Теоретико-методические основы обучения двигательным действиям. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методические основы обучения двигательным действиям.



Основные понятия: знания, двигательное действие, двигательное умение, двигательный навык, навык второго порядка. Положительный и отрицательный перенос навыков, их виды. Закономерности формирования двигательного навыка. Характеристика структуры процесса обучения (закономерности обучения двигательному действию, этапы процесса обучения).

Знания принято рассматривать как обобщенное отражение в человеческом сознании объективного мира, окружающей действительности.

Д вигательное умение  –   способность правильно управлять действием при сосредоточении внимания на способах его выполнения.

Двигательное умение такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления (Ю.Ф. Курамшин, 2010).

Характерными признаками двигательного умения являются:

· управление движениями происходит не автоматизировано и требует специально направленного на них внимания;

· сознание ученика загружено контролем каждого движения;

· невысокая быстрота выполнения действия;

· действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления;

· относительная расчлененность движений;

· нестабильность действия;

· непрочное запоминание действия.

Двигательный навык степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано и не требуется специально направленного на них внимания (Ю.Ф. Курамшин, 2010).

Двигательный навык – оптимальная степень владения техникой действия, характеризуется автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2012).

Характерные признаки двигательного навыка:

· автоматизированное управление движениями;

· слитность движений;

· отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении;

·  высокая устойчивость действия;

·  прочность запоминания действия.

Перенос двигательных навыков. Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков. Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине может замедлить освоение «подъема верхом».

Перенос навыка может иметь различный характер.

Односторонний перенос возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

Взаимный перенос – с одного двигательного действия на другое и обратно.

Прямой перенос характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

Косвенный (опосредованный) перенос является видом переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В данном случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и, тем не менее, перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача – сохранить равновесие.

Перекрестный перенос – перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.006 с.)