Мир как общечеловеческая ценность и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мир как общечеловеческая ценность и



ОБОБЩЕННАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу понятия «мир» и его значению как общечеловеческой ценности, рассматривается сущность и место данной ценности в целостной системе общечеловеческих ценностей как обобщенных целей образования, роль поликультурного воспитания в формировании пансофистского сознания будущих поколений.

Ключевые слова: мир, общечеловеческая ценность, обобщенная цель образования, поликультурное воспитание, пансофистское сознание.

 

Рассматривая мир как общечеловеческую ценность, необходимо прежде всего уточнить само понятие «мир», так как оно далеко неоднозначно трактуется, и имея его предметом анализа, мы должны исключить неоднозначные толкования.

В философии «мир» рассматривается с экзистенциалистских позиций как то, что «образует «мировость» существования, т.е. бытие человека в мире» [5, c. 269]. В этом смысле «под миром понимают: 1) все сущее, которое может находиться в мире; 2) бытие этого сущего, могущего выступать в определенных группировках…; 3) то, в чем совершенствуется человеческое существование…; 4) «мировость», существующая одновременно в себе (априори) и как модус различных миров»…» [5, с. 270].

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой рассматривают «мир» в двух значениях: во-первых, почти также как в философском словаре, как «Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная» и др., а также как «Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны» и др. [6, c. 350] В нашей статье мы рассматриваем «мир» в его последней трактовке, как антоним слову «война». Интересно отметить, что в английском толковом словаре слово «peace» понимается однозначно как состояние покоя, свобода от беспокойства, прекращение войны и др. [9, с. 976].

Одним из первых, кто начал рассматривать образование как важнейшее средство установления мира между народами, был выдающийся чешский философ, просветитель, гуманист XVII в., основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский. В своей знаменитой работе «Об исправлении дел человеческих» Коменский изложил свою философию пансофии (всеобщей мудрости), которой можно достичь только посредством всеобщего образования. В результате Тридцатилетней войны в Европе, и как следствие противостояния католицизма и протестантизма, выдающийся просветитель был вынужден навсегда покинуть свою любимую Чехию и, по сути дела, волею судьбы превратиться в Человека мира (используем это понятие в его первом значении), всю жизнь посвятившего разработке идей всеобщего образования как средства установления мира (во втором значении) и таким образом освобождения своей Родины. Да, сегодня мы можем говорить, что идея носила утопический характер и до сих пор даже в XXI веке она далеко не реализована в условиях постоянно ведущихся локальных войн и угрозы всеобщей ядерной войны, но на то и был Коменский выдающимся человеком, чтобы намного опередить свое время и даже сегодня его идеи работают на будущее человечества. 

Мы согласны с Жаном Пиаже в том, что «…проекты Коменского о международном сотрудничестве следует рассматривать во взаимосвязи с его педагогическими идеями и философией. Идеи создания международной организации по поддержанию мира и международного министерства просвещения (коллегии ученых, collegium lucis), далеко не были простыми фантазиями… Следовательно, Коменского следует считать предтечей современных инициатив в области международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры» [8, c. 38]. И недаром именно ЮНЕСКО в 1994 г. впервые разработала программу «Культура мира». Инициатор этого движения в 90-е годы прошлого столетия Дэвид Адамс отмечал, что «Культура мира является одновременно философией и процессом, а также огромным проектом, имеющим многочисленные параметры, глобальным по своей сути, который связан самым тесным образом с развитием позитивных альтернатив тем функциям, которые прежде были присущи войне и милитаризму» [7, с. 16]. Программа «Культура мира» - это динамичная инициатива по строительству мира, которая направлена на борьбу против насилия и войны. 2000-2010 гг. ЮНЕСКО объявило десятилетием культуры мира. Перед человечеством ставились задачи разработки и претворения в жизнь национальных и субрегиональных программ культуры мира, создания информационных баз и соответствующих сетей для развития контактов и общения между людьми, координации деятельности по строительству мира, осуществляемой ЮНЕСКО, обеспечения единого подхода к реализации целей программы «Культура мира».

В области образования программа предполагала решение таких задач, как:

1) формирование у детей и подростков гуманистического мировоззрения, жизненных ценностей в восприятии мира;

2) формирование у детей и подростков правильных представлений об общечеловеческих нормах морали: любви, сострадании, милосердии, миролюбии, вере, терпимости и т.д.;

3) воспитание в духе мира, понимания других народов, уважения прав других людей и народов;

4) воспитание потребностей в освоении ценностей национальной и общественной культуры [7, с. 16].

Рассматривая «мир» как общечеловеческую ценность, необходимо пояснить, что под общечеловеческой ценностью мы понимаем те явления, которые в силу своих свойств способны удовлетворять потребности человечества как совокупного субъекта и обеспечивать его эффективную жизнедеятельность. В связи с этим хотелось бы выразить свою уверенность в том, что после окончания 2-ой мировой войны в результате Победы советского народа над фашизмом, начался интенсивный процесс становления человечества как совокупного субъекта со своими специфическими интересами и потребностями и видимым проявлением этого является глобализация всех сфер жизни человечества. Убеждена, что глобализация является закономерным процессом, отражающим устойчивые прогрессивные тенденции в развитии человечества, и отнюдь не противоречит сохранению национальной самобытности народов, так как единство человечества сильно его разнообразием. Выступать против процессов глобализации все равно, что плевать против ветра: это объективный процесс и его можно на время затормозить, но невозможно прекратить. Другой вопрос, кто использует результаты этой глобализации, все человечество или отдельные нечистоплотные власть предержащие люди? 

Рассматривая генезис общечеловеческих ценностей в логике деятельностного подхода, мы пришли к выводу, что развитие потребностной сферы человека привело к дифференциации видов деятельности и формированию на их основе различных форм коллективного сознания таких, как мораль, философия, искусство, наука, право, политика и др. Постепенное осознание своих потребностей привело человечество к формированию мотивационной сферы и затем к целеполаганию, поиску средств осуществления деятельности. В процессе совместной деятельности вырабатывались определенные нормы трудовых отношений; результатом усвоения существующих в деятельности форм поведения становились определенные качества личности. Ценности-цели, ценности-средства, ценности-нормы, ценности-качества в своем синкретическом единстве постепенно обобщались, абстрагировались, идеализировались, кристаллизуясь в определенной форме коллективного сознания в виде некоего образца, Абсолюта, положительного полюса его аксиологического пространства [2]. При этом родовыми по отношению ко всем другим общечеловеческим ценностям являются ценности-цели. Мы выражаем уверенность, что именно эти общечеловеческие ценности должны лежать в основе образовательного процесса как обобщенные цели образования. Мы не можем изолировать наших детей от всего человечества и недаром такие выдающиеся мыслители XIX века, как В.Г. Белинский, Ф.А.В. Дистервег и др. были глубоко убеждены, что «Общее является только в частном, кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству» (В.Г. Белинский) [1, с. 342] или «Обучение молодежи имеет дело с общечеловеческим, с общим образованием человека, которое во всем основном одно и то же на всей земле» (Ф.А.В. Дистервег) [3, 312]. Интересно отметить взгляд Дистервега на логику образования молодежи от общечеловеческого к национальному, а не наоборот, как мы чаще рассматриваем в настоящее время: «Немецкая педагогика требует сначала образования человека, затем гражданина и члена нации: сначала человек, потом немецкий гражданин и товарищ по профессии (Berufsgenosse), а не наоборот. Общие основы должны быть заложены для всякой будущей специальности» [3, с. 312].

Прослеживая генезис общечеловеческих ценностей, мы рассматриваем мир как общечеловеческую ценность-цель, которая сложилась в качестве идеала в процессе миротворческой деятельности в рамках пацифистского сознания. Мир как ценность представляет первый уровень целостной системы общечеловеческих ценностей, в которой представлены ценности, удовлетворяющие потребности индивида и являющиеся условием выживания человечества в целом. Наряду с Миром, это такие ценности как Жизнь, Здоровье, Земля, Отечество, Дети, Богатство [2]. Согласитесь, что если с помощью образования мы не будем формировать в наших детях понимания мира как ценности, то в будущем человечество обречено на гибель в огне войны. Именно поэтому это общечеловеческая ценность, которая может не быть усвоена индивидуальным или даже групповым сознанием, но от этого она не перестает быть общечеловеческой ценностью. Сделать эту ценность достоянием каждого индивида, довести ее значимость до каждого индивидуального сознания собственно и является задачей образования. И особую роль в реализации этой задачи играет поликультурное образование, призванное формировать у детей уважение и интерес к культурам других народов на основе глубокого проникновения в культуру своего собственного народа. Все познается в сравнении: только хорошо зная и понимая свою собственную культуру, можно по достоинству оценить и культуру других народов. По-настоящему культурно воспитанный человек никогда в решении спорных вопросов не прибегнет к средствам войны. Ценностью-средством в данном случае являются переговоры, ценностью-нормой отношений между людьми является взаимопонимание и в результате формируется такая ценность-качество как миролюбие.

Опираясь на генезис общечеловеческих ценностей и, следуя логике их развития, мы выходим на механизмы и технологию их формирования в индивидуальном сознании. Чтобы сформировать понимание мира как ценности в сознании ребенка, воспитатель должен вызвать у него потребность и интерес к изучению не только своей культуры, но и культур других народов. Затем необходимо включить ребенка в разнообразную поликультурную деятельность. В рамках этой совместной с другими детьми разных национальностей деятельности воспитатель учит ставить миротворческие цели, учит вырабатывать нормы отношений в совместной деятельности, основанной на поиске компромиссов и взаимопонимания, учит отбирать такие средства как переговоры, соглашения, договоренности и т.д. И только если эта деятельность будет интересна ребенку и будет удовлетворять его потребность в межнациональном поликультурном общении, если он будет реализовывать себя как личность в этой деятельности, будет успешен, у него будет формироваться такое качество личности как миролюбие, любовь и уважение к людям других национальностей и культур. Необходимо подчеркнуть, что это закономерность, когда прослеживается устойчивая взаимосвязь между ценностью-целью, ценностью-нормой отношений в деятельности, ценностью-средством достижения цели и результатом деятельности, т.е. ценностью-качеством. В воспитательной деятельности главным результатом является изменение в личности, ее развитие, формирование социально значимого качества.

В заключение хотелось бы вновь обратиться к Я.А. Коменскому, приведя некоторые из его законов благоустроенной школы: «1. Главнейшею школьною целью должно быть то, чтобы она представляла такую мастерскую, которая способна была бы из людей делать воистину людей, из христиан воистину христиан. Это будет тогда, когда допущенные к этому сообществу мудрости: а) мудры умом, б) владеют языком, с) искусны в работах, д) образованы в нравах и е) от всего сердца благочестивы…

4. И так как в жизни приходишь в столкновение не только с вещами, но и с лицами, то и школа, подобно мастерской добродетелей и человечности, должна стремиться к тому, чтобы питомцы ее сделались способными также и для личного общения (во всяком обществе)…» [4, с. 139].

Подводя итоги нашего краткого анализа, мы пришли к следующим выводам:

1) рассматривая «мир» как общечеловеческую ценность, мы вкладываем в него значение противостоящее слову «война»;

2) пансофия – это философское учение Я.А. Коменского, в котором была установлена прочная связь между образованием и установлением мира на Земле;

3) в настоящее время ЮНЕСКО является инициатором и координатором по реализации Программы «Культура мира»;

4) глобализация в современном мире является следствием становления человечества как субъекта деятельности;

5) общечеловеческая ценность – это явление, отвечающее потребностям и обеспечивающая жизнедеятельность человечества как субъекта деятельности;

6) система общечеловеческих ценностей должна лежать в основе образования в качестве его обобщенных целей;

7) «мир» есть общечеловеческая ценность-цель, которая сложилась в качестве идеала в процессе миротворческой поликультурной деятельности в рамках пацифистского сознания как его положительный полюс противостоящий войне;

8) опираясь на генезис общечеловеческих ценностей и, следуя логике их развития, можно установить механизмы и технологию их формирования в индивидуальном сознании в образовательном процессе;

9) устойчивая взаимосвязь между ценностью-целью, ценностью-нормой отношений в деятельности, ценностью-средством достижения цели и результатом деятельности, т.е. ценностью-качеством является психолого-педагогической закономерностью;

10) в воспитательной деятельности главным результатом являются изменения в личности, ее, развитие, формирование социально значимых качеств, каковым в поликультурной деятельности является миролюбие.

 

Литература:

1. Белинский, В.Г. О детских книгах / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 336 – 342.

2. Гирфанова, Л.П. Системный подход к общечеловеческим ценностям как обобщенным целям образования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - № 4. - С. 173-184.

3. Дистервег, Ф.А.В. Руководство к образованию немецких учителей / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 302 – 320.

4. Коменский, Я.А. Законы благоустроенной школы / Избранные педагогические сочинения Яна Амоса Коменского. Часть II. – Москва. Т-во Скоропечатни А.А. Левенсона на Петровке, 1894. – 278 с.

5. Краткая философская энциклопедия. – М.: Изд. группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. – 576 с.

6. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.

7. Учимся и учим культуре мира: материалы и программы пилотных объектов / Под ред. проф. В.Т. Кабуша, В.Г. Литвиновича. – Мн., 1998, - 195 с.

8. Ян Амос Коменский. Основоположения классической философии образования: пансофия, пампедия, дидактика: Учебно-методическое издание. – Москва: Социально-гуманитарные знания, 2014. – 147 с.

9. Chambers Twentieth Century Dictionary / Edited by A.M. Macdonald BA(Oxon). – New Delhi: Allied Publishers Private Limited, 1972. – 1651 p.

 

УДК 378.147

Голубева И. А.

ГГПИ им. В.Г. Короленко, аспирант (Глазов, Россия)

 

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В НАУЧНЫХ РАБОТАХ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 1950-1980 ГОДОВ

Аннотация. Статья посвящена теме Великой Отечественной войны в научных работах студентов педагогических вузов в 1950-80 годы. Автор выделяет основные темы, посвященные войне и Победе, приводит примеры конкретных научных исследований студентов, анализирует значимость научно-исследовательской деятельности в патриотическом воспитании.

Ключевые слова. Великая Отечественная война, образование, педагогические вузы, научно-исследовательская деятельность студентов.

 

Великая Отечественная война – крупнейшее военное столкновение XX века, поднявшее весь советский народ на защиту свободы и независимости своей Родины. Это та страница истории нашего государства, которую невозможно забыть или вычеркнуть. Это событие, которое, без сомнения, повлияло на все сферы жизни страны. Не стала исключением и сфера образования. «Деятельность советской школы и дошкольных учреждений в годы Великой Отечественной войны – это героические страницы борьбы и труда советского народа, проверки на прочность его духовных и нравственных сил» [1].

Несмотря на тяжелейшие условия военных лет, советскому государству удалось не только сохранять, но и развивать систему образования: совершенствование учебных планов, разработка системы работы с отстающими учениками, усиление патриотического и военно-физического воспитания, активизация деятельности комсомольской и пионерской организаций в школе, расширение сети детских учреждений – это лишь малая часть положительных изменений сферы образования, которые удалось начать в годы войны и продолжить в послевоенные годы [1]. Первое послевоенное десятилетие стало временем бурного развития всех уровней образования. Великая Победа, мирное небо над головой дали возможность усиления, расширения масштабов, совершенствования советского образования.

Неотложной задачей послевоенного периода стало восстановление сети педагогических ученых заведений. Уже после первой военной пятилетки сеть педагогических учебных заведений возросла на 118 единиц.[2] Рост сети учебных заведений, развитие внеучебной работы в вузах позволили развивать и такую сферу деятельности молодежи, как научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС). Конец 40-х – начало 50-х гг. ­ – это период активного создания в вузах студенческих научных обществ [3, 4]. В целом 50-80 XX гг. годы можно обозначить как период становления и развития научно-исследовательской деятельности студентов в педагогических вузах. Несомненно, интересными для современного исследователя являются формы работы, тенденции развития НИДС в этот период. Ещё одна сторона процесса, требующая особого внимания, – это тематика научных исследований студентов. Подробные годовые отчеты студенческих научных обществ, протоколы конкурсных комиссий, отчеты о работе научных кружков позволяют нам классифицировать тематику научных исследований и выделить несколько основных направлений [5]:

s научные исследования педагогической и психолого-педагогической направленности;

s научные исследования, посвященные воспитанию советского патриотизма, в том числе работы, посвященные революционному движению и событиям Великой Отечественной войны;

s научные исследования, посвященные изучению географии, истории, экономики, культуры конкретной территории СССР и зарубежья;

s  научные исследования, посвященные конкретным историческим личностям;

s научные исследования, посвященные историческим событиям разных периодов;

s научные исследования узкой предметной направленности, часто практического характера.

Без сомнения, события Великой Отечественной войны нашли своё отражение в исследования студентов, которые родились, выросли и продолжали свой жизненный путь в годы войны и послевоенное тридцатилетие.

На основе изучения архивных документов 1950-80-х гг. мы можем определить несколько основных тем, посвященных истории Великой Отечественной войны, которые наиболее часто изучались студентами в рамках НИДС, и проанализировать значение изучения этих тем в патриотическом воспитании.

Приведем примеры выбранной тематики научных исследований на материале Пермского государственного педагогического института, ныне Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, и Глазовского государственного педагогического института. Основным материалом для анализа являются программы студенческих научных конференций.

Первая студенческая научная конференция в Глазовском государственном педагогическом институте прошла в 1958 году [6]. Однако анализ программы первой конференции показывает, что в ней нет ни одного исследования, посвященного Великой Отечественной войне. Конференция посвящена 400-летию добровольного присоединения Удмуртии к России, и большая часть описанных исследований посвящена этнокультурному компоненту. Однако в последующих программах научных конференций тема Великой Победы появляется всё чаще. Материалы Пермского государственного педагогического института также показывают, что более активно студенты в своих научных исследованиях стали обращаться к теме Войны и Победы в 60-х гг.

Одной из наиболее изучаемых тем становится тема вклада земляков в Великую Победу. Здесь можно выделить работы, посвященные как подвигам на фронте, так и подвигам в тылу. Так, студенты Пермского государственного педагогического института посвящали свои научные исследования таким темам [7, 8, 9, 10, 11]: «Комсомол г. Красноуфимска в период Великой Отечественной войны» (1961), «Ратные подвиги коми-пермяков в годы Великой Отечественной войны» (1969), «Героический труд советских людей в годы Великой Отечественной войны (по материалам Пермского края)» (1969), «Ратные подвиги молодежи Западного Урала на различных этапах Великой Отечественной войны» (1970), «Соликамск в годы Великой Отечественной войны» (1971), «Помощь Западного Урала пострадавшим районам в период Великой Отечественной войны» (1971), «Массовый героизм уральцев на фронтах Великой Отечественной войны» (1971), «Трудовой героизм пермяков в годы Великой Отечественной войны» (1971) «Комсомольско-молодежные фронтовые бригады Прикамья в годы Великой Отечественной войны» (1971), «Комсомол Свердловского района города Перми в годы Великой Отечественной войны» (1985), «Ратные и трудовые подвиги молодежи города Березники в годы Великой Отечественной войны» (1986). Студенты Глазовского государственного педагогического института изучали следующие темы [12, 13]: «Ратные подвиги глазовчан на фронте и в тылу» (1963), «Трудовой героизм жителей Удмуртии в годы Великой Отечественной войны» (1967).

Особое место в изучении подвигов земляков занимает подвиг женщины [9, 11]: «Девушки Прикамья в годы Великой Отечественной войны» (1971), «Женщины в годы Великой Отечественной войны (по материалам Пермской области)» (1985).

Изучение истории подвигов своих земляков, на наш взгляд, позволяло студентам более глубоко чувствовать и понимать значение Великой Победы, воспитывало патриотические чувства молодого поколения, что для послевоенного периода стало одной из самых значимых задач образования. Самостоятельное изучение и анализ не просто эмоциональных суждений, а фактов и цифр дает молодому поколению представление о вкладе их региона в общую Победу.

Ещё одной из тем, которым были посвящены студенческие научные работы, стала тема литературных произведений о войне, в том числе народных. Так, в отчетах разных лет, мы встречаем такие темы [7, 8, 9, 10, 11]: «Советские массовые песни литературного происхождения в фольклоре Великой Отечественной войны» (1970), «Частушки Великой Отечественной войны» (1970), «Художественное воплощение темы Великой Отечественной войны в творчестве Ю. Яковлева» (1978), «Советский человек на войне» (по произведению А. Баяндина «Сто дней, сто ночей» (1978), «Идейно-художественные особенности романа Б. Васильева «Завтра была война» (1985), «История отдельных периодов Великой Отечественной войны в мемуарно-исторической литературе» (1985). Известно, что творчество помогало советскому народу поддерживать моральный дух в самые трудные военные годы. Велика роль художественных произведений, многие из них не только знакомят людей с событиями войны от строчки к строчке, но и становятся основами фильмов. Изучение произведений о Войне и Победе позволяло студентам познавать историю страны и историю конкретной личности через анализ художественных средств.

Студентам педагогических вузов был интересен и процесс развития образования в период Великой Отечественной войны. На страницах отчетов мы можем встретить научные исследования по таким темам [9, 11, 12]: «Воспитание молодежи в годы Великой Отечественной войны» (1961), «Глазовский педагогический институт в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны» (1963), «Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны», «Советская школа в годы Великой Отечественной войны» (1983), «Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе города Перми в годы Великой Отечественной войны» (1985). На наш взгляд, изучение таких тем позволяло студентам не только знакомиться с историей развития образования в военный период, но и анализировать современное на тот период образование, его проблемы и их причины, что, несомненно, является важным для современного педагога.

Студенты-исследователи и их научные руководители обращались и к изучению состояния узких предметных областей в период Великой Отечественной войны. Так, среди тем научных исследований, мы можем встретить такие темы [11]: «Советские физики в Великой Отечественной войне» (1985), «Радио в Великой Отечественной войне» (1985), «Химическая промышленность Пермского края в годы Великой Отечественной войны» (1985). Изучение таких тем помогало будущим учителям-предметникам познакомиться с историей развития их дисциплины, сравнить состояние определенной науки в стране в военное и мирное время. Это, с одной стороны, давало представление не только о военных и трудовых, но и о научных подвигах советского народа, с другой, позволяло увидеть развитие промышленности в военные годы и годы реконверсии.

В студенческих работах мы также можем увидеть отражение политических событий 70-80 гг., когда начался процесс фальсификации истории. Тематика студенческих работ показывает нам, что молодёжь готова защищать историю войны, говорить о значимости Победы на мировом уровне [11]: «Международное значение Победы советского народа в Великой Отечественной войны» (1985), «Борьба против буржуазных фальсификаторов истории Второй мировой войны» (1985), «Критика некоторых концепций американских фальсификаторов истории Второй мировой войны» (1985). Формулировки тем дают нам возможность судить об обеспокоенности Советского Союза в «переписывании» истории Второй мировой войны.

Анализ показывает, какой богатой была тематика научных исследований студентов, посвященная Великой Отечественной войне. На наш взгляд, все обозначенные темы актуальны и по сей день. 2020 год в России в целях сохранения исторической памяти объявлен Годом памяти и славы [14]. Современная научно-исследовательская деятельность студентов также может стать одним из важных инструментов воспитания патриотических чувств, как это было в послевоенный период. Задача студенческой науки нашего времени – студенческих научных обществ, кружков, их научных руководителей – продолжить изучение и охранение истории Великой Победы.

 

Литература:

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961) / Под ред. Ф.Г. Панчина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. – М.: Педагогика, 1988. 

2. Сысоев М.И. Формирование партией многонациональных учительских кадров в годы четвертой пятилетки / Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. 1970. Т. 418.

3. Отчёт о работе СНО ГГПИ за 1949 год / Центральный архив Нижегородской области, Фонд 2734, опись 8, ед. хр. 193, Л. 6-8. 

4. Историческая справка к описи 8 Фонда 2734 / Государственный архив Пензенской области (ГА ПО), Фонд 2734, опись 8, Л. 4-6.

5. Захарищева М.А., Голубева И.А. Тематика научных исследований студентов 50-80 гг. XX века: исторический аспект и современный взгляд // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей / науч. ред. и сост. Н.А. Асташова – Брянск: РИО БГУ: Изд-во «Полиграм-плюс» – 2019. – С. 149.

6. I-ая студенческая научная конференция, посвященная 400-летию добровольного присоединения Удмуртии к России, программа, 1958 г. / Центр истории ГГПИ.

7. Документы (списки, отчеты и др.) о работе студенческих научных обществ и кружков за 1961-1968 гг. / Государственный архив Пермского края, Фонд 420, опись 1, ед. хран. 516А, Л. 8-12.

8. Документы (программа, справка) о работе студенческого научного общества в 1969-1970 учебном году / Государственный архив Пермского края, Фонд 420, опись 1, ед. хран. 2121, Л. 3 -35. 

9. Документы (программа, справка) о работе студенческого научного кружка кафедры истории КПСС за 1971 год / Государственный архив Пермского края, Фонд 420, опись 1, ед. хран. 2127, Л. 29.

10. План и отчет о работе студенческих научных обществ и кружков на 1978 год / Государственный архив Пермского края, Фонд 420, опись 1, ед. хран. 3166, Л. 33.

11. Планы и отчеты о работе студенческих научных обществ и кружков на 1985 год / Государственный архив Пермского края, Фонд 420, опись 1, ед. хран. 3182, Л. 37.

12. Студенческая научная конференция, программа 1963 / Центр истории ГГПИ.

13. Студенческая научная конференция, программа 1967 / Центр истории ГГПИ.

14. Указа Президента РФ от 8 июля 2019 г. № 327 "О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы".

УДК 94(47+57)

Гоманенко О. А.

Канд. ист. н., доцент ВолГУ (Волгоград, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАЛИНГРАДА)

Аннотация. К концу 1930-х гг. среди вузов особое место занимали педагогические и учительские институты. В это время уже была создана и отработана программа подготовки педагогических кадров, соответствовавшая нормам социалистического воспитания. В Сталинградской области накануне Второй мировой войны действовало четыре педагогических вуза. В годы войны студенты активно участвовали в трудовой деятельности тыла, оборонительном строительстве или уходили добровольцами в Красную армию. С началом Сталинградской битвы вузы эвакуировались, а образовательный процесс прерывался. Помещения вузов были либо разрушены бомбардировками противника, либо переданы под военные госпитали. С окончанием сражения студенты активно включились в возрождение города. В процессе восстановления вузовской сети Сталинградской области огромную роль сыграла всенародная помощь, шефская помощь сталинградских предприятий и воинских частей. Несмотря на то, что Сталинградская битва нанесла огромный ущерб учреждениям образования, в течение 1943 г. учебный процесс в педагогических институтах возобновился в полной мере.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинградская битва, педагогическое образование, история, обучение, восстановление.

К концу 1930-х гг. комплекс высших учебных заведений, выпускавших высококлассных специалистов для каждой сферы народного хозяйства являлся вершиной системы народного образования в СССР. И среди вузов особое место занимали педагогические и учительские институты, готовившие преподавательские кадры для всех звеньев образовательной цепи.

В течение 1930-х гг. была организована сеть педагогических институтов на базе педагогических и других факультетов университетов. В 1932 г. вышло Постановление ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» [1], что способствовало увеличению учебных заведений. В это время вводилось обязательное всеобщее семилетнее образование. С его введением получили развитие и учительские институты. Впоследствии они были реорганизованы в педагогические институты и училища. С середины 1930-х гг. проводилась подготовка учителей в заочной и вечерней форме обучения. Обеспечению соответствующими научно-педагогическими кадрами способствовало Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой» [2].

Главная идея развития советской школы заключалась в создании единой общеобразовательной трудовой политехнической школы. Политика в этой области была направлена на максимальный охват всего населения образованием и предоставление равных прав на обучение всех детей страны. Всесторонняя государственная поддержка образования позволила его сохранить даже в годы Великой Отечественной войны. Также в СССР постоянно увеличивались различные виды учебно-воспитательных учреждений. Развитие образования и воспитания было направлено на создание достаточно результативной системы подготовки преподавателей. Вместе с подготовкой высококвалифицированных профессиональных педагогических кадров государство создавало достаточно мощную и эффективную систему образования мирового уровня.

Однако в работе советской образовательной системы были и существенные недостатки. Зачастую присутствовал формализм и бюрократизм в решении возникавших трудностей в образовании. Подготовка педагогических кадров соответствовала нормам социалистического воспитания. Но потеря многих духовных и нравственных ценностей создавала неоправданный разрыв с историческими корнями и т.д.

Учительские институты готовили воспитателей дошкольных учреждений, учителей младшей школы, а также пионервожатых. Будущие учителя проходили длительную педагогическую практику, а также изучали различные специальные предметы. Основными учебными дисциплинами являлись такие как: педагогика, психология, методика преподавания, анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена и др.

Педагогические университеты и институты осуществляли подготовку учителей средней школы. Помимо базовых предметов читались профилирующие дисциплины по выбранной специальности. Кроме этого студенты изучали целый ряд идеологических дисциплин (марксистско-ленинскую философию, политическую экономию, научный коммунизм и др.) [3, с. 250–251].

В Сталинградской области (вместе с Астраханью) в конце 1930-х гг. действовало четыре педагогических вуза. В Сталинградском педагогическом институте обучалось около 850 студентов. В Астраханском педагогическом институте проходило обучение более 370 человек. Свыше 560 студентов училось в Сталинградском учительском институте, входившем в состав Сталинградского педагогического института. Около 740 человек обучалось в Астраханском учительском институте, который входил в состав Астраханского педагогического института [4, с. 98].

Астраханский педагогический институт открылся 1 октября 1932 г. Он должен был готовить кадры учителей для неполных и полных средних школ. В его составе первоначально находилось четыре факультета: социально-экономических наук, физико-математический, русского языка и литературы, калмыцкого языка и литературы. Факультет калмыцкого языка и литературы просуществовал в стенах института до 1933 г., когда на его базе возник Калмыцкий педагогический институт республиканского подчинения. В 1934 г. Астраханскому пединституту присвоили имя С.М. Кирова. В 1933/1934 учебном году был закрыт социально-экономический факультет. В 1935 г. при пединституте был открыт Астраханский учительский институт. В его состав вошли четыре отделения: физики и математики, естествознания, исторического, русского языка и литературы. С 1934 г. при пединституте начали свою работу вечернее и заочное отделения. В 1937 г. вечернее отделение появилось в Учительском институте. В этом же году в пединституте заработали курсы по подготовке преподавателей иностранных языков. Курсы длились два года и открылись на базе отделений английского и немецкого языков [5, л. 1-2, 6-7].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.06 с.)