Проблема развития и принцип связи сознания с деятельностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема развития и принцип связи сознания с деятельностью



Исторический подход к психике остается основным в психологической теории, но реализуется он в свете методологического принципа единства сознания и деятельности. Теперь речь идет не о том, что в соотношении высших ступеней развития с низшими происходит надстройка новых форм над старыми, а о том, что во взаимосвязи и взаимодействии с высшими формами низшие подчиняются новому уровню развития 27. То, что психическое развитие обусловливается общественно-историческими закономерностями, не упраздняет действия природных закономерностей, но преобразует их. Закон биологического развития организма, определяющий развитие психики у животных, заключается в единстве строения и функции. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя; психика формируется в процессе его жизнедеятельности.

Психика человека подчиняется историческому закону развития, который заключается в том, что человек развивается, трудясь. Изменяя природу, он изменяется сам. Порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной культуры, человек развивает и собственную природу. Применительно к историческому развитию психики единство строения и функции получает свое выражение в одном из

163

основных положений марксизма – труд создал человека. Становление человеческого сознания и всех особенностей человеческой практики было длительным процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности. Трудовая деятельность коренным образом изменила отношение человека к природе. Разделение труда в обществе приводит к тому, что деятельность человека направляется на удовлетворение общественных потребностей и только таким образом становится возможным удовлетворение его собственных.

С позиций связи психики с деятельностью пересматривается принятая в психологии генетическая трехступенчатая схема форм психики и поведения: инстинкта, навыков и интеллекта. Представление о том, что эти ступени противопоставлены друг другу, заменяется другим. На ранних ступенях развития интеллект или элементы его выступают внутри инстинкта или навыка, а на высших – инстинкт и навык функционируют внутри или на основе интеллекта, который регулирует их. Переход от одной формы психического отражения к другой совершается в результате возникновения и снятия противоречия между материальными формами существования и формами отражения[401].

Представление о психическом развитии ребенка строится в соответствии с общими установками концепции развития, которая исходит из связи психики с деятельностью. Развитие психики в историческом развитии человечества и в индивидуальном развитии человека рассматривается как две взаимосвязанные и взаимообусловленные линии единого процесса. Природные наследственные данные ребенка, будучи уже человеческими, открывают ему пути исторического развития. Эти данные развиваются, изменяются по мере того, как он осваивает в ходе обучения и воспитания продукты материальной и духовной культуры человечества. Ключ к разрешению вопроса о взаимоотношении органического созревания и обучения дает положение о том, что «психические функции формируются в самом процессе их функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором они формируются»[402]. Ребенок созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. «самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается» [403].

С.Л. Рубинштейн полностью разделяет, говоря его словами, «фундаментальное и правильное установочное положение» Л.С. Выготского о единстве обучения и развития, в котором первое играет ведущую роль, способствуя развитию. Но он дополняет это положение, высказывая мысль о том, что существует единый процесс развития, который включает не только созревание и обучение, но и деятельность самого ребенка, создаю-

164

щую условия взаимопроникновения созревания и обучения. Обучение – это совместная деятельность ребенка и взрослого. Ребенок выступает в обучении в качестве не только объекта, но и субъекта, он активно осваивает достояния материальной и духовной культуры. Процесс развития включает и процесс созревания природных сил ребенка, и процесс социальный, реализуемый в совместной со взрослыми деятельности. В свою очередь и само обучение рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика. Психическое, таким образом, является неимманентным свойством, обнаруживающим себя в процессе развития, но системой, становящейся в общении, совместной деятельности с другим человеком.

Взаимосвязанные и взаимопроникающие процессы созревания и обучения включаются как звенья в единый процесс развития. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловлено ими. Обучение не только надстраивается над развитием, но по мере того, как созревание создает готовность для него, оно и само обусловливает ход созревания и развития. В развитии ребенка нет внешних факторов, включение внутренних и внешних условий в самый образ жизни ребенка, в формы его существования обеспечивает их единство.

Положение о том, что обучение ребенка должно «забегать вперед» развития, чтобы извне «пускать его в ход», по мнению С.Л. Рубинштейна, обладает тем недостатком, что за счет обучения относится только внешняя сторона приобретений ребенка – знания ему сообщаются, но понятия у него созревают. Фактически же понятия не сообщаются только, передаваясь извне, и не созревают, а осваиваются в процессе активной умственной деятельности ребенка, утверждает С.Л. Рубинштейн. «Таким образом, один уровень развития переходит в следующий через совершающуюся в ходе обучения реализацию возможностей предыдущего. Такова подлинная диалектика развития, существенно отличная от той механики, согласно которой обучение, «забегая вперед» развития, «пускает его в ход». За кажущейся переоценкой обучения... вскрывается фактическая недооценка обучения, поскольку обучению приписывается лишь внешняя сторона тех приобретений, которые в процессе своего развития делает ребенок. Обучение, в котором приобретается лишь внешняя сторона знаний и умений, перестает быть доподлинно образовательным, т.е. формирующим процессом. Оно не формирует изнутри и само не развивается, а лишь извне «пускает в ход» процесс развития»[404].

В новых теоретических положениях была заложена программа конкретных исследований, преодолевающих биологизаторское учение о развитии. Они, так же как и учение Л.С. Выготского, были направлены против биогенетической и против социогенетической концепций, которые не могли выйти за преде-

165

лы механицизма в силу того, что упускали ведущее звено – сознательную деятельность ребенка в обучении. Введение взаимосвязи психического с деятельностью открывало возможность преодолеть противоречие двух рядов зависимостей – биологических и социальных в психическом развитии человека.

В свою очередь проблема развития, выраженная в культурно-исторической теории, получила новый поворот, когда в нее включилась система отношений психики и деятельности. А.Н. Леонтьев, продолжая теоретическое и экспериментальное исследование онтогенетического развития психики, начатое под руководством Л.С. Выготского, вводит в них идею развития деятельности ребенка как условие формирования его сознания. Эта идея разрабатывается им и его сотрудниками в исследованиях игровой и учебной деятельности ребенка[405]. Вопрос о движущих силах развития психики ребенка решается в анализе обстоятельств его жизни, его деятельности и места в системе человеческих отношений, на разных стадиях его развития: дошкольного детства, младшего и старшего школьного возраста.

«В изучении психики ребенка, – пишет А.Н. Леонтьев, – следует исходить из анализа развития его деятельности так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни»[406]. Существенным для этого является изучение структуры ведущей деятельности и связанных с нею других видов деятельности, поскольку эта зависимость является основной и для каждого этапа развития ребенка имеется определенный ведущий вид деятельности. Под ведущей понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития»[407].

На каждой стадии развития ребенка осмысливание им явлений действительности ограничено кругом его деятельности, зависящим в свою очередь от ведущего отношения, от ведущей деятельности, которая именно поэтому и характеризует данную стадию в целом[408].

Экспериментально-генетическим исследованием возникновения ощущений как простейшей формы психики была открыта

166

многолетняя разработка А.Н. Леонтьевым проблемы развитии, включающая вопросы филогенетического развития психики и исторического развития сознания[409]. Принцип связи психики с деятельностью стал в этих исследованиях руководящим. «Всякое психическое отражение животных находится в единстве с их деятельностью. Это значит, что хотя существует различие между ними, они вместе с тем неотделимы друг от друга. Это значит, далее, что существуют взаимопереходы между ними. Эти взаимопереходы заключаются в том, что, с одной стороны, всякое отражение формируется в процессе деятельности животного... С другой стороны, всякая деятельность животного, побуждаемая ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного»[410].

Что же является ведущим в этой связи? «Основным в этом сложном единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически соединяющая, практически связывающая его с объективной действительностью; вторичным, производным – психическое отражение воздействующих свойств этой действительности»[411]. Выделение ведущей роли деятельности принципиально важно для дальнейших выводов А.Н. Леонтьева при соотнесении деятельности и форм отражения.

С изменением строения деятельности животных происходит соответствующее изменение форм отражения ими действительности. Изменение формы отражения «определяется объективным строением деятельности животных, практически связывающей животное с окружающим его миром... Каково объективное строение деятельности животного, такова и форма отражения им действительности»[412]. При этом деятельность идет впереди отражения. «Развитие форм психического отражения является по отношению к развитию строения деятельности животных как бы сдвинутым на одну ступень вниз, так что между ними никогда не бывает прямого соответствия»[413].

Эволюция органов и их функций присуща каждой из стадий и подготавливает возможность перехода к новому, более высокому строению деятельности. Условием, порождающим высшую форму психики – человеческое сознание, является трудовая деятельность человека, которая коренным образом изменяет строение самой деятельности, она подчиняется связям и отношениям изначально общественным. С этими особенностями связана, данная позднее А.Н. Леонтьевым, формулировка связи сознания и деятельности у человека как процесса присвоения.

167

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.008 с.)