Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимоотношение высших и низших психических функций
Сущность трактовки культурно-исторической теорией высших психических функций заключается прежде всего в историческом подходе к ним. Поскольку эти функции обязаны своим происхождением историческому развитию человечества – это означает требование рассматривать их как факты общественно-исторического развития. Такое требование понимается и выполняется как выделение и различение двух видов процессов в психическом развитии человека: природных и культурных или, иначе говоря, естественных и исторических, биологических и социальных. Выготский отмечает: «Психология до сих пор не уяснила достаточно прочно различия между органическими и культурными процессами развития и созревания, между двумя различными по существу и природе генетическими рядами и, следовательно, между двумя принципиально различными рядами закономерностей, которым подчинены эти две линии в развитии поведения ребенка»[334]. Признание принципиального различия по существу и природе 138 двух генетических рядов, отличия закономерностей, которым они подчиняются, составляют главный методологический принцип культурно-исторической теории. При этом социальные процессы принимаются как внешние факторы развития, а биологические как внутренние. Такое разделение порождает трудности, возникающие в этой теории, когда ставится задача исследовать взаимодействие генетических рядов и объяснить его «сложным скрещиванием внешних и внутренних факторов»[335]. Решение этой задачи наталкивается на трудности потому, что заранее определена невозможность подчинения указанных факторов единым закономерностям. Это разведение и противопоставление двух видов процессов имеет методологическое значение для построения всех исследований высших психических функций и определения круга проблем, подвергнутых теоретическому и экспериментальному исследованию Л.С. Выготским и его сотрудниками. «Поведение современного культурного взрослого человека... является результатом двух различных процессов психического развития. С одной стороны, процесс биологической эволюции животных видов, приведший к возникновению вида homo sapiens; а с другой – процесс исторического развития, путем которого первобытный примитивный человек превратился в культурного. Оба эти процесса – биологического и культурного развития поведения – представлены в филогенезе раздельно как самостоятельные и независимые линии развития... Обе эти линии в онтогенезе слиты, реально образуя единый, хотя и сложный процесс»[336].
Линии развития в филогенезе составили предмет отдельных самостоятельных психологических дисциплин – этнической и сравнительной психологии. В онтогенезе слияние двух линий развития природного и культурного образует детское развитие, позволяет экспериментально изучить взаимоотношение этих двух линий в возникновении высших форм поведения. Свою концепцию Л.С. Выготский развивает на материале экспериментальных исследований развития ребенка, отчасти используя и данные этнической психологии. В последней он ищет подтверждения мысли о том, что высшие психические функции являются продуктом социального развития, что психическое развитие состоит в овладении внешними средствами культурного поведения: языком, счетом, письмом, рисованием и т.п. О тех возможностях, которые открывает психологической теории исследование развития ребенка, Л.С. Выготский писал. «В развитии ребенка представлены (не повторены) оба типа психического развития, которые мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое, или натуральное и культурное развитие поведения. В онтогенезе оба 139 процесса имеют свои аналоги (не параллели). Это – основной и центральный факт, исходный пункт всего нашего исследования: различение двух линий психического развития ребенка, соответствующих двум линиям филогенетического развития поведения»[337]. Существенное отличие онтогенетического развития состоит в том, что биологический и исторический процессы, представленные в раздельном виде в филогенезе, связанные там отношением преемственности и последовательности, в онтогенезе представлены в слитом виде и образуют единый процесс. Все своеобразие заключается в том, что оба ряда процессов развиваются одновременно и совместно, происходит слияние органического и культурного развития в единый процесс. «... В онтогенезе развитие системы активности обнаруживает двойственную обусловленность... система активности ребенка определяется на каждой данной ступени и степенью его органического развития, и степенью его овладения орудиями. Две различные системы развиваются совместно, образуя, в сущности, третью систему, новую систему особого рода»[338].
Развитие ребенка трактуется культурно-исторической теорией как диалектическое единство двух принципиально различных рядов[339]. К одному принадлежит развитие элементарных форм поведения, непосредственно связанных с созреванием мозга, к другому – социально-культурное развитие высших форм поведения. Последнее подчиняется закону перенесения социальных форм поведения на самого себя и обнаруживает все те моменты, которые являются характерными для исторического типа эволюции. Высшие и низшие психические функции предстают, таким образом, как два независимых ряда, вступающих во взаимодействие на определенной ступени онтогенетического развития. Первоначально у ребенка действуют природные низшие функции. Овладение знаком и при его посредстве собственной естественной, т.е. низшей, психической функцией ведет к возникновению высшей функции. Но тут возникает характерное для культурно-исторической теории противоречие. С одной стороны, утверждается, что принцип стимула-знака несет и новую внешнюю социальную детерминацию психического, а с другой – стимул-знак предстает лишь в качестве средства, с помощью которого происходит овладение природными психическими функциями. Это противоречие выражается в столкновении представления о том, что высшая форма может быть разложена на составляющие ее элементы, а ими являются низшие функции[340], 140 с представлением о том, что высшие психические функции – это усвоенные и перенесенные извне внутрь социальные формы поведения. Отношение между двумя рядами зависимостей – внутренними, органическими, биологическими и внешними, социальными – остается неясным. А поскольку оно не выяснено, зависимости эти – природные и социальные – вступают в противоречие, которое ведет к тому, что неразрешенным остается и коренной вопрос о детерминации психики человека, вопрос о том, что является источником человеческой психики – низшие, натуральные психические функции или социальные отношения, перенесенные извне внутрь[341]. При том или другом решении вопроса человеческая психика предстает не как осознание объективного мира, а как осознание непосредственно низших психических функций или как «вращивание» социальных межлюдских отношений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.006 с.) |