Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народный танец как средство воспитания патриотических чувств

Поиск

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования патриотических чувств. Дается небольшая историческая справка примеров воздействия хореографического искусства на воспитание патриотизма. Воспитательные возможности народного танца раскрываются через призму выполняемых им функций.

Ключевые слова: функции народного танца, воспитательные возможности народного танца, идеи патриотизма в искусстве, патриотические чувства, воспитание патриотических чувств.

 

Патриотизм (греч. Πατριώτης – соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа, любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства [1]. Воспитывается ли данное чувство? Какую роль в его формировании играет искусство, эстетическое воспитание, народное творчество? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Патриотизм сам по себе предрасполагает к действию, но и патриотические чувства, органически сливаясь с эстетическими, образуют заряд огромной побудительной силы. «Самые высокие ценности – материальные и духовные – созданы по высокому вдохновению, рожденному единством эстетического чувства природы и патриотического чувства» - пишет Ф.С. Худушин, повествуя о красоте и бесценных богатствах родного края, рождающих в руках творцов нетленные произведения искусства [2, c. 107].

Патриотическое воздействие хореографического искусства не раз и по-разному проявлялось в истории России.

Еще в начале XIX века на театральных подмостках Петербурга и Москвы один за другим начали появляться патриотические балетные дивертисменты в постановках И. Вальберха, А. Глушковского, И. Аблеца, И. Лобанова. Первый патриотический балет «Любовь к Отечеству», поставленный в честь победы на Бородинском поле в 1812 году явился посылом к вступлению в ряды ополчения многих из видевших балет зрителей. К 20-м годам девятнадцатого столетия народные танцы все больше стали входить в репертуар оперного и балетного театров. И если во время войны 1812 года дивертисменты с русскими народными танцами свидетельствовали об общем патриотическом подъеме, то теперь стал важен не просто сам факт использования народного танца, но и передача в танце подлинных народных чувств.

К сожалению, театральные зрелища с народными песнями и танцами, возникшие накануне Отечественной войны и достигшие расцвета в последующее десятилетие, вскоре начали приходить в упадок. Искажения понятия народности, карикатурность и эклектичность содержания представлений конца 20-х годов XIX века восполняли постановочные ухищрения: «На сцену проникли военно-цирковые упражнения – вестники «шинельного патриотизма» [3, c. 69].

Что же до ставших тогда популярными «исторических» и «инвалидных» концертов для участников Отечественной войны 1812 года, то в программах этих концертов преобладали произведения героического плана, основанные на военной тематике, а также построенные на русских народных танцах в целях идейно-эстетического воздействия на зрителя. Традиция проведения ежегодных концертов ко Дню взятия Парижа просуществовала в России до Первой мировой войны.

При царском режиме, известно, о народном искусстве «вспоминали лишь в годину бедствий, для поднятия духа солдатской массы, а потом вновь брезгливо отвергали, считая его грубым, низким [4, c. 215].

Октябрьская революция открывает новую эру в искусстве, хореографическом в том числе. Артисты балетных театров и танцевальных студий все чаще становятся участниками концертов по окончании митингов и массовых собраний по поводу событий гражданской войны 1918-1920-х годов. Лозунг «Танец – это должно звучать сейчас так, как средство подбодрить, подкрепить, освежить, которое должно быть равнозначно купанию в реке, яркой митинговой речи, импульсивному возгласу «Даешь!» стал направляющим вектором творческой деятельности многих танцовщиков и балетмейстеров тех лет.

30-е годы XX века ознаменовались стремительным развитием и укреплением многонационального Советского государства. Народное искусство в сознании людей становится не только способом сохранения своих культурных традиций, но и сильным импульсом к их преумножению. Яркими красками заиграл народный танец на бесчисленных праздниках народного творчества, фестивалях и смотрах художественной самодеятельности. Но и танцоры-профессионалы не остаются в стороне от дела строительства социализма. Патриотический пафос, романтика подвигов ради процветания Страны Советов отразились в хореографических изысканиях вновь созданных Ансамбля Народного Танца СССР, Ансамблей песни и танца союзных и автономных республик, Военных ансамблей песни и пляски. Репертуар этих коллективов включал такие названия танцевальных номеров, как: «Советский Первомай», «Хоруми» (хореография И. Моисеева), «Запорожцы», «Пляска пограничников», «Шахтерский перепляс» (хореография П. Вирского), «Кузнецы» (хореография В. Варковицкого). Нет сомнений в том, что вся хореография данного периода была пронизана тремя основными темами – любовь к Родине, Героика, труд.

В суровые годы Великой Отечественной войны деятели искусства не прекращали своих выступлений. Деятельность артистов разных сценических жанров обрела новое социальное звучание – «оказалось, что задушевная песня, страстный монолог и танец помогали людям переходить роковой рубеж, отделявший их прошлую жизнь от будущего, в которое одни вступали, перешагнув порог призывных пунктов, другие – проводив своих близких на фронт». Где бы концерты, в основу репертуара которых наряду с сатирой и патетикой входили народная песня и танец, не давались – на передовых позициях, в резервных частях или тыловых госпиталях – стоило раздаться знакомой мелодии и появиться танцорам в национальных костюмах, как лица бойцов разглаживались, лица теплели [4, c. 214-215].

Всем известно, что идеи и темы для создания произведений искусства рождаются самой жизнью. Идеи «патриотизма», «патриотического воспитания» - не исключение, но оживают они, к сожалению, только во времена серьезной опасности для родины, народа, семьи, дома… «До войны слово «патриотизм» у нас недолюбливали, а в годину войны полюбили. Прежде оно звучало как-то слишком эпично; мы боялись его отзвуков… Ныне же оно приобрело трагический смысл, и вот его уже не стыдятся…» - говорил философ и теоретик культуры Вячеслав Иванов (1866-1949). Для того, чтобы пробудить у нынешней молодежи и творческой интеллигенции любовь к Отечеству, уважение к истории и культуре своей страны не нужны глобальные потрясения, ведь, на наш взгляд, гражданский патриотизм – это социальное чувство единства, созидания и сотворчества.

Рассуждая о роли искусства в формировании патриотических чувств, авторы статьи сочли необходимым обратиться к народному танцу, как универсальному средству с мощным воспитательным потенциалом. Обращение это связано, прежде всего, с функциональными особенностями этого вида хореографического искусства; с его глубокой духовностью и народной мудростью; с объективной непрерывностью передачи национальных танцевальных традиций из поколения в поколение.

Народный танец, по нашему мнению, выполняет разнообразные функции. Среди них:

- формирование нравственных убеждений;

- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству, к родному краю;

- знакомство через танцы разных народов с окружающим миром, налаживания взаимодействия с ним;

- развитие творческих способностей человека, формирование его эстетических взглядов.

Богданов Г.Ф. выделяет следующие функции народного танца: эстетическую, магическую, развлекательно-восстановительную, коммуникативную, интегрирующую, регулятивную, информативную, эвристическую [5, c. 59].

Попытаемся рассмотреть возможности народного танцевального творчества в воспитании патриотических чувств через призму некоторых из вышеперечисленных функций.

Эстетическая функция проявляется в том, что народный танец является разновидностью художественной деятельности. Художественно отражая действительность, танец, подобно другим жанрам фольклора, передает миропонимание народа, его современное представление о прекрасном. Народная хореография способствует повышению эстетической культуры общества, формирует высокие чувства, вкусы, идеалы людей, содействует возникновению и развитию у них эстетических представлений. Она совершенствует эстетические взгляды, как отдельной личности, так и общества в целом. Народные танцы, исполняемые в национальных костюмах под национальные мелодии, приносят человеку эстетическое наслаждение. Кроме этого, умение видеть и постигать прекрасное через танец становится доступным тем, кто любит родную землю, ее людей, историю и культуру.

Эстетическая функция народного танца исходит из его главного свойства – изобразительности. Живописность образов русской женской лирической хореографии мы находим в таких хороводах, как «Лебедушка», «Сударушка», «Прялица», «Березка» и др. Образ орла-защитника угадывается в танцах кавказских юношей. А как красочен и содержателен рассказ-пляска тувинского шамана!

Развлекательно-восстановительная функция народного танца проявляется в двух аспектах. С одной стороны, танцевание – это досуг, времяпровождение, доставляющее удовольствие, это развлечение. С другой стороны, танцевание – это одно из действенных средств поддержания тонуса, восстановления физических и духовных сил, эмоциональной и нравственно-психологической подготовки человека к необходимой трудовой и иной общественно-полезной деятельности.

Танцуя, мы укрепляем не только мышцы. В головном мозге участки, отвечающие за двигательную функцию, находятся рядом с теми, что контролируют мышление и чувства. Выходит, что, заставляя работать мышцы, мы стимулируем эмоции и интеллект. К тому же, во время танцев в организме выделяются гормоны счастья – эндорфины. Человек танцующий более жизнерадостен, энергичен и здоров. Радость (удовольствие) – наиболее желаемая для человека эмоция. Неспроста, в обычной жизни, человек приносящий письмо или радостную весть, говорит своему визави: «Танцуй!». Так на подсознательном уровне народ интерпретирует радость и удовольствие от получения приятных известий в движениях тела, жестах, восклицаниях. Радость обычно следует за личным достижением или процессом творчества, где радость не есть самоцель. В.И.Петрушин, например, перечисляет следующие «признаки характера звучания радости» - празднично, приподнято, звонко, искрометно, бодро, игриво, бойку, живо, ярко, лучезарно, феерично…[6, с. 430]. Мы видим большое разнообразие оттенков выражения радости, что вполне подходит для описания характера какого-либо веселого народного танца и впечатлений от него.

Человек, исполняющий народные танцы может испытывать радость от общения со сверстниками, единомышленниками, удовольствие приобщения к миру хореографического искусства, радость совместного творчества и радость физических действий (физической активности), наконец. Л. Раздрокина в своей работе «Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги» пишет: «Танцевальное движение является приносящим удовольствие расходом энергии» [7, c. 96]. В то же время, человек любой по роду деятельности для развития в своей сфере может черпать силы и энергию в народном танце.

Развлекательно-восстановительная функция народного танца предвосхищает коммуникативную функцию. Любая национальная хореография способствует общению людей. Человек, танцуя, выражает, делает доступными для других свои эмоции, чувства. А они, в свою очередь, вызывают ответные эмоции. Хореография создает предпосылки для общения, установления взаимоотношений между людьми.

Раньше, через коллективные песни и танцы традиционное искусство формировало коллективный дух, воспитывало навыки согласованных действий, необходимых на охоте, строительстве домов, сборе урожая и т.п.

Интегрирующая функция народного танца пересекается с коммуникативной. Через общение хореография помогает сплочению, объединению людей. Объединения возникают как на уровне общественных образований (например, в древние и средние века пляска объединяла род, племя, общину), так и на уровне отдельных групп (в наше время создаются танцевальные коллективы, любительские объединения) и даже на уровне отдельных людей, создающих семью.

Информативная функция некоторым образом совпадает с регулятивной функцией. Основой информации здесь служат как раз те региональные (областные) особенности, которые устойчиво сохраняются в народной хореографии благодаря действию регулятивной функции. По ним можно сравнительно легко догадаться, в каком регионе создано данное произведение; что характерного, судя по данному произведению, содержит танцевальный фольклор данного региона. Кроме этого, любой народный танец может многое рассказать о людях, создавших его. Содержание танца говорит о том, что волновало и волнует людей, а форма – о творческом уровне их мастерства.

Ярким примером доказательства состоятельности эстетической, развлекательно-восстановительной, коммуникативной, интегрирующей и информативной функций, в их тончайшем сочетании, служит творчество ГАНТ им. И. Моисеева, на высоком профессиональном уровне, пропагандирующем искусство народного танца вот уже более 80-ти лет. В каждом номере этого прославленного коллектива мы видим, что «чем ярче, определеннее национальная самобытность каждой пляски, тем отчетливее общность идей, озаряющих танец народа» [8, c. 45].

Народный танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение народных танцев, помимо всего этого, имеет и образовательное значение.

Итак, воспитательные возможности народного танца огромны, как объемны выполняемые им многочисленные функции. Исходя из вышесказанного, можно не без оснований утверждать, что народный танец играет большую роль в формировании патриотических чувств, так как он, по определению, патриотичен. Задача же педагогов-хореографов – проводить политику популяризации народного танца, бесспорно ведущую к пробуждению у зрителей и непосредственно у исполнителей генетической памяти, а вместе с ней пробуждению у человека трепетного и чувственного отношения ко всему родному: природе, дому, людям вокруг, стране в целом. Задача очень важная и ответственная!

 

Литература:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC

2. Худушин Ф.С. Слово о красоте земной. – М.: Мол. гвардия, 1982.

3. Красовская В.М. История русского балета: Учебное пособие. – С.-Пб.: Изд-во «Лань», 2008.

4. Шереметьевская Н.В. Танец на эстраде. – М.: Искусство, 1985.

5. Богданов Г.Ф. О «секретах» бытового народного хореографического творчества // Актуальные проблемы хореографического образования: Материалы международной научно-практической конференции. Март 2007 г. / Под ред. Т.Б.Бадмаевой. М.: МГУКИ, 2008. – 140 с.

6. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., - М., 2008.

7. Раздрокина Л.Л. Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги. – Ростов н/Д, 2007.

8. Луцкая Е.Л. Жизнь в танце. – М.: Издательство «Искусство», 1968.

УДК 37.037.1.017.92

Беспутчик В. Г.

Доцент БрГУ имени А. С. Пушкина (Брест, Республика Беларусь)

Якубович С. К.

Старший преподаватель БрГУ имени А. С. Пушкина

(Брест, Республика Беларусь)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.013 с.)