Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема развития и принцип связи сознания с деятельностью
Исторический подход к психике остается основным в психологической теории, но реализуется он в свете методологического принципа единства сознания и деятельности. Теперь речь идет не о том, что в соотношении высших ступеней развития с низшими происходит надстройка новых форм над старыми, а о том, что во взаимосвязи и взаимодействии с высшими формами низшие подчиняются новому уровню развития 27. То, что психическое развитие обусловливается общественно-историческими закономерностями, не упраздняет действия природных закономерностей, но преобразует их. Закон биологического развития организма, определяющий развитие психики у животных, заключается в единстве строения и функции. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя; психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Психика человека подчиняется историческому закону развития, который заключается в том, что человек развивается, трудясь. Изменяя природу, он изменяется сам. Порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной культуры, человек развивает и собственную природу. Применительно к историческому развитию психики единство строения и функции получает свое выражение в одном из 163 основных положений марксизма – труд создал человека. Становление человеческого сознания и всех особенностей человеческой практики было длительным процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности. Трудовая деятельность коренным образом изменила отношение человека к природе. Разделение труда в обществе приводит к тому, что деятельность человека направляется на удовлетворение общественных потребностей и только таким образом становится возможным удовлетворение его собственных. С позиций связи психики с деятельностью пересматривается принятая в психологии генетическая трехступенчатая схема форм психики и поведения: инстинкта, навыков и интеллекта. Представление о том, что эти ступени противопоставлены друг другу, заменяется другим. На ранних ступенях развития интеллект или элементы его выступают внутри инстинкта или навыка, а на высших – инстинкт и навык функционируют внутри или на основе интеллекта, который регулирует их. Переход от одной формы психического отражения к другой совершается в результате возникновения и снятия противоречия между материальными формами существования и формами отражения[401].
Представление о психическом развитии ребенка строится в соответствии с общими установками концепции развития, которая исходит из связи психики с деятельностью. Развитие психики в историческом развитии человечества и в индивидуальном развитии человека рассматривается как две взаимосвязанные и взаимообусловленные линии единого процесса. Природные наследственные данные ребенка, будучи уже человеческими, открывают ему пути исторического развития. Эти данные развиваются, изменяются по мере того, как он осваивает в ходе обучения и воспитания продукты материальной и духовной культуры человечества. Ключ к разрешению вопроса о взаимоотношении органического созревания и обучения дает положение о том, что «психические функции формируются в самом процессе их функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором они формируются»[402]. Ребенок созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. «самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается» [403]. С.Л. Рубинштейн полностью разделяет, говоря его словами, «фундаментальное и правильное установочное положение» Л.С. Выготского о единстве обучения и развития, в котором первое играет ведущую роль, способствуя развитию. Но он дополняет это положение, высказывая мысль о том, что существует единый процесс развития, который включает не только созревание и обучение, но и деятельность самого ребенка, создаю- 164 щую условия взаимопроникновения созревания и обучения. Обучение – это совместная деятельность ребенка и взрослого. Ребенок выступает в обучении в качестве не только объекта, но и субъекта, он активно осваивает достояния материальной и духовной культуры. Процесс развития включает и процесс созревания природных сил ребенка, и процесс социальный, реализуемый в совместной со взрослыми деятельности. В свою очередь и само обучение рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика. Психическое, таким образом, является неимманентным свойством, обнаруживающим себя в процессе развития, но системой, становящейся в общении, совместной деятельности с другим человеком.
Взаимосвязанные и взаимопроникающие процессы созревания и обучения включаются как звенья в единый процесс развития. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловлено ими. Обучение не только надстраивается над развитием, но по мере того, как созревание создает готовность для него, оно и само обусловливает ход созревания и развития. В развитии ребенка нет внешних факторов, включение внутренних и внешних условий в самый образ жизни ребенка, в формы его существования обеспечивает их единство. Положение о том, что обучение ребенка должно «забегать вперед» развития, чтобы извне «пускать его в ход», по мнению С.Л. Рубинштейна, обладает тем недостатком, что за счет обучения относится только внешняя сторона приобретений ребенка – знания ему сообщаются, но понятия у него созревают. Фактически же понятия не сообщаются только, передаваясь извне, и не созревают, а осваиваются в процессе активной умственной деятельности ребенка, утверждает С.Л. Рубинштейн. «Таким образом, один уровень развития переходит в следующий через совершающуюся в ходе обучения реализацию возможностей предыдущего. Такова подлинная диалектика развития, существенно отличная от той механики, согласно которой обучение, «забегая вперед» развития, «пускает его в ход». За кажущейся переоценкой обучения... вскрывается фактическая недооценка обучения, поскольку обучению приписывается лишь внешняя сторона тех приобретений, которые в процессе своего развития делает ребенок. Обучение, в котором приобретается лишь внешняя сторона знаний и умений, перестает быть доподлинно образовательным, т.е. формирующим процессом. Оно не формирует изнутри и само не развивается, а лишь извне «пускает в ход» процесс развития»[404]. В новых теоретических положениях была заложена программа конкретных исследований, преодолевающих биологизаторское учение о развитии. Они, так же как и учение Л.С. Выготского, были направлены против биогенетической и против социогенетической концепций, которые не могли выйти за преде- 165 лы механицизма в силу того, что упускали ведущее звено – сознательную деятельность ребенка в обучении. Введение взаимосвязи психического с деятельностью открывало возможность преодолеть противоречие двух рядов зависимостей – биологических и социальных в психическом развитии человека. В свою очередь проблема развития, выраженная в культурно-исторической теории, получила новый поворот, когда в нее включилась система отношений психики и деятельности. А.Н. Леонтьев, продолжая теоретическое и экспериментальное исследование онтогенетического развития психики, начатое под руководством Л.С. Выготского, вводит в них идею развития деятельности ребенка как условие формирования его сознания. Эта идея разрабатывается им и его сотрудниками в исследованиях игровой и учебной деятельности ребенка[405]. Вопрос о движущих силах развития психики ребенка решается в анализе обстоятельств его жизни, его деятельности и места в системе человеческих отношений, на разных стадиях его развития: дошкольного детства, младшего и старшего школьного возраста.
«В изучении психики ребенка, – пишет А.Н. Леонтьев, – следует исходить из анализа развития его деятельности так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни»[406]. Существенным для этого является изучение структуры ведущей деятельности и связанных с нею других видов деятельности, поскольку эта зависимость является основной и для каждого этапа развития ребенка имеется определенный ведущий вид деятельности. Под ведущей понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития»[407]. На каждой стадии развития ребенка осмысливание им явлений действительности ограничено кругом его деятельности, зависящим в свою очередь от ведущего отношения, от ведущей деятельности, которая именно поэтому и характеризует данную стадию в целом[408]. Экспериментально-генетическим исследованием возникновения ощущений как простейшей формы психики была открыта 166 многолетняя разработка А.Н. Леонтьевым проблемы развитии, включающая вопросы филогенетического развития психики и исторического развития сознания[409]. Принцип связи психики с деятельностью стал в этих исследованиях руководящим. «Всякое психическое отражение животных находится в единстве с их деятельностью. Это значит, что хотя существует различие между ними, они вместе с тем неотделимы друг от друга. Это значит, далее, что существуют взаимопереходы между ними. Эти взаимопереходы заключаются в том, что, с одной стороны, всякое отражение формируется в процессе деятельности животного... С другой стороны, всякая деятельность животного, побуждаемая ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного»[410]. Что же является ведущим в этой связи? «Основным в этом сложном единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически соединяющая, практически связывающая его с объективной действительностью; вторичным, производным – психическое отражение воздействующих свойств этой действительности»[411]. Выделение ведущей роли деятельности принципиально важно для дальнейших выводов А.Н. Леонтьева при соотнесении деятельности и форм отражения. С изменением строения деятельности животных происходит соответствующее изменение форм отражения ими действительности. Изменение формы отражения «определяется объективным строением деятельности животных, практически связывающей животное с окружающим его миром... Каково объективное строение деятельности животного, такова и форма отражения им действительности»[412]. При этом деятельность идет впереди отражения. «Развитие форм психического отражения является по отношению к развитию строения деятельности животных как бы сдвинутым на одну ступень вниз, так что между ними никогда не бывает прямого соответствия»[413]. Эволюция органов и их функций присуща каждой из стадий и подготавливает возможность перехода к новому, более высокому строению деятельности. Условием, порождающим высшую форму психики – человеческое сознание, является трудовая деятельность человека, которая коренным образом изменяет строение самой деятельности, она подчиняется связям и отношениям изначально общественным. С этими особенностями связана, данная позднее А.Н. Леонтьевым, формулировка связи сознания и деятельности у человека как процесса присвоения. 167
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.008 с.) |