Методы наглядного воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы наглядного воздействия



Под наглядностью в педагогике понимается привлечение к процессу познания как можно большего числа органов чувств (не только зрения, как это часто понимают в связи со словом «наглядность»). В процессе физического воспитания используются зрение, слух и двигательные (кинестетические) ощущения. Поэтому методы наглядного воздействия удобно рассмотреть, обобщив их в четыре группы:

· методы зрительной наглядности (демонстрация наглядных пособий, непосредственный показ движений, зрительное ориентирование);

· методы слуховой наглядности(использование звуков как сигналов, светолидирующих устройств);

· методы двигательной наглядности (направляющая помощь, фиксация положений);

· методы срочной информации.

Методы практических упражнений:

· методы строго регламентированного упражнения;

· метод использования упражнений в игровой форме (игровой метод);

· метод использования упражнений в соревновательной форме (соревновательный метод);

К строго регламентированным методам обучения двигательным действиям относят:

· целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

· расчлененный метод (метод расчлененно-конструктивного упражнения);

· метод сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Метод расчлененно-конструктивного упражнения применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

В практике физического воспитания целостный и расчленено-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия – совершенствование техники упражнений с одновременным развитием физических качеств. Сущность метода сопряженного воздействия состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование техники движения и развитие физических способностей.

Характеристика методов развития физических качеств. К методам развития физических качеств относят: равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой тренировки, игровой и соревновательный.

Равномерный характеризуется непрерывным выполнением физического упражнения с относительно постоянной интенсивностью (например, сохраняя неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений). Данный метод применяется, в основном, в циклических упражнениях (бег, гребля, плавание, езда на велосипеде),однако, не исключена возможность применения и в упражнениях ациклического характера (гимнастика, бокс и др.). С помощью данного метода решаются следующие задачи: развитие общей и специальной выносливости, повышение экономичности движений, воспитание волевых качеств.

Переменный – характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений. Задачи, решаемые с помощью переменного метода, являются разнообразными: развитие скоростных способностей и выносливости (общей и специальной), координационных способностей, расширение диапазона двигательного навыка, приобретение определенных тактических умений, необходимых для выступления в соревнованиях; воспитание волевых качеств.

Повторный –   представляет многократное выполнение упражнения через паузы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении данного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания. Задачами, решаемыми повторным методом являются: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость.

Данный метод используется в циклических и ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может составлять: 75-95% от максимальной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной – 95-100%. Длительность упражнения может быть самой разнообразной. Например, в беге, гребле, плавании применяется работа на коротких, средних и длинных отрезках. Скорость передвижения заранее планируется, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т.д.). Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тем не менее, они устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения.

Интервальный – внешне похож на повторный, однако, характер воздействия нагрузки на организм определяется не только самим упражнением (длительностью и интенсивностью), но и интервалами отдыха. Интервальный метод в настоящее время используется в большинстве видов спорта (бег, гребля, лыжные гонки, плавание, фигурное катание, спортивные игры, единоборства и др.).

Сущность данного метода заключается в том, что во время многократного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы частота сердечных сокращений к концу работы была 160-180 уд/мин. Так как длительность нагрузки обычно невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе отдыха, несмотря на снижение частоты сердечных сокращений, потребление кислорода в течение первых 30 секунд увеличивается и достигает своего максимума. Одновременно с этим создаются наиболее благоприятные условия для повышения ударного объема сердца. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Отсюда и подобное название данного метода.

По интенсивности нагрузки выделяют два варианта интервального метода:

· метод экстенсивного(неинтенсивного) интервального упражнения;

· метод интенсивного интервального упражнения.

По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода:

· с постепенным увеличением длительности работы;

· с постепенным уменьшением длительности выполнения упражнения;

· с чередованием длительности работы в каждой серии.

По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнением упражнения можно выделить:

· «жесткий» интервальный метод, когда используются очень короткие или сокращающиеся интервалы отдыха при сохранении высокой интенсивности работы. Данная форма построения тренировочной работы осуществляется на фоне прогрессивно увеличивающегося утомления и предъявляет очень высокие требования ко многим органам и функциям организма человека. Поэтому этот вариант интервального метода применяется, в основном, при подготовке высоко квалифицированных спортсменов;

· облегченный (щадящий) интервальный метод, когда применяются постепенно увеличивающиеся интервалы отдыха, сохраняющие повышенную деятельность органов и систем в субкомпенсационной фазе восстановления работоспособности.

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией», в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений. Данный метод используется для развития всех физических качеств.

Применение методов воспитания морально-волевых и нравственных качеств в процессе физического воспитания. В системе методов воспитания нельзя рассматривать конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели.

Наиболее действенными методами воспитания являются:

· традиционно принятые  – поощрение, наказание, убеждение, упражнение (практическое приучение), принуждение, пример;

· инновационно-деятельностные (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий) – модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизации;

· неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых и авторитетных людей из числа друзей и близких);

· тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) – деловые игры, социально-психологические тренинги;

· рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

      Методы научных исследований, применяемые в теории и методике физической культуры. Методы научных исследований делятся на две группы: получения научной информации и ее обработки.

К методам получения научной информации относят:

· методы сбора ретроспективной (прошлой) информации (изучение и анализ литературных источников, документальных и архивных материалов);

· опросные методы (прямой опрос – интервьюирование, опосредованный опрос – анкетирование, опрос с получением экспертных оценок, беседа);

· метод педагогического наблюдения (непосредственное, аппаратурное – опосредованное);

· метод контрольно-педагогических испытаний (тестирование);

· метод педагогического эксперимента (естественный, модельный, лабораторный).

К методам обработки полученной информации относят:

· статистические методы (вычисление средних величин, стандартных отклонений, вероятных ошибок, коэффициентов вариации, множественной корреляции и регрессии, многофакторный статистический и кластерный анализ; выявление степени достоверности статистических показателей);

· графические методы (построение графиков, диаграмм, схематических моделей помогает наглядно представить вычисленные количественные соотношения и зависимости, уяснить характер связи между исследуемыми явлениями или процессами).

Билет 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 1750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.014 с.)