Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биоэтика и проблема безопасностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основная задача биоэтики - способствовать выявлению морально-правовых позиций по сложнейшим проблемам безопасности, которые порождает прогресс биомедицинской науки и практики. Так, к примеру, можно ли клонировать человека? Не опасны ли генетические средства «создания» новых людей, обладающих особо высокими физическими качествами и интеллектуальными способностями? Надо ли спрашивать разрешения у родственников умершего при заборе его органов для пересадки другим людям? Нужно ли говорить пациенту правду о неизлечимом заболевании? Является ли эвтаназия преступлением или актом милосердия? Биоэтика призвана способствовать поиску морально обоснованных и социально справедливых решений этих и подобных вопросов. Именно поэтому биоэтику развивают представители целого ряда дисциплин: биологи, врачи, философы, психологи, юристы, социологи, политики, богословы и мн. др. Влияние науки и новейших технологий на все сферы жизни человека неоспоримо и стремительно возрастает. В связи с этим потребовалось во многих отраслях научного познания новое философское осмысление многих в общем-то известных истин. В частности необходимо было заново переосмыслить проблему безопасности пациента. Эта тема стала ведущей в научном, философском и медицинском исследовании. Сегодня в высшей медицинской школе введена как обязательная новая учебная дисциплина - биоэтика. Общепризнано, что безопасность пациента и биоэтика неотделимы от медицинского профессионализма, цельного видения единства и взаимосвязи природы человека и общества. Без принципов и установок биоэтики, без освоения ее идей, правил и методов, невозможно принятие ответственных решений не только в системе здравоохранения, но и в других сферах общественной жизни, сопряженных с принятием управленческих решений. Биоэтика обращена к человеческим измерениям политики, экономики, науки, но прежде всего - медицинской и фармацевтической деятельности. И если философы и ученые, осмысливающие проблемы бытия людей посредством идеологии биоэтики, не будут постоянно напоминать политикам и исследователям о моральноэтических принципах и правовых нормах в их жизнедеятельности - человечество очень быстро деградирует. Люди перестанут быть людьми. Современное развитие науки и медицины, конечно, свидетельствует о возрастании могущества человека в мире и обществе. Но одновременно оно спровоцировало глобальный экологический кризис, ухудшающий жизнь и здоровье людей. Возросло число опасных заболеваний: рак, СПИД, сердечно-сосудистые и неизвестные прежде вирусные болезни, ослабляющие жизнестойкость человеческого организма и провоцирующие биологическое вырождение человека как вида. Тема риска имеет глубокие социально-философские и морально-этические основания. Известный итальянский философ Дж. Агасси (род. 1927) обращает внимание на то, что риск является фундаментальным атрибутом человеческой природы. Только человек способен рисковать, выбирать и принимать оптимальные решения. Вхождение в ситуации риска всегда связано с моральными и нравственными проблемами свободы и ответственности. Уже само по себе нахождение человека в области риска - это биоэтическая проблема. Что касается медицины, то риски здесь сопряжены с новыми методами диагностики, лечения и профилактики, которые только недавно внедрены или еще находятся на стадии испытаний. Возникновение риска, связанного с необходимостью медицинского вмешательства - это объективно вынужденная ситуация. Здесь возникает противоречие: с одной стороны нельзя оставлять больного без помощи, но, с другой - эта помощь может быть рискованной: причинить вред. Для борьбы с рисками в медицинской сфере необходимо более четко сформулировать морально-этические и правовые обязательства в связи с возможными рисками. Моральные убеждения по поводу риска: достаточно ли они эксплицированы или нет, играют ли нравственные принципы базовое значение в системе межличностных отношений или нет. Ведь от них идут дальнейшие представления о том, что делать, нравственные оценки поступка, концепты вины и личной ответственности. Медицинские риски, как правило, реализуются локально, но формируются они системно. Отсюда следует, что полноценное и масштабное управление безопасностью должно проводиться по всей системе генерирования рисков. Можно полагать, что важнейшей задачей на будущее будет лучшее прояснение личностного и системного вкладов в современные ситуации риска. Полноценное развитие этики риска это задача будущих морально-философских разработок. Среди этих задач первостепенной называется проблема о целесообразности создания чего-то нового - в биосфере типа клонирования, а также осознания того, насколько морально само по себе научное экспериментирование на животных и, тем более, на людях, или какие-либо испытания типа генно-инженерного манипулирования на человеке. Этот в принципе естественный процесс научного познания жизни с использованием разных медико-биологических методик исследования живого потребовал от ученых самого скрупулезного соблюдения ими морально-этических принципов и правил безопасности. В этой связи обращение к биоэтике или комплексной современной науке познания стало вполне понятно. Сегодня первоочередной задачей философии науки и медицины, права и морали стало стремление их к тому, чтобы привлечь всеобщее внимание. Особенно - исследователей к прикладным морально-этическим проблемам безопасности жизни людей. Интерес к осмыслению прикладных этических проблем безопасности возник отнюдь не сегодня - дискуссии вокруг них в науке и, конечно, в медицине ведутся исторически давно. Но выдвижение именно биоэтических проблем безопасности пациентов в науке и медицине как ключевых связывается сегодня с изменением жизненного статуса человека в природе и обществе. Человеческий индивид стал средоточием научного познания и преобразования. Кроме того, интерес к биоэтике вызван и значительными прорывами в науке, технике и технологиях. Именно современный научно-технический прогресс создал такие ситуации в мире, которые потребовали выработки принципиально иных морально-этических принципов и правил в самих науке и медицине. В современном техногенном мире наука и медицина претерпевают процесс культурно цивилизованных преобразований. Они становятся качественно иными и не только технически и технологически более оснащенными, но и значительно более чувствительными к морально-этическим и философско-правовым аспектам оказания помощи людям. Причем морально-этические принципы новой медицины, хотя полностью и не отменяют положения «Клятвы Гиппократа», которая была и остается эталоном врачебного морального сознания, но радикально преобразуют основные ее положения. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, ненанесение вреда пациенту и другие принципы и правила врачевания получили в новой культурной ситуации принципиально иные звучание и значение. Именно они и представляют сегодня определенное содержание прикладной этики - биоэтики. Современная прикладная этика (прежде всего - биоэтика) - это не просто приложение результатов теоретической этики (или как ее еще называют - практической философии) к реалиям современной жизни. Она, скорее, становится сегодня особой формой философского «передела морали». Это - особая форма непосредственного включения в жизненный процесс новых правил и требований к специалистам, имеющим прямое или косвенное отношение к жизни как таковой. Это форма принятия ответственных личных решений специалиста по вопросам сохранения жизни. Но для этого надо исследовать исторические корни морали (лат. mores - нравы определенного сообщества, порядок общения людей). А она где-то еще за тысячу лет и более до нашей эры зародилась, а затем возвысилась до уровня закона совместной жизни людей. Мораль многомерна и в силу этого однозначно неопределима. Но в морали есть нечто такое, что сделало ее необходимой и понятной всем людям - всеобщий порядок в их жизни и общих делах. Под моралью стали понимать пусть еще и не осознанное, но добровольное подчинение людей общепринятому порядку (т.е. неписанным правилам поведения), в силу того, что так поступают все. Мораль, а затем и нравственность стали основным предметом практической философии (этики), которая с тех пор стремится найти ответ на самый животрепещущий вопрос организации общественной жизни - что надо делать, чтобы жить по-человечески, т.е. счастливо? (Сократ). Характер и содержание морали исторически и социально предопределяются. В ней ставятся требования ко всем людям, направленные на преобразование или сохранение социальной действительности. Нравственность - это способ самоосуществления человека как личности, т.е. осознания им себя как самобытной и самодостаточной фигуры в обществе на основе лично обобщенных представлений и этических понятий об идеалах, нормах, принципах и правилах жизнедеятельности порядочных людей. Самосознание личности раскрывает и показывает суть ценностной противоречивости ее социальной сущности, соединенность в ней должного и сущего, свободы и необходимости, личного и общественного и т.д. Определяя общую цель своего бытия, личность ищет смысл своей жизни и связывает его с достижением жизненных целей. Мораль и нравственность диалектически объединены. Мораль не может существовать без нравственной свободы личности, ее творческого настроя. В морали же обобщается тот срез человеческой жизнедеятельности, разные стороны которой обозначаются понятиями «добро» и «зло», «добродетель» и «порок», «честь» и «совесть», «смысл жизни» и «свобода воли», «долг» и «справедливость», «пределы личной свободы» и т.д. Причем все эти понятия интерпретируются не как некая внешняя сила надындивидуального воздействия на индивида и контроля его поведения в обществе, а как общественный договор добровольного самоуправления. В этом смысле моральность дел и поступков индивидов определяется полезностью их для общества и в не меньшей степени намерением, с которым оно должно было совершиться. Это существенным образом и отличает моральность поведения от законопослушности. О морали правомерно говорить как о социальном детерминизме, формирующем личность по своему образу и подобию. Поэтому мораль как форма общественного сознания и поведения представляет собой весьма сложное целостное духовное образование, в которое входит и нравственное самосознание личности как ее голос совести. Нравственность личности обязательно предполагает развитую индивидуальную автономию, внутреннюю свободу. Она, опираясь на силу личного разума и воли, противостоит внешнему воздействию и принуждению. Еще Цицерон (106-43 до н.э.), используя принципы морали в целях воспитания общественного сознания и поведения людей, особо ценил нравственность как одну из черт личности, указывающую на чувство персональной ответственности, достоинства и чести. Тогда аморальным считалось любое игнорирование норм, принципов и правил, установленных общественной моралью. А безнравственностью называли поведение человека, не знакомого с моральными требованиями общества. Изучением и осмыслением моральных и нравственных идеалов, принципов, норм и правил общественного поведения занимается наука этика (греч. ethos - нрав, обычай, образ мыслей). Ее задачей была разработка новых моральных принципов, норм и правил взаимного общения и поведения людей в новых исторических условиях жизни. Главная заслуга в философском осмыслении морали и вопросов этики как гуманитарной науки о человеке в античной Греции принадлежит Аристотелю (384-322 до н.э.) и Гиппократу (ок. 460 - ок. 377 до н.э.). С античных времен этика как практическая философия призвана учить людей нравственной жизни и деятельности. Это та сфера знания, где человеку позволялось действовать сообразно и своим личным интересам, но только не во вред обществу. Она была одновременно учением и о телесном, и о душевном здоровье, которое укреплялось наставлением гигиенического благоразумия и проповедью правильного отношения человека к другому человеку и вещам, к различным перипетиям судьбы и к самому себе. Гуманизм органично связан с моралью и нравственностью. Еще на заре становления морально-нравственного сознания как духовной культуры Цицерон (106-43 до н.э.) называл его гуманной ценностью человека. В сознании нормального человека гуманность - это такая ценность, которая облагораживает личность, способствует ее морально-этическому совершенствованию. Гуманизм рассматривали и как разновидность прагматистской теории, ибо он является сугубо человеческим и не может выйти за пределы его материальных потребностей и духовных интересов. В гуманизме видят способ мышления, связанный с осмыслением взгляда человека на его собственное место и роль в мире и обществе. Это и мировоззренческий принцип, признающий человека в качестве наивысшей ценности и самоценности. Представители экологической этики не случайно называют гуманизмом то, что позволяет рассматривать человечество как сущностный элемент земного и космического мира, как нечто целое. Понятие гуманизма центральное и в философии, и в биоэтике, ставящих перед собой задачу морально-нравственного развития человечества. Соединение гуманизма с наукой и медициной, т.е. высокой нравственности с истинным знанием, открывает путь к сохранению и духовному развитию рода человеческого и человеческой индивидуальности. Академик И.Т. Фролов (1929-2000) сформулировал концепт «единства науки и гуманизма, в результате которой наука предстает как гуманизированная, включающая в себя человека в своих исходных и конечных результатах, а гуманизм становится научным, предполагающим исследование человека и его развитие в тесной связи с социальной практикой» (Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человека. М., 1975. С. 53). Именно поэтому проблематика гуманной жизнедеятельности человека с новой, даже нередко с необычной стороны становится центральной для многих дисциплин, начиная с биологии и медицины, включая психологию и социологию и кончая философией и биоэтикой. Идеалы гуманизма в наше время пронизывают все направления международного сотрудничества. В Уставе ЮНЕСКО указывается на необходимость внедрения в массовое сознание «демократических принципов уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей». В нем обращается внимание и на то, что «для поддержания человеческой чести и достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди практически всех людей на основе справедливости, свободы и мира». При этом подчеркивается: «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». Перед всем прогрессивным человечеством встала глобальная задача поиска эффективных путей, средств и методов избавления людей от нравственно-этических стереотипов, бытующих еще и в науке, и в философии, но особенно - в медицинской практике. Ушедший в историю ХХ век дал немало материала для нравственных раздумий по поводу невиданных испытаний людей, приведших к величайшим социальным потрясениям, духовному кризису. Так, Нюрнбергский процесс (1947) над военными преступниками, в частности над 23 немецкими биологами и медиками, продемонстрировал хрупкость и ненадежность моральных и правовых преград, защищающих жизнь людей от возможностей применения достижений науки. При этом один из аргументов защиты состоял в том, что научные исследования проводились во имя прогресса. В результате со всей остротой встала проблема: а насколько далеко могут зайти исследователи, опирающиеся на интересы науки? Составной частью судебного вердикта Нюрнбергского трибунала стал документ, получивший название кодекса, в котором запрещаются исследования с участием человека, не гарантирующие его безопасность. Но до сих пор возникают то в одной, то в другой точке земного шара напряженнейшие драматические ситуации, связанные с наукой. Социально-нравственный анализ этих острых проблем непростой судьбы человечества для многих политиков, ученых, медиков стал в известном смысле откровением о возможном самоубийстве человечества. Наряду с этим встал вопрос и о философско-этической оценке достижений в науке и новейших технологий в биомедицине, которые на первый взгляд кажутся прогрессивными, но не гарантируют безопасность. Прогрессивно мыслящие специалисты-медики опасаются, как бы новые биомедицинские и особенно генно-инженерные технологии, будучи в плену у неуемного рационализма современных ученых, нечаянно не приблизили бы катастрофу земной биосферы, а вместе с ней и человеческого разума. Начавшийся XXI век вселяет надежду в укрепление идеалов и принципов гуманизма, дающего возможность продления жизни людей и движения человеческого рода к расцвету его духовных качеств и свойств. Но одновременно высказываются серьезные опасения за сохранение жизни на Земле. В научной и философской литературе появляются взаимоисключающее образы и представления о будущем человечества, такие, например, как «эпоха мира и добра» и «век глобального кризиса человеческой цивилизации», «век торжества человеческого разума» и «век столкновения цивилизаций», «век индустрии научных знаний» и «время природных катаклизмов» и т.д. Многое сегодня вызывает тревогу и беспокойство. Над человечеством нависла и угроза биотерроризма - огромная по мощи и эффективности воздействия микроорганизмов. Только закрепление в массовом сознании гуманистических идеалов биоэтики позволит разрешить сложнейшие интеллектуальные и нравственные проблемы жизни. Признавая приоритетность человека, его творческо-созидательных, гуманистических ценностей важно формировать нравственное самосознание. Академик РАН В.С. Шевелюха так определил цели интеллектуальной и нравственной подготовки современных специалистов, да и вообще культурных людей: «Максимально развивать в каждом человеке его генетически детерминированные возможности и способности в области наибольшего их проявления, формировать у людей рациональное критическое мышление... формировать личность с высокой гражданской позицией и ответственностью перед обществом, семьей и государством, с высокими моральными принципами, с устойчивыми естественно-научными взглядами на природу и общество, на свое место в жизни» (цит. по «Философия медицины». М., С. 404).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.110.150 (0.013 с.) |