Испанские «дети войны»: из истории испанского детского дома в городе бирске 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Испанские «дети войны»: из истории испанского детского дома в городе бирске



Аннотация: Статья посвящена эвакуации детских домов для испанских детей в период Великой Отечественной войны. Особое внимание уделено таким вопросам, как дислокация детских домов, жилищные условия, учеба и другие аспекты повседневной жизни детей и подростков в условиях военного времени.

Ключевые слова: детские дома для испанских детей, Наркомпрос, эвакуация, Великая Отечественная война, социальная адаптация.

  

Гражданская война в Испании началась 18 июля 1936 года и сразу приобрела крайне ожесточенный характер. Испания стала, как известно, первой схваткой с фашизмом в Европе и преддверием второй мировой войны. Количество жертв на фронтах исчислялось десятками тысяч. Много гибло и мирных жителей.

По мере того, как осложнялась обстановка после начала Гражданской войны, из Испании начали вывозить детей, прежде всего по гуманитарным соображениям. Организацией всего занимались Национальный Совет по эвакуации детей ("Consejo Nacional de la Infancia Evacuada") и Международный Красный Крест. В Европе проходили специальные кампании "Помогите!". Тотчас же откликнулись: Франция приняла 20 000 детей, Бельгия - 5000, Великобритания – 4000, Швейцария – 800, Мексика – 455 и Дания – 100. В СССР за 2 года (1937-38) было организовано 4 отправки. По данным Международного Красного Креста в общей сложности в СССР было отправлено 2895 детей и подростков в возрасте от 3 до 14 лет - 1676 мальчиков и 1197 девочек. Большинство – из бедных рабочих семей северных провинций: Страны Басков, Астуриас и Кантабрии. Эти зоны оказались сразу отрезанными от Республики в результате быстрого наступления франкистов. Дети прибывали в СССР на кораблях - из портов Валенсии, Бильбао, Гихона и Барселоны. Всего два года – с 1937 по 1939 годы – из Испании эмигрировало более 34 тысяч детей в возрасте от 3 до 15 лет [1, с. 35].

В Советском Союзе в 1937-1939 гг. были созданы специальные детские дома-интернаты для испанских детей, оказавшихся в СССР в результате Гражданской войны в Испании. Наконец-то стали забываться пережитые тревоги, жизнь постепенно налаживалась, однако все перечеркнула Великая Отечественная война. Из Москвы, Подмосковья и Украины детей вывозили в глубокий тыл – в Поволжье, на Северный Кавказ, Челябинскую область, на Алтай, в Среднюю Азию. Башкирия не стала исключением.

«... Постановление Совнаркома БАССР о размещении эвакуированных детских домов для испанских детей от 10 августа 1942 г.

Совет народных комиссаров Башкирской АССР постановляет:

1. Разместить эвакуированные испанские детские дома (имеются в виду детские дома, созданные для детей, прибывших из Испании) в следующих районах:

а) детский дом № 2 с контингентом 223 чел. - в г. Бирске, по усмотрению исполкома райсовета, в помещениях, за исключением школьных зданий;

б) детский дом № 3 с контингентом 153 чел. - в новом здании Языковской средней школы Благоварского района, оставив школу в старом помещении;

в) детский дом № 12 с контингентом 136 чел. - в Сафаровской средней школе Чишминского района, переведя школу на двухсменную работу;

г) Харьковский детский дом с контингентом 111 чел. - в рабочем поселке Мелеуз, в зданиях поселкового Совета и средней школы № 1, переведя учебные занятия школы на 2-ю смену в помещение другой средней школы;

2. Обязать председателей исполкомов райсоветов - Бирского - т. Рогожникова, Илишевского - т. Габдуллина, Мелеузовского - т. Иванова, Благоварского - т. Хафизова освободить указанные в п. 1 помещения и подготовить их к приему детей.

3. Обязать Наркомпрос БАССР (т. Зайнашева) и председателей исполкомов указанных райсоветов организовать встречу детей, размещение и создание нормальных условий в работе детских домов.

Предложить Наркомпросу БАССР (т. Зайнашеву) выделить 60 тыс. руб. для приспособления под детские дома в пределах бюджетных ассигнований на 1942 год.

4. Обязать Наркомторг БАССР (т. Коршунова) выделить для эвакуированных детских домов фондоы на 623 чел., а Башпотребсоюзу (т. Деньмухаметову) организовать бесперебойное снабжение продуктами питания.

5. Просить Совнарком РСФСР санкционировать временную передачу зданий Андреевской, Языковской и Мелеузовской школ под эвакуированные детские дома для испанских детей и перевод занятий в этих школах на двухсменную работу.

Председатель СНК БАССР С. Вагапов.

Управляющий делами СНК БАССР А. Курмаев» [2, л. 292].

В Бирске - дом, где разместили испанских детей, находился на улице Фрунзе, 2. Условия проживания были тяжелыми: помещение было плохо приспособлено для проживания, находилось в плохом санитарном состоянии. Суровые условия жизни отражены в ежегодных годовых отчетах, докладных записках, актах обследования жилых помещений и других документах.

 Так, из отчета детдома №2 следует, что из 193 воспитанников детдома №2 (г. Бирск Башкирской АССР) «спят по одному на кровати только 93 чел., так как наличие площади не позволяет поставить необходимое количество кроватей» [3, Л. 2].

Почти все коллективы детских домов страдали из-за отсутствия топлива, так как не успели подготовиться к холодам. Ситуация усугублялась нехваткой зимних вещей. Именно в годы войны детские дома столкнулись с такой проблемой, как дефицит дров на местах, ограниченность поставок. И если в первый год эвакуации положение было плачевным, то уже к 1943 году предпринимались меры, чтобы заранее подготовиться к отопительному сезону.

Так, согласно отчету детдома № 2 (г. Бирск Башкирской АССР) за 1942- 43 учебный год, был заключен договор с местным лесхозом, и к заготовке дров планировалось приступить уже 1 июля. «После обработки лес будет сплавом переправлен в д. Бурново, т.е. за 6 км от Бирска, где и будет находиться до первопутка, т.к. в летних условиях с крайне ограниченными транспортными средствами детдом перебросить дрова не успеет» [4, Л. 8].

Несмотря на трудности военного времени занятия в школах не отменялись. Большинство эвакуированных детей пошли учиться в местные школы. Ребята 6-7 классов решением Наркомпроса перешли на обучение на русском языке, для того чтобы ускорить процесс социальной адаптации. Тем не менее, часть предметов, по-прежнему проводилась на испанском языке.

Местные школы, как правило, не были приспособлены к наплыву эвакуированных учащихся. Поэтому испанцам выделялось время во вторую смену, а иногда и в третью смену, в классах были проблемы с отоплением и освещением.

Руководство детдома № 2 (г. Бирск Башкирской АССР) отмечало в отчете за 1942-43 гг., что в местной школе испанскому детдому было предоставлено время только в третью смену, из-за этого удавалось «проводить только 12 урока в день, так как в здании школы не было электроосвещения» [5, Л. 2].

После окончания войны испанский детский дом был вывезен из Бирска.

В 1987 году в Бирский детский дом приезжала по приглашению поискового отряда Кармен Фернандес, одна из воспитанниц испанского детского дома. Она встречалась с бывшим сотрудником испанского детского дома Ивановым А.В. Кармен Фернандес много рассказывала о тех далеких временах. Как они прожили это тяжелое военное время [6].

Испанских детей, пережившим уже войну, окружили заботой и вниманием талантливые и самоотверженные педагоги, которые на долгие месяцы заменили испанским детям семью.

Кармен с особой теплотой вспоминала полюбившихся ей воспитателей: Полупанову О.Д.- заведующую учебной частью детского дома, Клобукову Е.А. (в девичестве Авдеева) - воспитателя. Бирск остался в ее памяти зеленым и красивым городом.

По-разному сложились судьбы этих детей. Многие вернулись на родину в Испанию, многие остались в Советском Союзе получили образование и добились больших успехов на новой родине.

Один из них - Арнольдо Фернандес, закончил киноведческий факультет ВГИКа, советский украинский режиссер документального кино испанского происхождения. Заслуженный деятель искусств РСФСР, награжден орденом Октябрьской революции и медалями. Проживал в г. Киеве [7, с. 36-37].

 

Литература:

1. Савченкова М. Е. Испанские дети в годы Великой Отечественной войны // Исторические исследования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). – Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. – С. 46-49. – URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/242/11991/ (дата обращения: 19. 02. 2020).

2. ЦГА БАССР, [ф. 394, оп. 3, д. 1504, л. 292]

3. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А307. Оп. 1. Д. 141. Л. 2.

4. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А307. Оп. 1. Д. 141. Л. 8.

5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А307. Оп. 1. Д. 141. Л. 2.

6. POSREDI.RU - https://posredi.ru/blog02_2odnozvuchno_zvenit.html

7. Елпатьевский А. В. Испанская эмиграция в СССР. Тверь, 2002. - C. 36-37.

 

УДК 94(476)

Галимова Н. П.

Канд. филос. н., доцент БрГУ (Брест, Беларусь)

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация. В статье анализируются особенности развития школьного образования в регионах Брестской области в послевоенный период. Показаны трудности становления белорусской школы в послевоенный период, пути решения кадровых проблем. Обобщены количественные и качественные показатели процесса развития образования. Дана оценка реформам образования, показаны их результаты.

Ключевые слова: послевоенный период, средняя школа, среднее и высшее образование, учительский институт, краеведение, учительские кадры, школьные кружки, школьные олимпиады.

 

Брестская область является западным регионом Беларуси, в 1939 г. накануне Великой Отечественной войны она снова вошла в состав БССР. Огромное значение для современной организации государственной образовательной политики имеет изучение и анализ состояния образовательной системы в Беларуси.

В 1951-1955 гг. в Беларуси проходило дальнейшее расширение среднего образования путем организации новых школ и преобразования семилеток в средние школы. Их количество за эти годы увеличилось в два раза, улучшился состав учительских кадров. Это можно подтвердить следующими цифрами: в 1944 – 1945 уч.г. насчитывалось 19,7% учителей с высшим и неполным высшим образованием, 1950 – 1951 уч. г. – 30,2%, в 1955 – 1956 уч.г. – около 50%. [1, с. 323-324]. Учительский институт в г. Пинске вновь начал свою работу в 1944 – 1945 уч.г. Материалы одного из фондов государственного зонального архива в г. Пинске свидетельствуют о том, что первоначальный набор в учительский институт составил 45 человек [2, с. 54].

В октябре 1952 г. было проведено совещание учителей Пинского района по вопросам политехнических наук, в ходе которого были разработаны мероприятия по реализации решений ХІХ съезда КПСС. Перечень этих мероприятий был разослан для исполнения по школам города и района. Это нашло свое отражение прежде всего, в более тесной связи теории с практикой, с жизнью, в организованном проведении практических занятий с учениками, проведении лабораторных работ. С этой целью в школьных мастерских появились автомашины, трактора, станки по обработке дерева и металла, значительное количество столярных и слесарных инструментов. Повышалось общеобразовательное и воспитательное значение экскурсий на предприятия промышленности и сельского хозяйства.

Со второй половины 50-х гг. в школах Лунинецкого района возрос процесс овладения техническими знаниями, создавались кружки технической направленности. Среди них были – кружок по изучению мотоцикла в Дворецкой средней школе, в Микошевичской – кружок радиолюбителей.

В 1955 – 1956 уч. г. школы Лунинецкого района, как и все школы республики, перешли на новый учебный план. Необходимость нового учебного плана была вызвана переходом к политическому обучению. Был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Основная задача заключалась в том, чтобы средняя школа стала базой для подготовки кадров в средние специальные учебные заведения и главное, – для подготовки кадров квалифицированных рабочих для различных отраслей народного хозяйства.

О том, какие условия во второй половине 50-х гг. были созданы для учебно-воспитательного процесса в отдельных школах, можно сделать вывод из воспоминаний ветерана педагогического труда М.П. Горделюк: 1959 год. В этом году я впервые приехала в деревню Велута Лунинецкого района. Молодая 19-летняя учительница, я получила четвертый класс, 33 ученика. В школе было только 4 класса, большие по площади, которые зимой никогда не нагревались. Чернила замерзали в чернильницах. Дети и учителя были в теплой верхней одежде, иногда в рукавицах. Дети были одеты очень бедно.

Директором семилетней школы был в то время Рай Антон Браниславович, к сожалению он уже умер. Это был спокойный, выдержанный, справедливый человек. Вспоминая то время, Мария Петровна продолжала: «Огляделась на пройденный путь, диву даюсь, как можно было работать в таких условиях, да еще и успехов добиваться! (Мария Петровна – награждена нагрудным знаком «Отличник образования Беларуси», – автор).

Несколько лет нам приходилось работать в съемных крестьянских избах. Представьте себе такую картину. Обычная крестьянская изба бабы Степы через дорогу от школы. Из тонких досок сделана перегородка без дверей. Слышно, как баба Степа лежит на печи и иногда храпит. Начальные классы обычно занимались во вторую смену. И вот вначале третьего урока (а осенью и зимою темнеет рано) хозяйка начинает стучать ведрами, чугунками, носить дрова. Потом растапливает печь и готовит ужин. А как запахнут на всю избу блины да поджаренное сало! Про какую науку деткам думать? Больше принюхиваются ко вкусным запахам, чем слушают учителя.

«Хорошо еще, что лампа не дымит, а горит, немного осветляя класс. Мне в таких условиях приходилось работать не один год» [3, с. 2].

По результатам работы органов образования Лунинецкого района за 1958 – 1959 уч. г., которые подводились на традиционном августовском совещании учителей, можно было сделать вывод, что в районе быстрыми темпами развивалась сетка технических кружков. 35 учеников школ района в 1958 – 1959 уч.г. принимали участие в работе автокружков. В этот период в школах района налаживалась работа по изучению трактора. На совещании была отмечена работа таких кружков в Лунинской и Кожан-Городецкой школах. «Школы района, – отмечалось в выступлении заведующего районным отделом образования, – оказали большую помощь колхозам в уборке картофеля и кукурузы, повсеместно поощрялось участие школьников в общественно-полезном труде. Учащиеся семилетних и средних школ организовали шефство над птицефабриками, свинофермами в Лунинской, Кожан-Городецкой средних школах, Дятловичской семилетней школе и других. Активно взялись за выращивание птицы и кроликов учащиеся Язвинской, Ракитнинской, Дребской, Дятловичской семилетних школ, Кожан-Городецкой, Бастынской, Лунинской средних школ.» [4, с. 13].

В Велуцкой средней школе кружок по кролиководству был создан только в 1979-1980 уч.г., когда здесь начал сою трудовую деятельность выпускник Мозырьского педагогического института имени Н.К. Крупской Владимир Андреевич Ковшик, учитель физики и трудового обучения.

В первой половине 50-х гг. в школах района создавались ученические производственные бригады. Традиционными стали районные слеты выпускников школ, которые решили начать трудовую деятельность на производстве. Сценарии этих торжественных мероприятий сейчас находятся в Лунинецком краеведческом музее.

Вместе с тем, со второй половины 50-х гг. в системе народного образования усилились отрицательные моменты. Прежде всего, стало шире проявляться безразличие учащихся к белорусскому языку. Когда родители получили право решать вопрос о языке обучения детей в школе, началась широкая кампания преобразования белорусскоязычных школ в русскоязычные. Приоритет получил русский язык, потому, что в СССР и БССР он являлся государственным и средством межнациональных отношений.

 Существенные изменения произошли в системе народного образования: в соответствии с законом «Об усилении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР», принятом в 1958 г., в республике вместо всеобщего обязательного семилетнего образования вводилось восьмилетнее. Преобразования затронули и среднюю школу, в которой вводился одиннадцатилетний срок обучения с обязательным производственным обучением. Однако реорганизация на практике себя не оправдала, поэтому в 1964 г. школы вновь были переведены на десятилетний срок обучения. К концу 60-х гг. была решена проблема всеобщего восьмилетнего образования и созданы соответствующие условия для обязательного среднего, переход к которому был завершен в 1977 г.

Продолжалась работа по совершенствованию начальной школы. В 1968 г. срок обучения в ней был сокращен до трех лет. Начиная с 1976 г. начался переход к обучению детей в школе с шестилетнего возраста. Новым явлением в организации школьной жизни было открытие общеобразовательных школ-интернатов, создание с 1956 г. при школах групп с продленным днем пребывания.

В соответствии с решением ХХV съезда КПСС и XXVIII съезда Компартии БССР комсомол и педагогические коллективы должны были работать по-новому. В мае 1976 г. «Учительская группа» сообщала: «Положительный опыт тесного сотрудничества комсомольских организаций и педагогических коллективов накоплен в Лунинецком районе Брестской области» [5, с. 4]. В статье сообщалось о комсомольской инициативе и формах сотрудничества, о воспитании у учеников готовности к трудовому и ратному подвигу. И как один из результатов этой работы то, что в 1975 г. 33 выпускницы Лунинецкого района пошли работать на фермы [6, с. 618].

Приближение учеников к сельскохозяйственному труду через производственную практику давало свои плоды. И как результат этой работы – поступление значительной части выпускников сельских школ в ВУЗы и техникумы, а также в сельские профтехучилища. Как писала газета «Ленинский путь» в июне 1983 г., шесть выпускников Язвинской средней школы за четыре предыдущих года поступили в сельскохозяйственные ВУЗы, в техникумы – 14. За время работы Лунинецкого ССПТУ-160 механизации сельского хозяйства его успешно закончили более 70 выпускников 8-10 классов Язвинской средней школы. Значительная часть выпускников до призыва в армию успешно работала в родном колхозе [7, с. 2].

Ориентация на сельскохозяйственные профессии в школах города и района считалась недостаточной. Богдановская, Лахвенская, Микашевичская, все городские и ряд средних и восьмилетних школ не выполняли планы по направлению учеников в сельские профтехучилища.

Заслуживал внимания опыт работы учеников Синкевичской базовой школы. «Один раз в неделю будущие животноводы полностью берут на обслуживание ферму. Для их работы созданы хорошие условия: специальная раздевалка, душевые. Дойка коров происходит при помощи доильных аппаратов. Летом прошлого года в самый напряженный период большого молока ученицы на время отпуска заменили профессиональных доярок. Правда, каждую группу коров обслуживали по две школьницы. Главный зоотехник хозяйства Н.Г. Протасавицкий не без удовлетворения отмечал, что надои молока нисколько не снизились в то время» [8,2].

В Велуцкой средней школе в июне 1970 г. из учеников 7-9 классов была создана производственная бригада. На полях местного колхоза «Заря» ученики школы работали до 1986 года. Ежегодно бригаде отводился один гектар сахарной свеклы: ученики по-хозяйски ухаживали за ней, а осенью сдавали урожай государству.

Большое внимание в Лунинецком районе уделялось повышению общеобразовательного уровня работающей молодежи. Когда в школах БССР начала укореняться сессионная система обучения, Лунинецкий район был одним из первых в области, который после Дрогичинского приступил в такой форме обучения. Заочники Любанского, Великочучавицкого, Лунинского и один класс Дворецкого консультационного пункта заменили ежедневные занятия 66 дневной сессии. В 1976 г. почти 80 % заочников были охвачены такой системой занятий.

Положительный эффект от такой формы обучения был получен сразу. Значительно улучшилось посещение занятий. Это было вызвано тем, что учащиеся получили значительное количество свободного времени, что позволило им более серьезно заняться подготовкой к занятиям. Такая концентрация уроков повысила заинтересованность учеников и ответственность за качество проведения уроков.

Наконец, и сами предприятия, колхозы, совхозы, где работали заочники, смогли отпустить их на занятия в наиболее удобное время. В учебных заведениях сельскохозяйственного профиля сессии проводились поздней осенью или зимой.

С целью проверки образовательного процесса в консультационных пунктах и заочных школах в городе и районе проводились рейды. Об одном из таких рейдов в составе которого были Р. Некрашевич, директор Лунинецкой очно-заочной средней школы, В. Протасовицкой, секретаря ЛКСМБ, Т. Водницкой, сотрудника редакции сообщала местная газета «Ленинский путь», от 30 декабря 1976 г.: «В Дятловичском консультационном пункте созданы хорошие условия для тех, кто совмещает работу с учебой. Заочники имеют возможность использовать многочисленные кабинеты. Однако, в день проверки посещаемость была невысокая. Это можно было объяснить тем, что не регулярно посещают занятия доярки из колхоза имени Калинина. Правление не смогло обеспечить им замену на время сессии. В таком же положении оказались братья Адам и Михаил Коцуба. Оба они работали слесарями на животноводческом комплексе, поэтому подыскать замену им было сложно». [9, с. 3].

По результатам проверки отдела народного образования Брестского облисполкома, которая проводилась в сентябре 1981 г., был составлен отчет о состоянии учебной работы в очно-заочных школах Лунинецкого района. Результаты проверки свидетельствовали о том, что работа в Лунинецкой очно-заочной школе велась на необходимом уровне. В справке отдела народного образования отмечалось, что 73 ученика, проживающие в г. Лунинце, занимаются по очной форме с использованием льготного дня. 705 человек (95 %) были охвачены сессионной формой обучения. Для лиц достигших 30-летнего возраста был создан экспериментальный класс по сокращенной форме обучения. Был отмечен высокий научно-теоретический и методический уровень преподавания школьных предметов такими учителями – консультантами, как Некрошевич Г.Г., Хантова Е.К., Ярмолич Л.В., Мерцалова З.М. [10, с. 6].

Повышенное внимание к производственному обучению привело к созданию учебно-производственных комплексов. В 1981 г. в Лунинецком районе на базе 4-х школ обучалось 406 (27,2 %) старшеклассников по автотракторному профилю. По сравнению с 1977 г. охват учеников старших классов углубленной трудовой подготовкой увеличился на 40 %.

В период начала реформы образования 1998 – 1999 уч.г. в Лунинецком районе право на образование обеспечивали: 1 лицей, 29 средних, 13 базовых, 2 начальные школы, 1 школа-сад, 37 дошкольных учреждений [11, с. 2]. Ежегодно до 70% выпускников базовых школ продолжали обучение в средней школе. Наиболее подготовленные ученики обучались в лицее. Согласно реформе в 18 школах района были созданы 10 классов с углубленным изучением отдельных предметов, а также 58 профильных классов и групп. Это подтверждалось хорошими результатами. Ежегодно школьники Лунинецкого района являлись победителями областных и республиканских олимпиад. От 85 до 90% медалистов подтверждали высокую оценку своих знаний при поступлении в ВУЗы.

Таким образом, данный период развития народного образования был отмечен положительными сдвигами и решением ряда проблем. Была определена новая структура образования, обучение детей с 6-летнего возраста, введены курсы основ информатики и вычислительной техники, созданы специализированные средние учебные заведения – гимназии и лицеи. В концепцию образования была заложена преемственность всех учреждений образования, предусмотрен свободный доступ к любой форме образования.

 

Литература:

1. Новик, Я.К. История Беларуси: В 2 ч. /Под редакцией Я.К. Новика, Г.С. Марцуля. – Минск, 2000.– Ч.2 – 416 с.

2. Документы зонального государственного архива в г. Пинске. Ф. 694. отчет о работе школ Пинской области за 1 четверть 1944-1945 учебного года. Оп.1. Д. 1 б. С. 54-68.

3. Павлова, Т. Первый шаг к реформе / Лунинецкие новости. – 1998. – 8 сентября. – С.2-3.

4. Документы зонального государственного архива в г. Пинске. Ф. Р – 383. Доклад заведующего отделом народного образования Лунинецкого исполнительного комитета на августовском совещании 1959 г. «О результатах работы школ района за 1958-1959 учебный год и по дальнейшему улучшению постановки учебно-воспитательного процесса». Оп. 1. Д. 189. С. 11-18.

5. Зенькович, М. Ты со мной, мое поле… / Учительская газета. – 1976. – 22 мая. – С. 4.

6. Память: Историко-документальная хроника Лунинецкого района / Составитель Т.В. Конапацкая. – Минск: Беларусь, 1995. – 717 с.

7. Хомка, М. Работа начинается со школы / Ленинский путь. – 1983. – 7 июня. – С. 2.

8. Водницкая, Т. Кто научит работать / Ленинский путь. – 1986. – 10 апреля. – С. 2.

9. Учеба в труде помощник / Ленинский путь. – 1976. – 30 декабря.– С. 3.

10. Документы зонального государственного архива в г. Пинске. Ф. 700 Из отчета о работе школ Пинской области в 1946-1947 учебном году. Оп. 1. Д. 35. С. 4, 6-7.

11. Мацко, А. Акт исторической справедливости / Советская  Белоруссия. – 1989. – 31 октября. – С. 2.

 

УДК 378.147

Гараева Э. И.

Учитель гимназии им. И. Ш. Муксинова (Янаул, Россия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.036 с.)