Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретико-методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возрастов.
Анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста. Значение и задачи физического воспитания среднего и старшего школьного возраста. Средства, методы и методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста. Средний школьный (подростковый) возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V - IX классы). Анатомо – физиологические особенности возрастного развития. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 – 6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7 – 9 см. У девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на 7 см. В подростковом возрасте значительные изменения претерпевает костно-связочный аппарат, усиливается процесс окостенения, но в костях много еще хрящевой ткани, за счет которой кости энергично увеличиваются в длину. В данном возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряют процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. В среднем школьном возрасте усиливается процесс окостенения скелета, тем не менее, развитие скелета полностью не завершается: не заканчивается формирование кривизны позвоночника (он отличается гибкостью и пластичностью, кости скелета, имеющие относительно большое содержание органических веществ, также гибки и эластичны). Развитие скелета детей тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связок. Происходит дальнейшее развитие мышечной системы достаточно быстрыми темпами. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом, за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек – в 11 – 12 лет. В подростковом возрасте увеличивается мышечная масса, растет сила мышц. Однако развитие силы мышц несколько отстает от роста костей скелета, и это сказывается на повышении утомляемости подростков при физических нагрузках, на временном снижении их двигательных возможностей. У детей, особенно быстро растущих, наблюдается скованность, неловкость в движениях, но в тоже время при систематических занятиях физическими упражнениями эти явления, как правило, не проявляются.
По сравнению с взрослыми у подростков мышцы более эластичны, т. е, они способны в большей степени укорачиваться и удлинятся при сокращении и расслаблении. В данном периоде в основном завершается увеличение возбудимости, лабильности мышц, совершенствуется их нервная регуляция. Это дает возможность для проявления быстрых, разнообразных движений. Но в развитии мышечной системы подростка имеет место некоторая неравномерность в формировании отдельных групп мышц, и наблюдается отчетливая разница в увеличении силы мышц правой или левой сторон тела. Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания мальчиков и девочек. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиков. Поэтому в одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда, очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания. В период полового созревания у мальчиков и девочек начинают проявляться резкие половые различия в особенностях развития двигательного аппарата. У девочек обнаруживаются существенные отличия от мальчиков в строении и функции мышц. У девочек наблюдается относительно меньший прирост веса мышц к общему весу тела, медленнее идет рост силы мышц, заметно отставание в развитии плечевого пояса. Все это отражается на способности девочек выполнять такие упражнения, как подтягивания, висы, упоры, лазание. В силу указанных половых особенностей девочкам-подросткам тяжелее выполнять лазание по канату, чем мальчикам. Неслучайно с началом полового созревания девочкам, по данным врачебного контроля, противопоказана физическая работа, связанная с подъемом тяжестей.
Увеличение общего веса тела особенно сказывается на показателях в подтягивании из виса: в большинстве случаев девочки 14 – 15 лет совсем не могут подтянуться из этого положения на одних руках. Особое значение при занятиях физическими упражнениями имеет учет особенностей развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Работоспособность детей, их возможность выполнить ту или иную работу (физическую нагрузку) в значительной степени зависят от состояния органов кровообращения и дыхания, т.к. эти органы, осуществляя дыхательную функцию – обмен газов, обеспечивают организм необходимой энергией. Наряду с усиленным ростом тела увеличиваются в размерах и совершенствуются функционально органы кровообращения и дыхания. В этот период особенно быстро увеличиваются размеры сердца, сила сердечных сокращений, ударный и минутный объем сердца (объем крови, выбрасываемый сердцем при одном сокращении в течение минуты). Но развитие кровеносных сосудов происходит медленнее, чем сердца, в результате чего уменьшается просвет сосудов по отношению к массе сердца. Такое несоответствие в развитии органов кровообращения создает затруднения для тока крови и работы сердца – ему приходится в этом случает преодолевать большее сопротивление для «проталкивания» крови по сосудам. В отличие от взрослых сердце у подростков более возбудимо и деятельность его очень неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин могут возникнуть нарушения ритма сердечных сокращений, резкие колебания пульса и кровяного давления; у подростков нередки случаи появления одышки, слабости, ощущения давления в области сердца. Все эти явления обусловлены, прежде всего, несовершенством нервной регуляции деятельности сердца и кровеносных сосудов, а также влияниями со стороны эндокринной системы, деятельность которой усиливается в подростковом возрасте. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам. В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель ЖЕЛ: у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500мл (15 лет). Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом. Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Задачи физического воспитания учащихсясреднего школьного возраста: 1. Содействовать гармоничному физическому развитию, закреплять навыки правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитывать ценностные ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены; 2. Осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание); 3. Развивать координационные способности: ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстроту и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений и кондиционные способности: скоростно-силовые, скоростные, выносливостиь силу и гибкость; 4. Формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; 5. Воспитывать волевые и нравственные качества; 6. Формировать представление о физической культуре личности и приемах самоконтроля; 7. Углублять представление об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах; 8. Воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта; 9. Формировать организаторские навыки проведения занятий в качестве капитана команды, судьи; 10. Формировать умение адекватной оценки собственных физических возможностей; 11. Воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности; 12. Содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции. Средства физического воспитания. Основными средствами физического воспитания детей 12 – 15 лет являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптативные свойства организма. К ним относятся:
- гимнастические и акробатические упражнения; - легкоатлетические упражнения; - лыжная подготовка; -спортивные игры (в качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол, футбол, а в качестве дополнительных – настольный теннис, бадминтон и др.). По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение); - плавание; - элементы единоборств. Эффективными средствами физического воспитания школьников выступают народные подвижные игры, танцы и элементы национального спорта. Большинство народных игр просты и доступны по своему содержанию. Они удовлетворяют потребность молодого организма в движении. Будучи увлекательными по-игровому сюжету они повышают жизненный тонус, доставляют детям радость, учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях, связаны с соревновательным методом. Чередование движений позволяет регулировать физические нагрузки детей, воспитывает у них умение ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, находчивость и упорство. Одним из эффективных средств и методов оздоровления школьников признаны восточные оздоровительные системы: даосская оздоровительная система, индийская йога, точечный массаж биологически активных точек и т. д. По своим возможностям различные системы акцентированы на решение задач различного уровня – на формирование физического, психического и нравственного здоровья. Восточные системы могут использоваться для оздоровления школьников, так как имеют многовековой опыт оздоровления и эффективно применяются не только на своей исторической родине, но и во многих странах мира. Методические особенности физического воспитания учащихсясреднего школьного возраста. Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание). При этом необходимо: • учитывать индивидуальные различия детей в подростковом возрасте при обучении движениям и развитии двигательных способностей (следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений; дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты); • при выборе средств и методов, используемых на занятиях, в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, следует учитывать половые особенности учащихся (для девочек-подростков исключать физические упражнения, связанные с преодолением веса собственного тела);
• обеспечить на уроке физической культуры всестороннее развитие мускулатуры учащихся (следует применять разнообразные упражнения с вовлечением в работу различных мышечных групп, специальные упражнения для формирования осанки, укрепления мышц туловища); • строго дозировать упражнения, связанные со статической работой мышц, с задержкой дыхания, требующие большой скорости и длительности движений (при выполнении физических упражнений, вызывающих значительное усиление сердечной деятельности, следует чаще чередовать их со специальными успокаивающими упражнениями и глубокими дыхательными упражнениями); • для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем использовать упражнения циклического характера в равномерном темпе; • при обучении двигательным действиям использовать примерно равное соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.023 с.) |