познания типа технического, медицинского и т.д.

Органично связано с обыденным, эвристическим, интуитивным и научным видами познания клиническое познание медиков. Его специфика в том, что на базе законов химии, биологии, физиологии и т.д., а также зафиксированных принципов самой медицины врачи ставят диагнозы болезни и определяют пути лечения. Это - некий философский способ нахождения и объяснения нового знания, полученного в медицинской теории и практике. Медицинское (клиническое) познание многогранно, ибо оно безгранично в содержательном направлении постижения причин и методов лечения. Различие между ними состоит в основном в целевых установках. Главная цель медицинского познания состоит в том, чтобы точно устанавливать диагноз и находить оптимальные способы лечения на основе известных норм и принципов. Ключом к медицинскому познанию является узнавание или отличие известного заболевания или какого-либо явления по аналогии.

Характерной чертой медицинского познания является в основном его эмпирическое мышление. Питательной почвой эмпирического мышления медиков является его стихийное господство в лечебной практике. Причем сама теоретическая составляющая медицинского познания стремится к принципу этого мышления как якобы самому здравому, а потому и жизненному. Господствующая форма медицинского познания как бы ассимилирует (лат. - assimilation - уподобление) именно те концепции, которые наиболее выражают его дух, дух клинического мышления. Однако узкогносеологический подход к проблеме медицинского познания грешит односторонностью, не говоря уже о том, что внутри гносеологии существуют различные и даже прямо противоположные школы.

Итак, любой вид познания - обыденное, религиозное, художественное, медицинское, научное - в значительной степени определяется потребностями и интересами людей. Всякий вид познания формирует мировоззренческий каркас в сознании личности и развивает потенциальные возможности человека. Именно поэтому крайне ценен всякий вид познания, добывающий и перерабатывающий знания, информацию. Именно они помогают человечеству не только выжить, но и жить по-человечески, независимо от того, каким способом получено то или иное знание, является ли оно строго научным или религиозным, теоретическим или эмпирическим, логично доказанным или интуитивным. Современная гносеологическая концепция познания позволяет человечеству вернуться к устойчивому развитию, интегрирующему имеющиеся знания и синтезирующему все виды познания.

При всей очевидной значимости гносеологии в познании мира и всех его атрибутов следует отличать ее от другого раздела теории познания - эпистемологии (греч. episteme - наука, знание, умение и logos - учение, слово). Поскольку знание, как уже было сказано, постигается не только наукой, а и многими другими формами познания, гносеология осмысливает сущность любой познавательной дисциплины. Независимо от типа и способа познания было бы ошибочно отождествлять гносеологию с эпистемологией. Конечно, современная гносеология во многом ориентирована на постижение именно научного знания, однако эта тенденция не дает основания для полного совпадения гносеологии и эпистемологии. Дело в том, что в эпистемологии научные знания выходит за рамки философского исследования. Они обладают особым статусом обоснованности, достоверности, доказательности, что отличает их от всех других видов и форм знания, включая медицинские.

В настоящее время гносеология и эпистемология находятся в центре многих наук о человеке - начиная с биологии, физиологии, психологии, социологии и, кончая, естественно, философией науки и медицины. Ни одна частная наука, тем более целостная комплексная научная система познания подобно научно-медицинской, не могут успешно решать свои исследовательские задачи без философскодиалектического осмысления самой сущности природы человека, возможностей его познания, границ и условий достижения их научной достоверности. Непосредственным инструментом медицинской науки был и остается диалектико-материалистический метод мышления, который включает в себя содержание марксистской философии, внутри которой получили разрешение многие проблемы теории диалектического познания.

Большинство философов и ученых сходится во мнении, что познание - это процесс освоения мира, общества и человека. Это есть целенаправленный поиск истинного знания о них. Потребность в философском осмыслении познания возникла и существует сегодня, как жизненная потребность осознанно адаптироваться (лат. adaptatio - прилаживание, приспособление) к постоянно изменяющейся среде обитания. На заре своей истории люди еще бессознательно, стихийно приспосабливались к реально существующим объективным процессам природы. Но постепенно в своей практически-преобразовательной деятельности они познавали их и следовали этим взаимосвязям и взаимоотношениям, которые складывались в природе и обществе. Познав их суть, мыслящие люди поняли, что должна быть создана теория когнитивной (лат. cognition - знание, познание) информации (лат. information - осведомление), извлекаемой из окружающей среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.011 с.)