Физическая культура в быту трудящихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура в быту трудящихся



Среди взрослых культивируются все виды физической культуры.

Неспециальное физкультурное образование взрослых

Предполагает формирование каждым человеком своего собственного представления об уровне своего физического развития, о степени владения двигательными навыками, знание методики своего физического совершенствования.

Физическая рекреация

Физическая рекреация (рекреация – отдых, развлечение) – использование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья. Особенностью ее является полное подчинение интересам, вкусам, наклонностям данного человека или группы людей, в связи с этим – полная свобода выбора вида и характера занятий, их периодичности и продолжительности, времени суток; содержания, средств, методов и форм организации. Цель физической рекреации: укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда.

Частные ее задачи весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести:

Активный отдых.

Перемена вида и характера деятельности.

Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса

Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции

• В озможность общения

удовольствие от двигательной деятельности.

Развитие индивидуально привлекательных физических способностей

Средствами физической рекреации являются физические упражнения, игры, развлечения, рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Он организуется в вузах и средних специальных учебных заведениях, на фабриках и заводах, предприятиях и учреждениях, в офисах, фирмах, различных организациях. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предельных показателей в двигательной деятельности.

Спорт.      Базовый спорт является наиболее эффективным средством повышения общей и специальной работоспособности человека, фактором разностороннего развития, укрепления здоровья. Занятия различными видами спорта трудящихся организуются коллективами физической культуры, функционирующими при крупных предприятиях и учреждениях.

  Двигательная реабилитация. Двигательная реабилитация (реабилитация – восстановление) удовлетворяет потребности людей в лечении различных травм, ушибов, психических срывов в результате стрессовых ситуаций и т.п.

ПОЖИЛОЙ возраст.

Пожилыми считаются женщины в возрасте 56-74 лет, а мужчины – 61-74 лет. Период от 75 до 90 лет относят к старческому возрасту, а людей старше 90 лет – к долгожителям.

Одна из главных задач физической культуры в пожилом и старческом возрасте – сдерживание старения, процессов инволюции в организме, создать основы для нормальной, активной по возрасту деятельности человека.

Средства физического воспитания в пожилом и старшем возрасте должны, обеспечивать профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

К числу основных средств сохранения и восстановления функций опорно - двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относятся: гигиеническая, основная и лечебная гимнастика.

Специальные комплексы гимнастических упражнений (без предметов, с предметами, специальными устройствами, на снарядах и др.) и разработанные на их основе методики для людей этого возраста позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышечные группы, обеспечивать прогрессивные морфофункциональные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых качеств и гибкости, поддерживать нормальную осанку.

В общеоздоровительных целях и для направленного воздействия на функции сердечно - сосудистой и дыхательной систем в пожилом и старшем возрасте широко используются дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэробные упражнения циклического характера. Эффективными являются такие циклические упражнения, которые выполняются не менее 10 мин. с интенсивностью, приводящей к легкому утомлению.

Применяются также такие игры, как городки, бадминтон, теннис и др. В этом возрасте доступным и эффективным средством является дыхательная гимнастика, которая имеет три основных назначения.

1. Улучшать дыхание во время выполнения физических упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе.

2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность.

З. Выработать умение дышать правильно, оказывая тем самым постоянное массирующие воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.)

В пожилом возрасте нередко продолжают заниматься избранным видом спорта (например, спортсмены – ветераны) и участвовать в соревнованиях различного уровня (первенство города, страны, мира) среди ветеранов в своей возрастной группе.

Формы организации занятий. Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста проводится на самостоятельных началах и осуществляется при различных формах организации занятий: коллективные (занятия в группах здоровья, секциях ОФП, клубах любителей бега и др.); туристические походы; самостоятельные (индивидуальные) занятия.

Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подготовки

В группах здоровья целесообразно использовать комплексно различные виды упражнений (гимнастика – легкая атлетика – игры).

Проводятся 2 –3 раза в неделю под руководством инструкторов – методистов преимущественно на открытом воздухе по определенным программам с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. Продолжительность занятий в начальном периоде не должна превышать 45 мин, с течением времени продолжительность занятий увеличивается до 60 – 75 мин. Такая продолжительность обусловлена замедленной врабатываемостью и приспосабливаемостью стареющего организма к физическим нагрузкам.

В содержание самостоятельных (индивидуальных) занятий физическими упражнениями входят: утренняя гимнастика, аэробные упражнения циклического характера умеренной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, оздоровительное плавание, ходьба на лыжах и т.д.); различные игры по упрощенным правилам, спортивные упражнения, но с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований и др.

Людям старшего и пожилого возраста следует уделить больше внимания дыхательным упражнениям, локомоциям, быть предельно осторожными с упражнениями, связанными с наклонами, резкими движениями, вращениями. Продолжительность бега может быть от 5 до 30 минут, расстояние от 1 до 5 км. При появлении одышки упражнения следует немедленно прекратить и восстановить нормальное дыхание или обратиться к врачу.

Методические основы занятий физическими упражнениями с людьми старшего и пожилого возраста.

• для большинства занятий в группах здоровья и секциях общей физической подготовки характерно комплексное применение различных физических упражнений. Комплексные занятия дают больший эффект в улучшении физической подготовленности и для занимающихся менее утомительны, чем предметные занятия.

• занятия проводятся круглогодично. По мере старения организма нагрузки теряют общую тенденцию к возрастанию.

• занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответствии с общепринятой структурой. Подготовительная и заключительная части занятия, как правило, имеют большую продолжительность, чем старше занимающиеся, поскольку с возрастом замедляются процессы врабатывания и восстановления. По этой же причине после основных упражнений предусматривается достаточный отдых (активный и пассивный), проводятся дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении.

• общая динамика в занятии должна иметь вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Значительная нагрузка приходится на середину или на вторую треть основной части занятия.

• продолжительность одного занятия колеблется от 35 – 40 до 90 – 120 минут.

• перед началом занятий гигиенической гимнастикой необходимо настроиться, расслабить мускулатуру, провести несколько дыхательных движений и потягиваний.

• для плавного повышения физиологической кривой урока обходимо начать с легких упражнений, в которых участвуют мелкие и средние мышечные группы, и постепенно переходить для средних и крупных мышечных групп.

• наиболее трудные упражнения (глубокие приседания, бег, бег с ускорением, прыжки с места и др.) даются в середине и во второй половине основной части занятия (причем в чередовании с ходьбой, с успокаивающими упражнениями), когда организм оптимально подготовлен. Упражнения с силовыми напряжениями (с гантелями, эластичным бинтом) следует чередовать с упражнениями на расслабление.

• в занятие рекомендуется включать от 30 до 50 общеразвивающих упражнений, чередуемых с ходьбой и бегом. Количество повторений каждого упражнения зависит от подготовленности занимающихся, возраста, трудности упражнений, задач урока. В первые месяцы занятий каждое упражнение повторяется 4 – 6 раз, со временем число повторений увеличивается и к концу года достигает 8 – 20 раз. После каждой группы из 3 – 4 упражнений общеразвивающего характера необходимо выполнять дыхательные упражнения.

• определяя дозировку нагрузок, надо ориентироваться, прежде всего, на состояние сердечно – сосудистой и дыхательной систем. У нетренированных людей в начале занятий физическими упражнениями пульс не должен учащаться более чем на 30 уд./мин по сравнению с ЧСС в состоянии покоя. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должна превышать 100 – 120 уд./мин Н.А. Амосов допускает большие нагрузки людям зрелого и пожилого возраста, достаточно хорошо тренированным, с частотой пульса 130 – 150, а для начинающих – не более 120 – 130 ударов в минуту. При выполнении специальных физических упражнений, оздоровительной ходьбе и беге потребление кислорода улиц пожилого возраста должно составлять 50-60% МПК

• с увеличением возраста занимающихся общий объем работы поддерживается по возможности на достигнутом уровне, а интенсивность постепенно снижается.

• применяемые физические упражнения должны быть строго дозированными по количеству повторений, темпу выполнения, амплитуде движений.

• недопустимы максимальные нагрузки, появления глубокого чувства усталости, изнурения (“ноги-руки дрожат”), чрезмерные эмоциональные нагрузки, натуживания, быстрые изменения позы, повороты, наклоны, ускорения.

Максимальную частоту сердечных сокращений для людей пожилого и старшего возраста во время занятий следует определять по формуле:

ЧСС = 190 – возраст (лет).

Физические нагрузки разнообразного характера оказывают значительное влияние на организм занимающихся, изменяя состояние практически всех его систем. Причем ответные реакции организма на нагрузки весьма индивидуальны, несмотря на выполнение одних и тех же физических упражнений в процессе занятия. В этой связи важное значение имеет самоконтроль за состоянием организма и его реакциями на физические нагрузки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.01 с.)