Наш долг – хранить Память о доблести, ратных и трудовых подвигах нашего народа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наш долг – хранить Память о доблести, ратных и трудовых подвигах нашего народа



 

Аннотация. Жители Янаульского района вместе со всей страной проявили мужество и героизм на фронтах. Показали трудовую доблесть на заводах и фабриках, полях и стройках, в медсанбатах и госпиталях. Наш долг – хранить память о доблести, ратных и трудовых подвигах нашего народа, прошедшего тяжелейшие испытания и победившего в смертельной схватке с, казалось бы, непобедимым врагом. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Ключевые слова: Победа, мужество, героизм, Отечество, дети войны, Герои Советского Союза.

 

75 лет назад отгремели залпы Великой Отечественной войны. Справедливая освободительная война против нацистской Германии и ее союзников за свободу и независимость нашей Родины завершилась разгромом врага и полной победой советского народа. Много лет прошло с тех пор, выросло поколение тех, кто не слышал грохота орудий и взрыва бомб, не видел пожарищ селений и развалин городов. Однако память народная хранит героизм тех, кто отдал жизнь за любимую Родину, за счастье будущих поколений.

Сколько войною задето

Седых и детских голов!?

Мы о войне этой знаем

Лишь по рассказам отцов.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов из Янаульского района ушли на фронт 10 940 человек, не вернулось 7359 человек. 9 мая для нашего народа воплощает мужество и героизм, стойкость и веру, слёзы радости и гордости за Отечество. Война не обошла стороной никого, она ворвалась в каждый дом, в каждую семью. Из-за нее проливали слезы тысячи матерей, сестер, жен. Она посылала похоронки, заставляла раньше времени взрослеть детей, разрушала дома, надежды. Более четырех лет бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая все, что было создано их трудом.

Жители Янаульского Района вместе со всей страной проявили мужество и героизм на фронтах. Без сна и отдыха работали на заводах и в госпиталях, на полях. С началом Великой Отечественной войны против немецких оккупантов трудящиеся района начали работать под лозунгом «Все для фронта, все для победы над врагом!». В сентябре 1942 года для Красной Армии отправляется на фронт 1000 тонн картофеля, 787 тонн овощей, в том числе 35 тонн лука. За 1941-1944 годы собрано и отправлено в Красную Армию 83 тысячи пар валенок,28 тысяч ватных курток и брюк, 21 тысяча полушубков, 3 тысячи меховых жилетов, 35 тысяч пар носков и варежек, более 400 вагонов подарков.

За 1941-1945 годы районом произведено 897056 центнеров хлеба, 45454- картофеля, 20796- мяса и 76806 центнеров молока[1, с. 74]. Победа ковалась не только на фронтах войны, но и в тылу руками женщин, стариков и детей. Многие безвозмездно отдавали свои личные сбережения для строительства самолетов, танков и другой техники. Уже в первый год войны янаульцы внесли в фонд обороны 394 тысячи рублей, а председатель колхоза «Парижская коммуна» Рахима Гайнетдинова внесла в фонд строительства самолетов из своих личных сбережений 50 тысяч рублей. А всего за годы войны внесено более 6 млн. рублей.

За образцовое выполнение задания фронта в 1943 году трудящиеся района получили благодарность ЦК партии и советского правительства, а в 1944 году - благодарность за образцовое выполнение плана по заготовкам сельхозпродуктов и сбора денежных средств.

В марте 1943 года в Янауле открыт эвакогоспиталь№3551 на 300 коек. Для его организации прибыли специально обученные врачи, медицинский персонал, младшие медицинские сестры. Обслуживающий персонал набирался из Янаульского и близлежащих районов, всего более ста человек. Более половины из них - жители Янаульского района. Под эвакогоспиталь отвели тогда единственное подходящее в поселке здание - железнодорожную школу №12. Сегодня сложно подсчитать, сколько бойцов было вылечено и отправлено в строй. Но, тем не менее, эвакогоспиталь внес свой ощутимый вклад в борьбу с фашизмом.

В сентябре 1943 года эвакогоспиталь вместе со всем персоналом в теплушках выехал для проведения дальнейшей работы во фронтовых условиях. Семнадцать раз развертывал эвакогоспиталь свою работу и также дальше двигался вместе с нашими войсками на Запад. В 1946 году эвакогоспиталь был расформирован, а все его служащие были награждены знаками «Отличник медицинской службы».

Более 200 тысяч солдат и офицеров из нашей республики награждены орденами и медалями. 278 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Трое наших земляков были удостоены звания Героя Советского Союза: Имаметдинов Магсум Имаметдинович, Хайдаршин Гайнанша Хайдаршинович, Лоскутов Виктор Георгиевич.

В этом Году памяти и славы постановлением Правительства Башкортостана принято пяти школам РБ присвоить имена Героев Советского Союза. В числе пяти школ значится и Байгузинская средняя общеобразовательная школа Янаульского района. Ей будет присвоено имя Героя Советского Союза Гайнанши Хайдаршиновича Хайдаршина.

Хайдаршин Гайнанша Хайдаршинович (1911-2006 гг.), уроженец д. Байгузино. Командир отделения 117-го гвардейского отдельного саперного батальона 37-й армии Степного фронта, гвардии рядовой. Участвовал в операциях по освобождению Украины. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Звезду Героя получил 22 февраля 1944 года за героический подвиг. Проявленный при форсировании реки Днепр. В родной деревне установлен бюст героя-земляка.

От памятного мая 1945 года нас отделяет 75 лет. Приходят новые поколения, не знающие ужаса войны. Нужно, чтобы молодежь знала о великом прошлом России, знала истинных героев Отечества, знала, на каких основах они побеждали врагов. Но мало только знать и помнить, нужно быть достойными их подвига.

Памяти павших будем достойны!

Вечно достойны!

Наша задача - помочь молодежи стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня - это Россия завтра. Нужно всегда помнить слова Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Школьники Янаульского района помогают ветеранам войны и труда, изучают материалы их семейных архивов. Они участвуют в патриотических мероприятиях, на конференциях, ухаживают за памятниками и обелисками, изучают историю страны и республики через биографии своих родственников.

К сожалению, с каждым годом всё меньше остаётся среди нас живых свидетелей победной весны 1945 года. Большинству из фронтовиков и тружеников тыла – уже за 90. На территории нашего района проживают 10 ветеранов Великой Отечественной войны на сегодняшний день. Пожелаем всем нашим уважаемым ветеранам и труженикам тыла здоровья и долгих лет!

 

Литература:

1. Воспевая край родной. - Нефтекамск: Меридиан, 2006.

2. Муллакаев М. О малой родине с большой любовью. - Уфа: Сармат, 2010.

УДК 373.5.035.6

                                                               Гарданов А. Р.

Канд. соц. н., доцент БГПУ им. М.Акмуллы (Уфа, Россия)

              Юмагужина А. М.

Старший препод. БашГУ (Уфа, Россия)

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИИ

Аннотация. В статье отражены актуальные проблемы гражданского воспитания и национальной идентичности в условиях поликультурного образовательного пространства в Российской Федерации. Отмечается, что процессу формирования гражданского самосознания и идентичности молодых людей должна соответствовать эффективная система организации поликультурного обучения и воспитания на всех образовательных уровнях, включающая использование в учебно-воспитательном процессе межкультурных экспериментальных методов и практико-ориентированных техник.

Ключевые слова: гражданское воспитание, поликультурное образование, национальная идентичность, диалог культур, межкультурные техники, экспериментальные методы.

 

В современных условиях, одним из элементов устойчивости социальной позиции личности выступает соотношение ее  национальной и гражданской идентификации и самосознания, которые определяются в том числе и существующими подходами в сфере образования.

Последние годы характеризуются значительным подъемом в развитии поликультурного образования и воспитания в Российской Федерации. Продолжается поиск научно-обоснованных путей формирования поликультурной личности учащегося путем создания образовательно-воспитательных инструментов, основанных на необходимости воспитывать у подрастающего поколения положительные межнациональные установки и активную гражданскую позицию. При этом необходимо решать одну из основных воспитательно-образовательных проблем а именно, проблему практической реализации учителями диалектической взаимосвязи с одной стороны, патриотического и гражданского воспитания школьников, с другой формирования у них наднациональных общечеловеческих ценностей, не противопоставляя при этом национальное и интернациональное.

На настоящем этапе довольствоваться изучением передового опыта деятельности по формированию национальных основ и самосознания на основе использования народной педагогики недостаточно. В нашей стране накоплен бесценный опыт интернационального образования и воспитания, прежде всего традиционными средствами этнопедагогики, но учащиеся должны эмпирическим путем открывать для себя этнокультурное пространство и свое место в нем. Существующие традиционные дидактические подходы основаны на предположении, что понимание культуры приходит со знаниями истории, традиций и обычаев, необходимыми для эффективного взаимодействия с ее представителями. Напротив, инновационные методы основаны на убеждении, что больше всего знаний люди извлекают из собственного межкультурного опыта, а в образовательных учреждениях применения особого рода межкультурных методов и технологий. Таким образом, не столько знаниевые компетенции приобретают на сегодняшний день все большую актуальность в структуре поликультурных компетенций, сколько ценностно-мотивационные и деятельностные.

 В данной ситуации, на наш взгляд, целесообразным является применение в образовательной практике наряду с традиционными дидактическими методами экспериментальных технологий, базирующихся на принципах диалога культур, к которым можно отнести: тематический обзор учебных тем на принципах диалогичности, компаративный анализ этнокультурных артефактов, разбор с учащимися ситуаций межкультурного контакта, включающих инсценировку, моделирование, ролевые игры и другие межкультурные техники.

Принцип диалога культур исторически является одним из основополагающих для всей воспитательной системы в нашей стране. Понятие «диалог культур» имеет филолого-философское происхождение, так как основывается на работах М.М. Бахтина и В.С. Библера, использовавшего бахтинскую концепцию полилога и диалога применительно к образованию [1, с.299]. Само явление диалога культур возникло стихийно еще в Античности. Научное же осмысление проблем культурного взаимодействия относится к XVIII–XIX векам, а собственно педагогическая составляющая диалога культур стала выделяться только в XX столетии.

«Ценность культурного диалога состоит в том, что он создаёт духовное пространство для новых ценностей и мировоззренческих ориентаций, усиливает различные формы человеческого сотрудничества, предполагающего свободу и ответственность человека, признание его самоценности» [2, с.70].

При этом диалог культур может быть рассмотрен, как методологическая основа межкультурных коммуникаций и как образовательный метод.

Основные цели диалога культур в образовании:

1.Овладение культурой национального общения

2.Формирование культурологической компетенции

3.Воспитание толерантности

4.Формирование представления о национальной картине мира

Введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии как:

1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;

2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;

3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем;

4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;

5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;

6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т.п.).

В образовательной практике диалог культур наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин, на которых лежит основная ответственность за духовное воспитание учащихся и формирование их гражданского сознания. Отсюда и понимание диалога как метода формирующего.

Методы диалога культур рассматриваются нами в широком значении во всем его разнообразии приемов, построенных на принципах межкультурной диалогичности и поликультурного дискурса.

Можно выделить несколько подходов к организации диалога культур, представленных в российской педагогической практике.

Первый подход -предполагает самое широкое использование диалога культур в практике преподавания отдельных предметов: от филологических до технологии,       

Второй – диалог культур в школах этнических диаспор (в обобщающем варианте – поликультурность; в последнее время его популярность резко выросла),

Третий – диалог культур как основа всего учебного процесса в классах с ярко выраженным смешанным этническим составом,

Четвёртый – диалог культур как стержень всей образовательной программы учебного заведения, специфика которого предполагает углублённое изучение иной культуры (или культуры и языка).

Для общеобразовательных учебных заведений наиболее предпочтительными являются «первый» и «четвёртый» подходы. Четвёртый подход легко вбирает в себя первый как более локальный. Если «четвёртый» подход как универсальный может стать основой для определения стратегии развития сразу нескольких образовательных учреждений (своеобразная сеть, основанная на принципах диалога культур), то «первый» – тактическим способом её реализации [3, с.14-15].

В нашей стране возрастает индекс этнической мозаичности населения, соответственно продолжается культурная и субкультурная дифференциация ученического контингента. Все больше подростков, отличающихся своеобразием мировоззренческого, познавательного, поведенческого, дисциплинарного характера. Поэтому, проблему использования поликультурного компонента в формировании гражданских качеств личности учащегося необходимо рассматривать целостно, с учетом социально-исторического, этно-психологического подходов и педагогического опыта. Процессу формирования гражданского инационального самосознания и идентичности молодых людей должна соответствовать действенная и эффективная система организации поликультурного образования на всех образовательных уровнях. Только тогда можно будет реализовать потенциал поликультурного образования в деле формирования целостной личности предполагающий весь набор гражданских качеств.

Резюмируя можно отметить, что изменения в образовании в духе «поликультурности» в современном мире происходят существенные. На смену ситуативным педагогическим проектам приходят концептуальные программы и стратегии поликультурного образования в отдельных странах и регионах. Глобализация с ее противоречивыми процессами, выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Сегодня как никогда, важно научить молодежь понимать и ценить своеобразие культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие негативные стереотипы и предрассудки относительно представителей других этнических групп, преодолевать культурную монофилию и групповой фаворитизм.

 

Литература:

1. Бахтин М.М. Проблема текста. / М.М. Бахтин. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – С.-Пб: Азбука, 2000. –      299 с.

2. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). – М., 2000. – 70 с.

3. Теоретико-методологические аспекты организации диалога культур в образовательной среде: Сборник научных трудов / Сост. Д.В. Поль, Т.Г. Мельник, Э.И. Иванова, И.Л. Масандилова – М.: ИХО РАО, 2009. –14 с.

 

 

УДК 378.147

Гизуллина А. Ф.

Учитель истории СОШ (с. Красный Ключ, РБ, Россия)

РОЛЬ ШКОЛЫ В ЖИЗНИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.036 с.)