Физическая культура как социальное явление, ее структура, виды и функции. Характеристика основных понятий теории и методики физической культуры. Основы системы физического воспитания рф. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура как социальное явление, ее структура, виды и функции. Характеристика основных понятий теории и методики физической культуры. Основы системы физического воспитания рф.



Билет 1

 

Виды физической культуры:

· адаптивная физическая культура различные формы физической культуры, адаптированные к функциональному состоянию органов, систем и опорно-двигательного аппарата лиц с ограниченными возможностями, используемые с целью повышения дееспособности, подготовки к труду и со спортивной направленностью;

· базовая физическая культура фундаментальная часть физической культуры, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности, основной формой которой является базовая школьная физическая культура;

· гигиеническая физическая культура формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня), не связанные со значительными физическими нагрузками;

· лечебно-реабилитационная физическая культура применение физических упражнений в качестве средств лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин;

· профессионально-прикладная физическая культура – направленное применение физической культуры с целью формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей, способствующих освоению профессии;

· рекреативная физическая культура – активный отдых и развлечения с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми, туризмом, охотой, рыбалкой).

В учебно-научной литературе приводится множество различных определений понятия «физическая культура».

По мнению В.П. Лукьяненко (2003) физическая культура является органической частью общей культуры личности и общества, представляющей совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей.

Ю.Ф. Курамшин (2010) считает, что физическая культура – вид культуры, который представляет специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Физическая культура – сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою структуру, отражающую ее формы и содержание, а также собственное специфическое функционирование. Компоненты физической культуры полностью удовлетворяют потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе).

Физическое воспитание является педагогическим процессом со всеми при­сущими ему общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с педагогическими принципами).

По мнению Ю.Ф. Курамшина (2010) физическое воспитание понимается как вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей».

Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов (2012) считают, что физическое воспитание является видом воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладения специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Сущность физического воспитания заключается в организованном про­цессе управления физическим развитием и физическим образова­нием человека. Специфической особенностью физического воспитания яв­ляется наличие специализированного процесса, направленного на обучение движениям (двигательным дейст­виям) и воспитание физических качеств (способно­стей). Обучение движениям и воспитание физических качеств тесно взаимосвязаны между собой и составляют органическое единство. Однако они по-разному соотносятся на различных этапах учебно-воспитательного процесса. Основу и содержание в обучении движениям составляет физическое образование в сфере физической культуры, которое осуществляется в трех аспектах:

· общее «двигательное образование» (базовое физкультурное образование), предполагающее совершенствование природных, естественных, а также формирование и развитие новых двигательных навыков и физических качеств на оптимальном для жизнедеятельности человека уровне. Оно сопряжено с освоением минимума знаний, достаточного для повседневной жизни, укрепления здоровья человека, развития его физических способностей. Базовыми, непременными двигательными навыками являются: ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности – сила, выносливость, ловкость, гибкость;

· профессионально - прикладное физкультурное образование направлено на формирование и совершенствование специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно и достаточно длительное время сохранять высокую работоспособность. В содержание данного аспекта включаются средства и методы укрепления здоровья, противодействия неблагоприятным факторам, условиям и характеру труда;

· образование, целью которого является овладение знаниями для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека на субпредельных и предельных уровнях двигательной деятельности. Это наиболее сложный аспект образовательной программы, имеющий направленность на овладение знаниями, решение «сверхзадач» в двигательной деятельности человека, в которой проявление его предельных физических качеств и двигательных навыков возможно при условии проявления интеллекта, воли, всех психических качеств на высочайшем предельном человеческом уровне.

Таким образом, образование в сфере физической культуры предполагает создание условий для свободного и всестороннего развития двигательной деятельности человека с целью его гармоничного физического развития, укрепления здоровья, создания базы для экономичной и эффективной деятельности во всех областях его жизни, труда, быта.

Следующей формой функционирования (компонентом) физической культуры является спорт.

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психологическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

В узком смысле слова спорт характеризуется как игровая, соревновательная деятельность, связанная с сопоставлением физических и духовных сил человека, протекающая в форме состязаний и имеющая общественное признание.

В широком понимании спорт является собственно соревновательной деятельностью, специальной подготовкой к ней со специфическими межчеловеческими отношениями, поведенческими нормами и достижениями, возникающими в процессе данной деятельности       (Ю.Ф. Курамшин, 2010).

Главными признаками спорта как части физической культуры являются: направленность к высшим достижениям, специализация, состязательность и зрелищность. Спорт удовлетворяет потребности в соревновательной деятельности, изучении и раскрытии резервных возможностей человека на предельных уровнях.

Относительно самостоятельной формой функционирования физической культуры является физическая рекреация, удовлетворяющая потребности людей в активном отдыхе, получении удовольствии от двигательной деятельности и общении, что особенно важно в настоящие время, при неблагоприятных экономических условиях жизни людей, потере или смешении ценностных ориентиров (Ю.Ф. Курамшин, 2010).

Физическая рекреация предусматривает применение физических упражнений и видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от данного процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности и составляет основное содержание массовых форм физической культуры, представляя собой рекреативную деятельность.

По мнению Ф.П. Суслова, Д.А. Тышлера (2001) физическая рекреация является отдыхом, восстановлением сил, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований.

Следующей формой физической культуры является двигательная реабилитация, которая удовлетворяет потребности в ускоренном и наиболее эффективном лечении травм.

Двигательная реабилитация является целенаправленным процессом применения физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий (Ю.Ф. Курамшин, 2010).

Данный процесс осуществляется комплексно, под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и представляет собой восстановительную деятельность.

Совокупность форм функционирования (компонентов) физической культуры (физического воспитания, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации) в полной мере удовлетворяет личные и общественные потребности в физической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой, военно-профессиональной, боевой и бытовой деятельности, укреплении здоровья, восстановлении сил, всестороннем и гармоническом развитии.

Система физического воспитания – исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни (Ж.К. Холодов,
В.С. Кузнецов, 2012).

Основная цель государства в области физической культуры и спорта – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения; гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Стратегическая цель функционирования физической культуры, как социально-педагогической системы, конкретизируется в общих задачах, которые необходимо решать с любым контингентом занимающихся, выделяя при этом задачи обучения (образовательные), задачи физического развития (оздоровительные) и задачи воспитания личности (воспитательные).

Образовательные задачи:

· формирование и доведение до необходимой степени совершенства разнообразных двигательных умений и навыков;

· овладение системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков, физического совершенствования, развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья.

Оздоровительные задачи:

· оптимальное развитие двигательных способностей – кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости) и координационных;

· совершенствование телосложения и гармоничное физическое развитие;

· укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после болезней, травм;

· многолетнее сохранение оптимального уровня работоспособности;

· способствование долголетию.

Воспитательные задачи:

· формирование мировоззрения, убеждений, установок, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности в определенной сфере физической культуры и спорта;

· формирование нравственных, эстетических, интеллектуальных, волевых качеств, отражающих социально-психологические особенности личности, обуславливающие ее физкультурно-спортивную активность.

Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач.

 

Билет 2

Закон угасания навыка

Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, в конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка

Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

Билет 3

Билет 4

1. Характеристика различных видов психологической подготовки спортсмена.

Сущность психологической подготовки. Цели и задачи общей психологической подготовки. Специальная психологическая подготовка конкретному соревнованию, ее цели и основные и основные этапы. Непосредственная психологическая подготовка спортсмена к исполнению спортивного действия в условиях соревнований.

ОТВЕТ: Психологическая подготовка – совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

 Цель психологической подготовки – научить спортсмена владеть собой.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.

Общая психологическая подготовка – подготовка к продолжительному тренировочному процессу и к соревнованиям. Она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства.

Цель общей психологической подготовки – адаптация к соревновательной ситуации, совершенствование и оптимизация реактивности на экстремальные условия соревнований.

Задачи общей психологической подготовки:

- создание базовой мотивации;

- воспитание личностных качеств;

- овладение приемами психической саморегуляции (аутогенная тренировка);

- формирование индивидуального стиля деятельности (совокупность приемов и способов деятельности на основе индивидуальных особенностей спортсмена);

- ментальная тренировка («мент» – разум, сознание).

Специальная психологическая подготовка – подготовка к конкретному соревнованию.

Цель специальной психологической подготовки – сформировать состояние психической готовности.

Признаки состояния психической готовности:

- стремление бороться до конца;

- уверенность в своих силах;

- оптимальный уровень эмоционального возбуждения;

- высокая помехоустойчивость;

- произвольное управление своим поведением.

Звенья специальной психологической подготовки:

- сбор информации о предстоящем соревновании (о сопернике, об условиях соревнований);

- стимул;

- моделирование предстоящей деятельности;

- использование приемов саморегуляции психического состояния (выбор наиболее эффективных способов в данной ситуации);

- создание нервно-психической свежести (правильное построение режима дня в период подготовки к соревнованиям, умение отвлекаться от мыслей о соревновании).

К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; «чувства» времени, рит­ма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; вы­сокоразвитые качества внимания (концентрация, переключение, распре­деление); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота и точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на движущийся объект и др.). Овладению тактикой способствуют развитые специфические мыслительные качества: способность к мгновенному анализу поступающей информации о действиях противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мышления и др.

Специфика вида спорта предъявляет различные требования к качествам и структуре психологической подготовленности спортсмена.

Так, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях, тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях видов спорта циклического характера, присущи такие качества, как склонность к лидерству, независимость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для победы. Однако им одновременно свойственны недоверчивость, стремление избежать подчиненной роли, упрямство, склонность к конфликтам.

Для спортсменов, специализирующихся на длинных дистанциях, характерны активность, способность к перенесению высоких нагрузок, умение подчинять личные интересы общественным, отсутствие мнительности. Однако они нередко недостаточно уверены в собственных силах, нуждаются в лидере, склонны к своеобразным поступкам и суждениям.

Спортсменов, специализирующихся в спортивных играх и единоборствах, сложнокоординационных видах спорта, отличают эффективное восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и оперативного мышления, широкое распределение, быстрое переключение и устойчивость внимания, сообразительность, настойчивость, решительность, смелость, быстрота и точность сложных двигательных реакций, легкость образования и перестройки двигательных навыков.

 

3.23. Психологическая подготовка спортсмена

Билет 5

Методики воспитания силовых способностей: воспитание собственно силовых способностей, скоростно-силовых и силовой выносливости с использованием непредельных отягощений; воспитание собственно-силовых способностей с использованием околопредельных и предельных отягощений.

Воспитание собственно силовых способностей с использованием непредельных отягощений. Для воспитания собственно силовых способностей и одновре­менного увеличения мышечной массы применяют упражнения, выполняемые в среднем и вариативном темпе. Причем каждое упражнение выполняется до явно выраженного утомления.

Для начинающих величина отягощения берется в пределах 40-60% от максимума, для более подготовленных – 70-80%, или 10-12 ПМ. Отягощение следует увеличивать по мере того, как количество повторений в одном подходе начинает превосходить заданное, т.е. необходимо сохранять ПМ в пределах 10-12. В та­ком варианте эту методику можно применять в работе как со взрос­лыми, так и с юными и начинающими спортсменами.

Для более подготовленных по мере развития силы вес отяго­щения постепенно увеличивают до 5-6 ПМ (приблизительно до 80% от максимума).

Для представителей «не силовых» видов спорта количество за­нятий в неделю 2 или 3. Количество упражнений для развития различных групп мышц не должно превышать 2-3 для начинаю­щих и 4-7 для более подготовленных. Интервалы отдыха между повторениями близки к ординарным (от 2 до 5 мин) и зависят от величины отягощения, скорости и длительности движения. Характер отдыха – активно-пассивный.

Положительные стороны данной методики: 1) не допускает большого общего перенапряжения и обеспечивает улучшение тро­фических процессов благодаря большим объемам работы, при этом одновременно происходят положительные морфологичес­кие изменения в мышцах, исключается возможность травмиро­вания; 2) позволяет уменьшить натуживание, нежелательное в работе с детьми и подростками.

Воспитание скоростно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений. Сущность данной методики заключается в создании максималь­ной мощности работы посредством непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых с максимально возможной для этих условий скоростью. Непредельное отягощение берется в пределах от 30 до 60% от максимума. Число повторений от 6 до 10 в зависи­мости от веса отягощения, интервалы отдыха между подходами 3-4 мин.

При развитии быстрой силы режим работы мышц в применяе­мых упражнениях должен соответствовать специфике соревнова­тельного упражнения.

Воспитание силовой выносливости с использованием непредельных отягощений. Сущность методики заключается в многократном по­вторении упражнения с отягощением небольшого веса (от 30 до 60% от максимума) с числом повторений от 20 до 70. Там, где специализируемое упражнение связано с длительным про­явлением умеренных усилий, целесообразна работа с легким весом в повторных упражнениях и «до отказа» (30-40% от мак­симума).

Для воспитания общей и локальной силовой выносливости эффективным является метод круговой тренировки с общим ко­личеством станций от 5 до 15-20 и с отягощением 40-50% от максимума. Упражнения часто выполняются «до отказа». Количе­ство серий и время отдыха между сериями и после каждого уп­ражнения может быть разным в зависимости от задач, решаемых в тренировочном процессе.

Например, программа круговой трениров­ки в подготовке сборной команды пловцов США состоит из 24 станций: шесть из них составляют упражнения с поднятием тяжестей, четыре – упражнения на растягивание, четырнадцать – на изокинетических тренажерах. На круговую тре­нировку в занятии отводится до 25 мин от общего тренировочного времени. На каждую станцию затрачивается по 50 с. По сигналу тренера пловцы переходят от одной станции к другой. На переход затрачивается 25 с. Затем, по следующему сигналу, они приступают к выполнению очередной серии упражнений.

В программе чередуются упражнения на мышцы ног и рук. Та­ким образом, мышцы ног и рук получают возможность восстановиться в течение приблизительно 1 мин. Уровень ЧСС поддержи­вается приблизительно в режиме 140 уд/мин.

Воспитание собственно силовых способностей с использованием околопредельных и предельных отягощений. Сущность методики заключается в применении упражне­ний, выполняемых: 1) в преодолевающем режиме работы мышц; 2) в уступающем режиме работы мышц.

Воспитание собственно силовых способностей в упражнениях, выполняемых в преодолевающем режиме работы мышц, предус­матривает применение околопредельных отягощений, равных 2-3 ПМ (90-95% от максимума). Работу с такими отягощениями рекомендуется сочетать с весом 4-6 ПМ. Интервалы отдыха – оптимальные, до полного восстановления (4-5 мин).

Данная методика является одной из основных, особенно в тех ви­дах деятельности, где большую роль играет относительная сила, т.е. прирост силы идет без увеличения мышечной массы. Однако в работе с начинающими спортсменами и детьми ее применять не рекомендуется.

Воспитание собственно силовых способностей в упражнениях, выполняемых в уступающем режиме работы мышц, предусматри­вает применение в работе с начинающими спортсменами отяго­щений весом 70-80% от максимума, показанного в преодолева­ющем режиме работы мышц. Постепенно вес доводится до 120-140%. Целесообразно применять 2-3 упражнения с 2-5 повторе­ниями (например, приседания со штангой на плечах).

Более подготовленные могут начинать работу в уступающем режиме с отягощением 100-110% от лучшего результата в пре­одолевающем режиме и доводить его до 140-160%. Количество повторений упражнения небольшое (до 3), выполняемых с мед­ленной скоростью. Интервал отдыха не менее 2 мин.

Работу в уступающем режиме работы мышц рекомендуется со­четать как с преодолевающим, так и с изометрическим режимом.

И частоты движений

Внешнее проявление быстроты движений выражается скорос­тью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоро­стными, но и другими способностями (силовыми, координаци­онными, выносливостью и др.).

Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью:

1) собственно скоростные упражнения;

2) обще-подготовительные упражнения;

3) специально подготовительные упражнения.

Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15-20 с) и анаэробным элактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно про­порционально).

В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерс­кие упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упро­шенным правилам, мини-футбол и т.п.).

При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или цело­стные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отно­шению к достигнутой соревновательной.

При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес – отягощения должен быть в пределах до 15-20% от максимума. Целостные формы соревновательных упражне­ний используются в качестве средств воспитания быстроты глав­ным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды).

После достижения определенных успехов в развитии скорост­ных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задерж­ка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». При­чина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и про­являющимися при этом усилиями.

Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.

Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

Самым распространенным способом облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, является уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.

Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях); б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.); г) применяют дозирование вне­шние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге).

Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьи­ рование отягощений.

Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых про­цессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.

Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.

Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).

Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряжен­ностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скоро­сти движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

Скоростных способностей

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движе­ний в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).

В лабораторных условиях вре­мя реакции на свет, звук определяют с помощью хронорефлексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время ре­агирования.

При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см. В соревновательных условиях время простой реакции измеряют с помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.

Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойствен­ны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.

В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому представляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движе­ ний. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. опре­деляют с помощью биомеханической аппаратуры.

Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты дви­ жений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений ру­ками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или од­ной) за 5-20 с.

Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие пока­затели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдель­ных фаз движения.

Виды выносливости

Выносливость – способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Различают общую и специальную выносливость.

Общая вынос ливость – способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется:

- по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

- по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);

- по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов:

- биоэнергетических (образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме. Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.092 с.)