Психическое развитие как продукт процесса присвоения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психическое развитие как продукт процесса присвоения



А.Н. Леонтьев в конце 50-х гг. выдвигает и в последующее десятилетие разрабатывает концепцию социальной обусловленности психики, согласно которой. психическое развитие является результатом особого процесса – процесса присвоения[720]. Эта концепция преследует ту же цель, которую ставил в свое время Л.С. Выготский – выяснить закономерность общественно-исторической детерминации психики человека. А.Н. Леонтьев всемерно выделяет качественные отличия психики человека как результата его общественно-исторического развития и противопоставляет их биологическим закономерностям мира животных.

«Духовное, психическое развитие отдельных людей, – пишет А.Н. Леонтьев, – является продуктом совершенно особого процесса – процесса присвоения, которого вовсе не существует у животных, как не существует у них и противоположного процесса опредмечивания их способностей в объективных продуктах их деятельности»[721]. Основанием такого введения термина «присвоение» в психологическую теорию служит известное высказывание К. Маркса: «... Присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей...»[722] Человек живет в мире общественных предметов, в которых воплощены человеческие способности, сформировавшиеся в процессе развития общественно-исторической практики. Мир этот стоит перед каждым человеком на всем протяжении его онтогенетического развития, он должен присвоить себе заключенные в этом мире общественных предметов психические свойства и способности.

309

В положении Маркса о том, что присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов, усматривается не только общее, но и специальное психологическое значение. Предполагается, что объекты внешнего мира, окружающего человека, будучи продуктами деятельности людей, воплощают в себе и их психические свойства и способности. «... Это является возможным именно потому, что эти свойства и способности приобретают объективную предметную форму»[723].

Следовательно, психическое имеет разные формы своего существования – в человеке и в материальных и идеальных объективных продуктах человеческой деятельности. Совершая по отношению к этим продуктам деятельность, адекватную той, в которой они были созданы, человек «присваивает» заключенное в них и хранимое во вне психическое. «...Специфический процесс овладения («присвоения». – К. Маркс)осуществляется в процессе деятельности человека по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, воплощающим достижения исторического развития способностей людей»[724]. Процесс присвоения, усвоения или овладения и рассматривается в качестве того общего принципа психического развития человека, который обеспечивает социальную детерминацию психики. «...Только в результате этого, всегда активного процесса индивид способен выразить в себе истинно человеческую природу – те свойства и способности, которые представляют собой продукт общественно-исторического развития человека»[725].

Механизм процесса присвоения усматривается в интериоризации, посредством которой и происходит присвоение социальных исторически сложившихся видов и форм деятельности и преобразование их во внутренние психические процессы. Следовательно, процесс присвоения состоит во-первых, в осуществлении деятельности, адекватной той, которая воплощена в присваиваемом продукте и, во-вторых, в том, что деятельность строится извне теми, кто обучает ей. С этой точки зрения как процесс присвоения рассматриваются все психические процессы. В свете этого требования определяются процессы восприятия и мышления[726].

Присвоение характеризуется как «процесс воспроизведения индивидом способностей, приобретенных видом homo sapiens

310

в период его общественно-исторического развития»[727]. Индивид «становится человеком лишь в результате процесса присвоения им человеческой действительности»[728]. Начиная с того времени, когда биологически окончательно сложился современный тип людей, «достижения в развитии психических способностей людей закреплялись и передавались от поколения к поколению в особой форме, а именно в форме внешне предметной, экзотерической»[729]. «Развитие, формирование психических функций и способностей, свойственных человеку как общественному существу, происходят в форме, существующей только в обществе, – в форме процесса усвоения, овладения опытом предшествующих поколений»[730].

Таким образом, различается и противопоставляется генезис психического у человека и у животных. В животном мире онтогенетическое развитие организмов, которое совершается в процессе их взаимодействия со средой, есть реализация их видовых свойств. Человек реализует достижения общественно-исторического развития в форме, которая коренным образом отличается от биологической формы. Согласно А.Н. Леонтьеву, общественно-историческое развитие снимает действие биологических законов и законы общественно-исторические распространяются как на развитие общества, так и на развитие индивидов, образующих это общество. В обществе возникает особая форма передачи достижений предшествующих поколений последующим – достижения воплощаются в материальных и идеальных продуктах человеческой деятельности, специфически человеческие психические способности развиваются путем овладения каждым человеком этими продуктами. Основной механизм онтогенетического развития и усматривается в том, что «процесс присвоения реализует у человека главную необходимость и главный принцип онтогенетического развития – воспроизведение в свойствах и способностях индивида исторически сложившихся свойств и способностей человеческого вида...»[731]. Из данного положения следует, что главным принципом развития психики является воспроизведение свойств и способностей, воплощенных в предметах, созданных людьми.

Согласно этой концепции развитие человека подчинено только социальным законам: «... возникает эра господства единст-

311

венно социальных законов»[732]. В отличие от эволюции животных развитие человека, будучи также зависимо от внешних условий, не является приспособительным процессом в собственном биологическом значении этого термина. Взаимодействие между человеком и природой опосредствуется, регулируется и контролируется его деятельностью. «При этом средства, способности и умения, необходимые для осуществления деятельности, опосредствующей его связь с природой, он находит в обществе, в том мире, который преобразован общественно-историческим процессом. Чтобы сделать их своими средствами, своими способностями, своими умениями, он должен вступить в отношения к людям и к предметной человеческой действительности»[733].

Соответственно положению о разных принципах онтогенетического развития животных и человека происходит и поиск тех механизмов, которые отличают поведение людей. Два типа совместно действующих механизмов, безусловных и условных рефлексов, обеспечивают поведение животных. Видовой опыт закрепляется в механизмах безусловнорефлекторного, инстинктивного поведения. Складывающийся онтогенетически индивидуальный опыт приспосабливает видовое поведение к изменчивым элементам внешней среды. Человеку присуща новая общественно-историческая форма накопления опыта. Этот опыт представляет собой результат развития многих поколений людей. В этом смысле он видовой, его коренное отличие от опыта животных в том, что он не передается наследственно. Процесс присвоения общественно-исторического опыта и составляет, по выражению А.Н. Леонтьева, «механизм социальной наследственности»[734].

Как специфически человеческий видовой опыт процесс присвоения принципиально отличен от процесса приобретения индивидуального опыта животных. «Этот опыт лежит не в наследственной организации человека, не внутри, а вовне – во внешнем объективном мире, в окружающих человека человеческих предметах и явлениях. Этот мир – мир промышленности, наук и искусств – выражает в себе подлинно человеческую природу, итог ее общественно-исторического преобразования; он и несет в себе человекучеловеческое» [735].

Приводя известную мысль К- Маркса о том, что предметное бытие промышленности является «чувственно представшей перед нами человеческой психологией» [736], А.Н. Леонтьев полагает, что эта мысль «имеет для научной психологии общее

312

и притом решающее значение»[737]. И значение это в полной мере выступает при рассмотрении процесса труда не со стороны его опредмечивания в продуктах деятельности людей их сил и способностей, а со стороны их присвоения индивидами.

Так трактуются в применении к психологической теории высказанные Марксом в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» мысли о том, что «каждое из... человеческих отношений к миру – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, хотение, деятельность, любовь, – словом, все органы его индивидуальности... – являются в своем предметном отношении или в своем отношении к предмету, присвоением последнего, присвоением человеческой действительности»[738].

Важно то заключение, которое делает А.Н. Леонтьев: «Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания, а определяются теми конкретно-историческими, социальными условиями, в которых он живет, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь. Вот почему проблема перспектив психического развития человека и человечества есть прежде всего проблема справедливого и разумного устройства жизни человеческого общества – проблема такого ее устроения, которое дает каждому человеку практическую возможность овладевать достижениями исторического прогресса и творчески участвовать в умножении этих достижений. Таково социалистическое, коммунистическое общество»[739].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.006 с.)