Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические особенности физического воспитания учащихся старшего школьного возраста.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Старший школьный (юношеский) возраст охватывает детей с 16 до 18 лет (Х – ХI классы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений. Анатомо – физиологические особенности возрастного развития. Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и нормах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10 – 12 см и тяжелее на 5 – 8 кг. Масса мышц юношей по отношению к массе всего тела больше на 13 %, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10 %, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. У девушек ниже расположен центр тяжести тела. Все эти особенности сказываются на длине шага, скорости ходьбы и бега, высоте и длине прыжка. У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается трудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц. У девушек, в отличие от юношей, наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Сердечно- сосудистая и дыхательная системы, трудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у девушек оказываются гораздо ниже.
Сердце юношей на 10 – 15 % больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6 – 8 уд/мин, сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см меньше. В 15 – 17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании. В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей. Тем не менее, в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно. Задачи физического воспитания: 1. Содействовать гармоничному физическому развитию; выработке умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья; выработке умений противостоять стрессам; формировать общественные и личностные представления о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности; 2. Приобретать двигательный опыт посредством овладения новыми двигательными действиями и формировать умение применять их в различных по сложности условиях; 3. В дальнейшем развивать кондиционные способности: силовые, скоростные, выносливость, гибкость и координационные способности: быстроту перестроения двигательных действий, согласования, способности к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости;
4. Формировать знания о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии; 5. Закрепить навыки систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта; 6. Формировать адекватную самооценку личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм; развивать целеустремленность, уверенность, выдержку, самообладание; 7. В дальнейшем содействовать развитию психических свойств и качеств личности и обучить основам психической регуляции. Средства физического воспитания. Программа физической активности детей старшего школьного возраста весьма насыщена и разнообразна. Наиболее целесообразными средствами физического воспитания в этот период являются: - гимнастические и акробатические упражнения (гимнастические и акробатические упражнения, включенные в программу старших классов, занимают до 30% учебного времени, их отличает большая избирательная направленность, и нацелены они, прежде всего, на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц, координационных способностей и гибкости). Гимнастические упражнения для юношей имеют большое прикладное значение для их подготовки к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Для девушек практическая значимость упражнений заключается в том, что они направлены на воспитание грациозности, красоты движений и способствуют развитию мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функций материнства. - легкоатлетические упражнения; - лыжная подготовка; - спортивные игры; плавание; - элементы единоборств. Методические особенности физического воспитания старшеклассников: • уроки физической культуры следует проводить интересно и увлеченно, чтобы они доставляли детям удовольствие (обязательная и корректная постановка задач; правильное планирование учебно-тренировочного материала; эмоциональность занятия; частое использование игрового и соревновательного методов; музыкальное сопровождение» «Физическому воспитанию нужно придать характер удовольствия, т.к. это единственная приправа, способная вызвать у молодежи аппетит к физкультуре» М. Буаже, 1933 (французский ученый в области ФК). • в старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками необходимо проводить раздельно (анатомо-физиологические, психологические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств, методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки). Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек; • при организации занятий с юношами необходимо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому важно предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках;
• для правильного формирования костно – мышечной системы девушкам необходимо с большой осторожностью давать упражнения, создающие большое внутрибрюшное давление (поднимание и перенос больших тяжестей, прыжки с большой высоты на твердую поверхность) и широко применять упражнения, укрепляющие мышцы таза и брюшного пресса (упражнения типа «велосипед» лежа на спине и т.д.); • на уроках физической культуры необходимо обеспечить всестороннее развитие мускулатуры путем выполнения разнообразных физических упражнений с вовлечением в работу различных мышечных групп (для этого широко использовать ОРУ без предметов и с предметами, силовые упражнения в парах, с набивными мячами, с гимнастическими палками); • для тренировки сердечно – сосудистой системы необходимо широко использовать разновидности циклических упражнений: бег в умеренном темпе, бег на скорость на короткие дистанции, ходьбу на лыжах, плавание (следует чередовать упражнения, дающие большую нагрузку с упражнениями умеренными или с периодами кратковременного отдыха, с дыхательными упражнениями); • большое значение для развития органов дыхания, кровообращения и всего организма имеет выработка у школьников равномерного и глубокого дыхания; при обучении двигательным действиям необходимо обращать внимание на глубокий выдох, на согласование дыхания с движением. • в старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделять внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической); среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласование двигательных действий и вестибулярной устойчивости. • на занятиях со старшеклассниками необходимо увеличивать долю упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и физические качества; • интенсификация обучения в этом возрасте должна идти по пути усиления тренировочной направленности уроков (доля игрового метода должна сокращаться, а соревновательного увеличиваться); • в работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений (заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактический подготовленности);
• прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков. • в этом периоде дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. Формируется характер и личность подростка. Этот процесс часто труден как для самого подростка, так и для родителей, учителей, товарищей. • особенности психики в юношеском возрасте во многом связаны с впервые появившимся чувством полового влечения. Психика подростка отличается большой ранимостью, чему могут способствовать и повышенные нагрузки при чрезмерном обременении внешкольными обязанностями или односторонних увлечениях. Подростки относительно быстро утомляются как при физической, так и психической нагрузке. В юношеском возрасте многих психологических и физических отклонений в организме подростка можно избежать при разумном использовании физкультуры, соблюдении правильного режима и создании благоприятного психологического климата.
Билет 10
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.014 с.) |