Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика развития координационных способностей.

Поиск

Основной путь развития и совершенствования координационных способностей в дошкольном возрасте – овладение двигательными действиями.

Для решения этой задачи в физкультурные занятия следует включать разнообразные упражнения, которые оказывают воздействие на одновременное развитие многих координационных способностей. Упражнения «на координацию» могут быть включены в любую часть физкультурного занятия: в вводную – знакомые движения, выполняемые в комплексе (так называемая полоса препятствия), несложные игровые задания, в основную часть – в комплексе ОРУ упражнений и в специальные на овладение основными видами движений; в заключительную часть – в подвижные игры.

Особенностью КС в дошкольном возрасте является правильное соотношение методов, стандартно-повторного и вариативного упражнений. Первый метод используется при разучивании новых, относительно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми можно лишь при неоднократном их повторении.

После овладения двигательным действием для развития КС необходимо использовать второй метод вариативного упражнения, заключающийся в изменении способов и условий выполнения двигательного действия (изменение исходных и конечных положений, выполнении упражнения с закрытыми глазами, с ускорением или замедленном темпа, варьирование правил игры и т.п.)

В комплексе О.Р.У. сложные в координационном отношении задания, как правило, предлагаются последними. Каждое задание обычно повторяется 4-5 раз.

При выполнении упражнений поточным методом (задания на равновесие, ползание и т.д.) число повторений не должно превышать 2-5 раз. В зависимости от сложности задания интервал между подходами от 40 сек. до 2 мин.

Среди приёмов, помогающих более эффективно развивать КС, особое место принадлежит методу контрастных заданий. Резко отличающиеся по характеру движения легче запоминаются.

Одним из важных приёмов развития КС у детей дошкольного возраста является громкое проговаривание двигательных действий. Это помогает лучше понять их и запомнить.

Как показывают мои наблюдения, многие дети легко справляются с предложенными заданиями, и поэтому им следует предлагать усложнённые варианты упражнений

Любое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной двигательной задачи. Чем сложнее задача, тем выше требования к согласованности движений, выполняемых одновременно или последовательно. Другими словами, выше требования к координации движений. Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом координационных способностей. Двигательное действие считается правильным, если оно соответствует двигательной задаче (пространственные, временные и силовые характеристики), т.е. если действие выполнено достаточно точно. Точность двигательных действий – второе мерило координационных способностей.

Координационные способности определяются, во-первых, как способности быстро овладевать новыми двигательными действиями и, во-вторых, как способности быстро перестраивать двигательную деятельность во внезапно меняющейся обстановке. Координационные способности – это сложный комплекс свойств, не имеющий единого критерия для оценки.

Любое движение, каким бы новым оно ни, оказалось, всегда выполняется на основе старых координационных связей. Чем больше у дошкольника запас двигательных умений и навыков, тем легче он усваивает новые движения, ещё развивая координационные способности.

Двигательные способности во многом зависят от наследственно обусловленных факторов, достаточно консервативных, стабильных. На быстроту обучения двигательным действиям больше влияют наследственные факторы, чем следовые, что прямо связано и с точностью движений (по пространственным, временным и силовым параметрам). Боле простые в координационном отношении действия в большей мере наследственно определены, чем сложные действия. Продолжительные исследования, связанные с искусством движений, выявили, что от способности дошкольника точно оценивать временные, пространственные и силовые параметры движений во многом зависит быстрота освоения сложнокоординационных упражнений.

Данные возрастной физиологии, педагогики и психологии свидетельствуют о том, что наиболее существенный естественный прирост координационных способностей происходит в 4-5 лет. Если в этот период эффективно воздействовать на эти способности, то к 7-10 годам организм ребёнка будет готов для высокого их развития

Желаемые результаты, прежде всего, дадут средства и методы наглядного обучения – показ, демонстрация наглядных пособий, - всё формирует зрительные восприятия.

Улучшать координационные способности методически рекомендуется, используя два типа подходов и частных приёмов. Первый – это выполнение (строго регламентированное варьирование) заданий, требующих умения изменять отдельные параметры движений, а также их связи и формы в точно обусловленных рамках. Например, выполнение конкретного прыжка из различных исходных положений, с разной спортивной техникой, в различных комбинациях. Задания по варьированию требуют умения точно регулировать свои движения и способствуют совершенствованию специфических ощущений, восприятий, представлений, координационных способностей. Значение таких приёмов, как варьирование исходных положений, отдельных элементов и связок, комбинаций, в частности в гимнастике, заключается в том, что они уменьшают вероятность срывов. Второй тип приёмов – это не строго регламентированное варьирование. К ним относятся, например, игры: варьирование с использованием в занятиях необычных условий естественной среды, инвентаря, оборудования, правил игры.

Выбирая двигательные задания, направленные на развитие координационных способностей дошкольников и повышение точности их двигательных действий, следует соблюдать определяющие критерии – новизна, необычность и зависящая от них координационная трудность. Ведущим методическим приёмом становится необычность при выполнении привычных действий. Нормирование нагрузок и отдыха при заданиях «на точность» учитывает в первую очередь то, что упражнения требуют предельной сосредоточенности внимания, тонких дифференцировок, значительной волевой собранности воспитанников.

Непосредственная целевая установка для заданий на точность – это точное, координированное воспроизведение эталонных параметров амплитуды, направления движения или положения тела; точное изменение какого-либо параметров (например, ув6еличить амплитуду маха на определённый угол).

Успешному выполнению заданий помогают некоторые методические приёмы и условия: моделирование заданных положений и перемещений тела на специальных макетах, прочувствование параметров движений на тренажёрах (с помощью педагога или партнёра); введение дополнительных наглядных ориентиров («достать пяткой до лампочки»). Иногда полезно активизировать все анализаторы за счет временного «выключения» или ограничения зрительного самоконтроля. Возможное при этом ухудшение качества движения вначале сменяется нередко существенным повышением их точности в нормальных условиях.

Для совершенствования функции вестибулярного аппарата используют ряд подготовительных упражнений, методических приёмов и специальных технических средств. Например, упражнения с вращениями в различных условиях и с помощью специальных вращательных тренажеров, которые позволяют без больших усилий многократно прочувствовать ощущения в строго заданных плоскостях. Такая «пассивная тренировка» может быть весьма эффективной.

Упражнения на координацию и точность двигательных действий выполняются в большинстве случаев в первой половине основной части занятия. Число повторений определяется динамикой усвоения упражнений, но обычно это по 5-6 попыток (в некоторых случаях 10-12) в каждой серии элементов. Интервалы отдыха между попытками должны обеспечивать относительно полное восстановление (50-60 сек. между сериями – 3 мин.).

Задания варьируются по правилу «от лёгкого к трудному». Воспитанник вначале может выполнять серию попыток с относительно высокой точностью. После того, как удаётся 90% попыток с необходимой координационной точностью, требования повышаются и на этой ступени снова добиваются 90% удачных попыток. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться достаточно автоматически. Далее они теряют свою ценность. Требуются новые.

При формировании двигательных представлений широко применяются регуляторы движений: ограничители, указатели направлений, фиксаторы внимания, стимуляторы усилий. Полезно также взаимное обучение и контроль за точностью двигательных действий

Комплекс упражнений.

1. Беговые, ОРУ и специальные упражнения, выполняемые под метроном, под музыку.

2. Симметричные и ассиметричные прыжки типа «классиков» с максимальной скоростью, в половину скорости; упражнения на точность приземления.

3. Воспроизведение музыкального ритма хлопками, притопыванием, исполнение при ходьбе движений, воспроизводящих музыкальные ритмы.

4. Повороты на месте переступанием (на 180, 360, град.) в обе стороны, с закрытыми глазами, на «точность поворота»; повороты на месте переступанием (5 и 10 оборотов) с максимальной скоростью, в два раза медленнее; прыжки с поворотом на 90, 180 град. В обе стороны «на точность»; то же с закрытыми глазами.

5. Челночный бег 3х10м за определённое время от лучшего результата; фиксация статических поз («ласточка», «пистолетик», «цапля») в течение 3, 5 сек. с различным положением рук и свободной ноги (игра «Фигура во времени»).

6. Прыжки в обе стороны из необычных исходных положений, с необычным положением рук и ног.

7. Толчок набивного мяча (0,5 кг, 1,0 кг) в полную силу, в два раза ближе.

8. Броски мячей разного веса на точность попадания в цель.

9. Вращение на лонже в положении группировки и ноги врозь с разной скоростью, с определённым количеством оборотов, в разных положениях, за определённое время.

10. Ходьба по узкой скамейке (7м) за назначенное время.

11. Игры для развития сенсомоторики: «Дружный хлопок», «Точное повторение», «Считать время», «Пятнашки – жди время», «Рукопожатие», «Запуск спутника», «Точный прыжок».

12. Игры для проявления внимания: «Спор зимы и весны», «Перестрелка», «Охотники и утки», «Невод», «Круговая охота», «Запомни своё место в строю», «Запомни много команд», «Запрещённое движение», «Делай наоборот», «Посчитай флажки».

13. Методики – упражнения: минимальное приращение временного интервала; минимальное приращение пространственного интервала; минимальное приращение усилия при прыжке вверх с места; самоконтроль быстроты сенсомоторного реагирования; восприятие воспроизведение по памяти, совершаемых действий по пространственным, временным и динамическим характеристикам движения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.158 (0.011 с.)