Когнитивная информация в научном познании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивная информация в научном познании



Когнитивная информация - довольно старое философское понятие. Но в настоящее время, благодаря кибернетике и синергетике, она приобрела качественно новое - гносеологическое и эпистемологическое содержание. Когнитивная информация придала всей теории научного познания мира некий инновационный характер, связанный с синергетикой развивающихся научных дисциплин, таких, как биология, физиология, медицина и др. Для эпистемологии эта проблема стала даже первостепенной, ибо когнитивная информация обеспечивает сознательный выбор и контроль людей за их социальным и индивидуальным поведением. В этой сфере познания, благодаря открытиям, которые были сделаны в нейрофизиологии, психофизиологии, когнитивной психологии, открылись новые перспективы.

В распоряжении исследователей оказался огромный массив информации о сути функционирования когнитивной системы человека. Многие ученые-естественники и медики уверяют, что все, что отражается в сознании человека, его переживаниях, т.е. в разных состояниях психики, имеет свой коррелят в нейрофизиологических процессах. Что касается роли когнитивной информации с теоретико-познавательных позиций, то она представляет идеализированное сообщение, уменьшающее или полностью исключающее неопределенность в выборе одной из нескольких возможных альтернатив поведения. Эта есть способность материи выбирать альтернативные решения. Она возникла на исторически определенном этапе эволюции живых организмов.

Живая материя в принципе не может существовать без родословной (генетической) информации, отражающей ее внутреннее биологическое свойство. Информация возникает вместе с познанием живой материи, которую нельзя представить без ДНК. Жизнь означает постоянное размножение особей. Она предполагает передачу потомству наследственных признаков, т.е. генетической информации. Поэтому биологическая эволюция это есть ничто иное, как эволюция генетической информации, закодированной в ДНК. Все изменения в генетической информации возникают на уровне отдельных организмов. Но появление новых живых существ означает появление и качественно иной биологической формации мозга, который позволяет живым организмам приспосабливаться к изменениям внешней среды, интерпретируя и перерабатывая любые сигналы опасности.

Мозг был и остается самым загадочным явлением живой природы. В середине ХХ века ученые и философы науки стали применять когнитивную информацию как новый концепт познания высших мыслительных процессов при изучении человеческого мозга и его функций. Они предложили гипотезу о человеческом мышлении как процессе обработки когнитивной информации, протекающей в неких нейронных сетях. Предполагалось, что человеческий мозг следует рассматривать как некий динамичный комплекс, состоящий из многих взаимодействующих систем. Позже философское осмысление человеческого познания с помощью когнитивных информационных моделей стало общепринятым подходом. Самое серьезное влияние на философскометодологические исследования когнитивных, иных мыслительных процессов в познании оказали компьютерная революция и быстрое развитие вычислительной техники. Это коснулось и познания мозга человека.

Исследование мозга раскрыло роль и значение для понимания природы сознания, связей между мозгом и психическими процессами в организме, между феноменом сознания и происходящими в когнитивной системе некими процессами переработки когнитивной информации. Большое значение получило обнаружение путей обмена информацией между нейронами головного мозга посредством электрического (нервного) импульса. Причем передача его через синапс - соединение двух нервных клеток (нейронов) осуществляется не электрическим, а химическим способом, который и вызывает изменение электрического потенциала. Ученые предполагают, что нейроны головного мозга - это относительно медленные вычислительные устройства. Им необходимо несколько миллисекунд, чтобы обработать поступившую на вход когнитивную информацию.

С учетом вышеизложенного феномен появления сознания человека вполне можно интерпретировать как эмерджентное (лат. emergere - появление) свойство когнитивной системы. Мозг, как своего рода управляющее логическое устройство, которое эквивалентно физическим свойствам когнитивной системы, ее физиологическому устройству и не может быть редуцировано к протекающим в мозгу материальным процессам более низкого уровня (физико-химическим, нейробиологическим, нейрофизиологическим и т.д.). С позиции когнитивного эволюционного подхода в гносеологии именно информационный контроль окружающей жизненной среды является важнейшей функцией когнитивной системы живых существ. Она, по сути, и обеспечивает их адаптацию и выживание. В силу этого биологическая эволюция может рассматриваться и как эволюция способов извлечения и переработки когнитивной информации.

В генетике и нейробиологии в результате выработки принципиально новых методов исследования живых существ, позволяющих определить участие генов в формировании и функционировании органов и нервных тканей, получены важные экспериментальные данные. Они позволяют судить о том, что в течение 500 миллионов лет эволюция организмов, обладающих нервной системой, шла по пути совершенствования когнитивной системы. Оказалось, что у млекопитающих, включая человека, более половины генов из генома необходимы для того, чтобы создать, сконструировать мозг, обеспечить развитие и дальнейшее его функционирование. Численность генов, обслуживающих сам мозг, весьма высока. А это значит, что темпы накопления генетических изменений в мозге в ходе биологической эволюции были значительно выше, чем в других органах.

Сравнительно недавно в результате исследований молекулярных процессов в нервных клетках было экспериментально обнаружено, что обмен электрических сигналов, электрическая активность в мозге протекают не только на поверхности нейронов, но уходят в глубь этих клеток, проявляясь в молекулярных каскадах передачи электрических импульсов от поверхности в цитоплазму и ядро, где локализованы хромосомы и гены. Это позволило ученым и философам науки предположить, что все гены могут и должны принимать участие в процессах переработки мозгом когнитивной информации, в выполнении мозгом когнитивных функций - мышления, работы памяти, обучения и т.д. «В ходе биологического развития, - писал знаменитый биофизик М.В. Волькенштейн, - возрастает не только ценность информации, наличествующей в организме, но и способность биологических систем к отбору ценной информации» (Волькенштейн М.В. Биофизика. М., 1981. С. 557).

В конце ХХ столетия был разработан новый, междисциплинарный метод познания самоорганизующихся процессов в нелинейных системах - синергетика (греч. sinergie - совместное действие). Ее принципы сформулировали ученые И. Пригожин, Г. Хакенен, Н. Моисеев и др. Синергетика позволила дополнить ряд положений диалектического метода познания, по-новому трактуя понятия саморазвития, порядка, хаоса, устойчивости и т.д. Прогрессивное развитие в мире синергетика понимает как процесс, имеющий целый набор свободного выбора путей и средств в прогрессивном развитии. Роль и значение открытых синергетикой новых закономерностей развития в мире состоит в том, что управление этими сложными самоорганизующимися системами окажется эффективным, если оно будет согласовываться с внутренними процессами самоорганизации. В ходе жизненного процесса происходит взаимное приспособление познающих живых существ и среды их обитания.

В этом плане показательны свершения генной инженерии. В короткие сроки она от фундаментальных теоретических исследований дошла до практического применения в лабораториях и клиниках. Эти научные открытия стали носителями новых надежд человечества в области лечения таких, пока неизлечимых болезней, как сердечно-сосудистых заболеваний, рака, СПИДа и др. От современных научных открытий и создания новых биотехнологий возрастает зависимость выживания человечества. Это ощущение усугубляется, если не оценить современные достижения ученых, биологов и медиков. Возникают и чисто философские вопросы а не превратится ли человек в некий объект научно-медицинских манипуляций? Не разделится ли в связи с этим человечество на две части - на врачей и тех, кто в них будет особо нуждаться? Не станет ли человек своеобразной жертвой успехов науки и медицины?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.007 с.)