Физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста



Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6 – 7 до 17 – 18 лет. Младший школьный возраст это дети с 6-7 що 10-11 лет (1-4 классы).

Оздоровительные задачи:

· Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формированию правильной осанки, развитие различных групп мышц, правильное и своевременное развитие всех систем и их функций, укрепление нервной системы, активизация нервных процессов.

· Обеспечение оптимального гармоничного развития физических качеств для каждого школьника, независимо от возраста и пола.

В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на воспитание гибкости, координационных способностей и быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей и добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно-силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.

· Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физической культуры, целесообразно проводить на свежем воздухе.

· Повышение  общей  работоспособности  и  привитие гигиенических

навыков.

Эти задачи требуют, чтобы школьники, ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к детям младшего и среднего школьного возраста, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма.

Образовательные задачи

· Формирование и    совершенствование  жизненно     важных двигательных умений и навыков.

У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков:

− умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в  пространстве (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах);

− навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения);

− умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, гантели, палки);

− навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия);

− умения выполнять движения для преодоления искусственных препятствий (опорные прыжки, лазание, прыжки в длину и высоту).

· Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта.

Учащиеся должны знать: условия и правила выполнения физических упражнений; влияние занятий    физическими упражнениями на основные системы организма; правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями; роль физической культуры в семье.

Воспитательные задачи

· Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Для решения данной задачи необходимо повышать физкультурную

грамотность школьников; создавать положительную мотивацию к физической культуре; формировать основы правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формировать умения, дающие возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватные методы воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль.

· Воспитание личностных качеств (эстетических,   нравственных),   содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих эстетическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школах, училищах, лицеях, колледжах, вузах): Закон РФ «Об образовании», государственный образовательный стандарт, обязательный минимум содержания программы по физической культуре.

Средства физического воспитания. Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений:

Гимнастические и акробатические упражнения (простейшие виды построений и перестроений; ОРУ без предметов и с разнообразными предметами; упражнения в лазании и перелезании; упражнения в равновесии; несложные акробатические упражнения; танцевальные упражнения; упражнения на гимнастических снарядах; упражнения со скакалкой);

Легкоатлетические упражнения (различные виды ходьбы, бег с максимальной скоростью, в равномерном темпе; челночный бег; прыжки; эстафеты с бегом на скорость и прыжками; метание малого мяча на дальность и в цель). Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, которые должны доставлять детям радость и удовольствие.

Лыжная подготовка (скользящий и ступающий шаги; попеременный двухшажный ход; подъемы и спуски с небольших склонов; повороты на месте и в движении; прохождение учебных дистанций);

Плавание (специальные упражнения для освоения с водной средой - погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой и выдох в воду, «поплавок», скольжение на груди, спине; движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс; проплывание одним из способов 25 – 50 м);

Подвижные игры (их содержание составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками). Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр, направленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативы, самостоятельности действий.

Простейшие единоборства («Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга»).

Формы организации физического воспитания школьников

В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.

· Уроки физической культуры: уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 – 3 раза в неделю по 40 – 45 минут каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность. Состоит, как правило из трех частей:

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для подготовки опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7 – 10% отводимого на урок времени (10 – 12 мин).

Типичными задачами вводной части являются:

· организовать занимающихся;

· активизировать их внимание;

· ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока;

· создать соответствующую   психологическую установку и положительное эмоциональное состояние;

· подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам.

Для решения задач вводной части урока можно использовать разнообразные физические упражнения, однако они должны быть простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, различные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры (не требующие больших напряжений или длительных пауз в действиях учеников). Очень эффективны и эмоциональны упражнения с предметами (обручами, скакалками, гимнастическими палками и т.п.).

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). К ним относятся:

· формирование знаний в области двигательной деятельности;

· обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;

· развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма;

· воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств.

Продолжительность основной части составляет 80 – 85% времени, отводимого на урок (25 – 28 мин).

Для решения поставленных задач могут применяться любые физические упражнения, прежде всего, предусмотренные соответствующими программами.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

Типичными задачами третьей части урока являются:

· привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние; фиксировать правильную осанку;

· подвести итоги учебной деятельности;

· ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.

Ее продолжительность 3-5% времени, отведенного на урок (3-5 мин).

В заключительной части целесообразно применять различные варианты «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т.п.

· Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гимнастика до учебных занятий;  физкультминутки и физкультпаузы на уроках;   игры и физические упражнения на удлиненных переменах; ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня  (спортивный час).

· Внеклассные формы организации занятий:  спортивные секции по видам спорта;  секции общей физической подготовки; секции ритмической и атлетической гимнастики; школьные соревнования;  туристские походы и слеты; праздники физической культуры; дни здоровья, плавания.

· Формы организации физического воспитания в системе

     внешкольных учреждений:  систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР); занятия в физкультурно – оздоровительных центрах;  физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных    

лагерях;  разнообразные  физкультурно – оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха; занятия физическими  упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно – спортивных клубах (ФСК);    учебно – тренировочные и массово – оздоровительные занятия в  туристических лагерях (на туристических и экскурсионных базах).

· Формы физического воспитания в семье:  утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);  физкультурные минутки (пауза) во время   выполнения домашних заданий;  индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях;   активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и

выполнения домашних заданий время;  участие совместно с родителями в различных соревнованиях,  конкурсах  (типа «Мама, папа, я – спортивная семья») и викторинах; семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и каникулярное время совместно с родителями;  закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями.

 

Билет 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.014 с.)