Становление и развитие биоэтики как науки о самоценности жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие биоэтики как науки о самоценности жизни



Наука о жизни вообще - это биология (греч. bios - жизнь и logos - учение). Она основывается на данных таких наук, как ботаника, зоология, медицинская антропология, физиология, психология и т.д. В последние десятилетия новой научной дисциплиной о жизни стала микробиология, использующая богатую эмпирическую базу для объяснения наследственности. Взаимоотношения живых существ со средой исследуют экологи. А жизнедеятельность организма от его зарождения, развития и до смерти составляет предмет истории развития. Проблемами жизни занимаются также все гуманитарные науки. Их интересует сущность и смысл человеческой жизни. Наукой о разумной жизни людей давно называют философию. А теперь появилась научная дисциплина о самоценности жизни - биоэтика. Ее главная задача - осмысливать жизнь как таковую в современных условиях ускоренного научно-технического развития, упреждать все возможные негативные последствия от неосторожного или некомпетентного воздействия на жизненные процессы.

Немецко-французский мыслитель, врач, теолог, культуролог, лауреат Нобелевской премии мира (1952) А. Швейцер (1875-1965) писал и говорил о жизни вообще как о всеобщей ценности. Человеческую жизнь он рассматривал как наивысшую ценность и трактовал общественный прогресс как духовное явление. Идея Швейцера - «благоговение перед жизнью». Оно виделась ему как мировоззрение, в котором рядом сосуществуют миро- и жизне утверждение, мораль и нравственность, - целиком основанные на гуманизме. Благоговение перед жизнью означает в его учении стремление к любви жизни, которая сама по себе хочет жить. Жизнеутверждение - это есть некий духовный акт, в котором человек перестает жить бездумно и посвящает себя своей жизни с благоговением, чтобы возвысить ее до высшей или истинной ценности. Добро, согласно мыслителю, это и есть благоговение перед жизнью или способствование ей в возвышении, развитии до наивысшей ценности - самоценности.

Уже на ранних этапах становления науки и медицины философами ставился вопрос о самоценности жизни вообще и особенно человеческой. В наше время наметился прогресс в осмыслении жизни, ее сохранении и качественном преобразовании. В науке и медицине возникли тенденции, далеко выходящие за пределы чисто этических отношений врача к пациенту. Российские мыслители, особенно медики, как в прошлом, так и в наши дни трактовали и трактуют жизнь человека как самоценность или как самодостаточную ценность. «Этика жизни бросала вызов смерти как впадению в хаос. Борьба со смертью, - пишет врач и философ медицины Ю.Л. Шевченко, - один из постулатов этики жизни, с которым связано ценностное отношение к жизни и к биосфере, выражение в благоговении перед жизнью, в любви к жизни, в том числе и в религиозном принятии жизни как благодати» (Философия медицины. М., 2004. С. 313).

В условиях современного развития цивилизации особенно актуальными в науке вообще и биомедицинской в частности становятся проблемы морали и нравственности. При любом их понимании они неразрывно связаны с научным познанием и справедливостью. Сократу приписывают слова: «Всякое знание, отделенное от справедливости или других добродетелей, представляется плутовством, а не мудростью». Поэтому в научном познании вообще, но особенно в научно-медицинском исследовании человека встала ключевая задача философского осмысления диалектической взаимосвязи исследования и интеллектуального развития ученых с их нравственными качествами, закрепленными в определенной системе морального характера их личной жизнедеятельности. В настоящее время среди ученых, специалистов-медиков и даже широких слоев общества отмечается повышенный интерес к проблемам проведения биомедицинских исследований в животном мире.

Сегодня морально-нравственная парадигма обогатилась принципиально новым философским концептом - биоэтикой. Биоэтика - это качественно новая гуманная и гуманитарная морально-нравственная наука, исследующая сферу сохранения и обновления жизни и новых форм взаимосвязи врачей и пациентов при лечении ряда неоднозначных заболеваний. В медико-клинической практике она сложилась в 60-х годах прошлого столетья. Термин «биоэтика» впервые был употреблен американским ученым-биологом и врачом-онкологом Ван Ренселером Поттером (1911-2001) в 1969 году. Он предлагал новую морально-нравственную дисциплину - биоэтику в старом духе этического натурализма - как научную концепцию, ставящую задачей выработку новых моральных и правовых требований при проведении исследований, связанных с риском для жизни вообще, т.е. живой природы.

Ученый и философ науки призвал объединить усилия представителей естествознания и гуманитарных дисциплин для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни людей. По Поттеру, «наука выживания должна быть не просто наукой, а мудростью (философией), которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента - биологическое знание и общечеловеческие ценности». Правда, через некоторое время смысл термина «биоэтика» существенно изменился. На первое место выдвинулись, прежде всего, задачи междисциплинарных исследований: антропологических, социальнокультурных, моральных и правовых проблем. Биоэтика стала привлекать самое пристальное внимание политиков, философов, ученых, медиков, юристов, религиозных деятелей и т.д.

Биоэтика сегодня ориентирует ученых и медиков на повышение моральной и правовой ответственности при любом научном исследовании, так или иначе связанном с воздействием на мир жизни. В. Поттер убеждал, что применение принципов биоэтики в практике исследования (но особенно в преобразовании естественных объектов природы) не должно ограничиваться сферой только живой природы. Биоэтика должна стать междисциплинарным полем исследований всей человеческой жизнедеятельности, объединяя философские проблемы с вопросами права, социологии, антропологии, культурологии, психологии, религии и т.д. Принципы биоэтики стали центральными в научно-медицинской сфере. Здесь они стали ее разновидностью в виде биомедицинской этики как философского осмысления актуальных проблем здравоохранения (научно-медицинского исследования, биомедицинских технологий, практической медицинской помощи и т.д.).

Основное отличие биоэтики от традиционной медицинской этики, деонтологии - в том, что последняя носит сугубо корпоративный характер. Она рассматривает врача в качестве единственного нравственного субъекта, воздействующего на пациента, который в принципе пассивен. Ведь пациент (лат. patiens - страдающий) традиционно в медицине рассматривается как абсолютно зависимый от врача человек и поэтому вынужден всегда быть пассивным. Биоэтика же исходит из принципа личностной активности пациента, который, будучи субъектом морали, вступает в сложные диалогические отношения с другими субъектами - врачами и учеными. В центре биоэтического сознания оказывается идея автономии человека, его неотчуждаемое право самостоятельно принимать наиболее важные решения, касающиеся его собственной жизни и здоровья.

Современная этическая доктрина состоит из четырех основных моделей:

• этика Гиппократа;

• этика Парацельса;

• деонтология;

• биоэтика.

Об этических моделях Гиппократа, Парацельса, деонтологии уже многое сказано. А у биоэтики есть пока не осознанные специфические сюжеты. Одним из таких сюжетов являются конфликты (лат. conflictus - столкновение), порождаемые научно-техническим прогрессом, т.е. появлением современных технических средств и биотехнологий. Эти конфликты отражают острые противоречия, возникшие между достижениями естественных наук в сфере жизни и возрастающей ависимостью человека от техники и биотехнологии. Поэтому биоэтика обращена к человеческим измерениям науки и, конечно, медицинской и фармацевтической деятельности ученых и медиков.

Во многом благодаря воздействию биоэтики произошли заметные изменения в укреплении здоровья людей. Побеждены заболевания, порождавшие массовые эпидемии (чума, натуральная оспа). В результате разработки научных терапевтических методов лечения значительно увеличилась продолжительность жизни людей. Найдены эффективные способы лечения ряда болезней, считавшихся прежде неизлечимыми. Но, к сожалению, человечество поражают и новые болезни, даже более жестокие и изощренные, мимикрирующие, стремящиеся «обмануть» иммунную систему. А с ХХ века уровень заболеваемости стал расти просто в геометрической прогрессии. Научно установлено, что главной причиной этого возрастания стал стресс. Несомненно, современный научный прогресс в биомедицине и фармации должен сопрягаться с духовным самосовершенствованием людей.

И если философы и ученые, врачи и фармацевты, познающие и осмысливающие проблемы современной жизни людей посредством принципов биоэтики, не будут постоянно напоминать ученым-исследователям, политикам, всем тем, кто имеет какое-то отношение к людям, об их личной ответственности за все ими содеянное, о современных морально-нравственных принципах и правовых нормах в их деятельности - человечество может очень быстро деградировать. Внедрение в сознание всех ученых и медиков принципов биоэтики должно привести в итоге к революции в их мышлении. Не подлежит сомнению, что медицина призвана оказывать гуманитарное влияние на судьбу человечества. Ведь смысловым стержнем биоэтики стало учение о сохранении жизни как высшей культурной ценности. Ее принципы надо распространить на всю биосферу как доминанту сохранения и улучшения всей живой природы на Земле.

Но, прежде чем философски осмыслить необходимость бережного отношения к жизни, надо дать ей более или менее научное определение. Научные исследования живых объектов показали, что в живых организмах действуют в принципе те же самые физические законы, что и в неживой природе. Но, несмотря на многочисленные и при этом противоречивые суждения, в наше время считается, что главным моментом, определяющим суть живой природы, является способность к самовоспроизведению и самоуправлению, посредством которых жизнь только и самосохраняется в смене череды поколений. Еще в 30-е годы ХХ века В.И. Вернадский высказал мысль, что жизнь есть изначальное свойство биосферы в целом. Таким образом, области познания и сохранения жизни как в биологии, так и в философии объективно соединились в понимании глобальной задачи человечества - сделать все, чтобы сберечь естественный генофонд земной жизни. Вот этой ключевой задаче и служит теперь новая комплексная наука - биоэтика, которая не является корпоративной этикой.

Вопрос о содержании этой новой этической дисциплины возник в связи с осмыслением последствий научных достижений, которые вызвали недоверие общественности к ученым, проводящим рискованные эксперименты (пока на животных). Появление биоэтики связывают с новейшими биомедицинскими экспериментами. Так, в 1996 году в Англии клонировали овечку по имени Долли. В 2000 году клонировали уже пять поросят. А сегодня многие виды животных удачно клонированы и живут своей «естественной» жизнью. Еще более дерзкий научный эксперимент провели ученые Гавайского университета (США) со спермой мышей, которая, будучи охлажденной до безжизненного состояния, вновь реконструировалась и использовалась для оплодотворения женских особей. Исследование показало, что структуры ДНК в половых клетках устойчивы к внешним воздействиям. Открывается перспектива хранения семени лабораторных сельскохозяйственных животных, а может быть и человека.

В 1997 г. Всемирная организация здравоохранения приняла решение о запрещении клонирования организма человека. Многие генетики считают клонирование человека неприемлемым как с моральной, так и с научной точки зрения, как «селекцию людей с особо ценными геномами». Это носит скорее гипотетический и спекулятивный характер, чем научно-практический. Исходя из гуманитарных целей, биоэтика требует беречь жизнь вообще и особенно быть аккуратным при воздействии на человеческий организм и психику. Врачам необходимо помнить слова И.П. Павлова (1849-1936), что «человек - неповторимое уникальное одухотворенное существо, предназначенное по своей природе и сущности к творческой созидательной деятельности, достойной веры, надежды, любви». Воздействуя на морально-этические взгляды врачей, необходимо больше внимания уделять развитию у них профессиональных и философско-нравственных личных качеств.

Отсюда следует вывод: 1) содержание биоэтики должно вытекать из достижений всех естественных наук и прежде всего биомедицины; 2) биоэтика не должна противоречить здравому смыслу, когда он опирается на обширный эмпирический материал практической медицины. Эти требования к биоэтике служат целям формирования у всех ученых, врачей, фармацевтов, да и у всех специалистов самого уважительного отношения к жизни. В рамках общих традиций и тенденций развития культуры каждая эпоха предъявляла ученым и медикам все новые и новые требования к их морали долженствования, которые выражались в идеалах, принципах гуманизма. Поэтому философское осмысление гуманных мотивов исследования жизни в современном естествознании, в новых научных теориях биомедицины привели к пониманию необходимости формирования науки биоэтики, которая лежит на стыке философии, этики, социологии, юриспруденции, биологии и медицины.

Биоэтика становится нравственной доктриной в науке и в медицине. Она должна стать демиургом нравственного здоровья общества, так как задача самосохранения жизни в ее естественном состоянии дает надежду на утверждение прав человека на свободное, самостоятельное определение своей творческой жизнедеятельности. Биоэтика привлекает внимание всех ученых и медиков к осознанию смысла феномена смерти как неотъемлемой стороны развития мира. Это тема не нова: о смерти написано не меньше, чем о жизни. Наряду с биологией уже сто лет существует танатология - наука о смерти. С середины ХХ века в западной Европе увлеклись изучением смерти путем экспериментов над собой. Именно они позволяют судить о том, что граница между жизнью и смертью весьма относительна. А поскольку человек, в отличие от животных, сознает неотвратимость своей смерти, она выступает для него конституционным фактором его философии жизни.

Впервые о праве ухода из жизни заявил философ и назвал его эвтаназией (греч. eu - хорошо, thanatos - смерть). Это был Ф. Бэкон. Он видел в эвтаназии «легкую смерть» в противоположность мучительной смерти. Могут ли люди обладать правом выбора образа жизни и ухода из нее? Нет, невозможно пока легализовать эвтаназию в современном мире и России. Но сторонники у эвтаназии есть, и они настаивают, чтобы она стала фактом реализации свободы воли человека, его осознанным и информированным выбором. А такой выбор с необходимостью предполагает наличие у пациента корректной, но объективной информации о диагнозе или трагическом прогнозе его заболевания. Согласно данным социологических опросов, проводившихся в разных странах, в том числе и в России, большинство врачей негативно относятся к эвтаназии. Как показывают опросы, проведенные среди московских врачей, некоторые молодые врачи считают допустимым в исключительных случаях применять эвтаназию (Введение в биоэтику. Учебное пособие. М., 1998).

Но что бы там ни говорили, что бы ни писали, как ни рассуждали бы об эвтаназии: за или против, врач обязан делать все от него зависящее, чтобы вернуть пациенту здоровье, охранить его от мук боли или «divinum opus - cedare dolorem», что означает божественное дело - успокаивать боль. Устранение боли, даже умеренное увеличение продолжительности энергичной и творческой жизни пациента или сохранение молодости его души и тела без увеличения продолжительности жизни сделает смерть менее приемлемой, и обострит желание больных людей отдалить ее. Все это и делает врача истинным гуманистом - хорошим специалистом, милосердным человеком. Эти качества должны проявляться всегда и везде: дома, и на работе, при общении и с больными, и с их родственниками и т.д. Несомненно, что современный врач должен обладать и развитым чувством гражданской ответственности.

Но этого недостаточно: проблему эвтаназии надо рассматривать шире и глубже, т.е. философски, она не в том - разрешать или не разрешать эвтаназию. «Заповедь «не убий» особым образом относится к эвтаназии, - пишет американский мыслитель П. Куртц, - которая может быть совершенна, поскольку имеет под собой собственные моральные основания. Если человек в страшных мучениях умирает от неизлечимой болезни и просит ускорить его смерть, то мы можем чувствовать моральную обязанность помочь больному умереть быстрее. Моральным оправданием этого являются милосердие и доброта» (Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М., 2002. С. 30).

Фундаментальная проблема для современной медицины и ее философии состоит в том, что в новых научных, социально-культурных условиях, далеко выходящих за традиционные, размывается сам прежний смысл медицины, ее социальный идеал - лечение. Сегодня уже зримы новые цели медицины - беречь и улучшать все параметры человека и укреплять его творческой потенциал в созидательной жизнедеятельности. Однако у общественности не без основания возникает серьезная озабоченность. Она, к примеру, связывается с ожиданием, что развивающаяся биомедицинская технология в будущем будет активно вмешиваться в биопсихологический механизм. Доступ к генам и контроль генетического аппарата несет в перспективе беспрецедентные возможности контроля общества над своими собственными биопсихологическими основаниями. А это представит серьезный морально-нравственный вызов, чреватый колоссальными этическими и правовыми конфликтами в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.017 с.)