Критерии оценки и формы проявления координационных способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки и формы проявления координационных способностей



В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака:

- правильность выполнения движения, т.е. когда движение приводит к требуемой цели;

- быстроту результата;

- рациональность движений и действий;

- двигательную находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.

Данные критерии имеют качественные и количественные стороны. К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся: адекватность; своевременность; целесообразность и инициативность; количественным – точность, скорость, экономичность и стабильность движений.

Во многих случаях данные признаки координационных способностей проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому при их определении широко используются комплексные критерии, с помощью которых о степени развития координационных способностей судят одновременно по двум или нескольким признакам (например, координационные способности измеряются по результату челночного бега 3х10 или 3х15 м; по времени ведения мяча руками, ногами в беге с изменением направления движения).

Экономичность движений как одно из свойств координационных способностей характеризуется отсутствием или минимумом лишних, ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии. Она зависит не только от эффективности техники движений, но и уровня физической подготовленности занимающихся. Ее определяют на основе соотношения результата деятельности и затрат на его достижения.

Стабильность – малая вариативность основных биомеханических характеристик движений и результата, показанного в каком-либо упражнении, характеризующаяся малым диапазоном (разбросом, дисперсией) отклонений регистрируемых показателей. Чем меньше разброс, т.е. различие в показанных результатах, тем выше стабильность.

При измерении координационных способностей выделяют два вида показателей:

- абсолютные – без учета уровня развития силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей индивида;

- относительные (парциальные) – с учетом развития способностей, когда их влияние каким-либо образом исключается.

Например, время челночного бега 3х10 м – абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3х10 м и бега на 30 м – относительный. Поэтому специалисты физической культуры и спорта должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели координационных способностей у детей с целью определения явных и скрытых координационных возможностей в подготовке учеников.

К основным координационным способностям относятся:

- способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых);

- способность к ориентированию в пространстве;

- способность к равновесию;

- способность к перестраиванию движений;

- способность к соединению движений;

- способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;

- способность к выполнению заданий в заданном ритме;

- способность к управлению временем двигательных реакций;

- способность предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

- способность к рациональному расслаблению мышц.

Перечисленные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет различные требования к координационным способностям. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других – вспомогательную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.005 с.)