Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Болезнь и патологический процесс

Поиск

Болезнь - это такое состояние организма человека, которое обусловлено некими нарушениями структуры и функций. В основе этого состояния всегда лежат некие нарушения гомеостаза - уравновешивания всех жизненных процессов внутри организма и его отношений с внешней средой. Клиницисты называют болезнью состояние, сказывающееся отрицательно на всем организме и психике. Она есть естественный процесс, органично вплетенный в ткань биологической жизни человека. Этот процесс в принципе даже необходим для развертывания физиологических систем резистентности (лат. resisto - сопротивление) организма к агрессивной среде при индивидуальной или видовой эволюции человека. Она сопровождается соответствующей клинико-анатомической симптоматикой, от местно протекающего патологического процесса, имеющего ограниченную локализацию и не влияющего на состояние организма.

Термином «патологический процесс» врачи пользуются, как правило, тогда, когда характеризуют тот или иной частный случай нарушений процессов жизнедеятельности, например, такие, как некроз, дистрофия, тромбоз и др. Впрочем, нередко медики термины «болезнь» и «патологический процесс» употребляют как синонимы. Основой учения о болезни стала единая для всех нозологических (греч. nosos - болезнь, logos - учение) форм система их развития, т.е. именно та строгая последовательность ряда этапов, которые проходит любой патологический процесс вне зависимости от характера повреждающего агента, локализации патолого-анатомических изменений и особенностей реактивности организма и многих других объективных условий.

Как уверяют клиницисты и патологи, всякая болезнь есть сложная совокупность патологических процессов. Причем не всякий патологический процесс является болезнью. Патологический процесс лишь часть болезни организма. Это местное выражение болезни, т.е. локальные качественные изменения, происходящие в клетках, тканях и органах, которые в совокупности ведут к болезни. Поэтому понимание диалектики соотношения понятий «болезнь» и «здоровье», отражающих патологический процесс, имеет большое значение не только для специалистов клинической, но и для социально-профилактической и паллиативной (фр. paliatif - полумера) медицины. Выдающийся ученый, врач и философ медицины И.В. Давыдовский (1887-1968), определяя болезнь как процесс адаптации к среде, не считал ее незыблемым состоянием. Она подвержена влиянию не только со стороны среды обитания, но и времени.

Любая болезнь имеет свои ступени и стадии развития, т.е. свой патогенез (греч. pathos - болезнь и genesis - возникновение). Болезнь есть выражение общего реагирования организма на изменения внешней и внутренней среды с целью поиска гомеостаза. Это нормальное в принципе явление в жизни человека. Более того, «болезнь - это та жизнь, которая выступает как форма приспособления организма к условиям существования» (И.В. Давыдовский). С общебиологических позиций или позиций вида она даже полезна. Но для индивида болезнь - это уже риск гибели организма. Болезнь как состояние организма есть одно из проявлений и одновременно один из механизмов естественного отбора, направленных как на приспособление, так и на совершенствование этого вида к изменяющейся среде обитания людей.

В связи с этим небезынтересна точка зрения Н.К. Хитрова, который считал, что для индивида болезнь имеет двойственное значение: негативное и позитивное. На мнение, что болезнь есть шаг к смерти, можно возразить: в экстремальных ситуациях, вследствие активизации механизмов приспособления, болезнь дает возможность болеть, т.е. получить шанс на выздоровление, а не умирать сразу. Здоровье упреждает заболевание, а болезнь предупреждает немедленную гибель биологической системы (см. Совещание по философским проблемам современной медицины. М., 1998. С. 51). Это и есть диалектика единства и борьбы противоположностей. Они являются проявлением единого сложного взаимодействия физиологических и патологических процессов, нарушения и восстановления физиологических процессов.

Проблема болезни не только центральная в медицине. Она давно волнует ученых и философов. Осмысливая эту проблему, А. Бергсон (1859-1941) - французский философ-интуитивист тоже утверждал, что болезнь так же нормальна, как и здоровье. Например, инфекционные заболевания нужны для полноценного «созревания» системы иммунитета, которая необходима не только для борьбы с инфекцией, но и противоопухолевой защиты. Не случайно все успехи медицины в борьбе с инфекциями сопровождаются увеличением количества онкологических заболеваний. С другой же стороны, «излечивая» человека от глистов (миллионы лет с ними люди жили), медицина тем самым обрекает человека на метаболические расстройства (Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994).

Естественно, что современная медицина, препятствуя «полноценному развитию» болезни, одновременно блокирует важный комплекс всех механизмов прижизненного адаптирования человека не только к окружающей среде обитания, но и к внутреннему миру. Это ведет к тому, что в самой динамике индивидуальной жизни лечение больного представляет не какой-то локальный акт, а выбор новой парадигмы существования. Лечение формирует у больного некую медицинскую зависимость, так как медицина во всей последующей жизни человека может сводить к минимуму проявления вторично развивающихся нарушений. Именно в этом отношении болезнь и можно трактовать как нормальную форму подлинно человеческого состояния (в онтогенетическом смысле). Интерпретируя данное воззрение, можно смело утверждать, что именно болезнь сделала человека человеком, ибо она способствовала качественному скачку в степени его самоидентификации.

Болезнь может протекать и без патологического процесса, в то время как он всегда сопровождается болезнью. Поэтому термин «патологический процесс» указывает на безуспешность протекания адаптивных реакций в организме при болезни. Патологический процесс - это, можно сказать, «дефект болезни» или ее клиникогистоанатомический комплекс нарушения на органотканевом или ферментном (молекулярном) уровнях. Болезнь определяет негативное состояние организма человека. В процессе «поиска» гомеостаза с помощью филогенетически сложившихся систем (независимо от характера болезни, т.е. при любых обстоятельствах) патологический процесс указывает или на «поломку» в самих системах приспособления и на несостоятельность их адаптивной функции, или на «поломку» в системе защищаемой ими ткани.

Понятие «патологический процесс», конечно, входит в понятие «болезнь», но не подменяет его, являясь частным моментом отражения целостной картины болезни. Оно указывает на некую поломку (а не поиск при болезни) адаптивных систем. Патологический процесс и болезнь часто совпадают по времени. Патология человека во всех ее видах создает базу для самообъективизации самого человека. Развитие медицинской практики осмотра-обследования, превращение практики спорадического визита к врачу в систематический контроль приводит к тому, что именно госпиталь из места оказания медицинской помощи становится очагом накопления знаний, их производства и упорядочивания, а также продуцентом самого эпистемологического метода, определяющего лицо современной цивилизованной эпохи.

Философское осмысление патологии (структурность, реактивность, динамизм, причинность, целостность, эволюционизм) имеют значимость и для осмысления сути физиологии. Патологические процессы в принципе морфологичны, т.е. внутренне они присущи каждому живому организму. Именно в силу этого обстоятельства физиологическое и патологическое, норма и болезнь рассматриваются как глобальные проявления жизни на Земле. Как естественное протекание жизнедеятельности физиологическое и патологическое находятся в рамках единого, общего качественного состояния - биологической жизни, как уникальной формы движения материи. Однако каждое из этих двух состояний и проявлений жизни вообще (если рассматривать их самих по себе, как нечто самостоятельное, самобытно существующее) имеет свою качественную специфику и некое своеобразие.

С точки зрения диагностики, лечения и профилактики заболеваний медики строго различают и норму, и патологию. Биологизация патологии, проникновение в нее эволюционных идей размывает, эти грани (между нормой и патологией). Так, И.В. Давыдовский биологизировал патологию человека. В биологическом процессе он отмечал приспособительную сущность. На фоне такого процесса различия нормы и патологии не существует. Так называемые патологические процессы и болезни есть всего лишь особенности приспособительных процессов. Ученый считал объективно-научными только лишь понятия, связанные с приспособлением и физиологией, а понятия «болезнь», «патология», «защитные силы» - пережитком прежней натурфилософии (см Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине. М., 1962. С. 75).

Переход из одного состояния в другое, т.е. из физиологического в патологическое, как правило, не является разовым, одноактным, мгновенным, всеобщим. Он может быть растянут во времени, а начальное состояние возникающего патологического может весьма слабо отличаться от физиологического. По мере же развития это различие усиливается, достигая на определенном, чаще конечном этапе ярко выраженного качественного различия и специфического своеобразия. Отрицание качественных различий между физиологическим и патологическим наблюдается тогда, когда переход от первого ко второму происходит не в результате прибавления или убывания вещественно-энергетических и информационных компонентов системы, а благодаря замене компонентов одной природы компонентами другой природы или в результате изменения структуры при прежнем составе компонентов.

Для понимания взаимоотношения физиологического и патологического большое значение имеет критический, конструктивный анализ взглядов выдающихся ученых-медиков на эти вопросы. К. Бернар считал, что физиологические законы проявляются в больном организме в «скрытой», измененной форме. Р. Вирхов рассматривал патологическое и болезнь, как некую «физиологию с препятствиями». По его мнению, физиологические реакции при болезни отличаются от нормальных лишь тем, что возникают не в том месте, не в то время и не в таком количестве. Определяя болезнь как результат нарушения взаимоотношения организма и среды, ведущий к нарушению функционально-структурной гармонии внутри организма, некоторые авторы обращают внимание на специфические особенности здоровья и болезни и оставляют в забвении вопрос о генетической связи и даже относительном сходстве этих состояний жизни.

Приспособление организма к среде (адекватное в состоянии здоровья и неадекватное при болезни) невозможно без использования физиологических, общебиологических законов. Кроме того, известно, что патологический процесс характеризуется не только нарушением нормальной жизнедеятельности организма, но и борьбой за ее восстановление. Все защитные, компенсаторные процессы во время болезни происходят на основе физиологических, общебиологических закономерностей. И.И. Мечников говорил, что патологические и физиологические процессы протекают на основе общебиологических законов эволюции, согласно которым естественный отбор вырабатывает и закрепляет приспособительные защитные функции организма. Заслугой К. Бернара, Р. Вирхова, И.И. Мечникова является то, что они обосновывали связь и преемственность между этими состояниями.

Одной из гносеологических предпосылок, ведущих к стиранию качественных различий между здоровьем и болезнью, физиологическим и патологическим, является отождествление аналитического и синтетического уровня изучения организма. Если обнаруживаемое при анализе элементарных проявлений жизни (физиология и патология) сходство распространить на уровень целостного организма, представляющего собой сложную синтетическую систему, то мы неизбежно придем к отождествлению нормы и патологии, здоровья и болезни. Различные процессы, сопровождающие болезнь и составляющие ее материальный субстрат, по своим биохимическим рабочим механизмам во многом аналогичны нормальным, физиологическим. Даже нарушение адекватного взаимоотношения между организмом и средой (как следствие и одно из проявлений болезни) невозможно без использования обычных физиологических рабочих механизмов.

Касаясь философско-методологических аспектов учения о норме и здоровье, нельзя не отметить, что и сегодня еще нередко отождествляют эти близкие, родственные, но не тождественные состояния жизнедеятельности. Отождествлять понятия «норма» и «здоровье» значит в конечном счете отождествлять часть и целое, элемент и систему, местное и общее, локальное и генерализованное. Норма отражает состояние той или иной клетки, ткани, органа и т.п. А здоровье отражает состояние организма и личности в целом. Норм много. Нормы бывают физиологическими и морфологическими, психическими и соматическими, молекулярно-биологическими и системными и т.п. Здоровье же одно. Оно целостно, системно, личностно, уникально и индивидуально. Норма и здоровье, помимо своего объективного, материального содержания, имеют еще и оценочно-гносеологический и нормативно-установочный компоненты.

Медицина изначально боролась против физической и душевной боли человека и его болезней. И при кажущемся содержательном совпадении этих понятий они качественно отличаются. Боль - это психофизиологическое ощущение дискомфорта. Она порой заявляет о себе даже в здоровом организме при некоторых нарушениях в работе его органов. Боль в основном имеет эмоциональную окраску, и судить о болевых ощущениях чаще всего можно по словесному заявлению страдающего. Однако бывают случаи, когда весьма опасные болезни до определенной поры сопровождаются болезненными ощущениями. Как это не странно звучит, но именно боль стала важным приобретением эволюции живого мира, особенно человека. Она информирует и предупреждает о болезни, о нарушении нормальной жизнедеятельности, обусловленном функциональными и морфологическими изменениями.

Характер и состояние болезни зависят не только от производящей причины, «первопричины». Ход дальнейшего развития болезни в значительной мере определяется созданными ею внутренними условиями организма, включая и последствия врачебного вмешательства и т.д. Сложная причинно-следственная связь, причинно-следственные взаимопревращения и переходы в развитии патологического процесса обусловлены тем, что различные органы и системы организма находятся в состоянии функциональной взаимосвязи. Проявления монокаузализма встречаются и в работах некоторых современных авторов. В частности, уступкой монокаузализму является мнение ряда инфекционистов, согласно которому ведущая роль в инфекционном заболевании отводится микробному фактору, его количественной и качественной характеристике (вирулентность, патогенность), но недооценивается роль внутреннего состояния организма и средовых факторов.

По мере выяснения причин и механизмов развития все большего количества болезней постепенно формировалось их научное материалистическое понимание. Взгляд, в котором болезнь признается нарушением нормы, должен быть признан лишь исходным принципом для дальнейшего развития материалистических представлений о сущности болезни. В то же время врачи постоянно убеждаются, что четко выраженной границы между нормой и патологией, здоровьем и болезнью зачастую невозможно выявить. Этот шаг вперед был сделан И.П. Павловым. Врачи давно заметили, что болезнь - не просто повреждение. Болезнетворное воздействие внешних факторов на человеческий организм не ограничивается нарушением функции и структуры какого-либо органа. Наряду с этими нарушениями при заболевании возникает целый комплекс явлений, которые нельзя приписывать только нарушению работы данного поврежденного органа.

Болезнь - это процесс в человеческом организме, вызванный воздействием на него неких раздражителей (механических, химических, физических или биологических), приводящий к нарушению меры здоровья и физиологической нормы, а также к развитию защитных и компенсаторных реакций. Болезнь ведет к нарушению единства организма и условий жизни, к нарушению приспособленности организма к данной обстановке. Для человека критерием болезни является понижение, а нередко и утрата способности выполнять специфически человеческие функции. Оценивая болезнь, приводящую к нарушению нормы, следует помнить, что она не является результатом количественных изменений физиологических функций организма. Велика роль и стрессогенных эмоций в происхождении и развитии болезни.

Констатируя все это, мы встречаемся с трудным теоретическим вопросом: является ли сама болезнь новым качеством? Болезнь, безусловно, не является лишь количественным изменением свойств организма. Напомним, что в норме, например, защитительные приборы молчат, нет особых процессов, с которыми связаны компенсаторные функции и т.д. Другими словами, в случае болезни жизнь продолжается, но в особых, «стесненных условиях», и эта способность жить в особых условиях болезни выработалась и закрепилась в процессе эволюции. В этом и только в этом смысле можно считать болезнь качественно особым состоянием по сравнению со здоровьем.

На протяжении второй половины ХХ в. сформировано несколько сот определений болезни. Справедливо говорят, что в кратком определении не раскрываются даже самые существенные черты такого сложного системного явления, как болезнь. Не отражая многообразия существенных черт в силу своей краткости, такие определения становятся односторонними. Полное же, подробное воспроизведение основных черт и особенностей болезни перестает быть определением. Клиническая медицина ставит различные задачи: диагностические, лечебные, реабилитационные, профилактические, прогностические. Для решения каждой из этих задач необходимо глубокое знание соответствующего аспекта болезни. Каждый из видов клинической деятельности сопряжен со специфическим углом зрения на болезнь.

С позиций системного подхода и методологических ориентиров, адаптированных к специфике медицинской науки и практического здравоохранения, можно предложить такое определение болезни. Болезнь - качественно иное состояние жизнедеятельности организма и личности человека, возникающее в результате воздействия внешних и внутренних патогенных факторов, нарушающее структурно-функциональную деятельность и проявляющееся в снижении или утрате видоспецифической деятельности человека. Она проявляется и в снижении социально-биологической активности человека и в понижении уровня его интеллектуального и психоэмоционального функционирования. Болезнь влияет на интегрированность больного в общество.

Интерес как теоретической, так и практической медицины направлен на познание сущности болезни. Под сущностью болезни следует понимать, прежде всего, основные или решающие для ее развития и исхода морфофункциональные перестройки в организме и психике больного, как правило, скрытые от непосредственного клинического наблюдения и обусловливающие, детерминирующие все остальные изменения (кроме, может быть, случайных, вызванных некоторыми внешними обстоятельствами). Соответственно, факторы, производные от сущности болезни, естественно рассматривать как ее проявления, которые при определенных условиях могут выступать в роли симптомов данной болезни. Таким образом, определить сущность болезни - значит обнаружить, выделить ее ведущее звено, оказывающее преимущественное влияние на все стороны патологического процесса в целом.

Болезнь - это специфическая, качественно своеобразная форма жизнедеятельности организма. По своему происхождению она - отражательный процесс. Это реакция организма человека на средовые воздействия как природного, так и социального характера. Однозначно отнести болезнь человека к чисто социальным или биофизиологическим явлениям вряд ли возможно. Это сложное и противоречивое социально-биологическое явление с преобладанием той или иной стороны в каждом конкретном случае.

Научно-технический прогресс и социальное развитие не только меняют и усложняют взаимоотношение человека с окружающей средой, но и оказывают решающее воздействие на характер, причины заболеваемости, тенденции ее развития. Если в прошлом заболеваемость населения в основном зависела от воздействия патогенных, болезнетворных природных влияний, то в настоящее время оно обусловливается, главным образом, воздействиями, идущими от преобразованной самим же человеком природы. В эволюции важнейшие системы жизнеобеспечения организма человека формировались под воздействием таких факторов, как тяжелый физический труд, общее и специфическое (недостаток микроэлементов, витаминов) недоедание.

В последнее время сформировалась концепция под названием антинозологизма. Она отрицает общее, типовое, повторяющееся, закономерное в единичных проявлениях того или иного вида заболевания. Нозологическая единица изображается результатом семантического творчества, условного согласия медиков, а не как отражение объективного общего (онтологического), присущего единичным, но родственного вида болезням. В духе номинализма и позитивизма общее, присущее нозологической единице, низводится до уровня знака, метки, слова. Гносеологически корни антинозологизма заключены в переоценке, гипертрофии индивидуальных особенностей болезней у различных людей. Переоценка индивидуального, специфического приводит к отрицанию общего, типового, составляющего онтологическую основу нозологической единицы.

Контрольные вопросы и задания:

 

===\\

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.014 с.)