Основы построения спортивной тренировки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы построения спортивной тренировки.



Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура. Причины изменения тренировочного процесса: закономерности развития спортивной формы, климатические условия, календарь соревнований. Структура различных тренировочных циклов: микро, мезо и макроструктура. Построение тренировки в малых циклах: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, подводящие, восстановительные, соревновательные и ударные микроциклы. Построение тренировки в средних циклах: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительные мезоциклы. Построение тренировки в больших циклах: подготовительный, соревновательный и переходный макроциклы.

ОТВЕТ:

Достижение высоких результатов возможно лишь при настойчивой и рационально организованной тренировке в течение ряда лет. Процесс многолетних занятий спортом обычно подразделяется на отдельные этапы, как правило, из нескольких годичных циклов. Структура многолетней тренировки зависит от многих факторов:

- среднего количества лет регулярной тренировки, необходимого для достижения наивысших результатов;

- оптимальных возрастных границ, в которых наиболее полно раскрываются способности спортсменов и достигаются наивысшие результаты;

- индивидуальной одаренности спортсменов и темпов роста их спортивного мастерства;

- возраста, в котором спортсмен начал занятия, и возраст, когда он приступил к специальной тренировке.

Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений:

- единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта;

- целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп;

- оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки;

- неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки;

- поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла;

- строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому воз­расту и индивидуальным возможностям спортсмена;

- одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее бла­гоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех физических качеств, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие, которое, однако, не должно принципиально изменять закономерности возрастного развития тех или иных сторон двигательной функции человека.

Существуют примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития ростовесовых показателей и физических качеств детей школьного возраста. Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом данных сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.

У девочек сенситивные периоды формирования физических качеств наступают на один год раньше.

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений – через 7-9 лет специализированной подготовки.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации, спортивного совершенствования              (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2012).

Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На данном этапе решаются следующие задачи:

- освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;

- формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и их совершенствование;

- содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств (преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости).

На данном этапе широко используются элементы различных видов спорта, подвижные и спортивные игры. Не рекомендуется проводить тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.

На этапе начальной спортивной специализации решаются задачи:

- обеспечения всесторонней физической подготовленности занимающихся;

- дальнейшего овладения ими рациональной спортивной техникой;

- создания благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

Особое внимание на данном этапе уделяют развитию тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок на этапе начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Необходимо соблюдать меры напряженности нагрузок особенно во время интенсивного роста и созревания организма. Когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что является для организма своего рода нагрузкой.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.

Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Средства тренировки в большой мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На данном этапе необходимо обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить физические и волевые качества, способствующие совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. В связи с подготовкой и успешным участием спортсмена в соревнованиях тренировка приобретает более специализированную направленность. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.

Между этапами многолетней тренировки нет четких границ, их продолжительность может варьировать, прежде всего, в силу индивидуальных возможностей спортсменов, их возраста, специфики спортивной специализации, тренировочного стажа и условий организации спортивной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.008 с.)