Елена Александровна Будилова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Елена Александровна Будилова



ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Утверждено к печати Институтом философии АН СССР

 

Редактор И.А. Мораф. Художник А.Я. Михайлов

Художественный редактор Ю.П. Тропаков

Технические редакторы Э.Л. Кунина, А.М. Сатарова

 

Сдано в набор 4/X 1971 г. Подписано к печати 6/II 1972 г.

Формат 60Х901/16. Бумага № 2. Усл. печ. л. 21. Уч.-изд. л. 22,4.

Тираж 9400. Т-01220. Тип. зак. 2893. Цена 1 р. 58 к.

 

Издательство «Наука». Москва, Г-99, Шубинский пер., 10

2-я типография издательства «Наука». Москва, К-62, Подсосенский пер., 21

 

[ вклейка после 336 страницы ]

 

Опечатки и исправления[1111]

 

Страница Строка Напечатано Должно быть
109 17 сн. психологии психотехники
118 11 св. 1964 1946
140 12-13 св. как осознание объективного мира, непосредственно низших психических функций не как осознание объективного мира, а как осознание непосредственно низших психических функций
157 6 св. общественные отношения общественные отношения людей
188 14 св. подчиняется ее подчиняется
309 23 св. специальную социальную

 

 


[1] См. Е.А. Будилова. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (Вторая половина XIX – начало XX в.). М., 1960, гл. 9, 10, 11.

[2] Л. Лопатин. Неотложные задачи современной мысли. – «Вопросы философии и психологии», 1917, кн. 1(136).

[3] «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. I. М., 1953, стр. 673.

[4] О борьбе с идеалистической психологией в первые годы советской психологии см. 5. М. Теплов. Советская психологическая наука за 30 лет. М., 1947; А.А. Смирнов. Пути развития советской психологии. М., 1966; А.В. Петровский. История советской психологии. М., 1967, гл. 1 и П.

[5] П.П. Блонский. Избранные педагогические произведения. М., 1961, стр. 43.

[6] Там же, стр. 42.

[7] П.П. Блонский. Реформа науки. М., 1920, стр. 34.

[8] Б.М. Теплов. Советская психологическая наука за 30 лет, стр. 10.

[9] «Известия», 11 января 1923 г.

[10] См. К.Н. Корнилов. Современная психология и марксизм. – «Под знаменем марксизма», 1923, № 1.

[11] Там же, стр. 42.

[12] «Известия», 12 января 1923 г.

[13] К.Н. Корнилов. Современная психология и марксизм. – «Под знаменем марксизма», 1923, № 1; он же. Современная психология и марксизм (статья вторая). – «Под знаменем марксизма», 1923, № 4-5; он же. Диалектический метод в психологии. – «Под знаменем марксизма», 1924, № 1. См. также: Б.М. Теплов. Борьба К.Н. Корнилова в 1923-1925 гг. за перестройку психологии на основе марксизма. – В кн. «Вопросы психологии личности», М., 1960.

[14] «Правда», 10 января 1924 г.

[15] См. К.Н. Корнилов. Диалектический метод в психологии. – «Под знаменем марксизма», 1924, № 1.

[16] П.П. Блонский. Очерк научной психологии. М., 1921; он же. Психологические очерки. М., 1927; К.Н. Корнилов. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения (Реактология). М., 1922; он же. Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. Л., 1926; В.М. Бехтерев. Общие основы рефлексологии человека. М.-Пг., 1923; он же. Коллективная рефлексология. Пг., 1921; В.М. Боровский. Введение в сравнительную психологию. М., 1927; он же. Психология с точки зрения материалиста. М.-Л., 1929; М. Я- Басов. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1926; он же. Общие основы педологии. М.-Л., 1928 (значительная часть книги была посвящена детской и педагогической психологии); С. В. Кравков. Очерк психологии. М., 1925; Л.С. Выготский. Педагогическая психология. М., 1926; Н.Ф. Добрынин. Введение в психологию. М.-Л., 1929.

[17] П.П. Блонский. Психология как наука о поведении; А.Р. Лурия. Психоанализ как система монистической психологии. – В кн. «Психология и марксизм». М. – Л., 1925; В. Бехтерев и д-р Дубровский. Диалектический материализм и рефлексология. – «Под знаменем марксизма», 1926, № 7-8; В.Я. Струминский. Марксизм в современной психологии. – Под знаменем марксизма», 1926, № 3 и № 4-5; Н. Курманов. Рефлексология или психология. – «Под знаменем марксизма», 1929, № 6; И.Ф. Куразов. Предмет рефлексологии в свете диалектики. – «Вопросы изучения и воспитания личности», 1928, № 3-4; Ю.В. Франкфурт. В борьбе за марксистскую психологию. – «Красная новь», 1927, № 10; см. также: «Психология и марксизм», «Проблемы современной психологии», «Ученые записки Московского государственного института экспериментальной психологии», т. I – VI. М.-Л., 1925-1930.

[18] К. Корнилов. Современное состояние психологии в СССР. – «Под знаменем марксизма», 1927, № 10-11, стр. 215.

[19] К. Корнилов. Современное состояние психологии в СССР. – «Под знаменем марксизма», 1927, № 10-11, стр. 209-210. Енчменизмом Корнилов назвал теорию, предложенную Э. Енчменом, которая биологизировала социологию и отвергала психологию.

[20] См. В. Боровский. Психология с точки зрения материалиста. М.-Л., 1929; он же. Метафизика в сравнительной психологии. – «Под знаменем марксизма», 1927, № 7-8.

[21] П.П. Блонский. Психология как наука о поведении. – В кн. «Психология и марксизм».

[22] См. Л. Выготский, С. Геллерштейн, Б. Фингерт, М. Ширвиндт. Основные течения современной психологии. М.-Л., 1930.

[23] Ал. Лурия. Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии. Казань, 1923; он же. Психоанализ как система монистической психологии. – В кн. «Психология и марксизм»; Б.Д. Фридман. Основные психологические воззрения Фрейда и теория исторического материализма. Там же; А.Б. Залкинд. Очерки культуры революционного времени. М., 1924.

[24] См. Б. Быховский. О методологических основаниях психоаналитического учения Фрейда. – «Под знаменем марксизма», 1923, № 11-12; В. Юринец. Фрейдизм и марксизм. – «Под знаменем марксизма», 1924, № 8-9; А.И. Варьяш. Фрейдизм и его критика с точки зрения марксизма. – В сб. «Диалектика в природе», № 1. Вологда, 1926.

[25] К.Н. Корнилов. Психология и марксизм. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 24.

[26] О прикладных отраслях психологии в период 20-30-х гг. см.: А.В. Петровский. История советской психологии. М., 1967, стр. 165-203, 226-238, 262-292.

[27] Цит. по статье: В.Н. Колбановский. Лев Семенович Выготский. – «Советская психотехника», 1934, № 4, стр. 393.

[28] Там же.

[29] См. С.Г. Геллерштейн. Вопросы психологии труда. – В кн. «Психологическая наука в СССР», т. II. М., 1960.

[30] См. сб. «Психотехника и физиология труда на Урале» (Материалы к I Уральскому областному съезду психотехников и физиологов труда), вып. 1. Свердловск – Москва, 1932; Л.А. Кудрина. История советской психологии на Урале. – В кн. «Итоги и перспективы советской психологии на Урале. Материалы к совещанию, посвященному 50-летию советской психологии на Урале». Пермь, 1967.

[31] Взгляды Н.К. Крупской на психотехнику были исследованы А.В. Петровским в его книге «История советской психологии» (М., 1967, стр. 262-266).

[32] См., например, «Тесты (теория и практика)». Сб. № 1, № 2, № 3. М., 1928-1930. Тестам в те годы была посвящена обширная литература.

[33] С. Минин. Философию за борт! – «Под знаменем марксизма», 1922, №5-6.

[34] Э. Енчмен. Восемнадцать тезисов о «теории новой биологии». Пятигорск, 1920; он же. Теория новой биологии и марксизм. М., 1923.

[35] А.А. Богданов. Всеобщая организационная наука («Тектология») Л.-М., 1925.

[36] См.: И. Степанов. Исторический материализм и современное естествознание. М., 1925; Вл. Сарабьянов. О некоторых спорных проблемах диалектики – «Под знаменем марксизма», 1925, № 12; он же. Беседы о марксизме. М.. 1925; Сб. «Механистическое естествознание и диалектический материализм», № 1 и 2. Вологда, 1925.

[37] И. Боричевский. Введение в философию науки (Наука и метафизика). Пг., 1922, стр. 101.

[38] И.А. Боричевский. Речь. – В сб. «Механистическое естествознание и диалектический материализм», № 1. Вологда, 1925, стр. 51-52.

[39] И. Степанов. О моих ошибках, «открытых и исправленных» тов. Стэном. – «Большевик», 1924, № 14, стр. 85.

[40] В. Сарабьянов. Беседы о марксизме. М., 1925, стр. 14.

[41] А. Деборин. Спинозизм и марксизм. – «Летописи марксизма», 1927 № 3 стр. П.

[42] И. Степанов. Диалектическое понимание природы – механистическое понимание. – «Под знаменем марксизма», 1925, № 3, стр. 217.

[43] Там же.

[44] А. Деборин. Энгельс и диалектическое понимание природы. – «Под знаменем марксизма», 1925, № 10-11.

[45] См. «О партийности в советской печати». М., 1954, стр. 406-407.

[46] Гр. Баммель. О нашем философском развитии за 10 лет революции. – «Под знаменем марксизма», 1927, № 10-11, стр. 80.

[47] В журнале «Психология» после дискуссии была помещена статья Б.Г. Ананьева, в которой давалась критика методологии рефлексологии. См.: Б.Г. Ананьев. О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии. – «Психология», 1931. т. IV, вып. 3-4. Б.В. Беляев. Начало конца рефлексологии – «Психология». 1930, т. III, вып. I.

[48] См. «Психоневрологические науки в СССР (Материалы I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека. 25 января – 1 февраля 1930 г.)». М.-Л., 1930.

[49] «Итоги дискуссии по реактологической психологии (Резолюция общего собрания ячейки ВКП(б) Государственного института психологии, педологии и психотехники от 6 июля 1931 г.). – «Психология», 1931, т. IV, вып. 1.

[50] См. А.В. Петровский. История советской психологии. М., 1967, стр. 122-131.

[51] П.П. Блонский. Избранные психологические произведения. М., 1964 стр. 135. См. также стр. 40-41, 136 и др.

[52] Там же, стр. 135.

[53] К.Н. Корнилов. Современная психология и марксизм. – «Под знаменем марксизма», 1923, № 1, стр. 42-43.

[54] См. Г.И. Челпанов. Мозг и душа. М., 1900. В 1903 г. вышло второе издание книги, переработанное и значительно дополненное. В последующие годы вплоть до Великой Октябрьской революции книга неоднократно переиздавалась.

[55] Г.И. Челпанов. Сборник статей. Психология и школа. М., 1912, стр. 82.

[56] См. Г.И. Челпанов. Об аналитическом методе в психологии. – «Психологическое обозрение», 1917, № 1.

[57] Г. Челпанов. Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии). М, 1927, стр. 41.

[58] Там же, стр. 45.

[59] Г. Челпанов. Психология и марксизм. М., 1924, стр. 5.

[60] См.: К.Н. Корнилов. Психология и марксизм проф. Челпанова. – В кн. «Психология и марксизм». Л.-М., 1925; П.П. Блонский. Психология как наука о поведении. Там же; Ю.В. Франкфурт. В защиту революционно-марксистского взгляда на психику (смена вех у психологов идеалистов). – В кн. «Проблемы современной психологии». Л., 1926.

[61] Г. Челпанов. Психология и марксизм. М., 1924; он же. Объективная психология в России и Америке (Рефлексология и психология поведения). М., 1925; он же. Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). М., 1926; он же. Социальная психология или условные рефлексы? М.-Л., 1926; он же. Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927.

[62] Г. Челпанов. Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии), стр. 3.

[63] Г. Челпанов. Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии), стр. 24.

[64] Там же.

[65] Г. Челпанов. Психология и марксизм, стр. 8.

[66] Г. Челпанов. Психология и марксизм, стр. 8.

[67] Г. Челпанов. Объективная психология в России и Америке (Рефлексология и психология поведения). М., 1925, стр. 6.

[68] К.Н. Корнилов. Психология и марксизм. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 18.

[69] Там же, стр. 9.

[70] К.Н. Корнилов. Психология и марксизм. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 9.

[71] Там же, стр. 17.

[72] Там же, стр. 18.

[73] Там же, стр. 17.

[74] Там же, стр. 9.

[75] Там же, стр. 19.

[76] Там же, стр. 17-18.

[77] Там же, стр. 20.

[78] К.Н. Корнилов. Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. М.-Л., 1928, стр. 3.

[79] К.Н. Корнилов. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения («Реактология»). М., 1923, стр. 14.

[80] К.Н. Корнилов. Психология и марксизм. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 19.

[81] К.Н. Корнилов. Наивный и диалектический материализм в их отношении к науке о поведении человека. – В кн. «Проблемы современной психологии», стр. 16; см. он же. Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма.

[82] Б.М. Теплов. Советская психологическая наука за 30 лет. М., 1947, стр. 13.

[83] В.М. Бехтерев. Общие основы рефлексологии человека. 4 изд. М.-Л., 1928. I изд. 1917; 2 изд. – 1923; 3 изд. – 1924.

[84] В.М. Бехтерев. Психология, рефлексология и марксизм. Л., 1925, стр. 36.

[85] Там же, стр. 41.

[86] В.М. Бехтерев. Общие основы рефлексологии человека. М.-Л., 1928, стр. 85-86.

[87] Там же, гл. IV и XLIX.

[88] Там же, стр. 90-91.

[89] Там же, стр. 86.

[90] В.М. Бехтерев. Общие основы рефлексологии человека. М.-Л., 1928, стр. 486.

[91] Там же, стр. 185.

[92] Там же.

[93] Там же, стр. 3.

[94] В.М. Боровский. Метафизика в сравнительной психологии. – Под знаменем марксизма», 1927, № 7-8, стр. 189-190; он же. Психология с точки зрения материалиста. М.-Л., 1929.

[95] В.М. Боровский. Метафизика в сравнительной психологии. – «Под знаменем марксизма», 1927, № 7-8, стр. 191.

[96] В.М. Боровский. Психология с точки зрения материалиста, стр. 36.

[97] В.М. Боровский. Сравнительная психология и педагогика. – «Психология», 1928, № 1, стр. 43.

[98] П.П. Блонский. Реформа науки. М., 1920, стр. 28. См. также П.П. Блонский. Очерк научной психологии. – «Труды Московской академии социального воспитания», т. I. М., 1921.

[99] В этом решающем пункте – выдвижении на первый план социальной природы человека Б.М. Теплов видел принципиальное отличие взглядов П.П. Блонского от бихевиоризма. См. Б.М. Теплов. Советская психологическая наука за 30 лет. М., 1947.

[100] П.П. Блонский. Предисловие к книге Л. Джемсона. Очерк психологии. М., 1925, стр. X.

[101] П.П. Блонский. Психология как наука о поведении. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 225, 226 и 227.

[102] П.П. Блонский. Психологические очерки. М., 1927, стр. 3-4.

[103] См. «Под знаменем марксизма». 1924, № 4-5; М. Великовский. Победа материализма рвотах академика Павлова).- Спутник коммуниста», 1923, № 23.

[104] К. Корнилов. Современное состояние психологии в СССР. – «Под знаменем марксизма», 1927, № 10-11, стр. 216.

[105] К.Н. Корнилов. Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. М., 1928.

[106] П.П. Блонский. Очерк научной психологии. М., 1921, стр. 38.

[107] П. Блонский. Реформа науки. М., 1920, стр. 29.

[108] П.П. Блонский. Очерк научной психологии, стр. 80.

[109] См. П. Блонский. Память и мышление. М., 1935, стр. 23-26.

[110] Этому вопросу посвящены многие страницы психологических исследований И.М. Сеченова (см. И.М. Сеченов. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947, стр. 154, 251-252, 263, 464, 472, 475, 504 и др.).

[111] О том, как понимал И.М. Сеченов взаимодействие внешнего и внутреннего в психическом развитии, см. его трактат «Элементы мысли» (И.М. Сеченов. Избранные философские и психологические произведения, стр. 398-537).

[112] И.М. Сеченов. Итоги животной физиологии за истекшее столетие. – «Научное наследство», т. III. М., 1956, стр. 168.

[113] И.П. Павлов. Полное собрание сочинений, т. VI. М., 1962, стр. 258; см. также т. III, кн. I, 1951, стр. 249 и др.

[114] И.П. Павлов. Полное собрание сочинений, т. III, кн. 2, М., 1951, стр. 322.

[115] И.П. Павлов. Полное собрание сочинений, т. III, кн. 1. М, 1951, стр. 105.

[116] Там же, стр. 23-39.

[117] См. К. Корнилов. Современное состояние психологии в СССР. – «Под знаменем марксизма», 1927, № 10-11.

[118] См. Г. Челпанов. Объективная психология в России и Америке (Рефлексология и психология поведения). М., 1925, стр. 6.

[119] В.М. Бехтерев. Общие основы рефлексологии человека. М.-Пг., 1923, стр. 60.

[120] А.В. Петровский обозначил это направление как рефлексологическую вульгаризацию учения о высшей нервной деятельности. См. его книгу «История советской психологии» (М., 1967, гл. II, § 3).

[121] См. А.Г. Иванов-Смоленский. Естествознание и наука о поведении человека. Учение об условных рефлексах и психология. М., 1929.

[122] Там же, стр. 108.

[123] Там же, стр. 72-73.

[124] См. А.Г. Иванов-Смоленский. Естествознание и наука о поведении человека. Учение об условных рефлексах и психология, стр. 74.

[125] Там же, стр. 78.

[126] Там же, стр. 93.

[127] Там же, стр. 94.

[128] Там же, стр. 104.

[129] И.Ф. Куразов. Методологические итоги поведенческого съезда. – «Вопросы изучения и воспитания личности», вып. I – II. М.-Л., 1930.

[130] А. Ленц. Об основах физиологической теории человеческого поведения. – «Природа», 1922, № 6-7; В.В. Савич. Основы поведения человека. Анализ поведения человека с точки зрения физиологии центральной нервной системы и внутренней секреции. Л., 1924.

[131] А. Ленц. Об основах физиологической теории человеческого поведения. – «Природа», 1922, № 6-7, стр. 8.

[132] См. А.В. Петровский. История советской психологии. М., 1967, гл. II, § 3.

[133] Б.Д. Фридман. Основные психологические воззрения Фрейда и теория исторического материализма. – В кн. «Психология и марксизм».

[134] Б. Быховский. О методологических основаниях психоаналитического учения Фрейда. – «Под знаменем марксизма», 1923, № 11-12, стр. 169.

[135] См. М.А. Рейтер. Проблемы психологии и теория исторического материализма. – «Вестник социалистической академии», 1923, № 3.

[136] Б. Быховский. О методологических основаниях психоаналитического учения Фрейда. – «Под знаменем марксизма», 1923, № 11-12, стр. 163.

[137] А.Р. Лурия. Психоанализ как система монистической психологии. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 79.

[138] Там же, стр. 60.

[139] Там же, стр. 72.

[140] Там же, стр. 66.

[141] См. Б.Д. Фридман. Основные психологические воззрения Фрейда и теория исторического материализма. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 141 и др.

[142] Там же, стр. 159.

[143] Обстоятельный анализ попыток соединить марксизм с фрейдовским учением и внести это учение в советскую психологию, а также разбор критики психоанализа см.: А.В. Петровский. История советской психологии. М., 1967, гл. II, § 2.

[144] Л.С. Выготский. Сознание как проблема психологии поведения. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 175.

[145] Доклад этот был положен в основу статьи Л.С. Выготского «Методика рефлексологического и психологического исследования». – В кн. «Проблемы современной психологии». Л., 1926.

[146] Л.С. Выготский. Методика рефлексологического и психологического исследования. – В кн. «Проблемы современной психологии», стр. 41.

[147] Л.С. Выготский. Сознание как проблема психологии поведения. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 175 и 181.

[148] Там же, стр. 175.

[149] Там же, стр. 178.

[150] Л.С. Выготский. Методика рефлексологического и психологического исследования. – В кн. «Проблемы современной психологии», стр. 42.

[151] Л.С. Выготский. Методика рефлексологического и психологического исследования. – В кн. «Проблемы современной психологии», стр. 39-40.

[152] Там же, стр. 40.

[153] Там же.

[154] Л.С. Выготский. Сознание как проблема психологии поведения. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 178.

[155] Л.С. Выготский. Методика рефлексологического и психологического исследования. – В кн. «Проблемы современной психологии», стр. 40-41.

[156] Там же, стр. 43.

[157] Там же, стр. 41.

[158] Там же, стр. 41-42.

[159] Там же, стр. 42.

[160] Л.С. Выготский. Психика, сознание и бессознательное. – В сб. «Элементы общей психологии (основные механизмы человеческого поведения)». М., 1930, стр. 53-54.

[161] Л.С. Выготский. Сознание как проблема психологии поведения. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 187.

[162] Там же, стр. 186.

[163] Там же, стр. 187.

[164] Там же, стр. 189.

[165] Л.С. Выготский. Методика рефлексологического и психологического исследования. – В кн. «Проблемы современной психологии», стр. 42.

[166] И.П. Павлов несколько позже, в 1932 г., выясняя свое расхождение с бихевиористскими представлениями об.условнорефлекторной деятельности, отвечая Газри, писал: «Я держу в голове не только центростремительные импульсы от скелетной мускулатуры, но считаю более чем вероятным существование их даже для всех тканей, не говоря об отдельных органах. По моему мнению, весь организм со всеми его составными частями может давать себя знать большим полушариям. Дело, значит, не в моем забвении, а в том, что фактически для нас нет ни малейшего основания понимать факт так, как его толкует автор» (И.П. Павлов. Полное собрание сочинений, т. III, кн. 2. М.-Л., 1951, стр. 156). А толкование было таково, что условным раздражителем являются не свойства реальных предметов, а поступающие из организма двигательные импульсы.

[167] Л.С. Выготский. Сознание как проблема психологии поведения. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 195.

[168] У. Джемс. Существует ли «сознание»? – В сб. «Новые идеи в философии». СПб., 1913, сб. 4.

[169] Л.С. Выготский. Сознание как проблема психологии поведения. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 197-198.

[170] Л.С. Выготский. Сознание как проблема психологии поведения. – В км. «Психология и марксизм», стр. 198.

[171] Л.С. Выготский. Психика, сознание и бессознательное. – В сб. «Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения)». М., 1930, стр. 52.

[172] Там же, стр. 53.

[173] Там же.

[174] Там же, стр. 52.

[175] Материалы дискуссии опубликованы и двух сборниках: «Рефлексология или психология? Материалы дискуссии». Л., 1929; «Рефлексология и смежные направления. Материалы II конференции». Л., 1930.

[176] «Рефлексология или психология? Материалы дискуссии», стр. 17.

[177] Там же, стр. 32-33.

[178] Там же, стр. 66.

[179] Там же, стр. 36.

[180] Там же, стр. 25.

[181] Б.В. Беляев. Начало конца рефлексологии. – «Психология», 1930, т. III, вып. 1, стр. 143.

[182] Б.В. Беляев. Начало конца рефлексологии. – «Психология», 1930, т. III, вып. 1, стр. 135.

[183] Там же, стр. 142.

[184] См. «Итоги дискуссии по реактологической психологии (Резолюция общего собрания ячейки ВКП(б) Государственного института психологии, педологии и психотехники от 6 июня 1931 г.)». – «Психология», 1931, т. IV. вып. I, стр. 2.

[185] Там же, стр. 4.

[186] Там же, стр. 5.

[187] Там же, стр. 6-7.

[188] Как уже отмечалось, разграничение рефлексологии и учения о высшей нервной деятельности проводилось самими В.М. Бехтеревым и И.П. Павловым. Достаточно четко это проведено и в докладе А.Л. Шнирмана «Рефлексология и учение об условных рефлексах», сделанном им на второй методологической конференции по рефлексологии (см. «Рефлексология и смежные направления. Материалы II конференции методологической комиссии Государственного рефлексологического института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева 24-30 сентября 1929 г. Л., 1930). Однако эти суждения не повлияли на общую оценку, принятую большинством психологов.

[189] «Резолюция общего собрания ячейки ВКП(б) Государственного института психологии, педологии и психотехники от 6 июня 1931 г.» – «Психология», 1931, т. IV, вып. 1, стр. 6.

[190] Б.А. Фингерт. К вопросу о построении научной психологии. – В кн. Л. Выготский, С. Геллерштейн, Б. Фингерт, М. Ширвиндт. Основные течения современной психологии. М.-Л., 1930, стр. 19-21.

[191] Там же, стр. 21-22.

[192] Там же, стр. 79-80.

[193] А. Таланкин. О «марксистском психологии» проф. Корнилова.- «Психология», 1931, т. IV, вып. 1, стр. 25.

[194] П.П. Блонский. Очерк научной психологии. М., 1921, стр. 12.

[195] К.Н. Корнилов. Психология и марксизм. – В кн. «Психология и марксизм». М.-Л., 1925, стр. 12.

[196] П.П. Блонский. Очерк научной психологии. М., 1921, стр. 12.

[197] К.Н. Корнилов. Психология и марксизм. – В кн. «Психология и марксизм, стр. 22.

[198] П.П. Блонский. Очерк научной психологии, стр. 54.

[199] Там же, стр. 73.

[200] См. Г.И. Челпанов. Социальная психология или «условные рефлексы»? М.-Л., 1926.

[201] Г. Челпанов. Спинозизм и материализм. (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927, стр. 44.

[202] Г.И. Челпанов. Социальная психология или «условные рефлексы»? М.-Л., 1926, стр. 10.

[203] В.А. Артемов. Введение в социальную психологию. М., 1927, стр. 75.

[204] См., например: Б.В. Беляев. Проблема коллектива и его экспериментально-психологи­ческого изучения. – «Психология», 1929, т. II, вып. 2.

[205] П.П. Блонский. Очерк научной психологии. М., 1921, стр. 43.

[206] П.П. Блонский. Реформа науки. М., 1920, стр. 30.

[207] Там же, стр. 31.

[208] П.П. Блонский. Очерк научной психологии, стр. 44.

[209] В. М. Бехтерев. Коллективная рефлексология. Пг, 1921, стр. 11.

[210] В.М. Бехтерев. Коллективная рефлексология, стр. 40.

[211] Там же, стр. 32.

[212] Там же, стр. 14.

[213] Там же, стр. 15.

[214] Там же, стр. 39.

[215] Там же, стр. 40.

[216] Там же.

[217] В.М. Бехтерев. Коллективная рефлексология, стр. 69.

[218] Там же.

[219] Там же, стр. 70-71.

[220] В.М. Бехтерев. Коллективная рефлексология, стр. 224-225.

[221] Там же, стр. 243.

[222] В.А. Артемов. Введение в социальную психологию. М., 1927, стр. 52-53.

[223] Там же, стр. 68.

[224] В. Адоратский. Об идеологии. – «Под знаменем марксизма», 1922, № 11-12, стр. 201.

[225] А.И. Варьяш. История философии и марксистская философия истории. – «Вестник Коммунистической академии», 1924, кн. 9, стр. 294.

[226] М.А. Рейснер. Проблемы социальной психологии. Ростов-Дон, 1925; он же. Социальная психология и марксизм. – В кн.: «Психология и марксизм», 1925; Он же. Проблемы психологии и теория исторического материализма. – «Вестник Социалистической академии», 1923, № 3.

[227] М.А. Рейснер. Проблемы психологии и теория исторического материализма. – «Вестник Социалистической академии», 1923, № 3, стр. 214.

[228] М.А. Рейснер. Социальная психология и учение Фрейда. – «Печать и революция», 1925. кн. 3, 4, 5-6.

[229] М.А. Рейснер. Рефлексы академика Павлова и идеология в учении Маркса, – «Октябрь мысли», 1924, № 5-6, стр. 7.

[230] М.А. Рейснер. Проблемы социальной психологии, стр. 29.

[231] М.А. Рейснер. Социальная психология и марксизм. – В кн. «Психология и марксизм», стр. 41.

[232] М.А. Рейснер. Рефлексы академика Павлова и идеология в учении Маркса. – «Октябрь мысли», 1924, № 5-6, стр. 5.

[233] См. М.А. Рейснер. Проблемы психологии и теория исторического материализма. – «Вестник Социалистической академии», 1923, № 3.

[234] «Психоневрологические науки в СССР» (Материалы I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека 25 января – 1 февраля 1930 г.). М.-Л., 1930, стр. 7; см. также: А Б. Залкинд. Жизнь организма и внушение М.-Л., 1927, стр. 123 и др.

[235] См. Е.А. Аркин. Дошкольный возраст М.-Л., 1927; он же. Личность и среда в свете современной биологии. М.-Л., 1931; И.А. Арямов. Основы педологии. М., 1927; он же. Рефлексология детского возраста. М., 1924; П. Блонский. Педагогика. М., 1922; он же. Педология. М.-Л., 1925; он же. Возрастная педология. М.-Л., 1930.

[236] См. П.П. Блонский. Педология. М., 1925.

[237] П. Блонский. Основы педагогики. М., 1925, стр. 29; он же. Возрастная педология. М.-Л., 1930, стр. 6-7.

[238] См. П.П. Блонский. Педология; он же. Педология в массовой школе первой ступени. М., 1925.

[239] П.П. Блонский. Педология, стр. 40.

[240] П.П. Блонский. Курс педагогики. М., 1916, стр. 67-68.

[241] П.П. Блонский. Педология, стр. 51.

[242] П.П. Блонский. Педология, стр. 261.

[243] См. А.Б. Залкинд. Основные вопросы педологии. М., 1927; С.С. Моложавый. Программа изучения поведения ребенка или детского коллектива, М., 1924; А.С. Залужный. Учение о коллективе. М.-Л., 1930.

[244] А.Б. Залкинд. Основные вопросы педологии. М., 1927, стр. 17-18.

[245] См. А.Б. Залкинд. Вопросы педологии в СССР. – В сб. «Педология и воспитание», М., 1928, стр. 4-6.

[246] А.Б. Залкинд. Основные вопросы педологии. М., 1927, стр. 7.

[247] Там же, стр. 7.

[248] Там же, стр. 18.

[249] См. А.Б. Залкинд. Вопросы педологии в СССР. – В сб. «Педология и воспитание».

[250] А.Б. Залкинд. Очерки культуры революционного времени. М., 1924, стр. 67.

[251] Там же, стр. 27.

[252] С.С. Моложавый. Программа изучения поведения ребенка или детского коллектива. М., 1924.

[253] Там же, стр. 2.

[254] См. В.С. Мерлин. Из истории советской психологической мысли (К вопросу о психологическом наследии профессора М.Я. Басова). – «Вопросы психологии», 1965, № 5.

[255] М.Я. Басов. Общие основы педологии. М.-Л., 1928, стр. 259.

[256] Там же.

[257] М.Я. Басов. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1926, стр. 66.

[258] М.Я. Басов. Общие основы педологии. Л., 1930, стр. 251.

[259] Там же.

[260] Л.С. Выготский. Развитие высших психических функций. М., 1960, стр. 481.

[261] См. С.Л. Рубинштейн. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса. – «Советская психотехника», 1934, № 1.

[262] См. И.Н. Шпильрейн. Предмет и задачи психотехники. – «Психотехника и психофизиология труда», 1930, № 6; он же. К вопросу о теории психотехники; О повороте в психотехнике. – «Психотехника и психофизиология труда», 1931, № 4-6.

[263] «Психотехника и психофизиология труда», 1931, № 4-6, стр. 379.

[264] С.Г. Геллерштейн. Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки. – «Советская психотехника», 1932, № 1, стр. 18.

[265] И. Розанов. К вопросу о новых задачах психотехники и смежных наук, изучающих трудовую деятельность человека. – «Психотехника и психофизиология труда», 1931, № 1-3, стр. 8.

[266] См. Резолюция I Всесоюзного психотехнического съезда. – «Психотехника и психофизиология труда», 1931, № 4-6; Л.С. Выготский. Психотехника и педология. – «Психотехника и психофизиология труда», 1931, № 2-3.

[267] И.Н. Шпильрейн. О повороте в психотехнике. – «Психотехника и психофизиология труда», 1931, № 4-6.

[268] См. А.В. Петровский. История советской психологии. М., 1967, гл. VII.

[269] П.П. Блонский. Избранные педагогические произведения. М., 1961, стр. 44.

[270] Л.С. Выготский. Психотехника и педология. Доклад на совместном заседании секции психотехники Комакадемии и психотехнического общества 21 сентября 1930 г. – «Психотехника и психофизиология труда», 1931, № 2-3, стр. 177.

[271] «Директивы ВКП(б) и Постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917-1947 гг.», вып. I. М.-Л., 1947, стр. 190-193.

[272] «Учительская газета», 21 марта 1941 г.

[273] Сотрудничеству психологии и педагогики был посвящен доклад С.Л. Рубинштейна на Всесоюзной конференции по педагогическим наукам в апреле 1941 г. См. С.Л. Рубинштейн. Психология и педагогика. – «Советская педагогика», 1941, № 7-8.

[274] См.: В.С. Мерлин. Из истории советской психологической мысли. К вопросу о психологическом наследии профессора М.Я. Басова. – «Вопросы психологии», 1965, № 5; А.В. Петровский. История советской психологии М 1967, стр. 223, 224 и др.

[275] См. А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов. О диагностических методах психологического исследования школьников. – «Советская педагогика», 1968, № 7; Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, стр. 13 и др.

[276] См. например: И.И. Иванова и В.Г. Асеев. Методология и методы психологического исследования. – В кн. «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1969.

[277] «У нас, – писал А.С. Макаренко, – в теории дошло, например, до того, что, с одной стороны, отрицали всякую биологическую предрасположенность моральной сферы, считали, что все от среды и воспитания, и одновременно с этим, с другой стороны, все воспитание человека хотели подпереть рефлексологией и рассчитывали дать нового человека исключительно на основании изучения условных рефлексов» (А.С. Макаренко. Соч., т. П. М., 1950, стр. 398).

[278] А.С. Макаренко. Соч., т. V, М., 1951, стр. 92.

[279] С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. Изд. 1-е. М., 1940, изд. 2-е. М., 1946.

[280] А.Г. Ананьев. Творческий путь С.Л. Рубинштейна. – «Вопросы психологии», 1969, № 5, стр. 127.

[281] С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. М., 1940, стр. 4.

[282] Научные работники Государственного института психологии проф. К.Н. Корнилов, проф. Б.М. Теплов, проф. А.А. Смирнов, проф. Н.А. Рыбников, проф. П.А. Шеварев, проф. Н.Ф. Добрынин, П.И. Размыслов, Л.М. Шварц, Н.Д. Левитов, А.Н. Богословский, Ф.И. Музылев, И.И. Волков, А.А. Додонова, Ф.Н. Шемякин, Ф.И. Георгиев, Е.В. Гурьянов. Н.А. Менчинская, К.К. Ансон, Л.В. Занков, Н.Е. Акимов. Задачи психологии в создании марксистской науки о детях. – «Учительская газета», 21 марта 1941 г., № 35.

[283] «Советская педагогика», 1941, № 7-8, стр. 100.

[284] А.А. Смирнов. Проблемы психологии памяти. М., 1966, стр. 7.

[285] В итоговой статье, посвященной 30-летию советской психологии, Б.Г. Ананьев писал: «Начиная с 1937-1938 гг. и до начала Великой Отечественной войны наблюдается все возрастающий подъем советской психологии... Разнообразие проблем и методов исследования, появление ряда творческих направлений в конкретизации марксистско-ленинской теории в психологии свидетельствовали о том, что достигнутое к этому времени единство советской психологии способствует многогранному расцвету нашей науки» (Б.Г. Ананьев. 30 лет советской психологии. «Советская педагогика», 1947, № 11, стр. 50). «Важнейшая черта, характеризующая развитие советской психологии во второй половине 30-х годов, – формирование теоретического единства советской психологии на основе марксистско-ленинского учения», – пишет А.В. Петровский (А.В. Петровский. История советской психологии. М., 1967, стр. 319).Это единство отмечалось и С.Л. Рубинштейном, когда он указывал, что «Основы общей психологии» – коллективный труд в подлинном смысле этого слова (С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. М., 1946, стр. 3-4).

[286] «Ученые записки Московского государственного университета». Вып. 111. М., 1947; А.Н. Леонтьев и А.В. Запорожец. Восстановление движений. М., 1945; А.Р. Лурия. Восстановление функций мозга после военной травмы. М, 1948.

[287] П.П. Блонский. Возрастная педология. М.-Л., 1930, стр. 6-7.

[288] П.П. Блонский. Очерк научной психологии. М., 1921, стр. 27.

[289] П.П. Блонский. Избранные педагогические произведения. М., 1961, стр. 44.

[290] См. Л.С. Выготский. Развитие высших психических функций. М., 1960, стр. 229.

[291] Там же, стр. 182.

[292] П.П. Блонский. О некоторых встречающихся у педологов ошибках (в порядке обсуждения). – «На путях к попой школе», 1931, № 6, стр. 44.

[293] Л.С. Выготский. Развитие высших психических функций, стр. 89.

[294] Там же, стр. 132.

[295] Л.С. Выготский. Мышление и речь. М., 1934, стр. 19-20.

[296] Л.С. Выготский. Развитие высших психических функций, стр. 60-61.

[297] Там же, стр. 132.

[298] П.П. Блонский. Память и мышление. М., 1935, стр. 3.

[299] Там же, стр. 4.

[300] Там же, стр. 26.

[301] Там же, стр. 87-88.

[302] П.П. Блонский. Психологические очерки. М., 1927, стр. 161-162.

[303] П.П. Блонский. Память и мышление, стр. 3-4.

[304] П.П. Блонский. Память и мышление, стр. 131.

[305] Там же, стр. 138.

[306] Там же, стр. 142.

[307] См.: Л С. Выготский и А.Р. Лурия. Этюды по истории поведения (Обезьяна, примитив, ребенок). М.-Л., 1930; Л.С. Выготский. История развития высших психических функций. Данная работа была опубликована впервые в книге Л.С. Выготского «Развитие высших психических функций». (М., 1960); он же. Мышление и речь. М., 1934; он же. Проблема развития и распада высших психических функций. – В кн. «Развитие высших психических функций». Ряд докладов и статей Л.С. Выготского, развивавших идеи культурно-исторической теории, вошли в указанную книгу, а также в его книгу «Избранные психологические исследования» (М., 1956).

[308] Л.С. Выготский. Развитие выс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.214 с.)