Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема сознания и мышления в учении о высших психических функциях
В культурно-исторической теории первоначально сознание трактовалось как осознание низших психических функций. Осознание и овладение собственным поведением через стимул-знак 146 представляют собой две стороны одного и того же процесса. «Осознанием является акт сознания, предметом которого является сама же деятельность сознания»[356]. «В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими»[357]. Соответственно и научные понятия, определяемые как сознательные, являются осознанными спонтанными понятиями. Таким образом, сознание рассматривается вне его главной связи, главного соотношения, главного качества его – отражательной характеристики в отношении к внешнему предметному миру, выражающей совокупность индивидуальных и общественных форм этого отражения и вне его связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью человека. Разрыв между сознанием и объективным миром не был случайным в культурно-исторической теории. Вводимые ею стимул-средства были оторваны от объектов и, об этом уже говорилось, они были направлены на преобразование низших психических функций. Выготский здесь реализует свою точку зрения, которую ранее определял как «онтологическую» и которую отличал от «гносеологической». Он был убежден, что отношение психики к объекту не должно включаться в психологический анализ, поскольку это отношение, как гносеологическое, выходит за пределы психологии. А потому он исходит из онтологического единства психических и физиологических процессов, в котором психическое понимается как субъективное выражение физиологических процессов[358]. «Сознание рассматривается марксистской психологией как свойство высокоорганизованной материи, как внутреннее (субъективное) выражение физиологических процессов мозга»[359]. Сознание, следовательно, либо осознание мозговых процессов, либо осознание низших психических функций. Связь же с объектом, поскольку она является связью гносеологической, не включается в психологическую характеристику сознания. По мере разработки учения о высших психических функциях происходят заметные сдвиги в воззрениях автора. В центре оказывается слово и его значение, а не любой знак, никак и ничем не связанный со стимулом-объектом. Переход от ощущения к мышлению Выготский рассматривает теперь уже как переход от отражения действительности в непосредственных ощущениях и восприятиях к словесному мышлению. А мышление характеризуется в его отношении к отражаемой действительности: «основ-
147 ной функцией мышления является познание и отражение действительности...»[360]. Понимание психики, сознания как отражения, к которому приходит Выготский, вступает в противоречие с первоначальным толкованием сознания учением о высших психических функциях, ограничивавшим ее «онтологическим» аспектом. Внесение связи психики с объектом, иначе говоря, введение в психологический анализ «гносеологического» аспекта, от которого ранее он отказывался, требует нового рассмотрения и проблемы мышления, и проблемы сознания. Выготский выделяет роль слова в высших психических функциях. Если раньше он не обращал никакого внимания на значение слова и его отношение к объекту, а также не видел разницы между словом и любым другим знаком, то потом он исследует смысловую сторону знаков и тогда выступает на первый план слово. В последних своих работах Выготский рассматривает значение и смысл слов в их соотношении друг с другом и в их отношении к действительности. Именно слово, дающее «обобщение отражение действительности»[361], становится предметом его исследования. Переход к изучению слов и их значений делается поворотным моментом в методологии психологического анализа. Значение принимается в качестве единицы этого анализа, а методом анализа, расчленяющего сложное единое целое на единицы, Выготский предлагает заменить анализ, разлагающий целое на элементы. И здесь он высказывает новые для его учения положения. «Есть все основания, – пишет он, – допустить, что это качественное отличие единицы в основном и главном есть обобщенное отражение действительности»[362]. Слово всегда относится к целой группе или целому классу предметов, и с психологической точки зрения значение слова прежде всего представляет собой обобщение, которое есть «словесный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях»[363]. В значении всегда дана обобщенная действительность, к такому выводу приводит Выготский.
Существенное дополнение вносится в понимание роли знаков в общении людей. Здесь тоже подчеркиваются словесные значения. «Так же, как невозможно общение без знаков, оно невозможно и без значения... оказывается, что общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения»[364]. А отсюда и другой вывод: «...высшие, присущие человеку формы 148 психологического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность»[365]. В проблеме сознания выступает теперь для Выготского отношение сознания к внешнему миру. В методе семантического анализа, т.е. анализа, в котором «единицей» является слово, он видит и метод изучения сознания. «Мы судим о сознании в зависимости от смыслового строения сознания, ибо смысл, строение сознания – отношение к внешнему миру... Семантический анализ есть единственный адекватный метод изучения системного и смыслового строения сознания», – говорит Л.С. Выготский[366]. «Все сознание в целом связано в своем развитии с развитием слова»[367]. Проблема сознания остается для Выготского главной, к ней, по его замыслу, должны были вести и задуманные им новые исследования, которые он предполагал осуществить методом «единицы». Речь идет о детерминистическом анализе мышления, раскрывающем его движущие мотивы, потребности человека и его интересы, побуждения, направляющие движение мысли, об отношении между мышлением и волевой стороной сознания, т.е. между интеллектом и аффектом. Перед ним встает задача изучения динамической смысловой системы, представляющей единство аффективных и интеллектуальных процессов. Учение о высших психических функциях не было завершено, когда оборвалась жизнь Л.С. Выготского. Изменения, которые произошли в культурно-исторической теории со времени ее изложения в «Истории развития высших психических функций» и до написания первой и последней глав «Мышления и речи», до последних докладов и выступлений Л.С. Выготского, показывают тенденции развития его учения. Это развитие идет от преобразования поведенческой схемы стимул – реакция введением стимулов-средств к установлению связи поведения с общественным бытием через социально обусловленную систему знаков, потом к выделению особой роли слова, заключающейся в его связи с действительностью, и к признанию отражении действительности мышлением и сознанием. Ограничение методологической основы психологической теории «онтологической» точкой зрения снимается распространением психологического анализа на отношение психики к объективному миру. Новые методологические установки Выготского явились следствием не только теоретической, но и экспериментальной рабо- 149 ты. Хотя эксперименты строились на основании концепции стимулов-средств и они в какой-то мере противоречили новым идеям Выготского, поскольку в них стимулы-знаки ни в какой мере не связывались с психическим отражением, эксперименты в то же время побуждали к признанию важности связи знаков с объектами, которая оставалась за пределами исследования.
Развитие идей Л.С. Выготского было продолжено его сотрудниками и последователями А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Л.В. Занковым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и другими. Идеи Л.С. Выготского входят в теорию развития психики, создаваемую А.Н. Леонтьевым, в теорию умственных действий, разрабатываемую П.Я. Гальпериным, в труды А.Р. Лурия, развивающего системную концепцию соотношения мозговых структур и психических функций, в труды А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина по детской психологии и в работы ряда других советских психологов[368]. Наиболее важным в учении Л.С. Выготского, отмечает А.Н. Леонтьев, «было то, что идею историзма природы человеческой психики, идею преобразования природных механизмов психических процессов в ходе общественно-исторического и онтогенетического развития он ввел в конкретно психологическое исследование»[369]. Значение теории Л.С. Выготского состоит в том, что это была попытка вскрыть общественно-историческую обусловленность развития психики человека, дать конкретизацию общего положения об историческом подходе к изучению психики человека, подойти к сложным психическим процессам с точки зрения развития человека и человеческого общества[370]. «Внесение в советскую психологическую науку исторического подхода к развитию психических процессов человека, борьба за 150 создание конкретно-психологической теории сознания и в связи с этим углубленное экспериментальное изучение развития понятий у детей, разработка сложного вопроса о соотношении обучения и умственного развития ребенка – таков был вклад Л.С. Выготского в нашу психологию в период ее формирования как науки, сознательно строящей себя на марксистской философской основе»[371].
151
Глава IV
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.007 с.) |