Проблема сознания и мышления в учении о высших психических функциях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сознания и мышления в учении о высших психических функциях



В культурно-исторической теории первоначально сознание трактовалось как осознание низших психических функций. Осознание и овладение собственным поведением через стимул-знак

146

представляют собой две стороны одного и того же процесса. «Осознанием является акт сознания, предметом которого является сама же деятельность сознания»[356]. «В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими»[357]. Соответственно и научные понятия, определяемые как сознательные, являются осознанными спонтанными понятиями.

Таким образом, сознание рассматривается вне его главной связи, главного соотношения, главного качества его – отражательной характеристики в отношении к внешнему предметному миру, выражающей совокупность индивидуальных и общественных форм этого отражения и вне его связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью человека. Разрыв между сознанием и объективным миром не был случайным в культурно-исторической теории. Вводимые ею стимул-средства были оторваны от объектов и, об этом уже говорилось, они были направлены на преобразование низших психических функций. Выготский здесь реализует свою точку зрения, которую ранее определял как «онтологическую» и которую отличал от «гносеологической». Он был убежден, что отношение психики к объекту не должно включаться в психологический анализ, поскольку это отношение, как гносеологическое, выходит за пределы психологии. А потому он исходит из онтологического единства психических и физиологических процессов, в котором психическое понимается как субъективное выражение физиологических процессов[358]. «Сознание рассматривается марксистской психологией как свойство высокоорганизованной материи, как внутреннее (субъективное) выражение физиологических процессов мозга»[359]. Сознание, следовательно, либо осознание мозговых процессов, либо осознание низших психических функций. Связь же с объектом, поскольку она является связью гносеологической, не включается в психологическую характеристику сознания.

По мере разработки учения о высших психических функциях происходят заметные сдвиги в воззрениях автора. В центре оказывается слово и его значение, а не любой знак, никак и ничем не связанный со стимулом-объектом. Переход от ощущения к мышлению Выготский рассматривает теперь уже как переход от отражения действительности в непосредственных ощущениях и восприятиях к словесному мышлению. А мышление характеризуется в его отношении к отражаемой действительности: «основ-

147

ной функцией мышления является познание и отражение действительности...»[360]. Понимание психики, сознания как отражения, к которому приходит Выготский, вступает в противоречие с первоначальным толкованием сознания учением о высших психических функциях, ограничивавшим ее «онтологическим» аспектом. Внесение связи психики с объектом, иначе говоря, введение в психологический анализ «гносеологического» аспекта, от которого ранее он отказывался, требует нового рассмотрения и проблемы мышления, и проблемы сознания.

Выготский выделяет роль слова в высших психических функциях. Если раньше он не обращал никакого внимания на значение слова и его отношение к объекту, а также не видел разницы между словом и любым другим знаком, то потом он исследует смысловую сторону знаков и тогда выступает на первый план слово. В последних своих работах Выготский рассматривает значение и смысл слов в их соотношении друг с другом и в их отношении к действительности. Именно слово, дающее «обобщение отражение действительности»[361], становится предметом его исследования.

Переход к изучению слов и их значений делается поворотным моментом в методологии психологического анализа. Значение принимается в качестве единицы этого анализа, а методом анализа, расчленяющего сложное единое целое на единицы, Выготский предлагает заменить анализ, разлагающий целое на элементы. И здесь он высказывает новые для его учения положения. «Есть все основания, – пишет он, – допустить, что это качественное отличие единицы в основном и главном есть обобщенное отражение действительности»[362]. Слово всегда относится к целой группе или целому классу предметов, и с психологической точки зрения значение слова прежде всего представляет собой обобщение, которое есть «словесный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях»[363]. В значении всегда дана обобщенная действительность, к такому выводу приводит Выготский.

Существенное дополнение вносится в понимание роли знаков в общении людей. Здесь тоже подчеркиваются словесные значения. «Так же, как невозможно общение без знаков, оно невозможно и без значения... оказывается, что общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения»[364]. А отсюда и другой вывод: «...высшие, присущие человеку формы

148

психологического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность»[365].

В проблеме сознания выступает теперь для Выготского отношение сознания к внешнему миру. В методе семантического анализа, т.е. анализа, в котором «единицей» является слово, он видит и метод изучения сознания. «Мы судим о сознании в зависимости от смыслового строения сознания, ибо смысл, строение сознания – отношение к внешнему миру... Семантический анализ есть единственный адекватный метод изучения системного и смыслового строения сознания», – говорит Л.С. Выготский[366]. «Все сознание в целом связано в своем развитии с развитием слова»[367].

Проблема сознания остается для Выготского главной, к ней, по его замыслу, должны были вести и задуманные им новые исследования, которые он предполагал осуществить методом «единицы». Речь идет о детерминистическом анализе мышления, раскрывающем его движущие мотивы, потребности человека и его интересы, побуждения, направляющие движение мысли, об отношении между мышлением и волевой стороной сознания, т.е. между интеллектом и аффектом. Перед ним встает задача изучения динамической смысловой системы, представляющей единство аффективных и интеллектуальных процессов.

Учение о высших психических функциях не было завершено, когда оборвалась жизнь Л.С. Выготского. Изменения, которые произошли в культурно-исторической теории со времени ее изложения в «Истории развития высших психических функций» и до написания первой и последней глав «Мышления и речи», до последних докладов и выступлений Л.С. Выготского, показывают тенденции развития его учения. Это развитие идет от преобразования поведенческой схемы стимул – реакция введением стимулов-средств к установлению связи поведения с общественным бытием через социально обусловленную систему знаков, потом к выделению особой роли слова, заключающейся в его связи с действительностью, и к признанию отражении действительности мышлением и сознанием. Ограничение методологической основы психологической теории «онтологической» точкой зрения снимается распространением психологического анализа на отношение психики к объективному миру.

Новые методологические установки Выготского явились следствием не только теоретической, но и экспериментальной рабо-

149

ты. Хотя эксперименты строились на основании концепции стимулов-средств и они в какой-то мере противоречили новым идеям Выготского, поскольку в них стимулы-знаки ни в какой мере не связывались с психическим отражением, эксперименты в то же время побуждали к признанию важности связи знаков с объектами, которая оставалась за пределами исследования.

Развитие идей Л.С. Выготского было продолжено его сотрудниками и последователями А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Л.В. Занковым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и другими. Идеи Л.С. Выготского входят в теорию развития психики, создаваемую А.Н. Леонтьевым, в теорию умственных действий, разрабатываемую П.Я. Гальпериным, в труды А.Р. Лурия, развивающего системную концепцию соотношения мозговых структур и психических функций, в труды А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина по детской психологии и в работы ряда других советских психологов[368].

Наиболее важным в учении Л.С. Выготского, отмечает А.Н. Леонтьев, «было то, что идею историзма природы человеческой психики, идею преобразования природных механизмов психических процессов в ходе общественно-исторического и онтогенетического развития он ввел в конкретно психологическое исследование»[369]. Значение теории Л.С. Выготского состоит в том, что это была попытка вскрыть общественно-историческую обусловленность развития психики человека, дать конкретизацию общего положения об историческом подходе к изучению психики человека, подойти к сложным психическим процессам с точки зрения развития человека и человеческого общества[370]. «Внесение в советскую психологическую науку исторического подхода к развитию психических процессов человека, борьба за

150

создание конкретно-психологической теории сознания и в связи с этим углубленное экспериментальное изучение развития понятий у детей, разработка сложного вопроса о соотношении обучения и умственного развития ребенка – таков был вклад Л.С. Выготского в нашу психологию в период ее формирования как науки, сознательно строящей себя на марксистской философской основе»[371].

 

 


151

 

Глава IV
Сознание и деятельность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.007 с.)