Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимоотношение природного и социального в психическом развитии человека
Проблема взаимоотношения природного и социального вызывает в последнее время много споров в разных науках, изучающих человека. В психологии она связана с вопросами детерминации психики, индивидуальных различий людей и наследственных предпосылок психического развития, с задачами формирования личности. Проблема эта составляет предмет комплексных исследований, объединяемых общей целью познания человека. Учение А.Н. Леонтьева о процессе присвоения определило один из подходов к проблеме взаимоотношения природного и социального. Преемственность этого подхода с идеями Л.С. Вы- 321 готского выражается в том, что удерживается свойственное культурно-исторической теории исходное разделение и противопоставление в психическом развитии человека двух рядов – биологического и социального, природных данных человека и внешней социальной обусловленности его психического развития. В культурно-исторической теории социализация психики, включение «культурных» детерминант относилось к периоду школьного обучения. Теперь происходит отнесение социализации все к более раннему периоду. Но тем острее формулируется проблема. Вопрос ставится об «очеловечивании» новорожденного ребенка. Новорожденный ребенок оказывается существом, которому предстоит подвергнуться гоминизации. Усвоение общественно-исторического опыта представляет собой «процесс очеловечивания психики ребенка»[761], или ее гоминизации[762]. Проблема взаимоотношения биологического и социального решается в пользу «господства единственно социальных законов», которые оттесняют биологическое к моменту рождения ребенка. Человеку человеческое несет механизм социальной наследственности. «...То, что на уровне животных достигается действием биологической наследственности, то у человека достигается посредством усвоения – процесса, который представляет собой процесс очеловечивания психики ребенка»[763], – пишет А.Н. Леонтьев. В этом он согласен с французскими психологами, в частности с Пьероном, который считает, что ребенку еще нужно научиться быть человеком. Эту мысль подчеркнул А.Н. Леонтьев, выступая на симпозиуме по проблеме личности: «...Только присваивая человеческую действительность, человек становится человеком»[764]. Тезис об очеловечивании психики ребенка вызвал возражения участников симпозиума[765]. Так, например, А.В. Брушлинский отмечал: «Очеловечить можно лишь то, что изначально ни в какой степени не является человеческим. Следовательно, необходимость гоминизации означает, что новорожденный ребенок даже в минимальной степени не является еще человеком (оставаясь, по-видимому, животным или полуживотным)... Само исходное деление психических свойств человека на специфически человеческие и чисто биологические вообще выводит последние за пределы человеческого, превращая их в нечто животное: связь и преемственность между ними в ходе развития ребенка попросту невозможны». Возвращаясь к дискуссии о способностях, А.В. Бру-
322 шлинский приходит к выводу: «... Вся суть дискуссии о способностях может быть выражена следующей альтернативой: или признание исходных внутренних, в частности наследственных, предпосылок психического развития индивида (всегда, конечно, взаимодействующих с внешними условиями), или же отрицание, исчезновение психической реальности. И тогда нельзя не считать доказанным, что исходные внутренние (наследственные и др.) условия играют существенную, специфическую – но не фатальную – роль непосредственно в развитии способностей, а, следовательно, и в развитии всей личности»[766]. Разделение и противопоставление биологического и социального проявляется в различении понятий природных способностей и специфически человеческих. Первое понятие охватывает филогенетически сложившиеся, наследственно закрепленные свойства организма, выражающие природу его вида; второе – свойства, выражающие человеческую природу; эти свойства передаются путем прижизненного овладения людьми достижениями предшествующих поколений. Детерминация психического развития внешними условиями без учета внутренних, изначально присущих, условий снимает вопрос о диалектике индивидуального и общественного в этом развитии. Признание того, что социальная обусловленность психики решается утверждением ее возникновения в процессе общественной деятельности, ведет к признанию однозначной заданности индивидуальности самим фактом существования культуры, к тому, что социальное отменяет индивидуальное. В этом случае социальное понимается как внешнее, а индивидуальное сознание оказывается проекцией содержания, заключенного в продуктах духовной культуры, или проекцией психических свойств и способностей людей, заключенных в предметах, представляющих продукт человеческого труда, поскольку в процессе труда «происходит опредмечивание также и тех представлений, которые побуждают, направляют и регулируют деятельность субъекта»[767]. Вопрос о соотношении общественного и индивидуального сознания переносится в плоскость успешности организации процесса усвоения, так как результат усвоения и выступает непосредственно сразу, в качестве психического развития[768].
323 Иной взгляд на соотношение биологического и социального высказал С.Л. Рубинштейн в соответствии с принятой им концепцией детерминации психики. Принципиальное отличие развития человека от развития животных он также связывает с тем, что результаты человеческой деятельности откладываются в виде объективированных продуктов, обусловливающих преемственность исторического развития человечества и опосредующих индивидуальное развитие. Вся суть дела в том, как понимать самое развитие. Возникновение новых сфер бытия (бытия человека) и новых закономерностей общественного развития не отменяет действия закономерностей нижележащих природных сфер бытия. Общественное развитие человека не отменяет природных закономерностей его психического развития. Признание положения о том, что биологическая видовая эволюция человека завершена, вовсе не означает того, что органические условия не играют никакой роли в развитии человека. Речь может идти только о том, что эти условия остаются неизменными. В то же время историческое развитие не снимает значения природных, органических условий в индивидуальном развитии каждого человека. Внешние и внутренние условия взаимодействуют на всем протяжении психического развития начиная с рождения ребенка. В состав внутренних условий развития ребенка изначально входит общая чувствительность (способность к ощущениям, восприятиям), в которую включаются и безусловнорефлекторные компоненты и, в частности, наследственные и врожденные задатки[769]. Взаимосвязь внешнего и внутреннего, понятая как действие внешних причин через посредство внутренних условий, снимает в проблеме развития противопоставление внешней социальной обусловленности и внутреннего спонтанного развития, позволяет преодолеть дуализм биологического и социального, представить, что социальное не просто надстраивается над биологическим, а является самой природой человека, так как сама природа человека есть продукт истории. Произведенное так соотнесение внешних причин и внутренних условий выводит психологическую теорию из тех конфликтов, которые возникали и в поведенческих теориях, и в теориях, отдававших первенство спонтанным природным силам развивающегося организма, и в тех теориях, в которых на смену спонтанного органического развития первых лет жизни ребенка приходят извне внесенные законы социальной обусловленности. 324 При решении проблемы социальной детерминации психики на основе взаимосвязи внешнего и внутреннего на первый план выступает диалектика индивидуального и общественного в психическом развитии человека. Утверждение социальной детерминации заключается не в отрицании социальным индивидуального, а в выявлении социальной обусловленности индивидуального психического развития. От общества человек получает те знания, которые выработало человечество, но каждый акт освоения предполагает определенные внутренние условия для их освоения и ведет к созданию внутренних условий для освоения дальнейших знаний и умений.
Проблему социальной обусловленности психики человека С.Л. Рубинштейн вводит в более широкую проблему о месте человека в мире. Постановка проблемы субъекта в психологическом плане в «Бытии и сознании» приводит его к рассмотрению человека в качестве не только субъекта сознания, но и субъекта действия, вносящего в мир объективные изменения. В его последнем труде «Человек и мир»[770] центральным является анализ всех объективных последствий, которые вносит в бытие факт существования человечества и человека как члена общества, как субъекта сознания и действия. Вещи, природа, человеческие отношения выступают в своем человеческом, прежде всего общественном смысле и значении. Главным для С.Л. Рубинштейна является понятие процесса жизни, которое дает возможность диалектически рассмотреть объективные общественные связи и отношения человека, показать, как эти связи раскрываются, преломляясь через внутренние закономерности субъекта, через систему его субъективных отношений. Сознание регулирует действия не только в соответствии с ходом познания, но выступает как отношение, мировоззрение, убеждение и в этом своем качестве, столь же важном, опосредствует действие внешних условий, определяет конечный эффект их воздействия. Таким образом, ведущим звеном психологического изучения вопроса о социальной обусловленности психики человека становится проблема личности, вводящая в психологическое исследование человека как реального общественного индивида. В последнее десятилетие в психологии развивается мысль о применении к проблеме взаимодействия социального и биологического в личности структурного подхода. К.К. Платонов, разрабатывая концепцию динамической функциональной структуры личности, выделяет в ней четыре основные подструктуры, иерархически связанные и по их генезису, и по видам их фор-
325 мирования[771]. Первой, опирающейся на остальные, является социально обусловленная подструктура направленности, формируемая путем воспитания. Вторая – подструктура опыта – формируется путем обучения. Третья – индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения – формируется путем упражнения. Четвертая – биологически обусловленные типологические особенности – формируется путем тренировки. Характер и способности рассматриваются как общие качества личности, не рядоположные с этими четырьмя подструктурами, а наложенные на них и включающие в свои структуры элементы этих же четырех подструктур. В то же время человек как целое, по мнению К.К. Платонова, имеет только две подструктуры – организма и личности. Четыре подструктуры, согласно данной концепции, находятся в иерархической взаимосвязи. Таким образом, высшая социально обусловленная подструктура в своей основе имеет биологически обусловленные типологические особенности. Природные свойства вводят в структуру личности Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, предлагая разные варианты структуры личности. В.Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности. В комплексных исследованиях личности, проводимых под руководством Б.Г. Ананьева, анализ многих компонентов развития личности и способов взаимосвязи между ними дал возможность выяснить некоторые отношения характерологических черт, интеллекта и различных психомоторных, нейродинамических и вегетативно-биохимических характеристик. «Установлено, что в любом из факторов, определяющих структуру личности, обнаруживаются корреляционные плеяды, сложно-ветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека... Определяющим и ведущим началом в этой структуре, доминантными структурными единицами личности, являются социальные качества, сформированные на основе статуса, социальных функций и опыта фактической деятельности человека»[772]. Проблема соотношения социального и биологического в психическом развитии человека ставится в современной психологии и направлением, обладающим в настоящее время многочисленными экспериментальными фактами и значительными 326 теоретическими обобщениями о связи психического с физиологическим в области индивидуальных различий людей. Исследования школы Б.М. Теплова показали всю сложность взаимосвязи и взаимодействия свойств нервной системы и индивидуальных особенностей человека. Научные факты экспериментальных исследований Б.М. Теплова и его сотрудников дают основание для выводов о значении природных условий развития психики. Данные эти заставили Б.М. Теплова восстать против тенденций «антибиологизма», которые он усматривал в современной психологической науке, протестовать против попыток снятия природного социальным[773].
О роли природных качеств в развитии личности свидетельствуют и факты, полученные в исследованиях В.С. Мерлина и его сотрудников, которые показали, что свойства нервной системы составляют природную основу личности[774]. Экспериментальные материалы позволяют В.С. Мерлину сделать заключение о том, что, «хотя свойства индивидуума приобретаются и изменяются на протяжении всей жизни, но в силу врожденности некоторых психических свойств уже с момента рождения человек является психическим индивидуумом»[775]. Он подчеркивает, что социализацию свойств индивида следует понимать как использование и регуляцию их для осуществления социально-типичных отношений личности, для достижения социально значимых целей и задач деятельности. Анализируя роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики, Г.С. Костюк пишет: «При исследовании онтогенеза человека без обращения к биологии обойтись нельзя. Онтогенетическое развитие человека – целостный процесс, выражающийся в различных формах (морфологической, физиологической, психической, социальной). Созревание организма – это генотипически обусловленное становление его морфологических и физиологических признаков и свойств. Как естественное существо человек включен в биологическую, видовую систему, определяющую формы его физического развития, не заканчивающегося с его рождением, а продолжающегося до наступления зрелости организма. Он рождается с наследственно обусловленными органическими потребностями, имеющими свою нейрогуморальную основу, безусловнорефлекторными мозговыми структурами, регулирующими функции его вну- 327 тренних органов, первоначальные отношения к окружающей среде, и естественными возможностями выработки новых способов регуляции поведения. Последние формируются по мере того, как развивающийся индивид включается в социальную систему человеческих отношений»[776]. Врожденные безусловно-рефлекторные структуры, указывает Г.С. Костюк, включаются в образование и функционирование кортикальных условно-рефлекторных механизмов, лежащих в основе вырабатываемых у человека психических функций и свойств, хотя не определяют их состава, содержания и структуры. Последнее определяется общественными условиями жизни ребенка, а потому и онтогенез психики человека приобретает конкретно-исторический характер. Ребенок рождается естественным существом, потенциально способным к превращению в общественное существо, «созревание нервной системы открывает новые возможности развития, которые реализуются в условиях взаимодействия индивида с окружающим миром, усвоения им ценностей, созданных обществом. Соотношение врожденного и приобретенного в образующихся у индивида психических свойствах изменяется при переходе от низших к высшим уровням их развития, от более простых к более сложным свойствам»[777]. Г.С. Костюк, разбирая вопрос о социализации ребенка, опирается на утвердившееся в советской психологии с 40-х гг. положение о том, что ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Определяющая роль обучения и воспитания в развитии психики ребенка имеет принципиальное значение для понимания детерминации этого процесса. И с этих позиций преодолеваются те концепции, в которых психическое развитие и учение выступают как раздельные процессы, внутренне не связанные между собой. Во-первых, взгляды тех, кто усматривает источники будущих психических свойств ребенка в его природе и только в ней и, во-вторых, взгляды тех, кто в становлении психики ребенка видит только усвоение им социального опыта, формирование взрослыми психики ребенка[778]. Вопрос о соотношении биологического и социального, о наследственных предпосылках психического развития человека оказался одним из центральных теоретических вопросов на симпозиуме по проблемам личности в 1970 г.[779] О соотношении наследственного и приобретенного в психическом развитии современного человека, о взаимосвязи психического и физиологического в наследственных предпосылках идет речь в дискус- 328 сии на страницах журналов «Вопросы философии» и «Природа» представителей разных научных дисциплин, изучающих человека[780]. Проблема взаимоотношения природного и социального в современном ее состоянии, возбуждая все новые споры, сосредоточивает силы представителей разных наук о человеке и эта разносторонность, включающая борьбу противоречивых взглядов, направляет и движет новые научные поиски. Изучение философских проблем в историческом развитии советской психологии показывает то главное, решающее значение, которое приобретает в методологии науки диалектический материализм, поскольку он открывает возможность создания теории, вбирающей все знания об объекте научного исследования в их действительной связи. Решение философских проблем на основе диалектического материализма, на основе единых методологических принципов, позволяет исследовать многообразные качества, свойства психики людей, изучить ее детерминацию и направить силы психологов на достижение главной цели – активного участия в решении задач коммунистического строительства и прежде всего в воспитании всесторонне развитого человека коммунистического общества.
329 Именной указатель
Абульханова-Славская К.А. 272, 307. См. также Славская К.А. Авраменко А.М. 214 Адоратский В.В. 90, 91, 94 Акимов Н.Е. 118 Амосов Н.М. 297 Ананьев Б.Г. 28, 68, 69, 108, 117, 119, 120, 168-170, 195, 205, 209, 272, 282, 283, 285, 236, 325 Анастази А. 245, 326 Анохин П.К. 116, 185, 186, 233, 239, 274 Ансон К.К. 118 Антонов Н.П. 215, 216 Анцыферова Л.И. 168, 264 Аркин Е.А. 97 Артемов В.А. 12, 81, 89 Архипов В.М. 213 Арямов И.А. 55, 97 Асеев В.Г. 114 Аснин В.И. 165 Асратян Э.А. 233, 236, 243 Балонов Л.Я. 214 Баммель Г.К. 27 Басов М.Я. 14, 22, 103-105, 111, 113, 122, 155 Бассин Ф.В. 177, 179, 242-244, 276 Белинский В.Г. 209 Беляев Б.В. 28, 69, 70, 81, 215 Бернштейн Н.А. 116, 185, 186, 234, 235, 238-242, 244, 274 Бехтерев В.М. 7, 10, 12-15, 18, 27, 28, 34, 35, 39-43, 52, 54, 59, 60, 67, 68, 71, 74-77, 83, 84-89, 169, 170 Бирюков Д.А. 233, 236 Блонский П.П. 11, 14, 15, 16-18, 22, 31-33, 45-48, 78, 79, 81, 95, 97-99, 107, 111, 113, 121-130, 155, 170 Богданов А.А. 23, 94 Богословский А.Н. 118 Бодалев А.А. 307 Божович Л.И. 114, 149 Бойко Е.И. 226 Бонгард М.М. 297 Боричевский И.А. 24 Боровский В.М. 13, 14, 16, 29, 44, 71 Бочоришвили А.Т. 236 Бронштейн А.И. 169 Брушлинский А.В. 140-142, 149, 286, 297, 300, 313, 321, 322 Быков 13, 192 Быховский Б. 17, 56 Бюлер К. 16, 151 Вагнер В.А. 7 Варшава Б.Е. 146 Варьяш А.И. 17, 90, 91, 94 Введенский А.И. 8, 10 Введенский Н.Е. 115 Веденов А.В. 29 Веккер Л.М. 170, 282, 294-296 Великовский М. 47 Венгер Л.А. 282-285 Войтонис Н.Ю. 116 Волков И.И. 118 Воронин Л.Г. 237 Вундт В. 39 Выготский Л.С. 13, 14, 17, 18, 19, 22, 54, 58-67, 71, 72, 75, 94, 106, 107, 109, 111, 112, 113, 120-124, 128-152, 154, 161-165, 250-252, 256, 257, 261, 285, 303, 308, 320 Вяземский Н.М. 214 Газри Э. 63 Гальперин П.Я. 149, 195, 250, 251, 254-261, 264, 285-288, 293 Гегель Г.В.Ф. 26, 125 Геллерштейн С.Г. 17, 20, 75, 109 Георгиев Ф.И. 118 Герцен А.И. 117, 118, 151, 170, 189, 209 Гиппенрейтер Ю.Б. 231 Гращенков Н.И. 211, 234 Грот Н.Я. 8 Гурьянов Е.В. 118 330 Давыдов В.В. 149, 256, 261 Деборин А.М. 25, 26, 70 Дедов К.М. 215 Декарт Р. 52, 200, 207 Джемс У. 64-66 Джемсон Л. 45 Дицген И. 33 Добрынин Н.Ф. 12, 14, 18, 48, 118, 195 Додонова А.А. 118 Донской Д.Д. 243 Драпкина С.Е. 209 Дубровский А.И. 15 Енчмен Э. 16, 23 Ерошкин И.Г. 204 Жинкин Н.И. 226 Залкинд А.Б. 17, 28, 95, 100-102 Залужный А.С. 100 Занков Л.В. 118, 149 Запорожец А.В. 120, 149, 165, 194, 237, 251, 273, 282-285 Зинченко В.П. 282-285 Зинченко П.И. 170, 171 Иванова И.И. 114 Иванов-Смоленский А.Г. 53, 54, 55, 210-212, 226, 227 Каганов В.М. 205, 209, 233, 236 Кальсин Ф.Ф. 214 Каммари М.А. 205 Карев Н.А. 25 Кауфман Д.А. 214 Кекчеев К.X. 169 Кёлер В. 116, 172 Климов Е.А. 230 Ковалев А.Г. 195, 325 Ковалевский П.И. 7 Коган Т.В. 29 Колбановский В.Н. 19, 149, 189 Кольцова М.М. 211, 212 Комм А.Г. 170 Корнилов К.Н. 11-16, 18, 19, 22, 28, 29, 31-33, 35-39, 47, 52, 54, 70, 71, 79, 95, 118, 155, 184, 195 Корсаков С.С. 7, 214 Костюк Г.С. 184, 194, 217, 249, 315, 326, 327 Котелова Ю.В. 141 Коффка К. 16, 151 Кравков С.В. 14, 18, 48, 169 Крамер В.В. 12 Красильщикова Д.И. 170 Крупская Н.К. 21 Кудрина Л.А. 20 Кузьмин Е.С. 198 Куразов И.Ф. 15, 55, 68, 69 331 Курманов Н.Ф. 15* Купалов П.С. 233 Ладыгина-Котс Н.Н. 116 Лазурский А.Ф. 7, 103 Ланге Н.Н. 7 Лапшин И.И. 8 Латаш Л.П. 234 Левитов Н.Д. 118 Ленин В.И. 8, 9, 25, 27, 30, 70, 76, 190, 204, 210, 250 Ленц А.К. 55 Леонов М.А. 205 Леонтьев А.Н. 108, 114, 120, 140, 141, 148-150, 160, 161, 165, 166, 168, 193, 195, 196, 199, 200, 204, 205, 231-233, 248, 250-255, 261, 264, 278, 302, 303, 308-312, 315, 316, 320-322 Лесгафт П.Ф. 7 Личко А.Е. 214 Ломов Б.Ф. 170, 195, 202, 244, 282, 283 Лопатин Л.М. 8, 10, 71 Лосский Н.О. 8, 10 Луков Г.Д. 165 Луппол И.К. 25 Лурия А.Р. 13, 15, 17, 56, 57, 114, 120, 130, 131, 149, 150, 195, 232, 233, 251 Люблинская А.А. 293 Майоров Ф.П. 212 Макаренко А.С. 114, 115 Маркс К. 18, 26, 27, 33, 92, 107, 137, 151, 153-157, 161, 174, 260, 263, 264, 308, 309, 311, 312, 316, 317, 322, 323 Матюшкин А.М. 290 Менчинская Н.А. 118, 263, 264, 293 Мерлин В.С. 103, 113, 195, 230, 326 Медведев Н.В. 214 Минин С. 23 Михайлов Ф.Т. 244 Моложавый С.С. 100, 102 Музылев Ф.И. 118 Мясищев В.Н. 195, 315, 325 Напалков А.В. 297 Натадзе Р.Г. 177, 194 Небылицын В.Д. 227, 228 Нечаев А.П. 12, 13 Овчинникова О.В. 231 Орлов В.В. 215, 216 Орфеев Ю.В. 297 Осипова В.Н. 68 Павлов И.П. 7, 9, 15, 18, 40, 46-48, 50-55, 60, 63, 74-76, 92, 93, 105, 115, 116, 134, 191-193, 207-212, 214, 215, 217, 219, 221, 222, 228, 229, 233, 234, 237, 240, 243, 248, 273 Палей И.М. 325 Панов Д.Ю. 233 Пантина Н.С. 256 Парыгин Б.Д. 198 Пашковская Е.И. 141 Петровский А.В. 6, 11, 19, 21, 29, 53, 55, 58, ПО, 113, 119, 149, 195, 202 Петрушевский С.А. 215 Платонов К.К. 324, 325 Плеханов Г.В. 25, 33, 70 Поршнев Б.Ф. 158 Прангишвили А.С. 177, 194, 274-277 Пушкин В.Н. 300, 302 Пьерон А. 321 Разенков И.П. 13 Размыслов П.И. 118 Рейснер М.А. 14, 56, 83, 90-94 Репкин В.В. 231 Репкина Г.В. 231 Рогинский Г.З. 116 Розанов И. 109 Рубинштейн С.Л. 5, 107, 108, 112, 116, 117-120, 151, 153-159, 162-164, 167, 169, 172-174, 176, 183-186, 190, 192, 194-196, 203-208, 218-220, 222-224, 249, 250, 262-272, 274, 279-282, 284, 286, 288-292, 298, 303, 312-320, 323, 324 Рузская А.Г. 282-285 Рыбников Н.А. 118 Савич В.В. 55 Самарин Ю.А. 293 Сапир И.Д. 28 Сарабьянов В.Н. 24 Сахаров Л.С. 140, 141 Селиванов В.И. 195 Сеченов И.М. 5, 7, 8, 42, 46, 48-54, 63, 74, 76, 206, 207, 209, 221, 222, 225, 240-242, 267 Скворцов-Степанов И.И. 24, см. также Степанов И.И. Славская К.А. 263, 286, 290, 291, см. также Абульханова-Славская Случевский И.Ф. 214, 215 Смирнов А.А. 11, 13, 108, 114, 118, 119, 168, 170, 171, 184, 193, 194, 217, 247, 248, 270 Соколов А.Н. 224 Соколов Е.Н. 226 Сорохтин Г.Н. 69 Спиноза Б. 25 Степанов И.И. 24, 25, см. также Скворцов-Степанов И.И. Струминский В.Я. 15, 16 Таланкин А.А. 29, 76 Талызина Н.Ф. 255, 256 Теплов Б.М. 11, 13, 39, 45, 108, 118-120, 168, 169, 173-176, 184, 192, 194, 202, 205, 209, 217-219, 226-230, 233, 245, 247, 326 Тихомиров О.К. 149, 200, 291, 300, 301 Токарский А.А. 7 Трауготт Н.Н. 214 Тих Н.А. 116 Узнадзе Д.Н. 77, 120, 176-183, 194, 273-276 Уотсон Д. 16, 127 Ухтомский А.А. 7, 13, 18, 115 Фейгенберг И.М. 234 Фейербах Л. 33, 317 Фингерт Б.А. 17, 74, 75 Франк С.М. 8, 10 Франкфурт Ю.В. 15, 16, 33 Фрейд З. 16, 17, 55-58, 91, 179 Фридман Б.Д. 17, 56, 58 Хромов Н.А. 215 Челпанов Г.И. 8, 10-12, 14, 16, 32-34, 45, 52, 71, 74, 75, 80, 81 Чернаков Е. 204 Чернышевский Н.Г. 5, 209 Чуприкова Н.И. 226 Чучмарев З.И. 12 Чхартишвили Ш.Н. 275, 277 Шардаков М.Н. 170 Шварц Л.М. 118, 119 Шеварев П.А. 118 Шемякин Ф.Н. 29, 119 Шеррингтон Ч. 236 Ширвиндт М. 17, 75 Шиф Ж.И. 140, 142 Шифман Л.А. 169 Шнирман А.Л. 68, 74 Шорохова Е.В. 196, 213, 216, 233, 236, 240, 241, 305, 306 Шпильрейн И.Н. 20, 21, 29, 108, 109 Штерн В. 21 Элиава Н.Л. 177 Эльконин Д.Б. 149, 251, 256 Энгельс Ф. 25-27, 33, 90, 92, 157, 260, 270, 308, 311, 312, 317 Юринец В. 17 Ярмоленко А.В. 170, 282, 283
332 Тематический указатель
Биологическое и социальное в психике человека 81-82, 86-105, 131-134, 244-245, 315-328 Восприятие см. Чувственное познание Детерминация психики 79-83, 96-105, 203-205; 219, 249-272, 303-308 – и отражение внешнего мира 249-250, 279-286 – и процесс интериоризации 251-264, 281-293 – и процесс присвоения 251-254, 308-312, 316-318 – внешними причинами через посредство внутренних условий 264-272, 312-314, 316-320, 323-324 – и теория установки 272-277 – и рефлекторная теория 206-209, 219-224 – и регуляторная роль психики 268-270 Деятельность человека 103-105, 159-162, 250 и сознание 154-162 – и процесс интериоризации 251-264 – и проблема развития 103-105, 162-166 – физиологические механизмы управления действием 185, 186, 238-243 – и процесс отражения 253-254, 268-269 – и ощущения 169-170 – и память 170-171 – и мышление 172-173 – и способности 174-176 – и установка 176-183 Дискуссии – в советской философии 20-х гг. и психология 23-27 – о предмете и методе психологии 30-77 – о рефлексологии 27, 67-70 – о реактологии 29, 70-71 – о книге С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» 189-191, 204-206 – о взаимоотношении психического и физиологического, психологии и физиологии высшей нервной деятельности 191-194 210-216, 219, 223-224, 233-237 – о способностях 315-322 Идеалистическая психология и борьба с ней 7-8, 10-16, 30-34, 71-72, 78-83 Кибернетика и психология см. Психология и кибернетика Культурно-историческая теория развития психики 124, 130-150, 320-321 – соотношение высших и низших психических функций 137-140 – процесс интериоризации 136-137 – и учение о высшей нервной деятельности 134-135 – умственное развитие и обучение 143-145, 163-164 – и проблема сознания и мышления 145-148 Личность 83-87, 103-105, 174, 175, 198,199, 270, 305-307, 314, 324-328 – динамическая функциональная структура 324-325 Методология диалектико-материалистическая 9, 10, 23, 73, 77, 106-107, 121, 123, 125-127, 139, 152-154 218, 278-280 – принцип развития 107, 117, 121-130, 162-166 – принцип связи сознания и деятельности 107-108, 116-119, 250-251, 269-272 – принцип психофизического единства 117, 183-185, 190, 203-205 – принцип детерминизма 205, 222, 265-270 – методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности и психологии 233-245 Методология механистическая 26-27, 72-77, 95-96, 101, 298 Мышление – и его детерминация 280, 286-293 – теория формирования умственных действий 286-288, 290-293 – и кибернетика 293, 297-302 – историческое развитие 138-139 333 Отражения теория, см. психическое как отражение внешнего мира Память – историческое развитие памяти 125-129 – и деятельность 170-171 Педология см. Психология и педология Психическое – как отражение внешнего мира и функция мозга 30, 42, 72, 169, 203-206, 219-224, 247-251, 253, 278-293 – как субъективная сторона или отражение физиологических процессов 35-38, 41, 42, 61, 67, 69, 72, 73 – как отражение рефлексов 61-67 – и физиологические процессы 46-52, 183-185, 203-249 I. – как идеальное 253, 260-261, 264, 267-269 – взаимосвязь характеристик психического 246-251, 259 – регуляторная функция психического 221, 268-272, 278 Психология – предмет, метод и задачи 16, 35-46, 53-67, 123-127, 193, 217-218, 267, 272 – и связь с практикой 18-19, 188, 201-202 – и физиология 46-52, 115-116, 191-194, 196-197, 200, 205-209, 210-216, 222-224, 233-245 – и педология 21-22, 110-113, 122 – и кибернетика 199-200, 293-302 Направления психологической мысли: психология сознания 151-154; психология поведения 16, 17, 44-46, 53-55, 104, 151-154. – психология духа 151, 153; – фрейдизм 17, 55-58 Психотехника 19-21, 108-110, 197 Развитие психическое 96-105, 252, 283, 292-293, 304, 308-328 – биогенетическая концепция 29, 96-100 – социогенетическая концепция 29, 100-103 – и деятельность 103-105, 162-166 – и обучение 112, 143-145, 163-166, 318-320, 327 – и проблема способностей 315-321 Реактология 35-39, 70-72, 81. Рефлексология 27, 39-43, 67-70, 73-77 – коллективная рефлексология 83-89 – рефлексологическая вульгаризация учения о высшей нервной деятельности 53-55 Рефлекторная теория психического – и ее механистическая оценка 46-48, 73-77, 234-235 – и принцип детерминизма 205-209, 219-224 – психическое как рефлекторная деятельность мозга 183-185, 206-210, 216-224, 233-244 – учение И.М. Сеченова и учение И.П. Павлова 46-51, 206-210, 219-245 – философский анализ рефлекторной концепции психики 219-224 – рефлекторная природа ощущений и восприятий 224-225 – и экспериментальные психологические исследования 224-232 Сознание – и поведение 58-67, 68-69, 72 – и деятельность 107-108, 116-119, 154-162, 250-251 – как отражение рефлексов 61-67 – и неосознаваемые психические состояния 176-182, 272-277 Социальная обусловленность психики 15, 78-105, 129, 191, 250, 303-328 – и поведенческие концепции 83-89 – в развитии ребенка 96-105, 137-145, 163-165 – и процесс присвоения 251-254, 308-312, 316-318 – и взаимосвязь внешних и внутренних условий 312-314, 318-320 Социальная психология 78-83, 95-96, 140, 198, 304-306 – и реактология 81 – и коллективная рефлексология 83-89 – и идеология 90-94 – и учение о высшей нервной деятельности 90-95 Типологические особенности высшей нервной деятельности человека и психология 226-231, 325-326 Установки теория 176-182, 272-277 Учение о развитии высших психических функций см. Культурно-историческая теория Физиология высшей нервной деятельности см. Психология и физиология Формирование умственных действий теория 254-264, 286-288, 290-293 Чувственное познание 169-170, 222-225, 281-286
334 Оглавление От автора................................................................................................................................... 5 Часть первая
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.267 с.) |