Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет медицинской науки - человекСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Философии медицины и фармации никогда бы не было и не могло бы быть, если бы не было философии человека. Человек - это уникальное земное существо, обладающее естественными и весьма специфическими психофизиологическими свойствами. Он живет и действует в природе и в созданном им же общественно-культурном мире, который эффективно воздействует на него самого. Уже в силу этого обстоятельства у человека иначе функционируют все органы тела и психика: мозг, органы чувств, такие, как зрение, слух, обоняние и другие. Все они как бы социально и культурно сориентированы и органически вписаны в человеческий социум - личность. А поскольку она представляет собой некое феноменальное биопсихосоциальное явление, в котором происходит некое взаимодействие биологических, психических, социальных и иных процессов, то предметом научно-медицинского познания должен быть целостный человек, которого и нужно исследовать особым, только комплексным, системным методом. Кстати, медицинское познание человека изначально было комплексным и системным, ибо оно опиралось на философию и практически на все естественные и гуманитарные дисциплины. Медицина получила все основания, чтобы стать «первой наукой о человеке» (Н.Н. Блохин). Уже в античности медицинские школы развивались научно, органично взаимодействуя с натурфилософией. Правда, они на разных уровнях познания стремились понять природу человека, его социально-биологическую суть. Выхватывание медицинским познанием отдельных эмпирически ярких фактов не способно было дать общее понятие о социально-биологической детерминации человека как органически целостном явлении жизни. Конечно, биологическое начало в человеке весьма значимо. Но позиции сторонников точки зрения, что основным предметом медицины должны быть биологические процессы, не убедительны в своей основе, так как они протекают под действием социально-культурных условий. Но если противопоставлять им только общие соображения о социально-культурной сущности человека, об опосредовании биологического начала в человеке социокультурным фактором, то споры о предмете медицины могут продолжаться до бесконечности. Поэтому решающее слово должна сказать здесь философия медицины. Сущность человека, причина возникновения его как наивысшего продукта самодвижения материи социальна. Взятый в своем конкретном существовании человеческий индивид всегда более сложная целостность, состоящая из природных элементов, каждый из которых представляет самые различные уровни организации материи. Биологическое само по себе без социального воздействия не делает человека личностью. Но в то же время и личность, понимаемая как абстрактная сущность, т.е. безотносительно к природно-материальной форме человека, в которой эта сущность обнаруживается, - это тоже безжизненная фантазия с претензией на научность. В настоящее время в науке, в том числе и медицинской, продолжается процесс смены ряда познавательных парадигм о человеке: от философского осмысления отдельных фактов, предметов и явлений его биологической природы к изучению противоречиво развивающихся в ней социальных процессов, а от них к постижению сложных систем жизни организма человека в норме и патологии. Все это также обусловливает повышение роли философской методологии, научного мировоззрения, характера и стиля мышления в подготовке новых поколений ученых в медицинской сфере познания человека. Глубоко и всесторонне оценить приоритетность социального здоровья человека, его творческий потенциал в природных и социально-культурных условиях способствует научно-философский подход к изучению медиками крупномасштабных проблем человеческой личности. Человек отличается от животных, которые адаптируются к среде, используя ее предметы, вещи и энергетику. Он целенаправленно изменяет природу, созидая необходимые для жизни вещи и предметы, отсутствующие в естественной природе. Эти акты воздействия на природную линию развития не противоречат законам природы. Но при этом человек все более отрывается от своей естественной природы. Он изолирует сам себя от природных процессов земной эволюции, что не может не сказаться на стиле и смысле жизни и деятельности человека, его здоровье и заболеваемости, способе воспроизводства самого себя. Как земное существо человек обладает естественными, но специфическими психофизиологическими свойствами. Он поэтому живет в ином, общественно-предметном мире. И этот мир, созданный человеком, формирует и развивает современного человека. Выдающиеся ученые-медики давно говорили об исключительной роли философии в научных медицинских исследованиях природы человека, клинической деятельности врачей, формировании у них научного стиля мышления и философского мировоззрения. Было бы глубоко ошибочно недооценивать современную философию медицины с ее уникальным мировоззренческим, методологическим, гуманистическим, антимистическим потенциалом. Предмет и направленность медицинской науки в решающей степени зависит от отношения к социально-биологической проблеме. От научного исследования этой проблемы во многом зависит понимание сущности здоровья и болезни человека, этиологии, патогенеза, диагностики, профилактики, реабилитации и т.п. Естественная природа человека, конечно, биологична, а вот его сущность - скорее социокультурна. Это означает, что организм человека развивается и функционирует по законам биологии. Болеет человек также в основном в соответствии с эволюционно, филогенетически сформировавшимися типовыми биолого-патологическими процессами, такими, как воспаление, лихорадка, регенерация и т.п. Но экосоциум и социокультурный образ жизни людей модифицирует, специфицирует и усложняет проявление всех биолого-патологических закономерностей в жизнедеятельности. Но если противопоставлять только общие соображения о социокультурной сущности человека и об опосредовании биологического начала социальным фактором, то научные дискуссии могут продолжаться до бесконечности. Поэтому решающее слово должна сказать современная философия медицины. Да, сущность человека и закономерность возникновения его как наивысшего продукта самодвижения материи социальна. Взятый в конкретном бытии человеческий индивид всегда структурно более сложная целостность, состоящая из элементов, каждый из которых представляет различные уровни организации материи. Ведь социальное само по себе, без связи с биологическим началом, не делает человека личностью. «Бестелесная личность», представленная абстрактной сущностью, т.е. безотносительно к материальной форме, в которой эта сущность обнаруживается, - это тоже безжизненная фантазия с некой претензией на научность. Большинство ученых, исследующих феномен человека, выделяют две его стороны: организм и личность. Во-первых, он рассматривается как относительно самостоятельная и весьма важная составляющая человеческой психики и организма в филогенезе (греч. phyle - род, genesis - возникновение). Во-вторых, нечто аналогичное предстает и в онтогенезе (греч. on - сущее, бытие, genesis - возникновение) развития человека. Существование критических сенсибильных (лат. sensibilis - ощутимый) периодов в человеческом развитии ребенка как личности отграничивает качественно различные стадии в его совершенствовании. Ребенок с нормальными телесными задатками при неблагоприятных условиях может и не превратиться в полноценную личность. Есть факты, когда дети, вырастающие в силу разных обстоятельств вне людского коллектива, не приобретали потом личностные качества. Психологи не раз показывали, как такие врожденные способности, как, например, музыкальные, не закрепляются в наследственном механизме, а раскрываются, развиваются в процессе индивидуального развития человека, но, конечно, на основе врожденных задатков. Для проявления же тех или иных природных способностей необходим определенный уровень социокультурной организации личности. Наблюдения над слепоглухонемыми от рождения детьми показали, что если с ними не заниматься по специальной методике их социокультурного развития, то исключается возможность формирования у них даже животной психики. У таких детей остается только человеческая телесность. Подобные дети будут обладать исключительно вегетативными функциями. Нечто похожее врачи наблюдают и при постреанимационной декортикации (лат. decorticatio - очистка от коры) мозга. Задача современной медицинской науки - исследовать и понять внутреннюю логику взаимодействия социальных факторов и биологических начал в человеке. Итак, человек был и остается продуктом естественной природы, и не может он в своей жизнедеятельности выйти за ее пределы, т.е. жить безотносительно к своей органической телесности. Однако основой его взаимодействия со своей альма-матер - естественной природой, является его сознательная общественно-созидательная, культурнотворческая жизнедеятельность. Именно ее появление как принципиально нового явления, по мнению известного ученого Пьера Тейяра де Шардена, выдвинуло в качестве если не основного, то очень значимого процесса психогенез. В связи с этим ученый прибег к созданию нового понятия - ортогенеза, который он еще называл проще - прибавлением. Ортогенез, по Тейяру де Шардену, - закон направленного усложнения, в котором и вызревает сам этот процесс. Без ортогенеза, - пишет он, - было бы лишь распространение вширь, с ортогенезом обязательно осуществляется какой-то подъем жизни вообще и человеческой в особенности (Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С.95). В этом смысле можно говорить, что человек стал более свободным, чем животные. Высвободившись от привязанности к окружающей среде, человек специализировал органы чувств и расширил их функции. У него появилось самостоятельное и абстрактное мышление, широкий спектр чувств, феномен воли и совести, укрепилась память и развилась фантазия, которые служат примером поразительного приращения к природным животным задаткам. Именно поэтому человек стал в значительной степени иноприродным существом на Земле. При этом человеческий организм или его живое одушевленное тело стало представлять собой целостное единство множества качественно новых органов - человеческих. И все это не может не учитывать медик, ибо человеческий организм принципиально отличается от любого организма известного живого существа на Земле. Качественные изменения в организме человека, наряду с химией, физикой и механикой, получили ощущения, чувства, воображение, стиль и образ мысли, умозаключение, одним словом, возникла новая человеческая оригинальность. А поскольку речь все время идет о сохранении и укреплении здоровья человека, само собой, изучение его организма и органов входят в компетенцию медиков, а не философов, психологов, педагогов и т.д. Ввиду того, что здоровый организм является упорядоченным целым, малейшее нарушение этой целостности приводит к разрушению целостности организма, т.е. к болезни. И не только телесно больной, но и душевно больной человек представляет собой объект научного изучения организма - мозга, центральной нервной системы, нейрохимических процессов и т.д. Современные ученые строят комплексно-системную теорию медицины. М. Келдыш писал: «Есть важное направление деятельности людей науки - живая природа. Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И потому исследование природы должно идти комплексно - так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая» (цит. по «Возраст познания». М., 1974. С. 11). Это суждение имеет самое прямое отношение к медицине, которая должна быть изоморфной (греч. isos - однозначный и morphe - форма), пронизывающей все явления живой природы - организменные и духовные процессы, общественные явления. Системность медицины отражает множество однородных элементов типа: «система дыхания», «система кровообращения», «нервная система» и т.п. Философия медицины консолидирует медиков, объединяя их в гуманитарные общества на базе гуманного, морально-нравственного типа клинического мышления и действия. В истории медицины России известны попытки аксиологического осмысления феномена самой медицины как некой части общей системы мировой культуры и науки, как источника для философского саморазвития. Среди таких авторов истинные философы медицины: Р. Вирхов, А.А. Богомолец, М.Я. Мудров, И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.В. Давыдовский, Д.С. Саркисов и мн. др. Это врачи философского склада ума, критично осмысливающие новые достижения в медицине. Так, философия медицины Д. Саркисова, состоящая из положений диалектического материализма, пронизывает все острые проблемы медицинской реальности. Д.С. Саркисов писал, что «медицина быстро и все в большей степени дробится на мелкие специальности, из-за чего врач не может не оставаться в плену ограниченной группы фактов той конкретной области, в которой он работает. Это обрекает его на постоянную утрату понимания того, что область его профессионального интереса не стоит особняком, а органично вплетена в работу всего организма и находится в тесной зависимости от нее. В результате мы получаем неплохо практически подготовленных, но слабо теоретически вооруженных врачей и научных сотрудников, что подчас весьма неблагоприятно сказывается на судьбе больного человека». А поэтому «без опоры на философскую доктрину трудно будет в будущем из миллионов разрозненных фактов создать единую теоретическую базу медицины» (см. «Клиническая медицина».? 1. 1999. С. 19, 21). Проблема целостного видения человека в медицине стала актуальнейшей задачей осмысления новых черт самого врача, которые и делают его общественным феноменом, в котором он раскрывается как мыслитель. Иначе говоря, зримо проявляется социально-философская суть врача в постижении им полнокровного жизнедеятельного бытия людей. А это происходит в результате выработки новых медицинских знаний, морально-этических принципов и научного мировоззрения, позволяющих медикам осуществлять свою гуманную работу. Н.И. Пирогов говорил, что врач, не имеющий хорошего общего образования, - не врач, а ремесленник. Выступая перед студентами на тему «Быть или казаться», он подчеркивал, что нельзя сформировать мировоззрение человека на базе только естественно-научных знаний, необходимо постигать и философию. Научная медицина и философия развиваются совместно. Правда, в истории медицины имело место игнорирование философии по типу позитивистского мнения, что наука сама по себе философия, и в философии как таковой она не нуждается. А вот позиция виднейшего французского философа-экзистенциалиста Ж.П. Сартра (1905-1980) иная. Он считал, что «философии как таковой не существует»; как бы мы ее не трактовали, это тень науки, это тайная советчица (курсив - Ю.Х.) человечества не более чем гипостазированная абстракция. В действительности есть только отдельные философии». (Сартр Ж.П. Проблемы метода. М., 1994. С. 3). Вот такой «отдельной» философией в медицине и является философия научной медицины. Она рефлектирует на человека, проблемы обеспечения его здоровья и способов лечения больных. Без философии затруднено, а порой и невозможно строить современную медицинскую науку и медицину вообще. В философском осмыслении нуждаются научные проблемы диалектики диагностики (распознания), а также динамические, статистические функциональные закономерности; проблемы причинности, нормы и патологии, здоровья и болезни и др. Философия медицины критически осмысливает и оценивает острые проблемы биомедицины, космической медицины, медицины катастроф и т.д. Она служит основанием для создания и развития собственной теории медицины. Органическое соединение в философии двух начал - научнотеоретического и практически-деятельного определяет своеобразие медицинского самосознания врачей. Философия медицины взывает к их человеческому разуму и совести, профессионализму и нравственности. Врач как самобытный философ должен открывать себя как личность, будучи высоко интеллектуальным и критично мыслящим специалистом. Но пока медицинские вузы готовят узких специалистов, которые заняты, как правило, только своей областью медицинской практики. Они продолжают смотреть на человека как на живой организм, а не как на социальное явление и тем более как на микрокосм. «В конце концов, и самый крайний сенсуалист должен признать в ощущениях человека, - взывал Н.А. Бердяев (1874-1948), - микрокосмическую природу» (Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. I. М., 1994. С. 78). Сегодня ученые приблизились к пониманию человека как интегральной составляющей Солнечной системы космоса. В связи с возникновением новых пограничных дисциплин (медицинская радиология, медицинская генетика, клиническая физиология, космическая биология и медицина) все большее значение приобретают такие философские и методологические аспекты, как взаимосвязь физических, химических, биологических и социальных закономерностей в жизнедеятельности организма (в норме и патологии), соотношение различных приемов исследований, возможность и сфера применимости математических, кибернетических, статистических и других средств познания. Это обусловливает возможность применения новых научных методик изучения, оперирующих количественными величинами и их соотношениями. Все это ставит ряд новых философских проблем перед медициной, при решении которых необходимо учитывать диалектику самодвижения материи. Врачи видят порой свою задачу только в том, чтобы удалить заболевший орган, что-то прочистить, выправить, дать лекарство и т.п. Но рассмотрение задач медицины лишь на уровне лечения организма лишает медиков возможности видеть и понимать социальные, личностные, духовные причины заболеваний. Ведь здоровье человека это не только состояние его организма - это часть жизненной судьбы и к тому же наиважнейшая. Интегральный подход к здоровью позволяет выработать понятийный аппарат, способный объединить биологические, физиологические, социальные параметры в человеческой личности и работать с социально-культурными, духовными факторами, влияющими на ее саморазвитие. Интегральная система лечения личности должна учитывать действие на нее и таких жизненных условий, как смена ценностных ориентиров и идеологических установок, изменение социального положения. Ученые-медики придают огромное значение осмыслению проблемы образа и смысла человеческой жизни как природного, так и социально-культурного образования. Но, к сожалению, эта проблема еще не получила всеобщего признания, возможно, в силу ее особой сложности, требующей пристального внимания к социокультурным факторам развития естествознания, особенно биологии и медицины, и установления каналов, через которые их воздействие проникает в сферу собственно жизненных процессов. Об этом свидетельствует не только экологический кризис, но и попытки решать некоторые проблемы смысла жизни людей по-новому, с учетом достижений современной науки вообще и медицинской в частности, а также успехов биомедицинских технологий, генной инженерии, затрагивающих пределы развития человеческой популяции. Медицина - это еще молодая, развивающаяся наука, обладающая всеми признаками в специфической области познания. Помимо собственного предмета она имеет свой объект, и свои методы изучения мира, и сферу их практического приложения, а именно: профилактику болезней, лечение больных и укрепление здоровья здоровых. Через предмет исследования человека медицина связала себя с общественными и гуманитарными дисциплинами. Такие отрасли медицины, как гигиена труда, питания, жилища и отдыха, тесно связны с рядом общественных и гуманитарных дисциплин. Поскольку современная медицина исследует жизненные процессы в здоровом организме человека, она сближается с такими науками, как теория эволюции, физиология, генетика, эмбриология, биоморфология, антропология, микробиология, биохимия, биофизика и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.141.115 (0.011 с.) |