Теоретико-методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возрастов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возрастов.



Анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста. Значение и задачи физического воспитания среднего и старшего школьного возраста. Средства, методы и методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста.

Средний школьный (подростковый) возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V - IX классы).

Анатомо физиологические особенности возрастного развития. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 – 6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7 – 9 см. У девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте значительные изменения претерпевает костно-связочный аппарат, усиливается процесс окостенения, но в костях много еще хрящевой ткани, за счет которой кости энергично увеличиваются в длину. В данном возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряют процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В среднем школьном возрасте усиливается процесс окостенения скелета, тем не менее, развитие скелета полностью не завершается: не заканчивается формирование кривизны позвоночника (он отличается гибкостью и пластичностью, кости скелета, имеющие относительно большое содержание органических веществ, также гибки и эластичны).

Развитие скелета детей тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связок. Происходит дальнейшее развитие мышечной системы достаточно быстрыми темпами. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом, за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек – в 11 – 12 лет.

В подростковом возрасте увеличивается мышечная масса, растет сила мышц. Однако развитие силы мышц несколько отстает от роста костей скелета, и это сказывается на повышении утомляемости подростков при физических нагрузках, на временном снижении их двигательных возможностей. У детей, особенно быстро растущих, наблюдается скованность, неловкость в движениях, но в тоже время при систематических занятиях физическими упражнениями эти явления, как правило, не проявляются.

По сравнению с взрослыми у подростков мышцы более эластичны, т. е, они способны в большей степени укорачиваться и удлинятся при сокращении и расслаблении. В данном периоде в основном завершается увеличение возбудимости, лабильности мышц, совершенствуется их нервная регуляция. Это дает возможность для проявления быстрых, разнообразных движений.

Но в развитии мышечной системы подростка имеет место некоторая неравномерность в формировании отдельных групп мышц, и наблюдается отчетливая разница в увеличении силы мышц правой или левой сторон тела.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания мальчиков и девочек. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиков. Поэтому в одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда, очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

В период полового созревания у мальчиков и девочек начинают проявляться резкие половые различия в особенностях развития двигательного аппарата. У девочек обнаруживаются существенные отличия от мальчиков в строении и функции мышц. У девочек наблюдается относительно меньший прирост веса мышц к общему весу тела, медленнее идет рост силы мышц, заметно отставание в развитии плечевого пояса. Все это отражается на способности девочек выполнять такие упражнения, как подтягивания, висы, упоры, лазание.

В силу указанных половых особенностей девочкам-подросткам тяжелее выполнять лазание по канату, чем мальчикам. Неслучайно с началом полового созревания девочкам, по данным врачебного контроля, противопоказана физическая работа, связанная с подъемом тяжестей.

Увеличение общего веса тела особенно сказывается на показателях в подтягивании из виса: в большинстве случаев девочки 14 – 15 лет совсем не могут подтянуться из этого положения на одних руках.

Особое значение при занятиях физическими упражнениями имеет учет особенностей развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Работоспособность детей, их возможность выполнить ту или иную работу (физическую нагрузку) в значительной степени зависят от состояния органов кровообращения и дыхания, т.к. эти органы, осуществляя дыхательную функцию – обмен газов, обеспечивают организм необходимой энергией.

Наряду с усиленным ростом тела увеличиваются в размерах и совершенствуются функционально органы кровообращения и дыхания. В этот период особенно быстро увеличиваются размеры сердца, сила сердечных сокращений, ударный и минутный объем сердца (объем крови, выбрасываемый сердцем при одном сокращении в течение минуты).

Но развитие кровеносных сосудов происходит медленнее, чем сердца, в результате чего уменьшается просвет сосудов по отношению к массе сердца. Такое несоответствие в развитии органов кровообращения создает затруднения для тока крови и работы сердца – ему приходится в этом случает преодолевать большее сопротивление для «проталкивания» крови по сосудам. В отличие от взрослых сердце у подростков более возбудимо и деятельность его очень неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин могут возникнуть нарушения ритма сердечных сокращений, резкие колебания пульса и кровяного давления; у подростков нередки случаи появления одышки, слабости, ощущения давления в области сердца. Все эти явления обусловлены, прежде всего, несовершенством нервной регуляции деятельности сердца и кровеносных сосудов, а также влияниями со стороны эндокринной системы, деятельность которой усиливается в подростковом возрасте. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель ЖЕЛ: у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Задачи физического воспитания учащихсясреднего школьного возраста:

1. Содействовать гармоничному физическому развитию, закреплять навыки правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитывать ценностные ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

2. Осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);

3. Развивать координационные способности: ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстроту и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений и кондиционные способности: скоростно-силовые, скоростные, выносливостиь силу и гибкость;

4. Формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма;

5. Воспитывать волевые и нравственные качества;

6. Формировать представление о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

7. Углублять представление об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;

8. Воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;

9. Формировать организаторские навыки проведения занятий в качестве капитана команды, судьи;

10. Формировать умение адекватной оценки собственных физических возможностей;

11. Воспитывать инициативность, самостоятельность,    взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

12. Содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции.

Средства физического воспитания. Основными средствами физического воспитания детей 12 – 15 лет являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптативные свойства организма. К ним относятся:

- гимнастические и акробатические упражнения;

- легкоатлетические упражнения;

- лыжная подготовка;

-спортивные игры (в качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол, футбол, а в качестве дополнительных – настольный теннис, бадминтон и др.). По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение);

- плавание;

- элементы единоборств.

Эффективными средствами физического воспитания школьников выступают народные подвижные игры, танцы и элементы национального спорта. Большинство народных игр просты и доступны по своему содержанию. Они удовлетворяют потребность молодого организма в движении. Будучи увлекательными по-игровому сюжету они повышают жизненный тонус, доставляют детям радость, учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях, связаны с соревновательным методом. Чередование движений позволяет регулировать физические нагрузки детей, воспитывает у них умение ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, находчивость и упорство.

Одним из эффективных средств и методов оздоровления школьников признаны восточные оздоровительные системы: даосская оздоровительная система, индийская йога, точечный массаж биологически активных точек и т. д. По своим возможностям различные системы акцентированы на решение задач различного уровня – на формирование физического, психического и нравственного здоровья. Восточные системы могут использоваться для оздоровления школьников, так как имеют многовековой опыт оздоровления и эффективно применяются не только на своей исторической родине, но и во многих странах мира.

Методические особенности физического воспитания учащихсясреднего школьного возраста.

 Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание). При этом необходимо:

• учитывать индивидуальные различия детей в подростковом возрасте при обучении движениям и развитии двигательных способностей (следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений; дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты);

• при выборе средств и методов, используемых на занятиях, в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, следует учитывать половые особенности учащихся (для девочек-подростков исключать физические упражнения, связанные с преодолением веса собственного тела);

• обеспечить на уроке физической культуры всестороннее развитие мускулатуры учащихся (следует применять разнообразные упражнения с вовлечением в работу различных мышечных групп, специальные упражнения для формирования осанки, укрепления мышц туловища);

• строго дозировать упражнения, связанные со статической работой мышц, с задержкой дыхания, требующие большой скорости и длительности движений (при выполнении физических упражнений, вызывающих значительное усиление сердечной деятельности, следует чаще чередовать их со специальными успокаивающими упражнениями и глубокими дыхательными упражнениями);

• для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем использовать упражнения циклического характера в равномерном темпе;

• при обучении двигательным действиям использовать примерно равное соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.023 с.)